СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Мелочи жизни А вдоль дорог памятники стоят
А вдоль дорог памятники стоят
22.04.2018 16:51
А вдольЕздила к маме в пригород, всего десять километров – встретила на обочинах пять венков и два памятника.

У торгово-развлекательного центра два года назад разбился парень. Сначала на обочине рядом с местом его гибели регулярно менялся большой и дорогой венок. Теперь, смотрю, установили чёрный полутораметровый железный крест и уже повесили на него венок. Рядом – многолюдная остановка, куча детей.

Километра через два, тоже на обочине, уже лет двадцать стоит памятник с фотографией на месте гибели другого человека. Раз в восемь лет памятник меняют на новый, высится ограда с цепями, всё обвито искусственными цветами, есть даже лампа для свечи.

В других местах венки висят на деревьях или прикручены к вбитым в землю столбам.

Я не пойму: к чему это кладбище на обочине? Зачем людям, пришедшим отдыхать, смотреть на обелиски? Это твоё личное горе, оно, естественно, не забудется, но зачем превращать дороги в кладбища? Водители отвлекаются, даже могут совершить роковую ошибку.

Если так хочется показать свою скорбь, принеси живые цветы на место гибели и иди в церковь, дома помяни, в конце концов. Почему местные власти разрешают это делать? Просто какие-то языческие жертвенники!

Средняя школа

В наших горах-степях тоже высятся разные пирамидки, шофёрские «баранки». Но у нас это не выглядит столь дико, как вы описали, с венками и цепями, а утилитарно и удобно: почти у всех дорожных памятников есть стол и лавка. То ли родным надоедает приезжать и поминать на скорую руку на капоте машины, то ли они устраивают этот сервис для всех проезжающих, чтобы и те помянули человека, который здесь погиб. Многие пользуются с удовольствием, особенно в дальних поездках.

Я тоже, бывает, присаживаюсь передохнуть на свежем воздухе. На самом-то деле это не кладбище, могил рядом нет, отдыхать, гулять и рвать цветы не запрещается.

Рыжая Коваленко

Когда я ездила в командировки по Магаданской трассе, там не было столько венков, хотя машины бились регулярно. Но сейчас то ли мода, то ли поветрие: на три километра – три венка, и это в Центральной России.

Так и едешь: венки, венки, смерть, смерть… А потом: ах, у нас нация не улыбается, мрачные все. А менталитет такой: плачьте постоянно, вне зависимости от того, есть у вас горе или пока нет.

У нас в городе во времена моей молодости зверски убили старшеклассницу у входа в парк культуры. Дело было громкое, подонков поймали, тогда многие плакали. В те времена убийств случалось поменьше, а народ был добрее. И что-то я ни разу не видела на воротах парка ни венка, ни пирамидки рядом, хотя мать той девочки до недавнего времени была жива и уж, конечно, ничего не забыла.

Травиата

Это просто место в память о горестном событии. И кому мешает? А цепей навешали не от большого ума, чего уж тут поделать.

Когда я была в Греции, то обращала внимание на миниатюрные часовенки вдоль дорог, а мы проехали немало на нашем экскурсионном автобусе. Спросила гида, та пояснила, что так делают многие водители – устанавливают часовенки на обочине, чтобы иметь возможность хоть коротко помолиться в пути. В первую очередь, как и положено православным, за своих близких. Там и иконки, и лампадки есть.

Никого эти часовенки не отвлекают и не возмущают. Мне показалось, очень неплохое решение.

Отражение

Думаю, пока сам с таким горем не столкнёшься, не поймёшь, для чего нужны эти памятные знаки.

Сестра рассказывала: каждый день ездит по трассе между двумя населёнными пунктами. Однажды воочию видела страшную аварию: машина залетела под фуру, водитель и пассажирка, молоденькая девчонка, погибли. На месте гибели родители установили маленький памятник, там часто лежат живые цветы, и всегда – и в мороз, и в дождь, и в жару – горит лампадка. Это мама девочки каждый день уже два с половиной года приезжает на злосчастную трассу, где оборвалась жизнь её ребёнка. Может, это место для неё свято и именно здесь она чувствует присутствие своей кровинушки?

Если человеку, потерявшему родного, так легче, почему бы и нет? Не от великого счастья вдоль дорог эти памятники, да и водителям нелишне напомнить: быстро поедешь – медленно понесут.

Крендель-Ка

У нас в Самаре лет пять назад в ДТП погибла семья – муж и беременная жена, остался сынишка у бабушек-дедушек. На месте трагедии, прямо на обочине, установили целый мемориал из чёрного камня – коленопреклонённый ангел, вазоны, столбики с цепочками. Родные ездят, меняют цветы, почти всегда в вазонах белые и жёлтые розы огромными охапками. Летом и зимой взгляд выхватывает эти яркие пятна в зелени или в сугробах. Дико отвлекает от дороги, а она там и так непростая.

И вот каждую зиму после сильных снегопадов я вижу одну и ту же картину. Рабочие, чистящие дорогу возле этого мемориала, отключают отбрасыватель снега метров за 15 до и после него. Наверное, тоже уважают чувства родных. Получается такая снежная плюха на дороге от плохо вычищенного снега. Водителям приходится менять полосу движения, чтобы не въехать в неё на скорости.

Пару лет назад ровно напротив этого мемориала появился ещё один памятник. И новая снежная плюха, только уже на другой стороне трассы. Не знаю, связаны ли между собой эти памятники.

Года два у нас идёт реконструкция дорог. Памятники не выбрасывают, но если они мешают расширять дорожное полотно, то довольно небрежно сдвигают в сторону.

Я бы запретила эти придорожные поминальни.

Вредная мама

Простите, а всякие рекламные щиты не отвлекают? Одно дело, если памятник стоит почти на дороге, другое – венки, висящие в сторонке. Как водителю мне они не мешают, скорее заставляют собраться, быть внимательнее и осторожнее.

Если человеку легче переносить потерю, занимаясь венками и цветами, – пусть. А то получается – не устраивайте нам демонстрацию своей боли и памяти о близких, нам-то они чужие и вызывают неприязнь, так, что ли?

Жаконя

Это как если в одной квартире будут гулять свадьбу, а через их комнаты пронесут гроб усопшего с другого этажа. Простите, но свадьба отдельно, скорбь – отдельно.

У меня погиб дальний родственник, молодой парень. Сам водитель, остановился на обочине и даже от машины не успел отойти… Он единственный сын в семье, поэтому, пока были живы родители, они нет-нет да ездили с цветами к такому придорожному памятнику.

Но родители уже умерли, а памятник стоит покосившийся, весь забрызганный, неухоженный. И сколько таких по России?

Июлия

Удивляюсь, что людям неприятно смотреть на эти венки – мол, настроение портится. Например, у меня ухудшается настроение, когда сталкиваюсь с живыми гадкими людьми, ну и другие поводы есть, конечно. А вижу эти памятники и венки – приходят грусть, печаль, настроение мне это не портит. Мы все когда-нибудь умрём – и что теперь, зная это, всегда ходить в плохом настроении?

Адекватный водитель проедет мимо и не отреагирует. А если вид венка прямо-таки выбивает его из колеи – наверное, психиатр погорячился, когда написал в справке «здоров».

Пошла домой

Можно положить цветы на скорбном месте на девять и сорок дней. Но ведь человек не здесь, он похоронен на кладбище, там и уместны венки и памятники. Не зря же испокон веков место упокоения устраивается отдельно от жилых районов.

Чем отличается смерть в больнице, дома и на дороге? Почему в одном месте ставят памятник, а в другом нет? Хорошо ещё, у реки не принято ставить, где кто-нибудь утонул.

Однажды мы ехали по трассе и в одном месте увидели столб с фотографиями пятерых человек – двоих взрослых и троих детей. Жутко стало! Ну не кладбище это! Лично я не хочу ехать и думать, что вот здесь разбились, а здесь убились, я и так знаю, что трасса – место повышенной опасности, а кто не знает, тем венки и кресты не помогут.

В другой раз ехали с мужчиной на машине. По правую сторону сразу за обочиной – камыши стеной. Темень, дождь, ни одного авто, ни живой души вокруг – там вообще не ходят, только изредка ездят. И вдруг в свете фар прямо перед нами возникло пьяное нечто – оно шло по обочине и решило обойти лужу по проезжей части – видимо, ножки боялось замочить. Мой друг объехал его буквально в пяти сантиметрах.

Извините, конечно, но мы чуть не обделались от страха. Машина – «Волга», ГАЗ-24, железный танк, только брызги бы полетели от этого чучела. И скорость была приличная. Благо встречка оказалась пустой.

А чучело машину просто не заметило, он даже не отреагировал – как шёл, так и пошёл дальше! Друг сказал – морду бы набить, так ведь даже не поймёт – за что.

И вот такое нечто собьют и памятник ему на обочине поставят – скорбите, люди добрые! А ни в чём не повинному человеку ещё и отдуваться за него.

Морра

Православная церковь тоже не одобряет эти памятники. Я по телевизору слушала комментарий батюшки, который ясно сказал, что поминать умершего следует на кладбище или в церкви, а все эти венки вдоль дорог – лишнее и не нужно.

У нашего главы района в аварии погибли дочь, зять и семилетний внук. На том месте установлен большой красивый крест, хотя цветов там ни разу не видела. Я знаю, кто здесь погиб, и каждый раз, проезжая это место, вспоминаю. Но большинство-то водителей не в курсе. Зачем им этот огромный крест на не самом простом участке дороги? Чтобы увидеть и тоже в аварию попасть?

Апельсиновая фея

Я за порядок и дисциплину в каждом общественном месте.

На моих глазах случилась авария: водитель, чтобы уйти от столкновения, врезался в такой придорожный памятник. Не было бы этого символа чужой скорби – мужик съехал бы в кювет свободно.

«А вдоль дороги мёртвые с косами стоят. И тишина…» Не надо этого. Не хочу!

Бокарнея

Когда-то возле моего дома прикрутили такой венок. У соседа через дорогу стоял запаркованный «Икарус», в него ночью врезалась подгулявшая компания, трое погибли. Их родные решили, что самое подходящее место для венка – на столбе, поближе к месту трагедии, рядом с моей калиткой.

Сняла я этот венок. Не очень мне понравилось мимо него ходить.

Браун Табби

А меня венки и памятники на обочинах не отвлекают, не раздражают, не напрягают. «Помни о смерти» – чужой и своей. Езжу много, в основном далеко, за выходные могу накрутить 400 километров, за отпуск – 4000. А дорога бывает разная – и мокрая, и заснеженная, и с колдобинами, и со слепящими фарами, и с выскакивающими людьми и животными.

Поэтому такие символы не навевают грустные мысли, а, наоборот, заставляют сконцентрировать внимание. Ведь здесь кто-то уже погиб, по своей ли вине, по чужой, или по случайности, но именно тут его не стало. А кто-то другой оплакал его, повесил венок, поставил памятник. И скорость сбросишь, и лишний раз соберёшься, напомнишь себе, что даже на ровном участке дороги может что-нибудь случиться.

Демон Аззи

У меня несколько окон выходит на местную «дорогу смерти». Там и года не проходило без серьёзных аварий. Сидишь дома, и вдруг грохот, скрежет шин – понятно, опять кто-то разбился. На деревьях, на столбах висели эти пыльные венки, у дороги стояли грязные пирамидки. В общем, малопривлекательное зрелище.

Потом по требованию жителей этот хлам убрали. И вот что странно: с тех пор никаких аварий! То есть, может быть, они и случаются, но, очевидно, без жертв. Сама дорога не изменилась, покрытие не улучшилось, лежачие полицейские не появились, а вот страшные аварии прекратились.

Карина Львица

У меня два родных человека погибли в автокатастрофах.

Первый – Сашка. Разбился по дороге с рыбалки, ехал как пассажир. Дома ждали жена и годовалая дочь. Трасса междугородная, скорость соответствующая… Там висит венок, и родители ездят туда каждый год, в день смерти сына. Им так легче. Я часто езжу по тому участку дороги, и меня этот венок заставляет притормозить, умерить пыл. И Сашу вспоминаю, ему было 22 года.

Второй случай – с Женькой, ей было 20 лет. Разбилась на въезде в посёлок, отец приехал раньше полиции и «скорой», ему кто-то позвонил. Он её своими руками доставал из машины, мёртвую и переломанную. У Женьки было много друзей, и это место всегда утопало в цветах и венках. Венки пропадали, но на следующий день появлялись новые – друзья вешали. Пока Женькин отец в соцсетях сам не попросил больше их не приносить. Это он убирал. Каждый день ездил той дорогой, и цветы с венками ещё больше бередили душу. Он и так это место никогда не забудет.

Две семьи, а относятся к событию по-разному. Кому как легче.

Меня как водителя венки и памятники не раздражают, напоминают, что дорога – это опасность. Но то в провинции. Если бы в Москве на МКАДе после каждой аварии вешали венки – дороги бы не было видно.

Селендифати

Кто-то плюётся в сторону чёрных кошек, кто-то – в сторону ворон, а кому-то и чужие памятники портят настроение, чего тут непонятного? Я не преклоняюсь перед чужим горем. Не скорблю обо всех погибших в мире, и когда мне насильно впихивают чью-то беду – да, это раздражает. В том числе и пыльные венки в местах гибели. Зачем мне знать, что кто-то не вписался в поворот и помер на этом месте? Если чей-нибудь родственник не справился с управлением и влетел в столб – при чём тут остальные?

Неужели у «скорбящих» не хватает ума понять, что другие люди, едущие по трассе, вовсе не обязаны каждый день вспоминать о смерти? В своём эгоизме «скорбящие» не догадываются, что, может быть, у других людей тоже родные и близкие погибли в автоавариях, и им больно каждый день вспоминать о смерти родственников? Но, проезжая мимо такого вот памятника, невольно вспоминают и огорчаются.
Это не скорбь несчастных людей. Это эгоизм и хулиганство!

Альтер Эго

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №16, апрель 2018 года