Снова туда, где море огней
15.11.2017 18:33
Снова туда, где море огнейПрошло 35 лет со дня премьеры на телевидении музыкального фильма «Принцесса цирка», снятого режиссёром Светланой Дружининой по мотивам оперетты Имре Кальмана. Это была вторая экранизация произведения на советском телевидении. Снятый в 1958 году фильм «Мистер Икс» режиссёра Юлия Хмельницкого с несравненным Георгом Отсом в главной роли пользовался у зрителей колоссальным успехом.

Сцены из русской жизни

1925 год случился нелёгким для Имре Кальмана – умерла от туберкулёза его жена, умный и чуткий друг. Работалось тяжело. К этому времени маэстро уже стал знаменитостью, от него многого ожидали. Оперетты «Сильва», «Королева чардаша», «Баядера», «Марица» гремели в театрах по всему миру. «Я уже написал оперетты, действие которых происходит на сцене театре, за кулисами театра и возле театра, – вспоминал он, – теперь мне хочется написать оперетту о цирке».

Судя по всему, как раз в это время Кальману в руки попадает переведённая на английский язык книга К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве», одна из глав которой называется «Цирк». В этой главе рассказывается о любви юного Кости к данному виду искусства. Он был безумно влюблён в цирковую наездницу. Однажды после представления поклялся, что, когда вырастет, станет директором цирка.

Так Кальман нашёл сразу две детали для будущей оперетты: комическую пару (студент-недотёпа Тони влюблен в юную циркачку) и фамилию директора цирка – Станиславский, что произвело странное впечатление, когда оперетта попала в Россию.
В Европе двадцатых годов, наводнённой русскими эмигрантами, «русская тема» была очень модной. Не избежали этого Кальман и авторы либретто – Альфред Грюнвальд и Юлиус Браммер.

Действие происходит в Санкт-Петербурге и Вене. Фигурой, двигающей сюжет, становится колоритный интриган, представитель дома Романовых великий князь с нелепым именем Сергиус Владимир. Впоследствии во многих зарубежных постановках это имя сократили до Владимира. А жертвами интриг князя становятся офицер русской армии, молодой гусар Федья Палинский, он же цирковой артист Мистер Икс, и вдова его дяди, княгиня Федора Палинская. Удивительно, что композитор не поинтересовался, насколько сочетается звание аристократки княгини с простоватым именем Федора.

Не менее комичны и другие имена, придуманные авторами, – полковник граф Сакусин, лейтенант гусарского полка Петрович (судя по всему, это фамилия), барон Пьер Брюсовский и другие.

Кальман написал оперетту «из русской жизни», о которой знал, мягко говоря, немного. Сюжет получился весьма неправдоподобным. Показать оригинальную версию в России было бы сложно – слишком много там нелепостей. Причём глупости видны не только в деталях. И ведь произошло это не из желания очернить, не из ненависти – Кальман как раз любил русскую музыку, особенно Чайковского. Да и его вторая жена, как известно, была русской.

Но в таком виде показывать оперетту в России нельзя. Поэтому в русских вариантах либретто действие часто переносилось в Вену или Париж, соответственно, и действующие лица из русских аристократов превращались в австрийцев или французов. К слову, благодаря русским либреттистам появилось название ресторана «Зелёный попугай», в котором происходит ряд сцен.

Мистер Икс из МГИМО

Светлана Дружинина с самого начала своей режиссёрской деятельности проявляла несомненный интерес к музыкальному кино, экранизации классических оперетт. Перед работой над «Принцессой цирка» у неё за плечами уже были удачные экранизации «Сватовства гусара» и «Дульсинеи Тобосской», а впереди маячила слава «Гардемаринов».

Обратившись к самой известной оперетте Кальмана, Светлана Сергеевна не пошла по лёгкому пути создания «Мистера Икс – 2». Её фильм принципиально не похож на своего предшественника. Поэтому и жанр был стилизован не под мюзикл, а под эстрадное ревю.

Для создания сценария Светлана Дружинина использовала оригинальное либретто и не стала перекраивать сюжет, как это сделал режиссёр фильма «Мистер Икс» Юзеф Хмельницкий, перенеся действие в Париж. В фильме Дружининой события развивались так, как их задумали авторы оперетты. Режиссёр вернула персонажам первоначальные имена. Вся партитура Кальмана практически полностью восстановлена, либретто и тексты арий близки к первоисточнику.

Есть такая поговорка: режиссёр умирает в актёре. В нашем случае это означает, что удачу или провал фильма определяет выбор исполнителей. Главный герой оперетты Кальмана – цирковой артист, скрывающий свою личность под маской Мистера Икс. Поисками актёра на ключевую роль и занялись режиссёр и её помощники.

Одним из возможных Мистеров Икс по замыслу режиссёра был Марис Лиепа, из которого получился бы превосходный и убедительный цирковой гимнаст. К тому времени он успешно снялся в фильмах «В одном микрорайоне», «Четвёртый», «Могила льва», исполнил звёздную роль в фильме-балете «Спартак». Недостаток был, пожалуй, только один – Лиепе к тому времени исполнилось уже 45 лет.

Светлана Дружинина вспоминает: «Я решила, что роль Мистера Икс должен играть Марис Лиепа. Была знакома с Марисом много лет, мы учились на одном курсе в хореографическом училище. Позвала его в свой фильм в трагический для него момент: Мариса прогоняли из театра. Но перед тем как покинуть Большой, Лиепа должен был танцевать последний раз в балете «Спартак». Он пригласил нас с мужем на прощальный спектакль. И вот в фойе Большого театра я совершенно случайно встретила удивительно красивого аристократического молодого человека, подошла к нему, представилась и предложила сниматься. Это был студент МГИМО Игорь Кеблушек. Он вначале колебался, но на кинопробы всё-таки пришёл. Несмотря на то что Игорь не был профессиональным актёром, пробы прошли успешно. Он так органично выглядел на экране, что я решила отказать Марису».

Светлана Сергеевна была поражена не только природной красотой Игоря, но и естественным благородством манер, статью и неподражаемым «заграничным» шармом. Вот как вспоминал об их встрече сам Игорь Кеблушек: «Я, голодный студент, стоял в очереди в буфет. Рядом прохаживалась интересная женщина и внимательно меня рассматривала. Было сложно не реагировать на её пронзительный взгляд. Она стала расспрашивать меня, кто я и чем занимаюсь. Потом мы снова встретились во время второго антракта. Она предложила мне прийти на пробы на «Мосфильм». Я быстро на всё согласился, лишь бы скорее вкусно поесть. После спектакля забыл о встрече. Но когда меня в общежитии разыскал её ассистент, понял, что это была не шутка».

Кеблушек, гражданин Чехословакии, учился тогда на четвёртом курсе Московского института международных отношений и вовсе не мечтал стать актёром кино. Пробы он прошёл успешно, однако в те времена утвердить иностранца на роль в советском фильме было очень сложно. Дружинина пошла на хитрость: заявила, что Кеблушек – житель Прибалтики. Что удивительно, никто не стал это проверять. А когда все бумаги были подписаны, менять что-либо оказалось поздно.

Слишком «западная» внешность

Проблемы с утверждением на роль у Дружининой возникли по поводу другой исполнительницы. Ей пришлось повоевать с худсоветом за Елену Шанину, актрису Театра имени Ленинского комсомола («Ленком»), которую режиссёр присмотрела на роль Мари. И это несмотря на то, что Шанина уже с успехом снялась в таких картинах, как «Аты-баты, шли солдаты…» и «12 стульев», исполняла главную роль в знаменитой рок-опере «Юнона» и «Авось». Конечно, приглашали её в откровенно «лёгкий», развлекательный фильм, но тем не менее чиновникам не понравилась «слишком западная» внешность актрисы.

Выбор на главную женскую роль был неожиданным. Сыграть Теодору Вердье (в фильме Дружининой – графиня Федора Палинская) режиссёр пригласила Наталью Белохвостикову. Она была известна как актриса драматического амплуа, удачно игравшая женщин с непростой судьбой, но никогда не снималась в комедии или музыкальном фильме.

Актриса вспоминала: «Я очень несерьёзно отношусь к этому жанру. И единственное, что меня зацепило, это удивительная музыка и удивительный фильм, который я в детстве смотрела каждый день, – «Мистер Икс» с великим Георгом Отсом. Эта музыка звучала во мне с семи лет. Поэтому, когда услышала её спустя годы, было совершенно невозможно сказать «нет». Но больше я ни разу не ступила на эту тропу. Мой муж хохотал, он вообще не воспринимает оперетту как жанр. А я её любила».

В фильме «Мистер Икс» все роли играли оперные и опереточные актёры, за исключением Марины Юрасовой (Теодора Вердье), за которую пела Тамара Богданова. В фильме Дружининой драматические актёры снимались под фонограмму, как это обычно и бывает в музыкальных картинах.

Студента Тони озвучил актёр, певец и автор песен Олег Анофриев, а Мари – тогда ещё мало кому известная молодая певица Лариса Долина. Их звучные, несколько «шансонные» голоса оживили каскадную пару, вернув ей изначальный опереточный колорит.

Другому актёру пришлось озвучивать даже диалоги мистера Икс – Игорь Кеблушек говорил по-русски с акцентом. Это получилось хорошо, а вот с вокальной частью вышло досадное недоразумение. Даже самому неискушённому зрителю трудно не заметить, как плохо сочетаются густой баритон солиста Большого театра Владимира Мальченко и довольно высокий тембр актёра, который говорил за Кеблушека.

То же самое случилось и с графиней Палинской. Выбор исполнительницы, которая поёт за Белохвостикову, не совсем удачен. Слишком резкий тембр сопрано Любови Ковалёвой контрастирует с мягким, вкрадчивым голосом самой актрисы.

«У меня очень низкий голос, практически бас, – вспоминала Наталья Белохвостикова. – Когда я училась в институте и мы сдавали вокал, вся кафедра хохотала над моим пением. Поэтому я его стеснялась. Помню, как режиссёр Светлана Дружинина сказала мне: «Наташа, если ты не запоёшь, я тебя перестану уважать». Мы же учили и пели все эти арии в кадре, а с экрана звучал голос артистки Большого театра Любови Ковалёвой».

Зрители неоднозначно отнеслись к этой работе Белохвостиковой. Многие считают, что актриса мало эмоциональна для такой роли, да и по возрасту старше своего «жениха», что заметно в кадре.

Иначе думает Дружинина: «Я считаю, что в этой оперетте проявилась одна из граней её большого таланта, потому что Белохвостикову все очень любят называть «драматической психологической кружевницей». А она удивительно романтическая, обаятельная и грациозная актриса. И невероятно, обольстительно женственная».

Продолжения не будет

Съёмки велись в павильонах «Мосфильма» в течение нескольких месяцев. Игорь Кеблушек тогда оканчивал четвёртый курс института, напряжённо готовился к экзаменам. Время выкраивали ночью: приблизительно в девять вечера студийная машина забирала его из общежития в Черёмушках, а далеко за полночь парня «возвращали» на то же место. Фильм заканчивали летом, во время каникул, и тогда уже было проще.

Сразу же после премьеры фильма на 24-летнего студента обрушилась невиданная слава. И причиной тому были, конечно, не актёрские способности Игоря Кеблушека, а красота и обаяние, которыми он сразил женскую половину Страны Советов. Когда Игорь оканчивал институт и готовился к государственным экзаменам, ему даже пришлось сбежать из общежития. Поклонницы не давали возможности учиться.

Но, несмотря на невиданную популярность в Советском Союзе, Кеблушек не захотел быть артистом: «Я мечтал стать дипломатом, потому что мой отец тоже оканчивал МГИМО. Это очень интересная история. Он был одним из первых чехословацких студентов, которые окончили этот институт. Там познакомился с моей мамой, она была русской. К сожалению, мама умерла ещё молодой. Это был первый брак с иностранцем после двадцатого съезда КПСС в 1956 году, и отцу пришлось просить разрешения на брак. Так что моя судьба была предопределена: отец работал крупным чехословацким дипломатом, и я пошёл по его стопам».

Весной 1983 года Кеблушек окончил институт с красным дипломом и вернулся в Прагу. Светлана Дружинина и другие советские режиссёры неоднократно приглашали его сниматься в кино, но Игорь неизменно отказывался. «Принцесса цирка» осталась для него красивым приключением, за которым не последовало продолжения.

После института Кеблушек год отслужил в армии. Потом поступил в Министерство иностранных дел, четыре с половиной года работал в Брюсселе, дипломатом в чехословацком посольстве. После разделения Чехословакии занялся бизнесом. Второй раз женат, у него три сына.

«Я получал огромное количество писем со всех концов Советского Союза, – с улыбкой вспоминает Игорь сегодня. – Должен сказать, что некоторые были весьма трогательные. Мне писали: жизнь такая сложная, поэтому мы благодарны вам и Светлане Дружининой за то, что смогли на час-другой забыть о будничных проблемах. Думаю, если фильм сыграл такую роль, это очень хорошо.

Меня радует, что в России у меня появляются новые поклонницы. Наверное, фильм часто показывают, и он вновь и вновь вызывает положительные эмоции. К тому же русские женщины и девушки очень романтичны. Как ни удивительно, интерес ко мне не угасает, несмотря на то, что фильм был снят тридцать пять лет назад».

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №45, ноябрь 2017 года