Кто окружал Виктора Цоя и что с ними стало
31.01.2018 00:00
Кто окружал Виктора ЦояВ 1990 году тысячи молодых людей восприняли смерть Виктора Цоя как смерть самого близкого и родного человека. А что стало с настоящими родственниками Цоя? Почему его отец не общается с внуком Александром – единственным сыном Виктора? Почему Александр долгое время скрывал свою фамилию и назывался Молчановым? Что за трагедию пережила сразу после гибели Цоя его мать? Почему вдова Виктора, Марьяна, незадолго до своей смерти поссорилась со всеми его лучшими друзьями? Даже после своей смерти Цой продолжает влиять на жизнь ближайших родственников.

Валентина, покажи сына!

Прадед Виктора по отцу, Цой Ён Нам, родился в 1893 году в рыбацкой деревушке, которая сегодня находится на территории КНДР. Когда в начале XX века Корею захватили японцы, многие жители страны бежали на российский Дальний Восток, в их числе оказался и прадед Виктора.

Потомки Цой Ён Нама пережили многое: войну, переселение в Среднюю Азию, где дед Виктора Цоя служил в НКВД. В Казахстане родился Роберт Цой – отец музыканта. В семье говорили по-русски, но корейским традициям следовали неукоснительно. Окончив школу, Роберт поехал в Ленинград, поступил в Военно-механический институт. Учась на третьем курсе, в 1961 году, встретил свою любовь Валентину Гусеву.

Мама Виктора, Валентина Васильевна, – коренная ленинградка, но её предки родом из Витебской губернии. Бабушка Виктора по материнской линии всю жизнь работала посудомойкой, дед – кузнецом.

Когда Валентина и Роберт познакомились, ей было 24, ему – 23. Это произошло в Новый год в посёлке Кирилловское близ Ленинграда. Туда на праздник Роберта зазвал институтский приятель. А Валя работала в селе учительницей физкультуры. Увидев светлую блондинку, жгучий брюнет обалдел. Впоследствии он вспоминал: «Стройная, заводная, с роскошными светлыми волосами, гимнастка… Она сразу стала моей, если проще сказать. И после этого, как честный человек, я должен был на ней жениться». «В Новый год мы познакомились, а 3 января он сделал мне предложение, – рассказывала Валентина. – Я тогда подумала: может, у восточных мужчин так принято – сразу брать быка за рога?» В феврале 1961-го, будучи знакомы всего месяц, молодые сыграли свадьбу.

Родители Валентины приняли Роберта как родного; в их небольшой двухкомнатной квартирке молодые и поселились. «Моя национальность Гусевых не смутила. А вот своим родным я рассказал о женитьбе далеко не сразу, боялся – могут принять в штыки, что выбрал не кореянку. Признался, только когда уже Витька родился», – откровенничает отец легенды русского рока.

Впрочем, подержать на руках новорождённого сына ему не довелось. Валя с младенцем ещё находились в роддоме, когда молодого отца отправили на институтскую практику в Львовскую область. «Всего-то и успел, что покричать под окнами роддома: «Валентина! Покажи сына в окошко!» Жена поднесла его к стеклу, и я пошутил: «Что ты мне кусок мяса показываешь?» Он был красный, крикливый, совсем ещё не похожий на человека, – вспоминает свою первую встречу с сыном Роберт Цой. – Возможно, я плохой отец. Ни первых слов сына, ни его первых шагов не помню».

Он вернулся в Ленинград лишь спустя год, устроился на завод. Валентина преподавала в школе и зарабатывала больше мужа, что очень раздражало Роберта. Да и жить под одной крышей с тёщей и тестем свободолюбивому корейцу было неуютно.

Тянет на сторону

В середине 1960-х Роберт решил купить кооперативную квартиру и уехал на заработки на Север. Валя и маленький Виктор снова остались одни. Лишь через год Роберт вернулся с тысячью рублей в кармане, и вскоре семья переехала в собственную двухкомнатную квартиру. Но сердце Роберта искало приключений, хотя мальчишке очень нужен был отец.

«В начале семидесятых Роберт поехал в колхоз на сельхозработы. Там встретил девушку Любу, на 13 лет моложе него. И когда вернулся домой, сказал мне: «Валя, я полюбил другую». Витя не хотел, чтобы отец уходил», – рассказывала спустя годы Валентина Васильевна. А вот как вспоминает свою измену отец Виктора: «Молодой мужик, немного за тридцать, вот и потянуло на сторону».

Роберт ушёл к молодой, а Валя тяжело переживала развод с мужем, но никогда не жаловалась. Она одна вырастила и воспитала Виктора таким, каким его знает и любит вся страна. Виктор учился в той же школе, где работала мать, и, как вспоминают одноклассники, часто на переменах бегал к ней в спортзал. Мать привила ему любовь к чтению и рисованию, возила в лучшую ленинградскую художественную школу. «Цой рос безотцовщиной. Никто из его друзей отца Вити не знал. Когда мы звонили ему, всегда отвечала мать», – рассказывает друг Виктора, звукорежиссёр Алексей Вишня.

В новой семье у Роберта родился сын Леонид, никогда не видевший своего знаменитого старшего брата Виктора.

Сделав несчастной Валю и старшего сына, Роберт Цой не был счастлив во второй семье. Спустя всего три года после развода с Валентиной он пришёл к ней. «Я попросил у Валентины разрешения вернуться. Она обратилась к Вите: «Хочешь, чтобы отец опять жил с нами?» Тот ответил, как всегда, спокойно-односложно: «Конечно». Люба нашла себе нового мужа, мы договорились, что я не буду претендовать на общение с Лёней, пока ему не исполнится четырнадцать. К счастью, младший сын не затаил на меня зла» – так описывает сейчас Роберт свои скитания из одной семьи в другую.

Валя приняла блудного, но любимого человека. Летом 1976 года они поженились во второй раз. Но не в последний.

Снова в загс, в третий раз

Гибель сына Валентина и Роберт восприняли по-разному. Вот как вспоминает тот трагический день товарищ Цоя, продюсер Андрей Тропилло: «Когда Витя погиб, я приехал к его родителям. В это время отец Вити переносил мешки с луком – он торговал луком, это тогда был его бизнес. Я сказал ему, что Витя погиб. Роберт Максимович отреагировали чисто по-восточному – никак. Он продолжал выносить лук».

Потеряв сына, Валентина сильно страдала. Казалось бы, муж в этот момент должен был стать опорой, но он бросил её в беде. Роберт встретил свою первую любовь, кореянку, и ушёл к ней.

«Я его за это ненавидела, – вспоминала Валентина Васильевна. – Думала: ну как можно в такой момент полюбить? Когда в доме – смерть?» «Может быть, я поступил очень подло. Потому что недавно Виктор погиб, Валентине и так было очень тяжело», – оправдывается сегодня Роберт.

Шесть лет он жил с новой женой, но и с ней расстался и снова вернулся в Вале. Редкая женщина согласилась бы принять мужчину после такого, но Валентина простила. В 2002 году они в третий раз зарегистрировали брак. «Из памяти его не могла выгнать никак. Ненависть не помогает человеку, она его разъедает изнутри», – говорила Валентина о своих отношениях с Робертом.

Они жили вдвоём вплоть до её смерти от второго инфаркта в 2009 году. А спустя год 72-летний Роберт снова женился – на 56-летней учительнице немецкого языка, кореянке Марине Хан. В 2015-м у него диагностировали рак. Чтобы оплатить лечение мужа в Израиле, Марина продала свою квартиру в Санкт-Петербурге, но денег всё равно не хватило. И тогда помогли друзья и многие поклонники Виктора – собрали нужную сумму. Израильские врачи вернули Роберта к жизни, сегодня он проводит счастливую старость с женой Мариной. Единственное, о чём сожалеет, – внук Саша, сын Виктора, с ним не общается.

Чтобы нас похоронили рядом

Первой, настоящей любовью Цоя была его жена Марьяна. Они познакомились весной 1982-го в гостях. Виктор был закомплексованным 19-летним юношей, она – на три года старше.

«Нам, признаюсь, Марьяша не слишком понравилась. Витька ещё пацан желторотый, а она постарше, успела побывать замужем. Подумали: зачем нашему парню такая старуха? Марьяна была импульсивной, напористой, необыкновенно деятельной», – рассказывает о жене Виктора Роберт Максимович. А вот как вспоминала Марьяну мать музыканта: «Витя очень любил её. Он был тонко организованным, очень ранимым человеком. Марианна совсем другая: боксёрка. Такой человек, может быть, и нужен был Вите в профессиональном плане. Когда надо было драться, он пускал её вперёд, и она делала это с удовольствием. А Витя шёл за ней и помалкивал. Но он мог от неё устать».

Марьяна и Виктор прожили вместе пять лет. Она была его музой, администратором, продюсером, гримёром, пресс-секретарём, делала всё, чтобы Цой состоялся как музыкант. Когда он «косил» от армии в психбольнице, устроилась туда уборщицей, чтобы быть рядом с любимым.

В 1985-м у них родился сын Саша. А потом Виктор охладел к Марьяне. «Мы расстались с Витей, потому что он влюбился, – рассказывала Марьяна. – В 1989 году Цой официально познакомил меня с этой девушкой. Закатил банкет в ресторане по такому важному поводу. Он не понимал, насколько мне было больно в тот момент. Но даже после расставания мы продолжали общаться с Цоем. И однажды он мне сказал: «У нас есть сын, поэтому мы всё равно останемся семьёй. Когда нас не станет, давай загадаем, чтобы нас похоронили рядом как родных людей».

Летом 1987 года Виктор ушёл от Марьяны. Пережить разрыв с любимым ей помог старинный друг, музыкант Александр Аксёнов. Он был влюблён в Марьяну много лет, а когда она осталась одна с ребёнком, стал её гражданским мужем.

Что же касается сердца Марьяны, то, как она признавалась уже в конце своей жизни, Цой был для неё главным мужчиной. Она уже три года не жила с Виктором, но когда узнала о его смерти, отнялись ноги. На фотографиях с похорон Цоя они стоят рядом: его первая женщина Марьяна и последняя – Наталья. Их и было-то у музыканта всего две. Но именно Марьяна – единственная официальная жена Виктора, хранитель его памяти. На протяжении многих лет она организовывала концерты в его честь, писала о нём книги. Чтобы единственный сын Цоя Саша не рос в бедности, Марьяна много лет боролась за право считаться наследницей Виктора с его отцом, с продюсером Юрием Айзеншписом, с музыкантами группы «Кино». Уже когда была смертельно больна, коллеги Виктора затеяли с ней мучительный судебный процесс, желая отсудить деньги за «аранжировки песен группы «Кино». «Здоровые мужики, полные творческих сил, ноют о том, что я, старая больная женщина, ворую у них деньги! Кем бы они были без Вити? «Кино» – это только песни Цоя, его тексты, его голос. Неужели его жена не имеет права на эти деньги кормить сына? Не мужики, а тряпки!» – комментировала Марьяна конфликты с музыкантами группы «Кино».

Саше она ни в чём не отказывала. Хотя отец Виктора утверждает, что Марьяна была не лучшей матерью. «Марьяша всегда могла выпить, а с новым спутником начала поддавать серьёзно. Как вдова и мать единственного Витиного сына, Марьяна захватила в свои руки все дела, связанные с наследством. Получила колоссальные деньги, купила себе шикарную дачу в Соснове, выменяла хорошую квартиру», – говорил Роберт Максимович уже после смерти бывшей невестки.

В 40 лет у неё обнаружили опухоль груди. Операция и лечение не помогли. Марьяна боролась с тяжелейшей болезнью ещё шесть лет и даже в эти годы была очень деятельной, её часто видели на сборных концертах питерских музыкантов. Всегда яркая и немного навеселе.

Однажды её спросили: «Зачем вы столько пьёте? С вашим здоровьем, наверное, нельзя». Она ответила: «Всё равно уже ничего не поправить. Нигде не поправить – ни со здоровьем, ни с… Я ведь до сих пор его люблю. Наташа вышла замуж через два месяца после его гибели. А я не могу».

Марьяна умерла в 46 лет в своей квартире, в окружении матери, сына и гражданского мужа Александра. Он не надолго пережил Марьяну – умер спустя полтора года от остановки сердца. Сейчас они все – Виктор, его мать Валентина, Марьяна и Аксёнов похоронены рядом.

В такую можно влюбиться

Эта женщина появилась в жизни Цоя в 1987 году, на съёмках фильма «Асса». Ему было 25, ей 31. Он уже был звездой русского рока, она – яркой представительницей богемы.

Наталья родилась в Болгарии в семье дипломата. Детство провела во Франции, в 1979-м окончила МГУ. «Разлогова – светская, утончённая, образованная, красивая и лицом, и сердцем. Подобной женщины не всякий достоин. Я понял сына: в такую действительно можно влюбиться» – так вспоминает последнюю любовь своего сына Роберт Цой, который познакомился с ней лишь на похоронах.

С Натальей Виктор взлетел на новую высоту. «Он очень любил Наташу, и те три года, что они провели вместе, были неразлучны», – вспоминает американская певица Джоанна Стингрей. Пожалуй, отношения Натальи и Виктора можно назвать идеальными. Правда, сама Наталья едва ли была поклонницей творчества Цоя. Знакомые рассказывают: когда у Вити собирались друзья музыканты, она «уходила в другую комнату спать», не любила шумных компаний. И после смерти Цоя ушла в тень. Известно лишь, что спустя год Наталья вышла замуж за журналиста Евгения Додолева, уехала с ним в США, родила там двоих детей.

Разлогова не даёт интервью, но к пятидесятилетию рок-звезды, в 2012 году, написала сценарий документального фильма «Цой – «Кино» и сама в нём снялась; правда, её показывают только со спины. О своих отношениях с Цоем она публично не рассказывала никогда.

Отдельная жизнь

«Эта проблема преследовала меня очень долго. Когда ты абсолютно всех интересуешь только как сын Виктора Цоя, сложно понять, кто ты сам. Только после 25 лет я понял, что с этим ничего не поделать и у меня есть какие-то обязанности – как сына Цоя, но также у меня есть и моя отдельная жизнь, которая никого не касается» – так утверждает сегодня 32-летний Александр.

Чтобы избавиться от внимания журналистов и поклонников отца, он даже взял псевдоним – Молчанов. «Витькина слава обернулась для нашего внука проклятием, человеку со стороны сложно представить, каково это – быть единственным сыном Виктора Цоя», – объясняет поведение Саши его дед Роберт.

Мальчику был всего год, когда Виктор ушёл из семьи. И пять лет, когда отец погиб. Ребёнка воспитывали мать, бабушка со стороны матери Инна Николаевна, мамин гражданский муж музыкант Рикошет (Александр Аксёнов). «Образ жизни, который вёл этот человек, не совсем соответствовал идеальным условиям для воспитания ребёнка – шумные вечеринки, громкая музыка, пьяные друзья. Всё это, вероятно, отразилось на образе жизни Александра Цоя», – говорят сейчас старые знакомые семьи.

С детства Саша искал себя. Учил языки, занимался программированием, рисованием, работал дизайнером-оформителем, создавал музыкальные группы и сольные проекты, чем только не занимался. Поговаривали, что увлекался наркотиками, даже состоял в секте. В интернете легко найти фотографии, на которых Александр Цой предстаёт подвешенным за кожу на железные крюки.

Сейчас Александр Цой руководит собственным клубом в центре Петербурга, растит дочь, пишет песни. С дедом Робертом не общается. Почему? Может быть, Саша не может простить боль, которую тот причинил его бабушке Вале и отцу? Но если вдуматься, Роберт Цой чуть ли не каждому члену своей семьи принёс немало горя: бросал жён, сыновей, боролся с маленьким внуком за наследство. Недавно на телевизионном ток-шоу племянница Роберта Татьяна Цой, которая бомжует в Алма-Ате, обратилась к дяде за помощью, но старик публично отрёкся от неё. А сколько ещё осталось за кадром!

Говорят, родственная ненависть сильнее родственной любви. В семье Виктора Цоя и того, и другого – с избытком.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №04, январь 2018 года