Ад кутюр
11.10.2017 17:54
Жертвы моды

АД КУТЮРУбийства и самоубийства, наркотики и алкоголь, сексуальные отклонения, сломанные судьбы и полное одиночество. Почему всё это неизменно сопровождает людей, которые создают высокую моду? Например, великая Коко Шанель, которая фактически перевернула мир моды, прожила насыщенную жизнь – но ни мужа, ни детей, ни долгой счастливой любви у неё не было. Королева модного мира закончила свои дни в номере роскошного отеля «Риц», где жила совсем одна. Правда, Коко ушла в 87 лет, добившись всего, чего хотела. А многим её коллегам повезло куда меньше.

Ив Сен-Лоран

Французский аристократ Ив Анри Дона Матьё Сен-Лоран был увлечён модой с отрочества. В 17 лет он разделил с Карлом Лагерфельдом первое место на конкурсе молодых дизайнеров, в 21 год удостоился чести стать преемником самого Кристиана Диора и открыл собственный модный Дом, когда ему исполнилось всего 25.

Музами кутюрье были Катрин Денёв и Майя Плисецкая. Он ввёл в моду женские брючные костюмы, стиль сафари и прозрачные блузки. Его коллекция трапециевидных платьев произвела фурор, его коктейльные наряды и женские смокинги до сих пор считаются лучшими. Ни один модельер не удостоился стольких наград – и «Оскары», и беспрецедентная прижизненная выставка в музее «Метрополитен»…

Примерно с конца 1980-х кутюрье стал всё больше болеть, лечился от алкогольной и наркотической зависимости. В 2002 году, находясь в зените славы, Сен-Лоран устроил великолепное прощальное дефиле с Катрин Денёв в качестве модели, после чего покинул не только подиум, но и Европу.

Последние шесть лет жизни Ив Сен-Лоран провёл на своей знаменитой вилле Мажорель в королевстве Марокко, где единственным собеседником и свидетелем его последних дней был любимый пёс по кличке Мужик (Moujik).
У великого кутюрье нет даже могилы – согласно завещанию, его прах был развеян над великолепным садом виллы.

Джанни Версаче

Его по праву считают не только одним из самых талантливых, но, пожалуй, и самым успешным кутюрье. «Итальянский везунчик», «баловень судьбы» – так с ноткой зависти коллеги за глаза называли Версаче.

Элитная одежда и парфюмерия, часы и самые разные модные аксессуары – всё, что производил его модный Дом, носило отпечаток неповторимого стиля, созданного дизайнером. Это и барокко, и классика, и поп-арт, и даже элементы панк-культуры, – яркий и тонкий букет, который собрал талантливый итальянец.

Клиентами и друзьями Версаче были не просто знаменитости, но сверхизвестные личности, такие как принцесса Диана, Элтон Джон, Мадонна. Кстати, именно с его лёгкой руки родился термин «топ-модель». И именно он первым стал заключать с моделями долгосрочные контракты, увеличив привычные гонорары вдвое, а то и вчетверо.

Любые показы Версаче превращались в настоящие спектакли с тонко подобранной музыкой и мастерски выполненными декорациями. Облегающие платья, более чем смелые декольте, узкие брюки и мини-юбки – во всех его коллекциях женская чувственность и сексуальность выводились на первый план. Но сам мэтр никогда не скрывал, что равнодушен к дамским прелестям. 11 лет он фактически официально прожил с «милым другом» – модельером Антонио Д’Амико.
Феерический успех и славу Джанни Версаче оборвали два выстрела, произведённые неким Эндрю Кьюнененом.

15 июля 1997 года кутюрье с мировым именем упал на ступенях своего особняка в Майами, сражённый пулями в сердце и голову. Для расследования столь громкого убийства привлекли лучшие силы, и раскрыто оно было действительно довольно быстро. Правда, лишь частично.

Когда полицейские явились арестовать Кьюненена, серийный убийца – на его счету было уже восемь смертей – застрелился, унеся с собой истинную причину своего последнего злодеяния.

По некоторым данным, гомосексуалист Кьюненен зарабатывал проституцией и заказными убийствами. Возникла версия, что он расправлялся со своими бывшими партнёрами. Но в деле Версаче всё оказалось совсем не просто. Так, в предсмертной записке Кьюненена содержалось признание, что он решил покончить с Версаче как со «знаменем гомосексуализма». А это, согласитесь, совершенно не вяжется с нетрадиционной ориентацией самого преступника.

Частный детектив Фрэнк Монт раскопал иные мотивы и связи. Он выяснил, что в деле великого модельера прослеживается длинная рука итальянской мафии, ндрангеты – калабрийского преступного синдиката (Калабрия – регион на юге Италии. – Ред.).

Джанни был бедным уроженцем города Реджо-ди-Калабрия и, как полагают многие, вряд ли смог бы так быстро подняться без серьёзного начального капитала. Монт нашёл подтверждение тому, что преступная группировка ндрангета оказала Версаче серьёзную поддержку в начале его деятельности, а тот впоследствии отказался возвращать долг. Не то чтобы Джанни вступил в борьбу с мафией, но он, во-первых, препятствовал отмыванию наркоденег через свой модный Дом, а во-вторых, объявил настоящую войну подделке модных вещей, которая приносила мафии огромную прибыль. Именно ради этого кутюрье, не считаясь с колоссальными затратами, сменил свою эмблему.

Более того, оказывается, за полгода до смерти сам Версаче нанял частного детектива Фрэнка Монта и попросил провести внутреннее расследование, чтобы вычислить «мафиозного крота» среди своих сотрудников. В конце лета Джанни якобы собирался назвать на пресс-конференции имена преступников из ндрангеты.

Ещё одна тайна гибели модельера была раскрыта в 2010 году, когда в Италии вышла книга-расследование с жутким названием «Метастазы». В ней Джузеппе Ди Белла, один из членов ндрангеты, рассказал, что, хотя и без ведома Джанни, но всё же отмывка денег через его модный Дом осуществлялась. В этом же «романе» говорилось, что семейство Версаче практически регулярно покупало у мафиозных дилеров наркотики «для личного пользования». Поведал Джузеппе и о неосуществлённых планах мафии выкрасть труп Версаче и шантажировать его семью.

Так что, скорее всего, Эндрю Кьюненена просто подставили, чтобы скрыть истинного убийцу и мотивы преступления. И ещё Кьюненен не покончил с собой – мафия попросту инсценировала его самоубийство.

А за два года до расстрела Джанни Версаче выстрелы прогремели в самом центре Милана – на пороге своего офиса был убит наследник модной империи Маурицио Гуччи. В этой печальной истории мафию подозревали с первого дня, однако дело оказалось бытовым: киллера наняла брошенная обманутая супруга Маурицио – она испугалась, что вероломный муж женится на любовнице и лишит её и дочерей богатства.

Александр Маккуин

Он свёл счёты с жизнью в сорок лет, будучи на пике формы и популярности. Тело лучшего английского модельера (этот статус присуждался дизайнеру четырежды), кавалера ордена Британской империи и обладателя титула командора, обнаружили висевшим на петле из ремня в гардеробной комнате его лондонского особняка.

Как у каждого творческого человека, у гениального дизайнера были свои «пуговки», на которых держался его внутренний мир. Работа занимала большую часть его жизни, но в сердце Маккуина поселились две женщины – мать и подруга. Именно подруга, она же муза – известная лондонская модница и редактор гламурного журнала «Татлер» Изабелла Блоу. Другие леди не интересовали модельера, а вот джентльмены – очень. Однако его довольно долгая связь с кинодокументалистом Джорджем Форсайтом в конце концов закончилась, как и последовавшая за их разрывом череда коротких романов.

Не изменяли ему только Изабелла и мать, Джойс Маккуин. И когда в мае 2007 года Изабелла Блоу, уставшая от личной неустроенности, покончила с собой, Маккуин испытал страшное потрясение. Он часами сидел в одиночестве. Поговаривали, что утешался кокаином и транквилизаторами. Но спасла работа – нужно было готовить новые коллекции.

Смерть матери, последовавшая 2 февраля 2010 года, стала для модельера невыносимой потерей. Несколько дней он вообще не вставал с постели, отказывался с кем-либо говорить, хотя в разгаре была подготовка коллекции к показу. Маккуин даже не нашёл в себе сил пойти на похороны матери. За день до церемонии он написал записку: «Прошу, простите меня. Позаботьтесь о моих собаках. Я вас люблю», – и сунул голову в петлю.

За год до этого дизайнер уже пытался убить себя – принял кучу сильнодействующих лекарств, но не рассчитал дозу, и его вернули к жизни.

Семейство Труссарди

Некоторая закономерность в печальных судьбах великих модельеров, конечно, прослеживается. Есть даже мистические теории о неких семейных и «профессиональных» проклятиях. Например, злой рок преследует клан Труссарди, в котором убийств и самоубийств пока что не было, но…

Все, кто руководил семейным бизнесом, кроме самого отца-основателя Данте Труссарди, погибли в автокатастрофах.

Внук Данте Труссарди, которого тоже назвали Данте, разбился на машине в 1970 году, после чего семейный бизнес перешёл его младшему брату Николе. Именно Никола сделал модный Дом одним из самых успешных в мире.

Этот наследник Труссарди, к слову, виртуозно водил машину, но почему-то не справился с управлением по дороге из аэропорта и на высокой скорости врезался в фонарный столб, а подушка безопасности – в новеньком «Мерседесе»! – не сработала. Это случилось в апреле 1999-го, Николе Труссарди было 56.

А через четыре года его 29-летний сын Франческо влетел в фонарный столб на своём «Феррари».

Тонкая организация

Но оставим мистику в покое, ведь скорее всего объяснение всем этим трагическим историям стоит искать в другом.

Если бизнес приносит огромную прибыль и сопряжён с жёсткой конкуренцией, то всегда возникают конфликты. И чем дело успешнее, тем оно притягательнее для разных теневых структур – ведь через «чистое» предприятие очень удобно отмывать грязные деньги. И появляются стойкие связи между мафией и бизнесом, где каждый из партнёров выполняет свои функции. Таковы жёсткие и далеко не всегда справедливые законы царства золотого тельца.

Если же говорить о модном бизнесе, то стоит добавить ещё и постоянную необходимость «держать лицо» – как в переносном, так и в буквальном смысле. Нельзя пропустить пару сезонов и несколько лет не устраивать показ. Ведь даже самая блестящая коллекция быстро устаревает. Некоторое время дизайнера ещё будут вспоминать, но потом спишут в утиль. Даже великая Коко Шанель не смогла заново взять прежнюю высоту, когда вернулась в модный бизнес после десяти лет простоя. И хотя она сумела вызвать восторг публики, представив на модном дефиле свой знаменитый твидовый костюм (прямая юбка и короткий обшитый тесьмой жакет с накладными карманами), – былой славы, увы, не добилась. Также модельерам нельзя плохо выглядеть: некрасивые, не стильные, не продвинутые не удержатся на вершине.

И ещё в модном бизнесе глава Дома несёт единоличную ответственность за любую неудачу. Да, свой успех он делит с директором, помощниками, ассистентами и прочими, но провал – это только его крест. Скажем, сталелитейный магнат, узнав, что на его заводе упала производительность, уволит директора (технолога), возьмёт новых и за месяц наверстает упущенное. Но мода – совсем иная субстанция. Провальная или даже просто слабая коллекция – это несмываемое чёрное пятно на репутации кутюрье.

А модельеров год от года появляется всё больше. Есть однодневки, но и талантливых довольно много. Молодёжь буквально дышит в затылок мэтрам. Какая психика всё это выдержит? А ведь многие дизайнеры имеют нетрадиционную сексуальную ориентацию, что, как уже давно доказано, делает их душевную организацию более тонкой и менее стабильной.

Имя им легион

Было бы неправильным не упомянуть ещё нескольких «жертв моды», хотя, конечно, это не столь масштабные фигуры, как Версаче, Гуччи или Маккуин.

22-летний Том Никон, лицо британского дома «Бёрберри» и многих рекламных кампаний, накануне открытия миланской Недели моды выпрыгнул из окна квартиры своих друзей.

Одну из самых знаменитых моделей журнала «Плейбой» Дороти Страттен изнасиловал и застрелил муж, фотограф Пол Снайдер, когда они встретились, чтобы обсудить детали развода. После чего застрелился сам. Белокурой красотке Дороти было всего 20.

Руслана Коршунова (21 год), модель из Казахстана, которую в 2005 году назвали главным открытием нью-йоркской Недели моды, была лицом самых именитых брендов, появлялась на обложках «Вог» и «Элль». Она выпала из окна своей элитной квартиры на Манхэттене. И хотя полиция сочла это самоубийством, у многих остались сомнения. Во-первых, девушка не оставила предсмертной записки. Во-вторых, известно, что за пару месяцев до гибели Руслана подала в суд на одно модельное агентство, предъявив иск в полмиллиона долларов. В-третьих, британский режиссёр и продюсер Питер Померанцев провёл своё расследование и утверждает, будто Руслана посещала тренинги одной сектантской организации и в последнее время в её характере и поведении были заметны негативные перемены.

40-летнюю американскую актрису и модель Лану Кларксон застрелил знаменитый продюсер Фил Спектор, причём пытался выдать смерть женщины за самоубийство.

Брайан Бьянкини (25 лет), американский актёр и манекенщик, покончил с собой в состоянии глубочайшей депрессии.

В общем, этот пленительный мир красоты, в котором всё заманчиво и чертовски соблазнительно, таит массу опасностей. Порою смертельных.

Маша ТУРГЕНЕВА

Опубликовано в №40, октябрь 2017 года