Человек крайностей
21.02.2018 19:33
Человек крайностейИсполнился год, как не стало выдающегося российского актёра Алексея Васильевича Петренко. Он обладал уникальным талантом. Одного его присутствия в кадре было достаточно, чтобы фильм стал настоящим событием. Любой образ, созданный Петренко на сцене или на экране, наполнен мощной энергетикой неоднозначной человеческой личности. В коллекции Алексея Васильевича такие картины, как «Агония», «Двадцать дней без войны», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Жестокий романс», «Сибирский цирюльник», «Похороните меня за плинтусом», «Коллекционер», «Вольф Мессинг».

Двойка за диктант

Родился Алексей Петренко в марте 1938 года в украинском селе Чемере на Черниговщине. Туда его семья перебралась в 1935 году из Полтавской области после того, как отец за срыв плана по хлебосдаче был осуждён и сослан в лагерь. С неимоверным трудом Василию Алексеевичу удалось уклониться от работ по возведению канала Москва – Волга, которым занимались осуждённые. Он пробрался в Черниговскую область и обосновался недалеко от Чемера, в одном из совхозов. А через три года на свет появился будущий актёр. Когда Алексею исполнилось 11 лет, семья переехала в Чернигов, где смогла приобрести полхаты на Боевой улице.

Алексей родился 26 марта, хотя в паспорте записан другой день. Дело в том, что Василий Алексеевич пришёл регистрировать сына в сельсовет 1 апреля 1938 года и во избежание лишних вопросов о несвоевременной прописке малыша назвал текущее число днём его рождения.

Парнишка рос крепким и крупным (рост взрослого Петренко – метр девяносто). В старших классах увлёкся борьбой. Но интерес к драмкружку, куда ходил параллельно, взял верх над спортивным хобби.

Лишь с третьего захода Алексей Петренко смог поступить в театральный вуз. Два года подряд парень безуспешно штурмовал Киевский театральный институт. Результатом вступительных экзаменов стала двойка за диктант по русскому языку, а сочинение на украинском языке и вовсе не было написано – язык он знал плохо. В перерывах между поступлениями Алексей постигал профессии слесаря, молотобойца и матроса. На третий год судьба оказалась благосклонна к парню, и тот поступил в Харьковский театральный институт.

Вспоминая те годы, Алексей Васильевич говорил, что благодарен такому стечению обстоятельств, которые позволили ему познать жизнь простых людей. Эта мощная школа жизни помогала ему всегда.

«Я работал среди кузнецов, – рассказывал Алексей Васильевич. – В большинстве это народ очень серьёзный, интересный. Преклоняюсь перед этими людьми, они дали мне не меньше, чем коллеги-актёры. Многим и, может быть, самым лучшим обязан я людям, которых встретил среди кузнецов».

«Если ты веришь в Господа, что бы с тобой ни случилось, будет во благо», – так актёр Петренко говорил о своих жизненных ситуациях.

Присутствует только в титрах

Сейчас в киношколах изучают роли Алексея Петренко, а вот первое появление молодого актёра на экране просто вырезали из фильма. Кинолента «Начальник Чукотки» (1966) была посвящена 50-летию Октябрьской революции и повествовала о молодом комиссаре, боровшемся с американскими капиталистами. Алексею в фильме поручили маленькую роль бандита. Артист с нетерпением ждал премьеры картины, но ему до самого выхода на экраны не сказали о том, что эпизод с бандитом вырезали.

Когда киноленту отсняли на «Ленфильме», потребовалось утверждение фильма цензорами в Москве. Первоначально картину приняли нормально, но уже перед самой премьерой позвонили режиссёру Мельникову и приказали убрать сцену грабежа, в которой снялся Петренко, посчитав это оскорблением советской власти. Дело в том, что по сценарию это второе нападение на начальника Чукотки. Членов комиссии возмутил повторный инцидент: мол, в стране не может быть столько грабежей.

А тем временем Алексей уже пригласил на премьеру фильма в кинотеатр своего друга. Тому пришлось прогулять занятия, чтобы посмотреть первую работу Петренко. Начался фильм. В титрах фамилия актёра была, но отсутствовал эпизод с его участием. Начинающему артисту пришлось пережить разочарование и неловкость перед другом. Но и это пошло во благо: через десять лет режиссёр, чувствуя за собой вину, пригласил Алексея в картину «Женитьба», где Петренко ярко сыграл гоголевского Подколёсина.

После разочарования с «Начальником Чукотки» Петренко всё же скоро снова снялся в кино. В ленте «День солнца и дождя» сыграл небольшую роль бармена-фарцовщика, которая, впрочем, не запомнилась ни зрителям, ни самому актёру.

Но это произошло позднее. А после окончания института Алексей получил распределение в Запорожский музыкальный драмтеатр. Затем перевелся в Русский драматический театр города Жданова. Волею судьбы там работали выходцы из Ленинграда, которые, оценив потенциал молодого актёра, сказали ему, что с таким талантом здесь делать нечего, и написали ходатайство режиссёру Театра имени Ленсовета Игорю Владимирову.

Алексей собрал вещи и уехал в Ленинград за главными ролями.

Владимиров спросил у Петренко, кого бы тот хотел сыграть. Алексей ответил: «Тибальда». Театр как раз ставил шекспировскую пьесу «Ромео и Джульетта», но эта роль была закреплена за другим перспективным актёром. Петренко досталась совсем маленькая роль с одной лишь фразой. Но он и этому обрадовался, ведь она стала началом его творческой деятельности в Ленинграде. За десять лет Алексей Васильевич выступил в одиннадцати спектаклях Театра имени Ленсовета.

Напутствие Мессинга

Как-то режиссёр Элем Климов, который искал актёра на роль Распутина для фильма «Агония», попал в Театр имени Ленсовета на спектакль «Преступление и наказание». Петренко играл Свидригайлова. Климов решил: роль Распутина достанется только ему. Режиссёра поразил кураж актёра, его умение показать животное нутро персонажа, тончайшие оттенки характера.

Элем Германович перед утверждением кандидатуры Алексея Петренко решил пригласить знаменитого гипнотизёра Вольфа Мессинга, чтобы убедиться в верности своего решения. Актёр и экстрасенс встретились и около часа беседовали о жизни, о здоровье. Петренко даже давал Мессингу советы, как с помощью лопуха вылечить больные колени. После их разговора Вольф пожелал сделать фото с Алексеем на память и попросил на следующий день принести ему фотокарточку домой. Когда Петренко принёс фото, Вольф Григорьевич перевернул его и сделал надпись: «Дорогой Алёша! У вас всё будет хорошо, я мысленно с вами».

После того как Мессинг угадал в Петренко потенциал большого артиста, способного сыграть Распутина, Климов утвердил его на роль. Начались напряжённые съёмки. Петренко создавал на экране мощный и противоречивый образ старца Григория, имевшего огромное влияние на царскую семью. Фильм стал визитной карточкой актёра. Он вживался в роль, пропуская через себя энергию исторического персонажа. В результате тяжелейшей работы Алексей Васильевич попал в больницу со стенокардией. После его выздоровления съёмки возобновились.

Итогом работы стала историческая драма, которая вызвала гнев и недовольство кинематографического начальства и партийных боссов. Авторов фильма обвинили в чрезмерном внимании к царской семье и интимной жизни Распутина, увлечении натурализмом, отсутствии оценки роли партии большевиков в подготовке революции. «Агония» вышла в прокат лишь через 11 лет, в начале перестройки.

Зрители семидесятых не видели эту, по существу, лучшую экранную работу Петренко, но в кинематографических кругах авторитет актёра поднялся очень высоко. Об уровне его мастерства очень точно сказал режиссёр Элем Климов: «Подлинность его существования в кадре поражает, она не имеет ничего общего с унылым жизнеподобием. Он актёр крайностей, ему интересно большое, а не типическое, индивидуальное, а не общее. Катастрофические пределы ситуации, высшее напряжение сил, резкие перемены психологического состояния, горные вершины духа. Драму он склонен превращать в комедию, комедию – в фарс».

После «Агонии» Алексей Петренко сразу же получил несколько интересных предложений от режиссёров. В одном только 1976 году он сыграл три роли в фильмах, вошедших впоследствии в золотой фонд советского кино.

Положил три взвода

В фарсовой ленте «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Петренко с Владимиром Высоцким составили яркий дуэт: царь и арап были самыми живыми людьми среди условных персонажей. Петренко предельно серьёзен в этой «шутовской» картине. Однако большая роль не затмила эпизода, сыгранного Петренко в то же время.

Это монолог лётчика из ленты «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, из которого, по сути, и состоит эта небольшая, но чрезвычайно яркая роль. Актёр открыл драму человека, потерявшего опору в жизни. Почти десять минут он в кадре, и от него невозможно оторваться – перед нами подлинная трагедия. Лётчик ездил с фронта домой, чтобы убить изменившую ему жену, и не убил. Но и простить её тоже не может. Слова, которые фронтовик, торопясь и запинаясь, произносит в продуваемом насквозь вагоне, попадают в самое сердце. Кстати, вагон продувался на самом деле – стояла поздняя осень, Алексей Герман приказал выбить стёкла, чтобы актёр лучше почувствовал состояние своего героя.

Петренко ведёт роль на таком уровне психологического напряжения, что кажется – вот-вот разорвётся сердце. Как он работал над ролью, лучше всех сказал сам актёр: «Знаю, чтобы взять эту высоту, надо положить взвод. Я кладу три».

Динара Асанова пригласила Петренко в фильм «Ключ без права передачи» на роль отставника-военного, назначенного директором школы. Когда Алексей Васильевич пришёл на съёмочную площадку, акценты в картине сразу поменялись: его директор Кирилл Алексеевич, имеющий свой подход к ребятам, стал нравственным центром ленты, потеснив образ учительницы в исполнении Елены Прокловой, которая была задумана как главная героиня.

Крупному русскому актёру Алексею Петренко в кино часто предлагали играть героев крупных – во всех смыслах. После царя Петра и могучего старца Григория Распутина он играл атамана Платова, гетмана Богдана Хмельницкого, генералов. В шести фильмах сыграл Сталина. Низкорослый генералиссимус в исполнении актёра-богатыря выглядел исполином («Пиры Валтасара»).

Эльдар Рязанов пригласил Петренко в картину «Жестокий романс» на роль купца Кнурова. В отличие от традиционных трактовок этой роли, у Петренко «миллионщик» не просто расчётливый делец, а трогательный, искренний человек, заворожённый женской красотой.

В фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» Алексей Петренко сыграл генерала Радлова. Впечатляют кадры, когда разудалый генерал закусывает водку гранёным стаканом, из которого пил, а потом его выводят из запоя с помощью ведра ледяной воды прямо из проруби.

А какие комедийные способности скрывались в этом серьёзном мастере, показала нам короткометражка «Давыдов и Голиаф». Над похождениями работяги-несуна от души смеялись все телезрители Советского Союза.

В театре Петренко играл героев Тургенева и Вампилова, Гоголя и Горького, Достоевского и Чехова, шекспировского Отелло. У него почти сотня ролей в кино. Но могло быть в несколько раз больше. «Когда у меня были силы и желание работать, то, как правило, в этот момент никто ничего не предлагал. Напротив, в «минорные» месяцы как раз поступали предложения. И я отказывался от роли, будучи не в самом хорошем состоянии духа. Отказывался, заведомо зная, что сейчас мне этого не поднять. Многие режиссёры принимали данное обстоятельство за неуживчивый характер. Я говорю не столько о физической форме, сколько о творческой готовности: способна душа работать или нет. Когда она была не готова, я не насиловал её».

Он вообще довольно жёстко к себе относился. Как-то признался: «На плёнке есть много такого, что я бы сжёг, а пепел съел. В то же время я смиряю себя, ведь то, о чём сказал, может оказаться гордыней. А ошибиться не грех, будешь потом к себе более трезво относиться. Но я всегда самоедничал. Это у меня в характере».

Жильё маленькое, но мне достаточно

В 1960 году Алексей Петренко женился на оперной певице Алле. В браке родилась дочь Полина. Девятнадцать лет они были вместе. Однако проживание супругов в разных городах привело к охлаждению отношений и в конце концов – к разводу.

К тому времени у Петренко уже сложились близкие отношения с журналисткой Галиной Кожуховой, театральным обозревателем «Правды», которая и стала его второй женой. Галина долгие годы служила актёру опорой и поддержкой. Сам артист говорил об этом союзе как о самом счастливом случае в его личной жизни. Они вместе воспитывали её сына от первого брака Михаила, который сейчас известен зрителю как телеведущий передач «Вокруг света», «В поисках приключений».

Имея публичную профессию, Алексей Петренко оставался человеком непубличным. Да и жил всё больше не в Москве, а в подмосковном селе Никольском. Никогда у актёра не было повышенных требований к быту. И близкие его в этом поддерживали. «Мы можем довольствоваться малым, – признавался Алексей Васильевич. – Сыграл я, допустим, в концертах, получил за свой труд деньги, могу на какое-то время позволить себе передышку. Машины у меня нет, и я не стремлюсь к тому, чтобы она была. Дача маленькая, но мне и такой достаточно. Нет у меня стремления бесконечно улучшать свои жизненные условия, они меня не тяготят».

Алексей Петренко и Галина Кожухова прожили в счастливом браке тридцать лет, но в 2009 году Галина Петровна скончалась.

Третьей женой Петренко стала журналистка Азима Абдумаминова. Ему было семьдесят два, жена моложе супруга на тридцать лет. Познакомились на кинофестивале в Белых Столбах. Азима была приглашённой гостьей и представляла «Киргизфильмофонд».

В советское время об этом не принято было говорить, тем не менее Алексей Васильевич был человеком глубоко и искренне верующим. Он не боялся ни властей предержащих, ни киношного начальства. Суд Божий для него оказался важнее. У актёра был мощный бас, он обожал старинные песни – иногда даже выступал с хором и симфоническим оркестром.

Алексей Васильевич Петренко оставил нам свои замечательные роли. Он был добрым и сильным человеком, который старался жить по совести.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №07, февраль 2018 года