Тот, Чьё Имя Нельзя Называть
07.02.2018 15:36
Тот, Чьё Имя Нельзя НазыватьВ восьмидесяти милях от Лондона находится небольшой город Ипсвич, где живёт родовитое семейство со сложной фамилией Туислтон-Уайкхем-Файнс. Талантливые супруги, известный фотограф Марк Файнс и писательница Дженнифер Лэш, подарили миру шестерых талантливых детей: Рэйф и Джозеф – артисты, Магнус – композитор, Марта и София – кинорежиссёры, и только Джейкоб посвятил себя области вне сферы искусства, он занимается защитой окружающей среды.

В поисках вдохновения

Об этой семье можно рассказывать долго, потому что она связана родством со множеством интересных персон, вплоть до принца Чарльза. Но речь пойдёт о самом знаменитом отпрыске Файнсов, старшем сыне Марка и Дженнифер, который появился на свет 22 декабря 1962 года.

Рэйф-Натаниель – так назвали своего первенца супруги. Выбрав актёрскую карьеру, молодой человек избавился от второго имени и громоздкой фамилии, которую невозможно произнести. Сегодня он известен как Рэйф Файнс, актёр, получивший мировое признание после ролей в киношедеврах «Список Шиндлера» и «Английский пациент».

Детство Рэйфа прошло в городе-порте Ипсвиче, где он, как и все местные мальчишки, мечтал о морских путешествиях и гонял футбольный мяч. В поисках вдохновения семья периодически переезжала из Британии в Ирландию и обратно. Тогда Рэйф пробовал рисовать, и это у него неплохо получалось. Но душа юного дарования рвалась на театральные подмостки.

После окончания школы он поступил в Королевскую академию драматического искусства в Лондоне. Там познакомился со своей будущей женой Алекс Кингстон («Скорая помощь», «Доктор Кто»). За время учёбы в академии, а потом и работы в Королевском национальном театре Рэйф переиграл множество ролей из пьес Шекспира – от Ромео до Короля Лира.

В начале девяностых голубоглазого красавца заметили телевизионные боссы, и в 1992 году телезрители увидели фильм «Опасный человек: Лоуренс после Аравии», который считается продолжением легендарного «Лоуренса Аравийского» (1962) с Питером О’Тулом.

На большой экран Рэйф Файнс попал тоже в 1992 году. Экранизация «Грозового перевала» по роману Эмили Бронте – что может быть лучше для артиста! Файнсу очень повезло с первой кинопартнёршей, ею стала великолепная Жюльет Бинош. «Грозовой перевал» был прохладно встречен критикой и зрителями, но добавил Файнсу узнаваемости. Сам Стивен Спилберг обратил внимание на британца и пригласил на съёмки своего фильма.

«Список Шиндлера»

Режиссёр колебался, кому дать роль коменданта концентрационного лагеря Амона Леопольда Гёта. Выбирал между Рэйфом Файнсом и Тимом Ротом, который в 1992 году снялся в «Бешеных псах» у Тарантино. Стрелка удачи качнулась в сторону Файнса, в котором режиссёр разглядел «сексуальное зло».

На совести реального гауптштурмфюрера СС Амона Гёта – более полутысячи человек, собственноручно загубленных им во время Второй мировой войны. Чтобы вжиться в трудную роль, артист просмотрел километры плёнки с записями показаний бывших заключённых лагеря в польском Плашове. Спилберг посчитал – Файнс должен накачать 15 килограммов мышечной массы, чтобы внешне стать более похожим на Гёта. И артист ежедневно проводил по полтора часа на тренажёрах.

Такие роли не могут не менять личность актёра. Образ садиста Гёта, как ни странно, сделал Рэйфа более общительным и открытым, но необъяснимое влияние этой тяжёлой роли Файнс ощущает на себе по сей день.

Успех «Списка Шиндлера» превзошёл все ожидания. Самый дорогой чёрно-белый фильм в истории кинематографа получил в 1994 году семь «Оскаров» из двенадцати номинаций. Файнсу не досталась статуэтка, хотя он и был номинирован за роль второго плана. Но после того как выжившая пленница концлагеря, лично знавшая Амона Гёта, потеряла сознание, увидев его воплощение на экране, всё остальное уже не имеет значения.

Роль заняла пятнадцатое место в рейтинге ста лучших воплощений кинозлодеев.

На съёмках Рэйф познакомился с Лиамом Нисоном, который сыграл Оскара Шиндлера. По фильму герои являются антагонистами, по жизни актёры стали друзьями. Ещё раз судьба свела их в 2012-м в фильме «Гнев титанов», где Файнс сыграл властелина подземного царства мёртвых, а Нисон – великого Зевса-громовержца.

«Список Шиндлера» превратил Файнса в звезду первой величины.

Остались лишь глаза

А в 1996 году зритель увидел «Английского пациента» Энтони Мингеллы. На этот раз драматическая роль графа Ласло Алмаши, который волею судеб оказался и трепетным возлюбленным, и предателем, – принесла Рэйфу Файнсу любовь зрительниц и зависть коллег по цеху. Герой Файнса, получивший ожоги в сбитом самолёте и изменившийся до неузнаваемости, рассказывает свою трагическую историю медсестре. Для любого артиста такая роль – профессиональный вызов, ведь из выразительных средств ему остаются лишь глаза, которые должны передать зрителю весь спектр человеческих переживаний. Файнсу это удалось.

Вспоминая о той работе, артист говорил, что «это блестящая история о том, какую цену нужно заплатить за возможность любить». И вновь он был номинирован на все возможные престижные кинопремии. Сам фильм стал девятикратным оскароносцем, но Рэйфа вновь проигнорировали. Его часто спрашивали, как он пережил это. Возможно, был расстроен, но одновременно понимал, что не каждому везёт участвовать в двух таких значительных проектах, как «Список Шиндлера» и «Английский пациент».

После подобных достижений можно заканчивать карьеру. Но Файнс – очень жадный до творчества человек, и ему было из чего выбирать.

Британский аристократ Рэйф Файнс всей душой предан русской классике. Рэйф убеждён, что у англичан нет своего Чехова, он зачитывается Толстым, Достоевским, Булгаковым. Когда его сестра Марта задумала снять фильм «Онегин», Файнс с восторгом согласился не только сыграть в нём главную роль, но и стать исполнительным продюсером. К тексту Пушкина и атмосфере русского быта XIX века создатели ленты отнеслись с большим уважением, но фильм о загадочной русской душе, снятый на Западе, привычно провалился.

Однако «русская тема» не отпускала артиста. Он много раз бывал в России, и когда Вера Глаголева предложила ему роль Ракитина в экранизации пьесы Тургенева «Месяц в деревне», сразу принял заманчивое предложение.

Съёмки фильма проходили в 2013 году в Смоленской области, в усадьбе Михаила Глинки. Файнс прилежно зубрил текст на русском языке вместе с преподавателем, но дублировать его всё же пришлось, от акцента англичанин так и не смог избавиться. Рэйф огорчился, а потом поблагодарил артиста, который его дублировал, за превосходную работу.

Лента Глаголевой «Две женщины» – достойная экранизация русской классики. К сожалению, фильм не вызвал большого интереса. Он оказался последней работой талантливого режиссёра и прекрасной актрисы Веры Глаголевой.

Рэйф часто приезжает в нашу страну. Он очень любит Москву и Санкт-Петербург. Имея режиссёрские амбиции, рассматривает российские города и в качестве возможных мест будущих съёмок. Так, совершенно неожиданно Рэйф решил, что Москва идеально подходит для экранизации шекспировского «Юлия Цезаря». Ещё Файнс хочет снять фильм о Рудольфе Нурееве.

Актёр не раз был гостем и членом жюри кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» в городе Иванове.

Великий и ужасный

2005 год стал для Файнса одним из самых продуктивных. Он снялся в пронзительном фильме «Преданный садовник» и в добротной саге «Белая графиня» об отношениях ослепшего американского дипломата и русской эмигрантки. Но не только драматические и «костюмные» роли – конёк Рэйфа. Артист любит по-хорошему похулиганить. Приз «За лучший поцелуй» достался ему от тинейджеров после участия в чёрной комедии «Чамскраббер». А за озвучание персонажа мультфильма «Уоллес и Громит» Файнс получил премию «Энни».

В том же году главным событием для миллионов зрителей стало появление в «Гарри Поттере» зловещего Волан-де-Морта. Гримёры и компьютерные гении Голливуда постарались на славу! В роли Того, Чьё Имя Нельзя Называть, Рэйф выглядел бледно-голубой полурептилией с выступающими на лице венами.

Около семидесяти раз Рэйфа гримировали подобным образом за время его участия в «поттериане», и каждый раз для этого требовались усилия троих гримёров. Они наносили на лицо артиста временные татуировки в виде вен, гримировали брови, ногти, вставляли линзы и зубы. Змеиный нос был сгенерирован с помощью компьютерной графики. Режиссёр Майк Ньюэлл настоял на том, чтобы образ Волан-де-Морта не доминировал над лицом Файнса, поэтому грим главного злодея был достаточно умеренным. Рэйфу пришлась по душе подобная маскировка, и он внимательно приглядывался к реакции детей на съёмочной площадке. Если видел, что кого-нибудь из них довёл до слёз, оставался очень доволен. Подмигивал режиссёру: сцена удалась!

Роль Волан-де-Морта, конечно, не является для Файнса новой высотой в профессии. Злодей получился злодеем, добавить к этому нечего. Сам артист говорил, что работал над этим образом, используя обычные человеческие эмоции. Его персонаж – сирота, как и Гарри Поттер. Только Гарри повезло больше, на его пути встретилось много хороших людей и наставников. А Волан-де-Морт вырос существом «отчаянно одиноким» – отсюда и последствия, считает Рэйф.

Любовь к экспериментам

Самым громким провалом актёра стал фильм «Мстители», где он на пару с Умой Турман спасал Землю от злодея (Шон Коннери), который замыслил изменить климат на всей планете. В 1999 году организаторы премии «Золотая малина», которая присуждается за антидостижения, вдоволь поглумились над «Мстителями»: «худший фильм», «худшая мужская роль», «худшая женская роль», «худшая мужская роль второго плана», «худшая экранная пара», «худший сценарий», «худший режиссёр» и так далее. Знаменитые артисты, ставшие «худшими из худших», долго потом над этим смеялись.

Роль маньяка в фильме «Красный дракон», который вырезал целые семьи, разбивая в их домах все зеркала, тоже нельзя записать в актив Файнса. Накачанный торс, безумный взгляд, убийство за убийством – всё по шаблону. Образ получился плоским и не очень интересным. Но Рэйф любит экспериментировать и доказывать, что он – актёр многоплановый.

Свой комедийный дар Файнс сполна реализовал в изящной комедии «Отель «Гранд Будапешт» (2014). Его мсьё Густав, управляющий гостиницей, – манерный, остроумный и непредсказуемый герой. Фильм получил признание критиков и полюбился кинозрителям всего мира.

В 2011 году Рэйф Файнс рискнул попытать счастья в режиссуре. Он долго вынашивал план экранизации одной из самых трудных пьес Шекспира «Кориолан». Казалось, что такому известному и авторитетному артисту будет несложно найти желающих вложиться в его проект. Не тут-то было. Со своими продюсерами Файнс исколесил полмира и в итоге получил значительную часть средств от восточноевропейских инвесторов. Съёмки проходили там же, в Восточной Европе – в Сербии и Черногории. Историю противостояния древнеримских мужей, которые развязали гражданскую войну, Файнс перенёс в современность и, будучи режиссёром, сыграл главную роль – Гая Марция Кориолана.

Режиссёрский дебют дался артисту непросто. Он ненавидел себя в кадре, и каждый день Файнс-режиссёр хотел уволить Файнса-артиста. Но обошлось. Фильм, хоть и не имел выдающегося проката, всё же не провалился.

Свою вторую режиссёрскую задумку, фильм «Невидимая женщина», Рэйф Файнс воплотил в 2012 году, обратившись к биографии Чарльза Диккенса. Режиссёр рассказал зрителю трогательную историю последней любви в жизни великого писателя, к актрисе Эллен Тернен. Конечно, Рэйф не устоял перед соблазном сыграть самого Чарльза Диккенса. На этот раз Файнс-артист не доставил больших хлопот Файнсу-режиссёру.

Разрешите вас пригласить

Актёрская жизнь Файнса у всех на виду, но что мы знаем о Рэйфе-человеке? Он не любит распространяться о своей частной жизни, случайные папарацци становятся жертвами его ярости. А если в театре у невоспитанного зрителя зазвонит телефон, Рэйф может остановить действие и крикнуть со сцены: «Давай, ответь на звонок!» Интервью он даёт сдержанные, с минимальной информацией. Но всё же собранный по крупицам портрет может кое-что прояснить.

Файнс активно пользуется компьютером и интернетом. Он зависим от смартфона и клянёт себя за это. Считает, что растрата эмоциональных сил на всякую мелочь – непозволительная роскошь. Когда нет съёмок и спектаклей, Рэйф старается выбираться поближе к природе. Ассоциирует себя с гремучей змеёй, которая всегда предупреждает о намерении напасть. Любит выпить чашку крепкого кофе, а стресс снимает йогой. Считает, что находится в самом расцвете своего психологического возраста. Наслаждается музыкой, от Баха до тяжёлого рока. В последнее время полюбил танцевать.

Когда он в очередной раз приехал в Санкт-Петербург, то попал на приём, устроенный директором Эрмитажа. Гости были приглашены на вальс, к Файнсу подвели миловидную девушку, с которой он протанцевал целый тур, совершенно не умея этого делать. Партнёрша подсказывала, как надо переставлять ноги, и у звезды стало получаться. Девушка не знала, с кем танцует. Лишь потом поняла, что с самим Волан-де-Мортом.

Рассказ о красавце мужчине будет не полон без подробностей его любовных историй.

Звезда сериала «Скорая помощь», умница и красавица Алекс Кингстон, сразу влюбилась в эффектного парня, поступившего в лондонскую Королевскую академию драматического искусства. Целых десять лет они встречались до того, как Рэйф позвал её под венец. Но через четыре года супруги развелись из-за измены Файнса: последние два года брака он жил с другой женщиной – Франческой. Спустя девять лет расстался и с ней. Сразу же стал встречаться с Сирин Льюенден, которая отказалась от отношений после очередной измены Рэйфа.

А в 2007 году разразился скандал: Файнса застукали в туалете самолёта со стюардессой. Предприимчивая девица хорошо заработала на этой истории, раздавая интервью направо и налево, артист же ни разу не прокомментировал случившееся.

На фестиваль в Иванове в прошлом году Рэйф приехал с эффектной брюнеткой – Амандой Харлеч, которая слывёт одной из самых стильных женщин Англии. Сам 55-летний Файнс о перспективах создания семьи говорит, что он до сих пор не готов взять на себя обязательства. Мол, многочисленные съёмки и гастроли не позволят ему уделять должного внимания детям и супруге. Вероятно, не нашёл ещё ту единственную.

После Волан-де-Морта артист зарёкся играть злодеев, но не устоял, когда ему предложили роль доктора Мориарти в новом фильме о Шерлоке Холмсе, который выйдет в прокат в конце этого года.

У Рэйфа Файнса много планов на будущее, и живёт он, руководствуясь любимым афоризмом: «Хватит мечтать – пора действовать!»

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №05, февраль 2018 года