Просветлённые люди
16.11.2017 15:54
Просветлённые людиРазумные эгоисты

Не знаю, как другие мамочки, но своих детей я всегда воспринимала как загадочных существ, прибывших с другой планеты для проверки моего терпения. Они, можно сказать, родились с недоступными мне знаниями и навыками. В три года старший освоил мобильник, в четыре – компьютер. Когда ему исполнилось семь лет, он консультировал меня по всем вопросам, связанным с новейшей техникой, чинил ноутбук, проводил в квартире интернет. Пару лет назад разобрался в биткойнах и заработал на них первые карманные рубли. Младший в десять лет научился записывать музыку без инструментов, используя лишь компьютерные программы. Английский выучил, просматривая в оригинале американские мультфильмы, сериалы и научпоп.

Вместе со школьными учителями я заставляла своих детей читать Пушкина и Толстого, а они, игнорируя русскую классику, часами рассказывали мне о квантовой механике и лекциях Стивена Хокинга. Но до Лермонтова с Фонвизиным так и не добрались. Когда я билась за «Бедную Лизу» Карамзина, младший сын ответил: «Слабая дурочка. Такие люди уже давно вымерли! Зачем мне изучать их истории?»

На сотню моих требований и просьб у них находится тысяча контраргументов. И на миллион их вопросов я не нахожу достойных ответов.

Конечно, это касается не только моих детей. Общаясь с их одноклассниками, друзьями, преподавая в университете, я часто ощущала себя неудачницей. Просто потому, что я не продвинутый пользователь, технический «лох» и не знаю английский язык. Мы, родители, в глазах подростков – лузеры, которые всю жизнь работали за деньги, а не для удовольствия, на чужого дядю, а не на себя, отказывали себе во многом ради призрачного будущего.

Часто думаю: кто же из нас умнее – мы или дети? Ведь я часами размышляю, пытаясь найти ответ на их вопрос, а они за секунды найдут в интернете сто ответов на мои вопросы. Современные учёные уверены, что у нас формируется префигуративное общество – такое, в котором жизнь молодёжи настолько отличается от жизненных моделей старшего поколения, что мы просто не можем передать детям ничего практически значимого, полезного. Авторитет окончательно подорван. Пока ещё всё держится на уважении к старшим и семейных традициях, которые я разрабатывала и укрепляла годами. А дальше?

Их называют «поколение Z» или «сатори», что в переводе с японского значит просветление, умение видеть жизнь ясно и чётко – без стереотипов, навязанных условностей и законов. Поколение сатори – это чрезвычайно прагматичные, просветлённые, мудрые и одинокие люди. В отличие от нас, сорокалетних, они редко сомневаются, у них в разы меньше потребностей, зато больше возможностей.

К поколению сатори относятся люди, родившиеся в девяностых-двухтысячных годах. Сейчас им 16–27 лет, хотя некоторые учёные расширяют эти рамки.

Поколение трёх «И»

Инфантильность, изоляция, интернет. Сегодня интернет заменяет молодым людям весь мир. Уже к пяти-шести годам дети сатори, обладавшие компьютером, ноутбуком, а позднее смартфоном и планшетом, имели в распоряжении больше информации, чем было у их бабушек и дедушек за всю жизнь.

Современные подростки живут в двух мирах – реальном и виртуальном, причём виртуальный мир для них гораздо более интересный, обширный и естественный. С нашей точки зрения, они абсолютно одиноки, у них почти нет друзей. Просто у них нет потребности общаться визуально, контактировать вживую. Они с детства привыкли быть на связи со всем миром – в сети. А там – своя культура общения. Иная.

Эти дети не нуждаются в обществе. Они не ходят в гости, а когда хотят поговорить, просто открывают чат «ВКонтакте». Вместо дружеской поддержки или одобрения – лайк, вместо рассказа о чём-нибудь интересном – фотография. Общение в интернете не требует никаких затрат и усилий. Никто никого не тревожит звонком в дверь или по телефону. Когда захочешь ­– прочитаешь, когда захочешь – ответишь.

В многочисленных подростковых интернет-сообществах вы не найдёте длинных текстов. Лишь фото с коротким комментарием. Эти дети выросли на комиксах и компьютерных играх, где употребляется минимум слов. Если в школе задали прочитать длинный рассказ или роман, они не станут тратить на него время. А просто найдут в интернете и прочтут краткое изложение.

Учителя устарели

Интернет даёт такие возможности, такой невообразимый объём очень интересной информации, которого не даст даже самый умный и опытный учитель. И отсюда вырастает крупная проблема для всех родителей, чьи дети отказываются учиться или делают это крайне неохотно: учителя устарели!

«Идеалом для подростков сатори становится современный Шерлок, чей мозг обрабатывает информацию с огромной скоростью, – говорит подростковый психолог Наталья Перфильева. – Мозг современных детей также очень быстр. И подчас на уроках, особенно построенных по советским стандартам, им скучно».

Преподавание в нынешнем виде действительно устарело. В этом я убедилась лично, когда работала в Казанском федеральном университете. Я преподавала студентам телевизионную журналистику и на каждой лекции сталкивалась с тем, что телевидение для поколения сатори – вчерашний день. Молодые люди не смотрят ТВ. Его им давно и бесповоротно заменил интернет.

То же касается журналистики. Детям ничего не стоит увидеть в сети весь мир, пообщаться напрямую с любым человеком, любой знаменитостью, зарегистрированной в соцсети. Зачем им читать статьи и верить чужому субъективному мнению? Они с лёгкостью создадут своё.

Ещё одна очень важная черта поколения сатори – незамутнённый стереотипами взгляд. И скептицизм. Это мы, «старики», ещё верим телеведущим, политикам, философам. У нас есть авторитеты – Евангелие, Коран, Фрэнсис Бэкон, Боб Марли, любимая учительница Мариванна, Конституция и моральный кодекс. Поколение сатори доверяет только своей интуиции, которая у него очень сильно развита. Молодые люди мгновенно отличают правду от лжи. Просчитывают любое лицемерие. Они не покупаются даже на самую ловкую рекламу, их не убедишь примерами из литературы или мировой истории. И вера для них пустой звук. В интернете они посмотрели сто программ, высмеивающих любую религию и любого «великого мыслителя». Они вообще всё подвергают сомнению.

Да и знания для них давно не имеют большого значения.

– Что дало тебе прочтение всего Ницше и Фрейда? – спрашивает меня сын, изучивший и того, и другого за полдня по цитатам в интернете. – Ты стала счастливее? Сильнее или богаче? Что дало тебе обучение в универе? Бумажку в виде диплома? Ради бумажки ты потратила пять лет жизни. Стоило оно того?

И я понимаю, что любой ответ, который дам своему ребёнку, покажется ему лукавством.

Мы сами в этом виноваты. Сыновья насмотрелись на маму-трудоголика. Я работала в «Останкине» в девяностых и двухтысячных и прошла через все прелести телевидения: работа с шести утра до часу ночи, жизнь в условиях постоянного стресса, экстренные ночные звонки и разговор сразу по двум телефонам, начальство, которое быстро забывает о твоих заслугах и всегда имеет к тебе претензии…

И так жила не я одна, а вся страна в 1990–2000-е годы. Мы много работали, чтобы обеспечить свои семьи. Наши дети посмотрели на это и сделали логичный вывод: они так жить не хотят.

Сдайся!

Когда я спрашивала своих студентов, зачем они поступили в университет, то получала на удивление искренние ответы:
– Только из любви к родителям. Они хотят, чтобы я получил диплом. Оплачивают моё обучение. Но я знаю, что никогда не буду работать по специальности. Зачем где-то батрачить каждый день, когда можно спокойно жить, время от времени приторговывая пылесосами?

Если вам кажется, что этот студент говорит глупости, то давайте посмотрим на себя. Сколько родителей сегодня работает по специальности? Учились на врачей, учителей, инженеров, а деньги зарабатывают продавцами. Дети идут более простым и коротким путём.

– Зачем мне тратить два часа на дорогу до универа, слушать не лучших преподавателей, если я в интернете могу скачать любую лекцию любого нобелевского лауреата и за копейки купить онлайн-трансляцию с самых престижных курсов? – говорит мой сын, который слушает лекции по программированию в прямой трансляции из Сингапура. Кажется, ещё он очень хвалил южнокорейских преподавателей.

Им неинтересны даже путешествия. Театры, кино, музыка (вспомните, как мы собирали пластинки и переписывали мелодии с магнитофона) – современные подростки имеют всё, сразу и абсолютно бесплатно. В интернете.

У них в жизни только один запрос – новый, более совершенный телефон в кармане. Им не нужны карьера, личная и семейная жизнь, авторитет и даже деньги. «Лишь бы на жизнь хватило – такова задача поколения сатори», – считает психолог Елена Турлина.

Пытаясь понять собственных сыновей, я несколько лет сижу на подростковых сайтах, слушаю рэп, смотрю популярные среди молодёжи фильмы и передачи. Так я обрела не только знания, но и внутреннее спокойствие. Потому что в той информации, которую жадно глотает молодёжь из интернета, очень много мудрых мыслей. Там нет привычных стереотипов о том, что только труд на благо общества может сделать тебя счастливым, что хоть убейся, а надо вырастить сына, посадить дерево и оплатить ипотеку. Нет, ничего этого не надо!

«Многие проблемы, касающиеся самочувствия человека, решаются не через борьбу, а как раз наоборот. Сдайся. Сдайся абсолютно всему, что есть в твоей жизни. Сдача = принятие. У тебя есть мечты? Наверняка ты, так же как и я, в особенно серые дни мечтаешь стать рок-звездой или Самым Крутым Человеком На Планете Земля, вторым Джонни Синсом или Уорреном Баффетом (только на 65 лет моложе). Так вот, это вредная хрень, которая пьёт кровь. Невротические грёзы. Несбыточная глупость. Уходя в эти грёзы, человек видит огромную разницу между мечтами и реальностью, и настроение портится, а силы уходят. Когда ты выходишь из порочного круга мыслей и грёз, тебе автоматически становится лучше и ты видишь свою жизнь в более радужном свете, прекратив её сравнивать. Сдайся всему, что происходит, оно всё так и должно быть. Не гноби себя за лень, или, например, отсутствие отношений, или за что бы то ни было ещё. Откажись хотя бы на время от всех требований к себе, дай жизни идти так, как она идёт по накатанной, и увидишь, как силы начнут возвращаться. Если ты находишься в подвале, не нужно мечтать о дворце – сначала нужно обжить подвал. И в процессе обживания ты можешь уже и не захотеть ничего другого, настолько тебе будет хорошо в нём. Поэтому не нужно хотеть себе другой жизни», – так пишет в своём блоге гуру современных подростков Алексей Решетняк.

Это звучит прекрасно, но вообще-то нынешним молодым скоро придётся сменить нас. Они должны будут водить поезда, пилотировать самолёты, управлять атомными станциями, лечить людей, составлять нашу армию. Вы представляете себе армию, девиз которой – «Сдайся всему»? А хирурга, которому скучно делать операцию?

Но дело даже не в «опасных» профессиях. Молодые люди должны работать, платить соцналоги, чтобы обеспечивать наши с вами будущие пенсии. Но работать они вовсе не собираются. Многие уже сейчас бросают вузы, потому что им скучно учиться, а диплом и прочие бумажки они презирают.

Культ лени

Современная молодёжь выросла в интересные времена. Мы, их родители, обуреваемые страхами перед безденежьем, новой войной и концом света, вырастили поколение, которое само нашло таблетку от этих страхов – жить одним днём. «Жизнь нестабильна, люди непредсказуемы, а иногда и того хуже – предсказуемы. Зачем копить? Зачем строить глобальные планы и горбатиться ради лучшего будущего? Никто вам не гарантирует, что оно в принципе наступит», – пишет блогер Глеб Чернов.

«Времена, когда покупка машины являлась вопросом статуса, прошли», – жалуется Рюсё Цукахара из отдела маркетинга компании «Ниссан». Дорогие автомобили больше неинтересны молодым людям. Впрочем, скоро многое канет в Лету: дорогая одежда, яхты, виллы, круизы, роскошные свадьбы на двести человек. Жизнь на широкую ногу кажется поколению сатори смешной и глупой, оно высмеивает любые «понты» и материальные излишества. Они готовы ходить в рванине, но их не заставишь делать то, чего им не хочется.

Такой подход смешал маркетологам все карты. Ещё десять лет назад по машине, квартире и одежде можно было судить о человеке. А современные молодые тщательно выбирают только компьютер или смартфон. И совершенно неважно, подержанный ли это гаджет, купленный за пару тысяч на е-bay, или последний айфон за 100 тысяч. Главное, чтобы хорошо работал.

Их не проведёшь банальным «я в твои годы» или торгашеским «если получишь пятёрку, получишь шоколадку». Они спокойно откажутся от шоколадки.

«В обществе есть культ сильного, всесторонне развитого и вечно занятого успешного человека. Даже я зачастую не могу сесть без дела и просто отдохнуть – я чувствую вину, когда «ничего не делаю». И вот люди, затюканные этим предрассудком, встретились в интернете, поняли, что таких, как они, большинство, и вздохнули свободно, избавившись от мощного давления», – пишет Алексей Решетняк. Он предлагает молодым придумать себе пассивный или дистанционный доход, то есть зарабатывать деньги мелкими услугами. А если даже этого не хочется, то можно и вовсе смириться с перспективой висеть на шее у родственников. Они согласны жить с мамой и папой, согласны на ограничение своей свободы. Всё равно их главный мир находится в интернете, а туда мама с папой не проникнут.

Они мало курят и пьют, даже к сексу относятся безразлично. ВОЗ сообщает о снижении количества подростковых беременностей во всём мире. Они не хотят создавать семьи, не относят себя к политическим партиям, общественным организациям и религиозным течениям. «Для них характерен «синдром Питера Пэна», или «вечного ребёнка»: они не хотят взрослеть и обременять себя взрослыми обязанностями и ответственностью», – говорит психотерапевт Марк Сандомирский.

Они помножили на ноль нас, взрослых. Уже сейчас в интернете они могут заработать больше, чем их мать. Если захотят. Со школьной скамьи они что-то продают, создают странички и интернет-каналы, занимаются переводами и репетиторством онлайн.

А ещё они очень трепетно относятся к окружающей среде. Кто научил их этому – не знаю. Может быть, этот процесс запустила сама природа, спасая и их, и себя.

Как общаться с этим поколением

Будьте честны, открыты. Не торгуйтесь и не пытайтесь их подкупить. Если просите о чём-нибудь, обязательно объясняйте. Например: «Ты должен учиться, потому что…», «Прими душ, потому что…», «Позвони бабушке, потому что…» Не ждите, что они будут вас слушать и уважать лишь потому, что вы старше. Или потому что вы знамениты, богаты, чертовски привлекательны.

Никогда не сравнивайте их с другими. Для индивидуалиста сравнение с другими невыносимо. Не лишайте их компьютеров и смартфонов. В них – жизненные силы, энергия поколения сатори. Лишившись связи по интернету, они теряют почву под ногами. Не забывайте, что они «родились с компьютерной мышкой в руке». Не давите на чувство вины, долга или на совесть. Эти уловки им хорошо знакомы, они на них не отреагируют.

Конечно, не все дети такие. Синдром сатори накрыл лишь часть современной молодёжи. Есть в школах и вузах продолжатели дела своих родителей – карьеристы в хорошем смысле, победители соревнований, олимпиад. И хорошо, если ваши дети растут такими. Но жить они будут среди своих сверстников – поколения сатори. Которые заразят их отношением к жизни.

Так что неизвестно, кто нас будет лечить, возить и защищать. Будем надеяться, что новое поколение нас хотя бы закопает.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №45, ноябрь 2017 года