«Здесь всё от меня зависит!»
04.10.2017 17:13
«Здесь всё от меня зависит!»Николая Скоробогатова называют актёром эпизода. Несмотря на это, его роли, а всего он снялся более чем в пятидесяти фильмах, – всегда яркие, запоминающиеся. Особенно часто вспоминают артиста по крылатым фразам, которые произносят его герои. Например, Прохор Борисович из фильма «Васса»: «Такой портвейн, какого даже сами португальцы не нюхали!» А ещё дворник Тихон из «Двенадцати стульев»: «Кому и кобыла невеста». И, конечно, кузнец Степан из «Формулы любви»: «Любовь у них, Фимка, – «амор». И глазами так…» Он скончался тридцать лет назад. Но до сих пор о жизни актёра, к сожалению, известно крайне мало.

Чтобы люди смеялись

Дочь артиста Ольга Николаевна удивляется, откуда у отца ещё в раннем возрасте могла появиться любовь к театру. Ведь родители Николая Скоробогатова были далеки от искусства: папа, Аркадий Иванович, – железнодорожник, мама, Александра Ивановна, – домохозяйка. Семья жила в городе Вязьме Смоленской области, где 19 декабря 1923 года родился мальчик Коля.

Учась в школе, Скоробогатов часто бегал в местный драматический театр. Его заприметили и стали приглашать на маленькие детские роли. А уже в 17 лет юношу взяли в штат вяземского театра, во вспомогательный состав.

Когда началась война, семья Скоробогатовых эвакуировалась в Сталинград. Там Николая приняли в труппу Театра юного зрителя. Одно время театр был закрыт, и артист подрабатывал кладовщиком на военном складе.

В марте 1942 года Скоробогатова призвали в армию, он попал на фронт, воевал как стрелок воздушно-десантного полка. К слову, лишь через много лет, в 1985-м, артист получил награду за службу – орден Отечественной войны II степени.

– Папа не любил рассказывать о войне, – вспоминает Ольга Николаевна Скоробогатова. – Впрочем, как и многие, кто там побывал. И это понятно. Знаю только, что он между боями выступал перед сослуживцами. Пытался сделать так, чтобы люди не падали духом и даже в такое страшное время смеялись. Он вообще всю жизнь был весёлым человеком.

Вернувшись с фронта в 1945-м, Скоробогатов поступил в московское Театральное училище имени Щепкина, на курс народной артистки СССР Веры Пашенной.

– Он рассказывал, что Вера Николаевна была строгим человеком, – говорит Ольга Николаевна. – Поначалу приходилось сложно – он ведь только что с войны, в училище пришёл в военной форме. Адаптироваться непросто. Но постепенно освоился. Так учился, что Пашенная осталась им довольна и часто хвалила.

За свою жизнь Николай Скоробогатов работал на разных площадках: в московском Театре Сатиры, во Втором драматическом театре Группы советских войск в Германии, в Театре-студии киноактёра, Московском гастрольном театре комедии. Кстати, там-то в 1957 году он познакомился со своей будущей женой – актрисой Надеждой Константиновной Новичковой.

– Случился так называемый служебный роман, – смеётся дочь актёров. – Помню, родители мне рассказывали, как мой будущий папа вызывал мою будущую маму на свидание. Они же много гастролировали, жили в гостиницах. И вот Николай Аркадьевич, когда звал Надежду Константиновну погулять, пел у её гостиничного номера: «Раскудря-кудрявая девчонка, что обходишь ты меня сторонкой? И не глядишь ты на меня?» Помните, из фильма «Случай на шахте восемь»? Конечно, мама не могла не влюбиться в Скоробогатова. Знаете, они всю жизнь очень любили друг друга, в их отношениях всегда были только теплота, уважение и дружелюбие.

Дочь у Скоробогатовых родилась спустя пять лет после знакомства. Кстати, любовь к театру досталась Ольге Николаевне по наследству – она окончила театроведческий факультет ГИТИСа и сегодня работает заведующей литературной частью «Независимого театрального проекта».

– Из детства помню, что в воспитании мама была строже, чем папа, – говорит Скоробогатова. – Он часто привозил мне подарки со съёмок, гастролей. Потом начал ездить за границу и привёз однажды – то ли из Болгарии, то ли из Германии – большую сумку, в которой лежали разные игрушки, красивая детская одежда, какие-то зарубежные вкусности. Тогда в нашей стране это было в диковинку. И папа тратил на это те небольшие суточные, которые выдавали советским артистам. А ещё всегда привозил много книг.

Николай Аркадьевич очень любил читать. К тому же сам обладал литературным даром, написал несколько киносценариев. Правда, ни по одному из них фильм так и не сняли. Говорят, цензура не пропускала. А ещё у артиста было особое увлечение – он коллекционировал карикатуры. Их присылали Скоробогатову из разных стран. В семье до сих пор осталось несколько огромных альбомов с карикатурами.

– Папа был разносторонним человеком, – продолжает рассказ Ольга Николаевна. – Например, любил шить – брюки, шорты, какие-то вещи мне и маме. Всё это делал по газетным и журнальным вырезкам. Прекрасно готовил. Помню, однажды привёз с гастролей из Ташкента абрикосы. Чтобы не испортились, сварил варенье. Ну как же это было вкусно! Мама потом говорила, что никогда в жизни не пробовала такого восхитительного абрикосового варенья.

А что вы, собственно, хотите увидеть?

Его дебют в кино состоялся в 1951 году в комедии режиссёра Владимира Петрова «Спортивная честь». Ныне забытый фильм в те годы пользовался большим успехом у зрителей. Однако на Скоробогатова, исполнившего эпизодическую роль радиослушателя на вокзале, тогда вряд ли кто-то обратил внимание.

В последующие десять лет он также не сыграл ничего примечательного. На экране появлялся крайне редко и исключительно в малозначимых эпизодах, таких как хулиган в фильме «Случай на шахте восемь» или стражник в фильме-сказке «Звёздный мальчик».

Сниматься регулярно Николай Скоробогатов стал со второй половины 60-х. Его первой заметной работой была роль в психологическом детективе Ивана Лукинского «Взорванный ад». Действие фильма разворачивается в годы Великой Отечественной войны в немецкой диверсионной школе. Скоробогатов сыграл бывшего директора леспромхоза, старшего лейтенанта Лифанова, попавшего в плен и согласившегося на сотрудничество с фашистами. Однако эта работа особо ничего не изменила в кинокарьере Скоробогатова – он по-прежнему продолжал сниматься в небольших ролях: милиционер в фильме «Три дня Виктора Чернышёва», судья в шпионском фильме «Ошибка резидента», завсегдатай ипподрома в фильме «Сотвори бой», председатель колхоза Иван Иванович в «Деревенском детективе».

– Николай Скоробогатов сыграл начальника депо Голованова в социальной драме Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе «Остановился поезд», – рассказывает известный киновед Вячеслав Шмыров. – Это была одна из наиболее приметных ролей артиста в кино, которая сделала его фигурой заметной, даже актуальной. Ведь фильм почти неприкрыто и очень остро по тем временам говорил о кризисе брежневской эпохи. Фильм вышел в августе 1982 года, а в ноябре Брежнев умер. Во ВГИКе, где я тогда учился, телевизоры, транслировавшие похороны, расставили прямо в коридорах, и народ от них не отлипал. И вдруг я увидел Николая Скоробогатова, который, чтобы лучше видеть, с ногами влез на стул. Я смотрел на него и думал: а что, собственно, хочет увидеть актёр, если в фильме «Остановился поезд» он и его коллеги уже рассказали, что будет с нами и страной дальше?

«А зачем нам кузнец?»

По-настоящему узнавать Николая Скоробогатова начали после таких популярных ролей, как дворник Тихон и кузнец Степан Степанович из фильмов Марка Захарова «Двенадцать стульев» и «Формула любви». Кстати, последние двадцать лет жизни Николай Аркадьевич играл в театре «Ленком».

– К своей популярности папа относился спокойно и с иронией, – вспоминает дочь артиста. – Правда, часто его узнавали не как актёра, а как какого-нибудь знакомого. «Где же мы с вами парились?» – спросил однажды незнакомый мужчина. Кто-то видел в нём соседа, кто-то – продавца и так далее. Лицо у папы было, что называется, из народа. Поэтому для всех он был своим. Наша семья была хорошо знакома с певицей Ириной Архиповой. И вот однажды, через несколько дней после каких-то общих домашних посиделок, папа идёт по улице Герцена. Вдруг к нему подбегает женщина, которая видела его у Архиповой: «А что же вы не поёте сегодня арию Каварадосси?» На что папа сразу находится: «Не в голосе».

По воспоминаниям родных, Николай Скоробогатов был доволен своей актёрской судьбой. Никогда не жаловался на то, что ему не досталась роль. «Ленком» вообще был театром его жизни. Он сыграл в лучших спектаклях Марка Захарова, пусть небольшие, но выразительные роли, которые прекрасно принимал зритель и отмечала критика. Среди таких работ – Профос в «Тиле», Константинов в «Жестоких играх», Лебедев в «Иванове» и многие другие.

Впрочем, и в «Ленкоме» у Скоробогатова случались простои. Не всегда его утверждали и на кинороли. Например, артист пробовался на роль священника в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Но сыграл его артист Владимир Долинский.

Николай Скоробогатов любил импровизировать на съёмках. Очевидцы рассказывают, что именно у него родилась фраза «Тут всё от мине зависит!». Это случилось прямо на съёмочной площадке «Формулы любви». Будучи актёром эпизодов, Николай Аркадьевич играл и кинороли побольше. Например, очень любил артист своего алкоголика Прохора Храпова – брата главной героини в фильме Глеба Панфилова «Васса». За эту роль он получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

Раньше были артисты

В 1978 году Николай Скоробогатов исполнил главную роль в военной драме «Летняя поездка к морю» режиссёра Семёна Арановича. Этот жёсткий, предельно правдивый, лишённый какого-либо пафоса фильм поднимал тему детей в годы Великой Отечественной войны. Героями картины, действие которой разворачивалось в Архангельске в 1942 году, стали «трудные» подростки, посланные на острова Новой Земли для сбора провианта (яиц и птичьего мяса), предназначенного для жителей города. Николай Скоробогатов сыграл пожилого, опытного бригадира этих мальчишек Михаила Петровича Шестакова. Нестандартный фильм Арановича не был выдержан в идеологическом ключе. Многим чиновникам он не понравился, и его полтора года не выпускали на экраны. Но в конце концов зрители всё же смогли его увидеть и оценить по достоинству.

– Я помню, как папа рассказывал о съёмках этого фильма, – говорит Ольга Скоробогатова. – Снимали долго и трудно где-то на островах Баренцева моря. Жили там же – на корабле. Когда папа должен был улетать домой, ему подарили огромную сёмгу. Она оказалась настолько большая, что не поместилась в чемодане – наружу торчал хвост. Так вот в аэропорту его задержала милиция, подумали, что браконьер. Он и выглядел так же – небритый, в какой-то походной одежде. Потом разобрались, артиста узнали и отпустили.

Заслуженный артист Николай Аркадьевич Скоробогатов ушёл из жизни 10 июня 1987 года. Случилось это неожиданно, хотя в некоторых официальных источниках значится: «После долгой и продолжительной болезни».

– Да, он болел, но недолго, – признаётся дочь. – Ничто не предвещало. Сначала как-то резко отказала одна почка, сделали операцию. Затем – вторая… Папа работал до последнего, пока были силы, выходил на сцену. Хотя ему, конечно, приходилось сложно. Но без работы не мог, к тому же не хотел подводить театр. Сейчас, когда я работаю в «Независимом театральном проекте», часто слышу, как жалуются молодые артисты – кашель, давление, не могу выйти на сцену. Говорю: «Как же вам не стыдно! Раньше артисты работали в любом состоянии, потому что относились к театру с особой ответственностью».

Супруга Николая Аркадьевича Надежда Константиновна ушла из жизни два года назад, пережив мужа на 28 лет. Все эти годы ей было тяжело до конца осознать, что рядом больше нет любимого человека. Они прожили вместе тридцать лет и теперь покоятся на Ваганьковском кладбище.

Пётр АЛОВ

Опубликовано в №39, октябрь 2017 года