Убрать к утру и доложить
21.11.2017 17:49
Животное в неполной комплектации

Убрать к утру и доложитьУ каждого уважающего себя города, даже маленького, непременно есть своя изюминка. Это может быть что угодно: церковь, родившийся здесь известный человек, элементы архитектурного ансамбля XIX века или кусок бивня мамонта, хранящийся в местном краеведческом музее.

Такой изюминкой для города П. была скульптура «Лось». Говорят, сначала хотели поставить что-нибудь инженерно-промышленное. Но потом прикинули: раз скульптуру устанавливают при въезде в город, где ещё оставался лес, то лось хорошо впишется в ландшафт, символизируя связь дикой природы и достижений трудовых пятилеток.

Скульптура появилась более полувека назад. Она была выполнена из бетона, в натуральную величину, и имела все признаки пола – не только огромные ветвистые рога, но и гениталии, что для анималистических изваяний дело, в общем-то, обычное.

Памятник всем понравился. Горожане устраивали вблизи лося пикники, власти стали проводить, так сказать, в тени рогов торжественные встречи дорогих гостей и высокого начальства с обязательными хлебом-солью и народными танцами.

Но вскоре лось пал. Не от рук вандалов, не из-за урагана или инженерной ошибки, а по воле крупного областного чиновника.

Прекрасным летним днём тот возвращался из дальнего района, где был радушно принят. Солнечная погода, прекрасное настроение, быстрая «Волга» – казалось бы, сиди да радуйся. Нет же, его взгляд упал на скульптуру лося, скользнул по крупной фигуре и задержался на промежности. Нормальный человек, отягощённый жизненными проблемами и бытовыми неурядицами, и смотреть бы туда не стал – подумаешь, невидаль. Но чиновник был идеологически подкован и слыл ярым противником тлетворного влияния Запада.

Ему пришло в голову, что лосиные половые органы могут смутить жителей и гостей города, а также травмировать хрупкую психику подрастающего поколения.

– Безобразие! – произнёс он и на следующий же день собрал совещание, где требовал ответить, как долго ещё будет стоять этот срам.

Ему попытались объяснить, что это искусство и без всего, что предусмотрено природой, скульптура будет выглядеть неправдоподобно.

– Зато сейчас она выглядит ой как правдоподобно! Хорошо, что не догадались изобразить лося во время гона.

Главный архитектор города напомнил, что на фронтоне Большого театра стоит скульптура ещё большей откровенности, и услышал в ответ, что за такие сравнения партбилет на стол кладут.

Итогом совещания было решение: убрать к утру и доложить. Что именно убрать, не уточнялось, но ответственных назначили.

Исполнители долго голову ломать не стали. Ночью к скульптуре подъехал автомобиль, из него вылезли работяги и быстренько откололи лосю гениталии. Отшлифовали, затёрли, закрасили, сдали отделённые части скульптуры по описи на ответственное хранение, доложили.

Так бы всё и забылось, но чиновник попался беспокойный. Сначала в местной газете появился фельетон о тлетворном влиянии западной культуры на отдельных советских художников, в качестве примера была упомянута скульптура лося. Мол, вот до чего может довести безыдейное игнорирование тонкой грани между пошлостью и искусством.

Народ, доселе не знавший о такой новости, ринулся на поляну. Действительно, стоит лось в неполной комплектации. Это вызвало недоумение, особенно в среде интеллигенции.

Важные гости, которые прежде бывали у памятника, в очередные приезды ехидно интересовались переменами.

Тогда, чтобы выйти из положения, но не отменять своё же решение, лосю спилили рога. Объяснили просто: был памятник лосю, а стал – лосихе. Ничего страшного.

Вот только лосиха мало чем отличалась от многочисленных пасшихся вдоль дороги коров. Тем более что без рогов терялись монументальность и величие всей скульптуры. Рога приделали обратно. Остальное было решено не возвращать.

А потом пришла зима, памятник занесло снегом, и боль утраты начала утихать.

Несмотря на небоеспособность лося, к нему зачастили свадебные кортежи. За несколько последующих лет скульптура стала частью традиций. По примете, если жених закинул букет на рога, то сам будет лишён этого украшения.

Один предприимчивый кавказец попросил в администрации города разрешение поставить чуть в стороне мангал. Через неделю мангалов стояло уже пять. А место в народе стали называть «У лося».

И не было выходных, когда бы не звучали рядом с лосем тосты, не лилось рекой шампанское, не поглощался тоннами шашлык, не целовались под крики «горько!» молодые пары. Правда, случались и казусы. Некоторые неопытные фотографы, стараясь запечатлеть молодожёнов, забывали про фон, и рога лося на карточке предательски торчали над головой жениха.

А потом народ стал приезжать и в будни, и по ночам. Благо уже был построен уютный павильончик.

Так и проскочили лихие девяностые. Пару раз город даже выдавал деньги на ремонт памятника. Но потом средств стало не хватать, и обязанности по обслуживанию скульптуры передали хозяину павильона как ответственному за прилегающую территорию. Под это дело он выпросил разрешение возвести пристройку.

С лосем особых проблем не было – ну замазать сколы, обновить краску. Но шашлычнику-кавказцу оказалось неловко смотреть на неполноценное животное. Власти уже не заботились о соблюдении социалистической нравственности, и он принял мудрое, с его точки зрения, решение. Пригласил скульптора и за символическую плату и пару порций шашлыка договорился, чтобы тот восстановил историческую справедливость.

Скульптор сработал быстро и на совесть. Приехавшие ранним летним утром горожане не поверили своим глазам. А глаза детей постарались отвести в сторону или накрыть панамкой. Историческая справедливость была восстановлена в таком объёме, словно определённая часть тела лося сдавалась в аренду, а сейчас была возвращена с большими процентами.

Потом стали подъезжать свадебные кортежи, но веселье и поздравления перемежались с неизбежными скабрёзными шутками. Теперь рога лося никого не впечатляли, и кидать на них букеты никому не хотелось.

Развернулась общественная дискуссия, нужно ли оставить лосю исторический облик, но с небольшой корректировкой, или вернуть образ, привычный глазу горожан.

Но, как говорил Уинстон Черчилль, заглядывать слишком далеко вперёд – недальновидно. После этой грубой реставрации лось не простоял и недели.

Из Москвы пришли деньги на строительство дороги в коттеджные посёлки. А в том месте, где стоял лось, планировалась транспортная развязка. Тут же в администрации выяснили, что скульптура эта – и не памятник даже, а так, поделка неизвестного автора. Что-то вроде девушки с веслом или пионеров-горнистов, стоявших прежде во многих парках, а ныне канувших в небытие.

А шашлычная «У лося» осталась. Второй этаж достраивают.

Алексей ГОЛДОБИН,
г. Ижевск
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №46, ноябрь 2017 года