Майкл Джексон: год без короля
22.03.2018 16:39
МайклОн дожил всего лишь до пятидесяти. Много это или мало? Иногда появляется мысль: да как он вообще до пятидесяти-то дотянул? Но, в сотый раз вслушиваясь в гениальные мелодии короля поп-музыки, начинаешь думать иначе: как он столько успел за такую короткую жизнь?

Майки просто устал

Самой большой трагедией этого человека было то, что он никогда не принадлежал себе, как и большинство известных людей. Находиться под постоянным прицелом фотообъективов и любопытных глаз – неотъемлемая часть профессии «звезды». Джексон не стал исключением. Только его положение усугублялось тем, что громада по имени «слава» упала на его плечи, когда они ещё не успели окрепнуть.

«У него не было детства» – шаблонная фраза, применимая почти ко всем, кто добился популярности в нежном возрасте. И как обычная составляющая этого – многочисленные комплексы, которые преследуют до конца дней.

Казалось бы, уже нет человека, остались только музыка и стихи, но нет, страсти вокруг его имени продолжают бушевать и сегодня. Надо полагать, будут бушевать и завтра, и много лет спустя. Говорят, что Джексона убили, говорят, что он покончил с собой, говорят, что это была нелепая случайность. Говорят, пишут, думают… Додумались до того, что король поп-музыки вовсе и не умер.

Когда-то Джексон сказал своей первой жене Лизе Марии Пресли, что закончит свою жизнь так же, как и её отец, легендарный Элвис – от передозировки. Лиза тогда испугалась и насторожилась, но их брак оказался совсем недолгим и вскоре они расстались. И только после смерти Майкла бывшая супруга вспомнила тот странный разговор. Тут же судьбу Джексона стали сравнивать с судьбой Элвиса Пресли, короля рок-н-ролла. Неудивительно – у них действительно было много общего. Во-первых, они были большими творцами, которых «короновала» любовь поклонников. Во-вторых, именно Пресли когда-то познакомил Джексона со своей дочуркой. В-третьих, и Майкл, и Элвис были очень ранимыми людьми, которые так и не справились со своими «демонами». Элвис – с наркотиками, Джексон – со своей потерянностью в этом мире.

После смерти Джексона организовалась достаточно большая группа людей, которые верят в то, что он не умер. Они верят в это так же истово, как их мамы и папы верили (а кто-то и продолжает верить) в то, что Пресли жив. К тому же организаторы похорон подлили масла в огонь: певца хоронили в закрытом гробу, тела его никто так и не увидел. Поэтому сразу же поползли слухи о том, что Майки просто устал, что он хочет покоя, поэтому живёт сейчас на далёком красивом острове в полном умиротворении.

Ни чёрный, ни белый

Джексону и при жизни доставалось от журналистов и злопыхателей, но та грязь, которая вылилась на него после смерти, мало с чем может сравниться. Французская пресса поспешила объявить Майкла «мутантом», чья музыка была примитивным китчем. А некий Эрве Каннэ написал, что Джексон был «ни чёрный, ни белый; ни старый, ни молодой; ни ребёнок, ни взрослый; ни мужчина и ни женщина». Журналюга договорился до того, что, подводя итог этой «эпитафии», назвал Джексона «двуполым дьяволёнком».

Внешность певца и манера его поведения вызывали многочисленные споры. Но почему-то никто особо не задумывался над тем, что этот человек был очень болен, причём неизлечимо. Два тяжёлых кожных недуга – витилиго и красная волчанка – поразили Джексона ещё в юношестве, и с этого момента его жизнь превратилась в сплошной кошмар. Знаменитая перчатка с блёстками, тёмные очки, лейкопластырь на пальцах и чёрная шляпа, которые стали постоянными атрибутами артиста и работали на его неповторимый имидж, были всего лишь попыткой прикрыть поражённые участки кожи.

Пластические операции, на которые решился музыкант, отнюдь не были его звёздной прихотью. Джексон всегда гордился своим происхождением и не собирался его скрывать. Просто, когда стало очевидно, что витилиго почти полностью уничтожила тёмную пигментацию на коже, Майкл изменил свою внешность, поскольку быть белокожим с лицом типичного афроамериканца по крайней мере нелепо. Джексону пришлось пережить немало мучительных медицинских процедур, которые оказалось невозможно перенести без сильных обезболивающих препаратов.

Так в жизни совсем ещё молодого человека появились медикаменты, которые в итоге его и погубили.

«Молоко забвения»

Название этого препарата 25 июня 2009 года узнал весь мир. Именно пропофол – сильнейшее снотворное, которое называют «молоком забвения», – стал, по заключению судмедэкспертов, катализатором гибели Майкла Джексона. Как известно, личный врач музыканта Конрад Мюррей был первым и, похоже, единственным подозреваемым, которого обвиняли в гибели короля поп-музыки. Отец Майкла – Джо Джексон был в ярости, он собирался подавать гражданский иск, чтобы засудить Мюррея. Сестра Майкла – Латойя громко заявляла в прессе, что против её брата уже давно зрел заговор с целью его убить. Но кто эти заговорщики и зачем, собственно, они хотели смерти певца, Латойя Джексон так и не разъяснила.

Почти всё лето прошлого года СМИ выдавали противоречивые сведения о том, что же произошло 25 июня. Писалось, что Мюррей скрылся от правосудия, прихватив с собой лекарства с места преступления, и что он якобы поздно вызвал «скорую». Но факт остаётся фактом: доктор Мюррей дал показания, предложив свою версию случившегося, которая сводилась к тому, что у Джексона был панический страх перед бессонницей и что артист сам добавил в капельницу дополнительную дозу пропофола без ведома своего врача.

Не имея права допустить хоть малейшую оплошность, правоохранительные органы США тщательнейшим образом расследовали столь громкое дело. И в итоге Конрад Мюррей был оправдан. Более того, ему вернули отозванную на время следствия лицензию.

Сейчас Мюррей вновь практикует, к радости, надо сказать, своих многочисленных пациентов, которые и не сомневались в его компетентности и невиновности. И вроде бы всё понятно: и то, что произошёл несчастный случай, и то, насколько были возмущены убитые горем родственники Майкла…

Папа Карабас

Принято считать, что семья Джексонов всегда была сплочённой. Правда, здесь надо добавить: сплочённой против Джо – своего главы. Действительно, Джо Джексон личность откровенно неприятная, но крайне предприимчивая. Именно Джо в далёких 1970-х решил сделать деньги на своих многочисленных и талантливых детях. Группа «Джексон 5», состоящая из пяти братьев, где лидером и солистом был восьмилетний Майкл, быстро завоевала популярность.

Казалось, о чём ещё могут мечтать родители? Но многочисленные закулисные истории, связанные с отношением отца к сыновьям, шокировали общественность. Жестокий и недалёкий Джо в буквальном смысле выбивал детство из несовершеннолетних артистов. Майкл Джексон рассказывал, что отец не раз избивал его перед выступлениями. И ещё: именно по отцовской линии Майклу досталась в наследство витилиго.

После того как завещание Джексона было зачитано, 80-летний Джо разъярился ещё больше: сын не оставил ему ничего! И тогда Джексон-старший начал вести себя просто непотребно. На панихиде вместо хоть каких-то уместных случаю слов он стал рекламировать свой новый проект. Потом, меньше чем через месяц после смерти сына, кинулся за консультацией к Присцилле Пресли – вдове Элвиса, чтобы узнать, как превратить «Неверленд», поместье покойного Майла, в такое же доходное предприятие, как и «Грейсленд» (поместье Элвиса Пресли). Как уже говорилось, Джо пытался и с Конрада Мюррея получить мзду, 50 миллионов долларов!

Его тянуло к детям

Но это не все сюрпризы завещания короля поп-музыки. Майкл распределил состояние между своими детьми, матерью и благотворительными фондами. Ни братья, ни сёстры не были упомянуты в бумагах. С сёстрами всё более-менее понятно: Латойя и Рэбби никогда не были близки Майклу, а Джанет – девушка более чем обеспеченная. Но вот братья…

Многое стало понятно, когда свет увидели размышления Джексона о своей семье, которые он не хотел публиковать при жизни, где Майкл весьма нелицеприятно говорит о братьях. Оказывается, в «Джексон 5» не было особого взаимопонимания, Джексона раздражала безответственность братьев, их лень и пренебрежительное отношение к нему, Майки. Вот здесь, наверное, и кроются те самые причины, сделавшие Джексона таким, каким его видел весь мир: не наигравшимся мальчишкой, который вырос, но не повзрослел.

Не имея возможности в детстве наслаждаться общением со сверстниками (ведь была только работа), Майкл всю свою взрослую жизнь тянулся к детям. И совсем не так, как это представляют. Не был он педофилом. Этот запутавшийся в своих ощущениях человек действительно был измученным болью, затравленным ребёнком, пытавшимся исправить своё несостоявшееся детство. Его поместье «Неверленд» – помесь луна-парка и шапито – зримое тому доказательство. Джексон искренне хотел, чтобы все ребятишки вокруг были счастливы. Физическая несостоятельность от многочисленных болезней не позволила Майклу иметь своих кровных детей, но желание его было столь велико, что он даже согласился на дорогостоящие услуги женщин, которые подарили ему троих малышей: Принса Майкла-младшего, дочь Пэрис и Принса Майкла II. Джексона совершенно не волновало, что он не участвовал в процессе деторождения. Он просто хотел, чтобы по его огромному дому топали маленькие ножки.

И вот теперь эти трое, по сути, чужих детей стали наследниками многомиллионного состояния. В завещании особо указано, что деньги они получат только по достижении 40-летия. Казалось бы, поздновато. Но если задуматься, то именно к этому возрасту человек методом проб и ошибок выбирает свой путь, учится самостоятельности и набирается опыта. Джексон был мудрым человеком. А пока два Принса и Пэрис будут находиться под опекой матери Джексона – Кэтрин, а если она по какой-либо причине не сможет выполнять свои обязанности, то опекуншей станет близкий друг Майкла – Дайана Росс. Мало кто сейчас вспоминает, что когда Джексону 25 июня стало плохо, в его спальне находились Принс-старший и Пэрис, которые видели, как умирает их папа. В этот день началась другая, совсем взрослая жизнь этих детей.

Один из братьев Джексона немедленно попытался опротестовать завещание, считая его фальшивкой. Но дальше этого громкого заявления дело не продвинулась.

Единственный по-настоящему близкий Майклу в семье человек – Джанет хранила молчание почти год после его смерти. А когда заговорила, то стало понятно, насколько эта потеря велика для неё. Джанет последний раз видела брата живым 14 мая 2009 года. Он пришёл к ней с детьми в гости: они болтали, шутили, хохотали до слёз, лопая тайскую лапшу. День похорон Джанет совсем не помнит, в таком она была состоянии. И до сих пор не может смириться с тем, что произошло, поэтому загружает себя работой так, что думать и вспоминать просто некогда.

«Вампиры и пиявки»

Так назвал окружение Джексона в последние годы один из его друзей. Эти «кровососы» всегда появляются рядом с известными и успешными людьми, спекулируя даже мимолётным знакомством с ними. Но самая главная их цель – вытянуть деньги либо из самой «звезды», либо со средств массовой информации, давая «сенсационные» интервью.

Так в жизни Майкла появилась напасть под названием «обвинение в педофилии», когда родители мальчишек, с которыми возился Джексон, смекнули что к чему и подали на музыканта в суд, чтобы обогатиться. И так после смерти Майкла неожиданно объявился его «любовник» – Джейсон Пфайффер, который работал помощником личного дерматолога Джексона. Глядя на этого полного неопрятного вида мужчину, как-то с трудом верится, что он говорит правду. А красноречия Пфайфферу не занимать: «Первое наше свидание произошло у меня в машине. Мы ехали и разговаривали, веселились. Мы были осторожны и нас никто не заметил. Было классно». Вот такой текст был напечатан на страницах одного женского журнала. Совершенно очевидно, что Пфайффер поимел на этом деле пару миллионов долларов. А ещё были многочисленные менеджеры, агенты, целители, экстрасенсы, стилисты…

До сих пор устраиваются и ещё будут устраиваться аукционы, где за бешеные суммы продаются личные вещи певца, не предназначенные для обозрения широкой публики. Одним из самых лакомых кусочков стало брачное свидетельство Майкла Джексона и Лизы Марии Пресли, выставленное на продажу в январе 2010 года. Известный аукционист Филипп Вайсс предельно просто и цинично объяснил: «Всё, что связано с Майклом Джексоном, – это то, что может принести непредсказуемую сумму на аукционе». А совсем недавно портрет Джексона, который сделал Энди Уорхол, ушёл с молотка за 812 тысяч долларов.

Но самое непостижимое случилось сразу после смерти Джексона: компания, которая устраивала прощальный, но, увы, несостоявшийся тур певца, продавала билеты на его похороны. Билеты на похороны… Что тут ещё добавить?

Вот и всё

Однако были и настоящие друзья. Дайана Росс, Брук Шилдс, Крис Такер, Стиви Уандер, Лайонел Ричи, Маколей Калкин…

Пожалуй, самым близким другом Майкла была Элизабет Тэйлор. Когда певца не стало, Тэйлор от потрясения попала в больницу с сердечным приступом. Искренне переживая, она сказала: «Я люблю Майкла всей душой, я не могу представить свою жизнь без него. У нас было так много общего, и мы так любили друг друга… Он навсегда останется в моём сердце, но этого мало. Моя жизнь опустела».

Но не только жизнь великой актрисы опустела. Каждый день множество поклонников таланта Майкла Джексона приходит на его могилу, чтобы почтить память кумира. Они стоят, объединённые горем, и поют песни короля. Джексон всегда говорил всем, с кем работал: «Мы должны сделать всё, чтобы зрители были довольны, они здесь главные!»

Нет, главным был он, Майкл Джексон, король поп-музыки, автор песен, которые стали мировой классикой. По официальным данным, 12 человек покончили с собой, не пережив потери. Думается, что их было больше. Миллионы восприняли уход Майки как личную трагедию. И почти никто не сдал билеты на концерты, которых никогда уже не будет.

А Майкл так хотел опять выйти к зрителям. Он был в прекрасной форме, вдохновенно репетировал, выверяя мельчайшие детали предстоящего поистине грандиозного шоу, как будто не было боли, страданий от постоянной травли и многолетнего уединения. Он хотел петь для нас. Пусть в последний раз. Не случилось.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №24, июнь 2010 года