Красотка за три тысячи долларов
21.12.2017 15:09
КрасоткаНаверное, нет человека, который хотя бы раз не посмотрел фильм «Красотка» с Джулией Робертс в главной роли. Собственно, саму актрису – длинноногую, эффектную, немного несуразную, с копной непослушных рыжих волос – широкий зритель узнал именно по этой киноистории «современной Золушки». Почему-то так принято говорить, но это не совсем справедливо. Ведь настоящая Золушка, между прочим, была девушкой целомудренной.

Женщина с «Глобусом»

Голливудский фильм «Pretty Woman» (дословно – «Привлекательная женщина»), который в отечественном прокате превратился в «Красотку», в 1990 году сорвал большой куш. Только в США эту картину посмотрело более 40 миллионов человек. На съёмки и раскрутку фильма было потрачено всего лишь 14 миллионов долларов, но сумма, собранная в прокате, в 33 раза превысила изначальные расходы!

Фильм стал событием. О нём говорили и писали. Им восторгались и принимали в штыки. Но вот вопрос: почему эта тема вызвала такой резонанс?

Для тех, кто запамятовал: фильм повествует о проститутке с «золотым сердцем», в которую влюбляется роскошный миллионер в исполнении Ричарда Гира. От нахлынувших чувств проститутка вспоминает, что она тоже человек, и понимает, что в жизни не мешало бы ещё чему-нибудь поучиться, а то ведь высокий профессионализм в любовных утехах не всегда приносит счастье. Вот так вкратце.

За роль Вивьен Джулия Робертс была даже номинирована на премию «Оскар», что шокировало киноакадемиков. Заветная статуэтка в руки Робертс тогда не попала, но зато актриса получила «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. А сам фильм удостоился целой россыпи наград в США и Европе, но тоже остался без «Оскара».

Большеротая Вивьен

Конечно, «Красотка» уже стала киноклассикой. И в очередной раз пересматривая фильм, любуешься его сценами. Например, сценой в опере, где у героини Робертс случается катарсис от великой музыки «Травиаты» Верди и трагической истории куртизанки Виолетты – коллеги Вивьен по любовному цеху. Кстати, «la traviata» с итальянского переводится как «сбившаяся с пути». Удивляешься и актёрской непосредственности Робертс, которая завораживает и обезоруживает.

Один из запомнившихся эпизодов «Красотки» появился совершенно случайно – когда Эдвард (Ричард Гир) прищёлкивает пальчики Вивьен крышкой футляра с ожерельем, а девушка одёргивает руку и нервно смеётся. Оказывается, это была чистая импровизация. Гир случайно захлопнул коробку, а Робертс от неожиданности рассмеялась. Этот момент так понравился создателям, что они решили оставить его в окончательном монтаже фильма. И не ошиблись.

Но могло случиться и так, что Вивьен не была бы высокой и большеротой, а Эдварда мы бы не увидели благородно седеющим.

Режиссёр «Красотки» Гэрри Маршалл долго бился над сценарием, не до конца понимая, какая героиня ему нужна. До этого Маршалл уже снял несколько успешных мелодраматичных комедий («За бортом» с Голди Хоун и Куртом Расселом, «Джек-попрыгун» с Вупи Голдберг) и хотел этот успех закрепить. Ещё не представляя, какой должна быть Вивьен, режиссёр стал общаться с разными актрисами, делая пробные «заходы».

Джулия Робертс была приглашена на пробы далеко не первой. Поначалу Маршалл делал ставку на Молли Рингвальд («16 свечей», «Клуб «Завтрак»). Талантливая актриса, певица и танцовщица была бы, наверное, весьма интересна в роли Вивьен, но как-то не случилось. В свою очередь диснеевские продюсеры (именно студии «Уолт Дисней Компани» принадлежит эта недетская картина) активно лоббировали кандидатуру Мег Райан («Неспящие в Сиэтле», «Французский поцелуй»). Насколько известно, Райан не сошлась с продюсерами в вопросе о гонораре, да и представить себе Вивьен с бесконечно недоумённым и наивным взглядом нежной Мег режиссёру Маршаллу было весьма сложно.

Ещё в претендентках значилась Валерия Голино («Человек дождя», «Горячие головы»). Но, пожалуй, наиболее яркой несбывшейся Вивьен стала Дэрил Ханна («Уолл-стрит», «Убить Билла») – интересная блондинка с отпечатком интеллекта на челе. Но Ханна категорически отказалась от роли, посчитав, что подобный персонаж опорочит её доброе имя.

Неизвестно, жалеет ли сейчас Дэрил о своём пуританстве, но Вивьен в итоге сыграла Робертс, которую отстоял перед продюсерами сам Гэрри Маршалл. Свой выбор он объяснял так: «Скажите, кто бы ещё смог сыграть проститутку, больше напоминающую оленёнка Бэмби, грациозного и трогательно-беззащитного?» Режиссёр смог разглядеть в молодой актрисе то, чего не замечали раньше, – умение быть разной.

На роль Эдварда Льюиса кандидатов было меньше, но каких! Первым был приглашён Кристофер Рив («Супермен»). Но Рив отказался от этой роли так же, как и гениальный Аль Пачино. А было бы очень любопытно.

Предполагать, как бы вместе смотрелись Дэрил Ханна и Аль Пачино, занимательно, но бессмысленно. В классику жанра вошли Робертс и Гир.

Ричард Гир был совсем не в восторге от прочитанного сценария, он вообще не верил, что из этого может получиться приличный фильм. Но Маршалл в очередной раз нашёл индивидуальный подход к творческой личности. Он сказал Гиру, что хочет, чтобы образ Эдварда навеял зрителю воспоминания о Кэри Гранте и комедиях сороковых годов. (Кэри Грант, кстати, в «Красотке» присутствует. Вивьен смотрит в одном из эпизодов отрывок из фильма «Шарада», где играют Грант и Одри Хэпбёрн.) И тогда Ричард, до этого не игравший в комедийном жанре, согласился и очень активно принялся за работу над ролью.

Настолько активно, что в один из первых съёмочных дней режиссёр отвёл актёра в сторонку и тихо сказал: «Нет, нет, нет, Ричард. В этом фильме действует один из вас. Угадай кто?» Так были расставлены приоритеты. И главной героиней стала именно Вивьен-Робертс. Надо отдать должное Гиру, больше он этот вопрос не поднимал и «одеяло» на себя не тянул. После выхода картины это отметила и сама Джулия: «Ричард сделал это для меня, он предоставил мне возможность блеснуть, даже если это вынуждало его оставаться на втором плане. Ричард невероятно великодушен как актёр».

Позже Гэрри Маршалл ещё раз свёл в одном кадре Гира и Робертс в «Сбежавшей невесте», как бы подводя итоги истории взаимоотношений этой пары. Ведь на съёмках «Красотки» между исполнителями главных ролей пробежала нешуточная искра, которая мгновенно разожгла чувственный, но кратковременный непрофессиональный роман. Это было неизбежно, учитывая те эмоции, которые выплёскивались партнёрами перед камерой. Джулия и Ричард вскоре расстались, но сохранили прекрасные отношения и по сей день.

Погружение в образ

Во время съёмок в жизнь Джулии Робертс вошёл человек, ставший ей очень близким. Это была супруга Гэрри Маршалла – Барбара. Умная и чуткая к чужим невзгодам, Барбара стала настоящим другом актрисы.

Барбара Маршалл работала в то время в бесплатной клинике неподалёку от Голливудских Холмов, и Робертс постигала драму своей Вивьен не только с помощью бездушного текста сценария. Актриса каждую свободную минуту проводила в клинике Барбары. Она видела наркоманов, бездомных, брошенных стариков и женщин, каждая из которых могла быть прототипом киногероини. «Жрицы любви» откровенничали с Барбарой, им просто надо было выговориться. Барбара внимательно выслушивала исповеди, а Джулия подмечала детали поведения пациенток, их манеру говорить и одеваться.

Но не это главное. Главное, что эти женщины дали Робертс внутреннее понимание образа, возможность существовать в оболочке Вивьен, наполняя её смыслом. Ведь за каждой историей крылась драма. Не киношная – настоящая.

Главные второстепенные

Чем хороши голливудские блокбастеры – это тем, что даже самые маленькие роли в них играют блестящие актёры. И порой один эпизод с не главным персонажем запоминается больше, чем кульминационный момент всего фильма.

Волею судеб «Красотка» стала последней работой в жизни выдающегося актёра Ральфа Беллами («Ребёнок Розмари», сериал «Лодка любви»), сыгравшего Джеймса Морса – старого бизнесмена, которого герой Ричарда Гира в итоге раздумал разорять. Ральф Беллами был легендой американского кино, первую свою роль он сыграл в далеком 1931-м. Нельзя не признать, что одна из самых трогательных и сильных сцен в «Красотке» – это эпизод в ресторане, где Беллами-Морс снимает возникшее напряжение за столом простыми человеческими словами, видя, что Вивьен «потерялась» среди многочисленных столовых приборов и деликатесных закусок.

Ральф Беллами прожил долгую киножизнь, снявшись в 170 картинах, и ушёл из реальной жизни в 1991 году в возрасте 87 лет.

Ещё один яркий и ныне живущий актёр, сыгравший в нескольких эпизодах фильма, – Джейсон Александр («Хатико», сериалы «Все ненавидят Криса», «Друзья»). Подлый адвокат, домогавшийся Вивьен в пентхаусе Эдварда. Полноватый, лысоватый, при росте метр шестьдесят четыре Александр обладает «двухметровым» обаянием, несмотря на то, что чаще всего играет персонажей крайне антипатичных. Виртуозный мастер эпизода!

Тонкий артист и утончённый интеллектуал Гектор Элизондо («Сбежавшая невеста», сериал «Анатомия страсти») создал образ величественного метрдотеля, который по-отечески опекает Вивьен, ненавязчиво вводя её в среду обитания светских львиц.

И, конечно, Лора Сан Джакомо («Секс, ложь и видео», сериалы «Журнал мод», «Спасите Грейс»). Очаровательная и миниатюрная брюнетка, единственная подруга Робертс по фильму. Джакомо удивительно разноплановая и интересная актриса, которой с лёгкостью удаётся работать во всех киножанрах и в любых ипостасях.

Как известно, «свита делает королеву». Маршалл собрал выдающуюся «свиту» для главной красотки, которая не была бы столь привлекательна без такого великолепного окружения.

Мелочи кино

Атмосфера в кино создаётся мелочами. Иногда незапланированными, а иногда тщательно продуманными. Так, в самом начале фильма можно заметить, что некоторые неоновые буквы на отеле, где живёт Вивьен, не работали. И невинное слово «hotel» превратилось в грубое и прямолинейное «ho», что созвучно с англоязычным словом «шлюха». Безусловно, эта «мелочь» была спланирована режиссёром. А вот знаменитая красная куртка Вивьен появилась случайно. Джулии Робертс чего-то не хватало в образе, и яркий атрибут был приобретён за 30 долларов у билетёра в соседнем от места съёмок кинотеатре. С помощью дешёвой куртки сложился окончательный стиль одежды главной героини.

Скромный бюджет фильма, в котором должны были присутствовать элементы роскошной жизни миллионера Эдварда Льюиса, не позволил кинематографистам развернуться. Обходились подручными средствами. Первая встреча Эдварда и Вивьен происходит, когда Гир сидит за рулём дорогущего «Лотуса Эсприт». За неимением средств этот автомобиль был позаимствован у продюсера Нэнси Гросс.

Много было проблем с ожерельем, которое героиня Робертс надевает для похода в оперу. Это взятое напрокат украшение стоимостью в 250 тысяч долларов каждую минуту находилось под зорким оком вооружённого охранника из ювелирного магазина, который неотлучно стоял за спиной режиссёра и дышал ему в затылок, что выводило Маршалла из себя.

Самой трогательной «мелочью» было то, что Ричард Гир сам играл на рояле красивую мелодию собственного сочинения. А самой забавной – эпизод, в котором Вивьен валяется на полу и смотрит повтор старинного сериала «Я люблю Люси». Здесь Робертс хохотала навзрыд, что неудивительно, поскольку в этот момент за кадром Гэрри Маршалл щекотал ей пятки, добиваясь достоверности.

Самой несуразной «мелочью» стал знаменитый плакат фильма, где Робертс и Гир стоят, прислонившись друг к другу спинами. Дело в том, что голову Джулии Робертс прилепили к телу актрисы Шелли Мишель, специализировавшейся на эротических съёмках и выступавшей в то время в роли дублёрши для сцен-«обнажёнок» многих известных актрис. Но если «насилие» над телом Робертс ещё можно объяснить – на плакате она выглядит действительно сногсшибательно, – то ярко-коричневая шевелюра почти седого Гира смотрится странно.

Но главным дополнением к атмосфере фильма стала, конечно, музыка. Саундтрек «Красотки» признан одним из самых удачных в истории Голливуда. Наряду со специально адаптированной для картины мелодией из «Травиаты» и оригинальными композициями Питера Кокса, Билла Дееса и Ричарда Гира, в фильме звучат знаменитые песни в исполнении Натали Коул, Дэвида Боуи, Роберта Палмера и Лорена Вуд.

Популярность шведского дуэта «Роксетт» многократно возросла после того, как перед премьерой «Красотки» на телеэкраны всего мира вышел клип с композицией «Должно быть, это любовь» («It must have been love»), ставшей лейтмотивом лирической темы картины. Ну а бессмертная песня Роя Орбисона «О, красотка» («Oh, pretty woman») вдохновила Гэрри Маршалла на утверждение окончательного названия фильма.

Рекомендован к просмотру

Похоже, что студия «Уолт Дисней Компани» приобрела сценарий «Красотки» у малоизвестного молодого автора Дж. Ф. Лотона только за то, что в его первоначальной версии Вивьен Уорд с подружкой зарабатывали проституцией на поездку в Диснейленд. Такая вот заветная мечта была у девушек. Да и в целом оригинальный сценарий Лотона сильно отличался от его экранного воплощения.

По замыслу сценариста, история Вивьен никак не походила на мелодраму, скорее на чёрную комедию, где нет места слезливости и романтическим вздохам. Вивьен у него была конченой наркоманкой, не расстававшейся с кокаином, и вульгарной проституткой, а Эдвард – мрачным негодяем, который по дороге в Диснейленд выкидывает её из машины. Вдобавок сценарий пестрел матерщиной, которую в изобилии использовали в душевных разговорах главные герои. Так что никакой тебе Синдереллы и принца на белом коне. Да и само название сценария не располагало к сантиментам. Лотон назвал его просто «Три тысячи долларов». Именно эта сумма фигурирует в фильме как дань Эдварда за услуги Вивьен.

Наверное, хорошо, что не случился очередной мрачный андеграунд. Всё-таки больше хочется смотреть на чистое и светлое, нежели на угнетающее и депрессивное. «Красотка» стала фильмом-сказкой, воодушевляя верой в чудеса. Как будто речь в нём идёт не об истории дешёвой проститутки, а о заколдованной принцессе. Но Голливуд есть Голливуд, и феномен этой киноленты был настолько уникален, что даже чопорная Великобритания внесла «Красотку» в список фильмов, строго рекомендованных к просмотру.

Только вот один нюанс: после выхода картины на большой экран многие молодые девочки стали брать пример с Вивьен, всерьёз поверив в сказку.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №03, январь 2010 года