Как снимали фильм «Самая обаятельная и привлекательная»
05.10.2017 19:12
Самая обаятельнаяСередина 80-х была не самым благоприятным временем для советского кинематографа. Перестройка ещё не началась, но уже были заметны признаки кризиса, который потом отбросит отечественное кино далеко назад. Поэтому для тех лет комедия сценариста Анатолия Эйрамджана и режиссёра Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» стала весьма заметным событием.

Документ ушедшей эпохи

По нынешним меркам сюжет картины может показаться весьма банальным. Надя Клюева, девушка далеко не первой молодости и не яркой внешности, работает чертёжницей в каком-то НИИ или конструкторском бюро, каких тогда в нашей стране было великое множество (куда-то надо было пристраивать никому не нужных выпускников многочисленных институтов). И вот эта бедная Надя никак не может устроить свою личную жизнь.

Но однажды героиня встречает свою бывшую одноклассницу Сусанну, социолога и экстрасенса в одном лице, которая берётся найти для Нади завидного жениха. И вполне преуспевает. Но только вот сама Надя почему-то предпочла импозантным претендентам – скромного рядового инженера из своего же учреждения, которого прежде не замечала.

Удивительно, но сценарий остроумной комедии написал тот самый Анатолий Эйрамджан, который через несколько лет после этого фильма снимет в качестве режиссёра такие «шедевры» банальности, как «Импотент», «Бабник» и «Новый Одеон». А вот его более ранняя лента «Самая обаятельная и привлекательная» покоряет зрителя юмором, узнаваемыми ситуациями, жизненными характерами героев и, конечно, звёздным актёрским составом. Ирина Муравьёва, Татьяна Васильева, Александр Абдулов, Леонид Куравлёв, Михаил Кокшенов, Лариса Удовиченко, Александр Ширвиндт, Любовь Соколова, Владимир Носик – это именно их заслуга, что фильм снискал большой успех и выдержал испытание временем.

Сейчас «Самую обаятельную и привлекательную» можно смотреть как документ навсегда ушедшей от нас эпохи 80-х. Тех времён, когда к нам приезжали модные итальянские певцы, в употреблении были карандаши «Ко-и-нор», а покупка импортных женских сапог приравнивалась к воинскому подвигу. За давностью лет звук фильма «поплыл», а картинка выцвела. Но умельцы-реставраторы с «Мосфильма» вернули ленте натуральные цвета и очистили речь актёров от шумов.

Картине «Самая обаятельная и привлекательная» уже почти четверть века. В стране давно нет фарцовщиков, гигантских НИИ и крупногабаритных ЭВМ, которые фигурируют в этой комедии. Однако трогательная история о поисках жениха для Нади Клюевой по-прежнему нравится зрителям.

Режиссёр Геральд Бежанов вспоминал: «Я хотел снять фильм с доброй человеческой историей, милыми героями и счастливым финалом. И ещё чтобы киношные ситуации были понятны и узнаваемы в реальной жизни. Этот рецепт придумали в Голливуде, но потом о нём забыли. А я им всегда пользуюсь. Мои комедии говорят о том, как найти счастье в жизни. Для этого надо сделать всего один шаг, только сделать его надо обязательно. Историю про дурнушку Надю Клюеву, превращающуюся в прекрасного лебедя, мы придумали с моим другом и соавтором Анатолием Эйрамджаном. Надя Клюева – это собирательный образ, он ни с кого не списан».

Народ подобрался весёлый

В своей работе режиссёр пользовался проверенным творческим методом: главное – это снайперски точно подобрать актёрский состав. Тогда, считай, больше половины успеха у тебя в кармане. «Не было бы с нами Ирины Муравьёвой, – сказал Бежанов, – не было бы картины. Она уникальная актриса! И в творческом плане, и в человеческом. Муравьёва тогда была молодой, пухленькой, живой, органичной. Она жила картиной, прислушивалась ко всем моим советам, чтобы точнее сыграть роль Нади. Я мечтал ещё когда-нибудь поработать с этой актрисой, но не сложилось. И мне очень жаль, что она долго не снималась в кино».

Но поначалу сценарий «Самой обаятельной…» Муравьёвой, как говорится, не глянулся. Она тогда была звездой первой величины. За плечами огромный успех фильмов «Москва слезам не верит» и «Карнавал», а тут – банальная история, банальная героиня. Да и Бежанов – режиссёр начинающий, который до этого снял всего две довольно скромные картины.

А ведь сценарий «Самой обаятельной и привлекательной» писался специально на Ирину Муравьёву. Учитывались характер, манеры и привычки, творческие возможности актрисы. Поэтому Геральд Бежанов отступать не собирался. Сценарий он писал три недели, а за Муравьевой ходил полгода. Стоял на коленях, умолял, дежурил у Театра имени Моссовета, где актриса тогда работала. Получив очередной отказ, шёл к её мужу, режиссёру Леониду Эйдлину. И всё-таки добился согласия актрисы.
Большинство актёров для съёмок в фильме Бежанов наметил заранее, так что конкуренции между ними не было. Колебания вызывала только роль Сусанны. Об этом образе специалиста по аутотренингу и домашним пирогам он говорил с Любовью Полищук и Инной Чуриковой, но потом всё же остановился на Татьяне Васильевой. И не раз потом об этом жалел, хотя сыграла Васильева очень ярко, порой затмевая даже Надю Клюеву – Муравьёву.

Васильеву часто раздражало то, что режиссёр требовал от неё досконального соблюдения всех его требований. Однажды она пришла на площадку, абсолютно не выучив текста сцены. Для профессионала подобное недопустимо. А в другой раз и вовсе довела режиссёра до инфаркта.

Должна была сниматься сцена, когда Сусанна является на работу к Наде, чтобы «исследовать» трудовой коллектив, посмотреть на героев Абдулова, Кокшенова и Куравлёва в качестве претендентов на роли женихов. Сусанна была блондинкой. Но когда Васильева пришла на съёмки этой сцены, все ахнули. Она перекрасила волосы в ярко-рыжий цвет! Режиссёр был в шоке: «Таня, ты с ума сошла? Мы же сцену не закончили!» Та спокойно ответила: «А что такое? Я ничего не делала». – «Так это я сумасшедший?» – стал искать поддержки у съёмочной группы Бежанов.

Народ подобрался весёлый, оператор тоже решил подшутить над шефом: «Да не красила она волосы, вчера такой же снималась». Бежанов схватил камеру (а камеры тогда были огромные, весом 60 килограммов), замахнулся ею, и вдруг его настиг сердечный приступ. Камеру успели поймать, а режиссёра на «скорой» увезли в институт Склифосовского. Микроинфаркт. Почти месяц Бежанов пролежал в больнице, и, если бы он не был соавтором сценария, фильм точно передали бы другому режиссёру.

Кстати, Васильева так и не перекрасилась обратно в блондинку. Поэтому на Сусанну пришлось надеть белую шапочку. Впрочем, зрители ничего не заметили. Они были уверены, что так и задумано.

«Ну ты артист!»

Актёрский состав в картине подобрался хоть и высоко профессиональный, но довольно сложный. Конфликты у режиссёра с актёрами возникали часто. Бежанов работал по принципу: когда он пишет сценарий, то продумывает всё до мелочей, чтобы потом на съёмочной площадке не тратить зря время. И от актёров требовал, чтобы исполняли всё точно по сценарию, вплоть до запятой. Это многих раздражало, народные и заслуженные пытались импровизировать: «А давайте это выбросим! А давайте я сделаю так!» Режиссёр в ответ им говорил: «Вы варитесь в малюсенькой композиции, а я создаю партитуру».

Хотя Бежанов дружил с Куравлёвым, тот всё равно ворчал. Абдулов тоже страшно раздражался. Впрочем, это пошло на пользу его роли. У актёра всё время был недовольный и высокомерный вид. Но ведь таким и должен был быть этот «первый мачо на деревне».

А однажды Александр Абдулов очень сильно подвёл съёмочную группу. Он куда-то исчез, его телефон молчал. Оказалось, что актёр дней на двадцать улетел на Сахалин сниматься в другой картине. С роли в «Самой обаятельной…» его не сняли, но на гонораре убытки от простоя сказались.

В отличие от всех остальных исполнителей Ирина Муравьёва была самой дисциплинированной. На съёмки приходила без опозданий, с текстом, выученным до каждой запятой. Специально для фильма вместе с Володей Носиком она часто играла в настольный теннис. «Я к тому времени уже умела играть, поэтому на тренировки приходила просто так, – рассказала она. – В детстве на даче мы часто играли в пинг-понг. Так что на съёмках мне достаточно было взять в руки ракетку, чтобы всё вспомнить».

Владимир Носик совсем не умел играть в теннис. Вместе с Ириной Муравьёвой они должны были посещать в спортзале тренировки по настольному теннису. Ирина от тренировок отказалась, и он стал добросовестно заниматься с тренером. Всё шло успешно, пока на одной из тренировок Носик не подвернул ногу. Тренер посмотрел и ничего особенного не обнаружил. А на другой день нога распухла, выяснилось, что у Владимира винтообразный перелом пальца со смещением. Когда он позвонил тренеру и сказал об этом, тот ответил: «Ну ты, видно, действительно артист».

Кстати, роль инженера Гены – самая заметная работа в творческом списке Владимира Носика. До этой картины, да и после неё, его в основном приглашали сниматься в эпизодах.

На счету Татьяны Васильевой множество работ в театре и кино, но фильм «Самая обаятельная и привлекательная» принёс ей по-настоящему всенародную славу. Образ Сусанны, экстравагантного специалиста по вопросам взаимоотношения полов, стал притчей во языцех, а многие её фразы сделались крылатыми: «Не родись красивой, а родись активной», «Я женщина с шармом, не более. И никто не догадывается, что я сама себе его вылепила».

Удивительно, но, снявшись в «Самой обаятельной…» и удостоившись за роль Нади Клюевой титула лучшей актрисы года от читателей журнала «Советский экран», Муравьева не стала относиться к этому фильму лучше. Актрисе, обожавшей Тарковского и Сокурова, было стыдно сниматься в простенькой комедии с кучей незатейливых шуток. Лишь со временем она смогла оценить прелесть этой доброй и весёлой картины и теперь работу в ней относит к числу своих достижений.

Слышно, но не видно

В «Самой обаятельной и привлекательной» состоялся актёрский дебют музыканта Владимира Маркина и его трио «Трудное детство». Правда, сыграл он привычную для себя роль музыканта в кафе, где Сусанна учит Надю эффектно прикуривать. Но Маркин и его ансамбль только делали вид, что играли. На самом же деле звучала запись оркестра Фаусто Папетти. Так что Маркина в этом фильме видно, но не слышно.

А вот Ларису Долину – наоборот, слышно, но не видно. В квартире фарцовщика (эту роль прекрасно сыграл Игорь Ясулович) её голосом по телевизору поёт Аманда Лир. Когда фильм уже сняли, директор «Мосфильма» Николай Сизов приказал вырезать из картины все эпизоды с иностранной музыкой.

В советском кино не особенно обращали внимание на Международную конвенцию об авторских правах, и как раз перед окончанием съёмок комедии Геральда Бежанова один известный режиссёр «накололся» на крупный штраф за несанкционированное использование чужой музыки. Не желая кромсать картину, Бежанов бросился за помощью в объединение «Международная книга». Там ему помогли выйти на Папетти. Спустя неделю Папетти прислал свою пластинку и письмо с любезным разрешением безвозмездно использовать его музыку.

Таким же образом было получено разрешение использовать творческое наследие одного шведского ансамбля (далеко не «АББА»), песня которого звучит в машине у мужа Сусанны (Александр Ширвиндт). Вот только с Амандой Лир вышла заминка. Поэтому изображение оставили, но наложили на него голос Ларисы Долиной.

По остаточному принципу

Непросто было с выбором туалетов для героев. Тогда на «Мосфильме» не умели шить изящные костюмы, поэтому актёров просили по возможности приносить свою одежду. Для превращения Нади из дурнушки в красавицу нужны были модные вещи. Ирина Муравьёва в конце фильма появлялась в своих собственных платьях и беленькой шубке, а красная шляпа на её героине принадлежала Татьяне Васильевой.

А помните, как героиня Муравьёвой приходит на работу в кепочке с помпончиком и герой Куравлёва говорит, что Надя в ней похожа на клоуна Олега Попова? Эта была личная кепка Ларисы Удовиченко.

Вера Сотникова, игравшая подружку героя Абдулова, тоже снималась в своей одежде. Чуть ли не единственная вещь, которую шили на заказ специально для картины, – это костюм героя Михаила Кокшенова, в котором он пытался очаровать Надю.

Весь фильм сняли, не выезжая из Москвы. Кстати, стоил он всего 500 тысяч рублей – как всегда, средства на комедию выделили по остаточному принципу. Квартиры героев и конструкторский отдел снимали в павильонах «Мосфильма». А проходная была настоящей – сделали выгородку на одном из московских заводов. Здание и коридоры, в которых работают герои, тоже снимали в реальном НИИ. Притащили туда аппарат с газированной водой.

Помните, как Куравлёв заставлял Кокшенова пить газировку, чтобы та не досталась Ширвиндту? «Вода только для сотрудников института». Бедный Миша Кокшенов чуть не лопнул. А всё потому, что Ширвиндт с Куравлёвым постоянно издевались и подтрунивали над ним. Миша не выдерживал и начинал смеяться. В результате сцену сняли только с восьмого дубля, и несчастному Кокшенову пришлось выпить восемь стаканов газированной воды.

В советское время, прежде чем озвучивать картину, режиссёр должен был показать её худсовету. Собрались уважаемые люди, посмотрели и как закричат: «Катастрофа! Конец! Премии не будет!» Бежанов пошёл к тогдашнему директору «Мосфильма» Николаю Сизову: «Умоляю, оградите меня от этих людей! Дайте закончить картину, а потом судите». Сизов оказался мужественным человеком и дал добро на продолжение работы.

Фильм озвучили и снова собрали худсовет, но уже в присутствии Сизова. «Ну каково ваше мнение о фильме?» – спрашивает директор у остальных после просмотра. А они сидят и не знают, что сказать, ждут реакции начальства. Тогда Сизов встаёт, жмёт режиссёру руку и говорит: «Поздравляю! Прекрасная картина».

Что тут началось! Какие слова говорили члены худсовета! Называли Бежанова чуть ли не новым гением в советском кинематографе.

Несмотря на все трудности, картина получилась, и люди до сих пор смотрят эту комедию. «Самую обаятельную и привлекательную» купили 69 стран мира, а в Советском Союзе фильм посмотрели 80 миллионов зрителей.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №38, сентябрь  2009 года