Не перечьте воле Божьей
17.10.2017 17:24
Походите в храм, а потом уже принимайте решение

Не перечьтеДобрый день, дорогая редакция! Прошу вас адресовать моё письмо священнику Александру Дьяченко. Батюшка, может быть, вы поможете мне разобраться с точки зрения христианского учения в том, что тревожит. Я крестилась в 23 года, самостоятельно и осознанно. К вере иду с годами, постепенно. Понемногу осознаю смысл человеческого существования, ко мне приходит понимание некоторых вещей. В том числе и благодаря вашим публикациям.

А теперь о главном, что побудило меня написать вам. Весной этого года трагически погиб очень близкий и дорогой человек – мой муж. Ему было всего 44 года. Казалось, ничто не предвещало беды. Но на самом деле предвестники были.

Незадолго до случившегося мужу приснился страшный сон. Потом он начал подводить итоги жизни: детей родил, дом построил, деревья посадил, можно уже и умирать. На что я возразила, что детей надо ещё вырастить (они школьники), увидеть и понянчить внуков, так что умирать пока рано. Потом муж как-то обмолвился, что мы, я и дети, – единственные родные люди, которые у него есть. Хотя есть любящая его мама, а также отец, с которым у него были не очень хорошие отношения, но которому он помогал из чувства долга. Есть брат, с которым он почти не общался последние годы, так как тот пытался использовать моего мужа в своих интересах, не давая взамен помощи и соответствующего общения.

За два дня до гибели в дом к брату мужа залетел совёнок. А ведь птицы, залетающие в дом, – предвестники плохих известий.

Когда провожала последний раз мужа на работу, ко мне из ниоткуда пришла мысль: а вдруг я вижу его в последний раз? Но я её сразу выкинула из головы: что за глупость? И вот мне сообщили, что он трагически погиб. Перенести это было невозможно. Но кое-как, с молитвами, выжила.

Скоро полгода со дня гибели мужа, а я каждый день плачу и не могу понять, почему человек, который жил для других, а не для себя, умер так рано. Все его друзья, знакомые, соседи были в шоке и говорили: какого человека не стало, ведь так не должно было случиться. Мы, его семья, зависели от него, муж помогал матери, отцу и его новой семье, моим родителям, друзьям и знакомым. И вот его не стало. И я не могу ответить на вопрос: почему человек, в котором нуждались близкие, ушёл из жизни так рано, а другие люди, которые существуют только ради себя, не принося пользы, живут долго? Как Бог отмеривает каждому срок? Ведь и младенцы умирают, даже не успев ещё пожить на этой земле. И почему одним людям даётся смерть спокойная, а другим – со страданиями и мучениями? Я молюсь за мужа дома и в церкви, он крещёный.

Конечно, муж не был идеальным человеком, у него имелись недостатки, но он был очень заботливым мужем, отцом, сыном, отзывчивым человеком.

И неужели человек предчувствует свою скорую смерть заранее? В молодости муж говорил: «Мне бы до сорока лет дожить, больше не надо. Не хочу стать беспомощным стариком». Может быть, словами мы программируем свою жизнь? Он торопился жить, пытался за короткий период переделать много дел и сетовал, что не хватает времени.

Мы состояли в браке и прожили вместе почти 19 лет, но не успели повенчаться. Всё откладывали на потом, когда времени станет больше. Скажите, пожалуйста, отец Александр, если мы не венчаны, сможем ли встретиться в другой жизни и быть вместе? Ведь мы очень любили друг друга, дорожили друг другом, у нас двое детей.

Из письма Оксаны,
г. Петропавловск-Камчатский

Комментарий священника

Здравствуйте, уважаемая Оксана! Примите мои искренние соболезнования. Я священник и по роду своей деятельности часто соприкасаюсь со смертью. Мы не только отпеваем усопших, но и готовим людей верующих к переходу из этого мира в вечные обители. За семнадцать лет пребывания в священном сане, сотни раз проводив людей в последний путь, я до сих пор не могу к этому привыкнуть. Напротив, с годами величие происходящего, таинственность самого явления смерти, больше и больше побуждает задумываться об ответственности за нашу земную жизнь. Понимаешь насколько важно успеть сделать то, что ты должен сделать, повторяя опыт прадеда, деда и отца.

Вот на днях отпевал женщину всего тридцати пяти лет, вчера – мужчину сорока двух. Обидно, когда люди уходят до срока. Человеку должно пройти через земную жизнь и приобрести опыт. Опыт любви, который он уносит с собою в вечность. Или нелюбви. Вы правы, нам нужно успеть понянчить внуков. Ваш муж не успел, в этом его трагедия. Почему он погиб? Я не знаю. На вопрос, почему ушёл хороший человек, когда он ещё так нужен своим детям, я тоже вам не отвечу. И никто не ответит. У каждого из нас своё время.

Есть такой пример из жития преподобного Варлаама Хутынского. Преподобный Варлаам, святой ещё домонгольского периода, жил в монастыре рядом с Новгородом Великим и пользовался у его жителей величайшим к себе уважением. Он единственный из новгородцев, кто имел право остановить казнь и забрать осуждённого к себе в монастырь на пожизненное пребывание.

Однажды преподобный появился на мосту через реку Волхов, откуда казнимого должны были сбросить в воду, и заявил, что берёт его к себе. А человек тот был ужасный негодяй.

В другой раз, в схожей ситуации, святой прошёл мимо и не заступился. А казнили новгородца порядочного и явно оклеветанного врагами. Народ кричал игумену Варлааму: «Спаси, спаси этого несчастного!» А тот как будто ничего не слышал. Потом, услышав упрёки в том, что он защищает явных грешников и не помогает людям достойным, преподобный разъяснил: «Негодяй, умирая, отправляется в ад. Я знал, что казнимый разбойник был обречён на вечные мучения, потому и забрал его к себе на исправление в монастырь. Человек достойный отправлялся прямиком в Царство Небесное. Потому я и не стал перечить воле Божией».

В отличие от святых, мы с вами не проникаем в замысел нашего Творца и потому ничего внятного не скажем. Знаю, все мы призваны стремиться в Царство Небесное. Оно одно, а нас много. И путь в это Царство у каждого свой, единственный, предназначенный только одному ему. И принимать его нужно со смирением. Потому что это выше нас.

Вам же остаётся благодарить Бога, что в вашей жизни был такой достойный человек, которого вы любили и который стал отцом ваших детей. Такая наследственность дорогого стоит.

Вы печалитесь, что не успели повенчаться с любимым супругом. А всё потому, что кончина его произошла внезапно. Мы так устроены, что многие важные дела предпочитаем оставлять на потом. Не задумываясь, что этого «потом» может и не случиться. Редко кто успевает покаяться по-настоящему и подготовиться к встрече с Богом. Потому страшные смертельные заболевания, которых мы так боимся, нередко становятся для нас спасительными. Такой вот парадокс. Я вижу, как некоторые, заболевая той же онкологией, приходят в церковь. Человек понимает, что его жизнь остановилась у черты, у некоего Рубикона, который ему предстоит осмыслить и преодолеть. Он не знает, получится победить болезнь или нет, и должен быть готов ко всему. Здесь главный смысл – быть готовым дать ответ за прожитую жизнь.

Дважды я венчал семейные пары перед тем, как одному из супругов предстояло перейти в вечность. До сих пор в деталях помню эти венчания.

Текст Евангелия доносит до нас слова Христа о том, что в Царстве Небесном люди уже не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы. Хотя, по нашему разумению, ангельское бытие не мешает находиться им рядом друг с другом. И ещё мы верим в то, что всё, совершаемое нами в церкви здесь, на земле, имеет своё продолжение и в вечности. Правда, в первую очередь таинство венчания направлено на устроение нашей с вами земной жизни. Двое любящих друг друга верующих людей, соединяясь, просят Божьего благословения на то, чтобы их семья состоялась.

Человек может жить в одиночку, а может завести семью. Пути разные, но оба ведут его в Царство Небесное. В одном случае это монашество, в другом – малая домашняя церковь. В ней муж – глава и отвечает за неё перед Богом, а жена с родившимися в браке детьми – и есть спасаемая малая церковь.

Прожить жизнь, в которой каждый из супругов жертвенно заботится друг о друге и о детях, – это и есть путь нашего спасения. Воспитать детей людьми верующими и достойными является для нас с вами основной задачей и «пропуском» на Небеса.
Но вот один из венчанных супругов покинул этот мир, а другой остался. Как жить тому, кто остался, если он ещё молод и его существо требует земной любви? Апостол Павел говорит, что в таком случае не нужно распаляться, а следует вступить в новый брак. Разумеется, законный, добавим мы, и тоже венчанный в храме. Вдовцы имеют право на повторное венчание.

Всё законно, но как тогда говорить о вечности и «вечной любви»? Если любишь по-настоящему и надеешься на пребывание с любимым за пределами земного бытия, то бери на себя подвиг воздержания и оставайся один. Те супруги, которых я венчал накануне кончины их мужей, многие годы сохраняют им верность.

Для примера возьмите священнические семьи. Если священник остался один, ему нельзя жениться вновь. Матушка, овдовев, имеет право выйти замуж, однако может и оставаться одна. Но это, конечно, высота. Хотя и батюшка тоже может вновь жениться, но служить у престола ему уже непозволительно. Это то, что называется идеалом в отношениях мужчины и женщины.

Оксана, вы не успели обвенчаться с вашим мужем и спрашиваете у меня совета. Что делать, чтобы и там, на Небесах, пребывать вместе с ним? Мы спасаемся в надежде. То, что я вам сейчас скажу, – не правило и не установка к действию. Это надежда на то, что всё так и будет.

Во-первых, стать по-настоящему воцерковленной христианкой. Это значит не только соблюдать внешнюю форму и традицию – посещать служения в храме, накладывать на себя крестное знамение, соблюдать посты и так далее. Есть нечто большее. Научиться любить Бога через любовь и сострадание к ближнему. Самой стать источником света, творить добро ещё и за вашего безвременно ушедшего мужа.

Я не знаю, был ли он верующим человеком или только крещёным. Спасайте его душу молитвами и добрыми делами. Молясь о нём, вы сами будете возрастать в Духе Святом.

И, разумеется, верность. Вам предстоит хранить себя и сосредоточиться на детях. Теперь их судьба, их будущие дети и ваши внуки станут земной целью вашей жизни здесь, на земле.

Это нелегко, это подвиг. Никто не может заставить вас жить именно так. Вы имеете полное право вновь выйти замуж, но тогда как быть с вашим нынешним желанием?

Подождите немного, пусть в душе уляжется боль. Продолжайте жить так, как живёте, молитесь, ходите в храм, а потом уже принимайте решение. Помните, нет одного-единственного конкретного ответа на ваш вопрос. Есть надежда, и есть любовь, преодолевающая время и всякое расстояние. Но такая любовь – это подвиг и крест. С уважением,

протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №41, октябрь 2017 года