Россия – Родина вампиров
30.11.2017 19:13
Как снимали «Дозоры»

Россия – Родина вампиров«Ночной…» и «Дневной дозор» – фильмы необычные. С одной стороны, это блокбастеры, сделанные по всем голливудским канонам: драки, погони, спецэффекты. А, с другой, всё-таки очень русским получилось это кино! Его персонажи узнаваемы и симпатичны независимо от того, принадлежат они к светлой стороне или тёмной. Безусловно, своим первоначальным успехом «дозоры» обязаны грамотной и очень дорогой раскрутке, но мало ли мы знаем примеров, когда разрекламированный продукт сначала раздувался, а потом лопался как мыльный пузырь? С историей Антона Городецкого так не случилось. Эту сказку смотрят и будут смотреть. Потому что зрители в душе отождествляют себя с «тёмными» или «светлыми», потому что супермены в фильмах одеты не в облегающий разноцветный латекс, а в спецовки и потасканные джинсы. Да из-за прекрасной актёрской игры в конце концов. Между прочим, борьба за право экранизировать романы Сергея Лукьяненко шла между разными продюсерами. И кто знает, каким бы вышло кино, если бы не победа Первого канала.

Что посеешь, то и пожнёшь

Ещё в 2000 году права на создание фильма у Лукьяненко хотела купить одна петербургская кинокомпания. «Москва вампирская» – таким было название проекта. Снимать его должен был местный питерский режиссёр, сценарий поручили написать Ренате Литвиновой, а на роль Городецкого пригласили известного журналиста и музыкального критика Артемия Троицкого. Однако съёмки забуксовали, прежде всего из-за мизерного финансирования в 50 тысяч долларов. Как сказал автор романа, на такие деньги можно снять вампиров с клыками только из магазина приколов.

И тут на сцену вышел генеральный продюсер Первого канала Константин Эрнст, пообещавший обеспечить фильму «взрослый» бюджет в 4,5 миллиона баксов. Конкуренты, естественно, капитулировали. Сам Эрнст, понимая, что вложение таких по российским меркам крупных денег обеспечит успех фильму, на сверхприбыли всё же не рассчитывал. По его прикидкам проект должен был «отбить» затраты и принести сверху что-то около миллиона.

Через несколько месяцев после выхода на экраны «Ночной дозор» собрал около тридцати миллионов долларов, причём половину из них – за счёт зарубежного проката. Такого успеха создатели русского блокбастера не ожидали.

Кастинг

В качестве режиссёра и сопродюсера руководство Первого канала пригласило Тимура Бекмамбетова, в ту пору известного широкой публике в основном своими рекламными роликами банка «Империал» и нескольких пивных марок. Тот сразу же определил, кого взять на главную роль. Городецкого, по мнению Тимура, должен был играть актёр с красивым лицом, но хитроватыми глазами. Этим требованиям идеально отвечал Константин Хабенский. Зато на другие роли вариантов было много.

Так, светлого мага Гесера, по мнению режиссёра, должен был играть Михаил Ульянов. Но Первый канал настоял на кандидатуре Владимира Меньшова.

Зато когда Бекмамбетов выдвинул на роль Завулона актёра Виктора Вержбицкого, неоднократно появлявшегося в роликах банка «Империал», то в роли Цезаря, то Людовика XIV, то Александра I, никто возражать не стал.

Но выбор актёров не всегда зависел от воли продюсеров, некоторые звёзды сами отказывались от участия в проекте. Не захотела быть злой колдуньей, убивающей ещё не рождённого ребёночка, Лия Ахеджакова. Дмитрий Певцов, которого прочили на роль «светлого» красавчика-соблазнителя Игната, прочитав сценарий, закапризничал. Актёру не понравилось, что его герой пасует перед Светланой (Мария Порошина) – женщиной с «воронкой» на голове. Зато Гоша Куценко сразу согласился сыграть неудачливого обольстителя.

Кстати, поначалу этому персонажу отводилось гораздо большее место в первом фильме о дозорах. Одним из ключевых моментов должен был стать поединок между Игнатом и ведьмой Алисой (Жанна Фриске). По сценарию Игнат побеждал Алису, но потом как галантный кавалер подавал руку упавшей, после чего та коварно его убивала. Сцена была снята, но Куценко, в последний момент узнавший, что у фильма будет продолжение, захотел сняться и в нём. Режиссёр поддался на уговоры артиста. В результате поединок вырезали и Игнат остался жив.

А вот у нескольких псов, сыгравших завулоновского добермана, согласия на съёмку никто не спрашивал. Может быть, и зря, потому что один из дублёров – доберман певицы Глюкозы – серьёзно покусал Хабенского.

Дёшево и сердито

Но, конечно, на одном мастерстве режиссёра, оператора, актёров, «дозорное» кино так далеко бы не уехало. Современный блокбастер немыслим без компьютерных эффектов. И с этим у бекмамбетовских произведений всё оказалось в порядке.

На компьютерные чудеса ушла треть кинобюджета. Зато зритель смог увидеть поезд метро, вылетающий на проезжую магистраль, летящий и кувыркающийся фургон «Горсвета», падающую Останкинскую башню и колесо обозрения, которое катится по ночной Москве, сметая всё на своём пути.

Средствами компьютерной графики были созданы огромные полчища птиц (свыше 30 тысяч в одном кадре) и изображено пространство Сумрака, кишащее комарами. Как ни странно, но полностью смоделированным является и сражение армий Иных на мосту. Прорисовать две тысячи воинских фигур было, разумеется, и сложно, и дорого. Однако сцена с таким количеством реальных персонажей обошлась бы намного дороже. Размах, с которым снимал Бондарчук-старший, сейчас не по карману даже голливудским продюсерам.

И наоборот, драку Завулона с героем Хабенского снимали на реальной крыше дома на Басманной улице. Момент, когда главарь «тёмных» вынимает из-за спины собственный хребет, который оказывается мечом, снимали тоже без спецэффектов. И хребет, и горб, из которого он вытаскивается, являются муляжами.

В любом случае тот миллион долларов, который был потрачен на виртуальные картинки в наших студиях, в Америке оброс бы дополнительными нулями. У нас такие штуки пока обходятся дешевле, хотя и не всегда являются оригинальными. Взять хотя бы эпизод, где Завулон перекидывает через себя фургон «светлых», – это почти точная калька с голливудского «Демона Ада». Да и поведение самой будки «Горсвета», летающей по московским улицам, уж очень напоминает об автомобиле из «Людей в чёрном».

Чёрный ворон, что ж ты вьёшься…

Производством отдельных эффектов занимались несколько студий в разных городах России и Украины. Одной из самых сложных задач стало создание вихря из огромного количества ворон, которые кружат то над домом, в котором проживает «проклятая» Светлана, то над вагоном, в котором она едет. Снять необходимое количество живых птиц было невозможно. В результате на плёнку засняли только самых крупных ворон, которые быстро пролетают мимо. Для этого птиц привязывали за лапы и давали им пролететь несколько метров. Потом с помощью компьютерных программ верёвку «стирали».

Основную же массу крутящихся в вихре птиц моделировали искусственно, снимая их изображения с фотографий. В эпизоде с воронкой над жилым домом на визуализацию одного кадра уходило полтора часа. Чтобы зрительский глаз мог просто заметить вихрь, нужно было создать не меньше тридцати кадров, то есть по 45 часов работы на двухсекундное появление воронки. А таких эпизодов в фильме шестнадцать!

А когда этот каторжный труд был завершён, просмотревший полученные кадры Бекмамбетов решил, что птицы на них выглядят неестественно, неправильно машут крыльями. В итоге всё пришлось переделывать. Но, судя по результату, затраченные усилия оправдались. Виртуальное вороньё в фильме выглядит вполне реально.

Машенька и паук

Помните резиновую куклу Машеньку, которая в первой части «дозоров», помогая колдунье, бегает по квартире на паучьих лапах? Изначально её не было в сценарии. Резиновый пупс просто стоял на полке в квартире колдуньи. Но во время съёмок режиссёр решил ввести его в игру, наделив злой силой.

В ходе импровизаций появилась легенда о пауке, который с древности служит нечистой силе, а в наше время поселился внутри милой резиновой игрушки.

Создателям фильма пришлось создать компьютерную Машеньку, для чего были сделаны десятки фотоснимков пупса, каждый миллиметр его тела был измерен штангенциркулем. В результате на экран были перенесены каждая царапинка и даже пятнышко на выцветшей резине.

Из десятков разнообразных паучьих лап режиссёр выбрал особенно противные – полосатые. Да плюс велел усеять их редкими длинными волосками для пущей отвратительности.

На следующем этапе Машеньку «поставили» на ноги и «научили» ходить. Но первые шаги не удовлетворили Бекмамбетова. Он заметил, что тонкие ножки не прогибаются и не дрожат под тяжёлой куклой, а значит, не создаётся ощущение реальности. В результате доработок тело «пупсо-паука» при беге стало подрагивать и покачиваться, что вызывало у зрителя естественное омерзение.

Но это было только начало. Глядя на бегающего монстрика, режиссёр развил его образ. В результате паук появился и в битве Иных на мосту. Он там заползает под латы «светлого» рыцаря, а выползает уже из его рта.

Реклама – двигатель кино

Говорят, что более трети дохода создателям «дозоров» принесла скрытая реклама, которой пронизаны оба фильма. На самом деле это обычное дело и для западных кинокомпаний. Так, самой разнообразной рекламой – от марок оружия до брендов одежды – была напичкана знаменитая «Матрица». Джеймс Бонд в каждой своей новой картине обязательно демонстрирует новые модели автомобилей и часов.

Правда, за границей подобные коммерческие изыски регулируются законодательно. У нас же показ торговых марок в кино рекламой пока не считается. А раз так, грешно не воспользоваться дыркой в законодательстве. Так что в обеих картинах герои, не стесняясь, едят пельмени «Сам Самыч», пьют «Нескафе» и «Старый мельник», разговаривают исключительно по телефонам марки «Нокиа», подключённым к «МТС», и так далее и тому подобное. Даже пакетик «Злого сока», который опустошает «тёмный» сын Антона Городецкого, отсылает нас к известной российской марке.

Зато из зарубежных версий «дозоров» все «рекламные» сцены были безжалостно вырезаны. Да и не только они.

Экспортный дозор

Как уже было сказано, прокатные сборы, десятикратно превысившие затраты на производство фильмов, стали приятной неожиданностью даже для их создателей. Константин Эрнст говорил, что воспринимал рекламные плакаты «Ночного дозора», висящие посреди Парижа или Лондона, как сон.

Скорее всего продюсер скромничает. Фильмы изначально задумывались как «локомотив, который должен двинуть отечественное кино». И на их продвижение были потрачены немаленькие деньги. Вряд ли можно поверить, будто влиятельнейшие американские газеты, одновременно разразившиеся восторженными статьями по поводу российской премьеры «Ночного дозора», сделали это лишь потому, что бекмамбетовский фильм обогнал по сборам в России «Человека-паука».

Обыграть западного конкурента на «своём поле» не такая уж доблесть, здесь дело даже не в успешности русского проекта, а в том, что «Человек-паук» собрал в нашей стране мало денег. Но даже если рецензии в западных изданиях были проплачены российскими бизнесменами, это вовсе не умаляет их заслуг. Наоборот, рекламная раскрутка в кинобизнесе – половина дела. Может быть, даже большая половина.

Так что интерес компании «ХХ век Фокс» к детищу Эрнста – Бекмамбетова оказался вполне закономерным. Этот монстр кинематографа взялся за мировой прокат сначала «Ночного…», а потом и «Дневного дозора», но сразу потребовал адаптации фильма под восприятие западных зрителей. В результате картины несколько укоротились по времени, стали динамичнее.

Предыстория борьбы «тёмных» и «светлых» стала подробнее и понятнее, зато были стёрты все названия русских продуктов, всё равно ничего не говорящие западному потребителю. Также была полностью вырезана вся линия Игната – Куценко, всё равно Гошу тамошняя публика не знает. Разумеется, поменялось и музыкальное сопровождение. Вместо песни «Уматурман» в фильме звучат композиции популярной в Европе группы «Фидер». А в сцене, где Егор смотрит мультик про домовёнка Кузю, телекартинка заменена на «Баффи, истребительницу вампиров».

Что ещё? Зарубежный прокат российского блокбастера сопровождался напутствием от Квентина Тарантино и рекламным слоганом «Адски круто». А для того чтобы западному зрителю, не любящему фильмы с субтитрами, было легче смотреть наше кино, переводчики «Фокс» подошли к киноподписям творчески. В зависимости от ситуации и персонажей титры меняют цвет и положение. Если дублируется речь вампира, то буковки изображают капающую кровь, если задают страшный вопрос, буквы запинаются, а чтобы продемонстрировать затруднённое дыхание персонажа – превращаются в пар.

Ложка дёгтя

Нестыковки и ляпы есть в любом фильме. «Дозоры» не исключение.

В первой части дилогии это и сцена с «замороженными» людьми, один из которых моргает и шевелит пальцами, и Егор, непонятно как сменивший рюкзак в метро, и он же, подкрадывающийся к своей жертве то в шапочке, то в маске с прорезями, то опять в шапочке. Ещё поезд метро прибывает на станцию «Ботанический сад», а голос дикторши объявляет, что «Ботанический сад» будет следующей остановкой. Когда наглотавшегося свиной крови Антона Городецкого тошнит у парапета, под ним уже заранее видны красные потёки, как будто московских вампиров всегда выворачивает именно в этом месте.

А в сцене, где водитель фургончика «Горсвета» Семён погибает в поединке с американским трейлером, лобовое стекло фургона сначала разбито, а через несколько секунд опять цело. Ну и ещё всякие мелочи вроде перепутанных аэропортов «Домодедово» и «Внуково», или когда в салоне самолёта, летящего в Самарканд, сидят одни русские и ни одного азиата.

Всё это, впрочем, пустяки, которые не могут омрачить успех фильмов о войне между «тёмными» и «светлыми» магами. И хотя по западным меркам картина, сборы которой не превысили отметку в 40 миллионов долларов, относится к не слишком престижной категории Б, это тоже очень неплохо для нынешнего российского кинематографа.

Павел БУРИН

Опубликовано в №51, декабрь 2009 года