Борис Грачевский: Хотите знать, сколько платят детям в «Ералаше»? |
14.05.2018 16:10 |
Недавно вышел на экраны тысячный выпуск «Ералаша», создателем и художественным руководителем которого является Борис Грачевский. Приближается и его личная круглая дата. С трудом верится, но в следующем году кинорежиссёр и сценарист Грачевский отметит семидесятилетие. Он счастлив в третьем браке с молодой женой. Празднование юбилеев, бурная жизнь и воспитание подрастающего поколения не мешают ему каждую неделю снимать по новому выпуску детского тележурнала. У самого Бориса Юрьевича подрастает 5-летняя дочка от второго брака, давно вышли в люди взрослые сын и дочь от первого семейного союза. Хотя кинорежиссёр не любит распространяться о личной жизни, он рассказал, что является для него главным в браке, можно ли испортить детей любовью, а также о том, для чего ему приходится тайно просматривать закрытые страницы в интернете. – Борис Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о своих родителях – они как-то повлияли на то, чем вы в итоге стали заниматься, на ваше творчество в целом и на развитие вас как личности? – Мои родители? У меня папа артист, я с шести лет на сцене! В театре у нас даже был совместный номер, в котором я играл вместе с отцом. Мама работала библиотекарем, очень много времени потратила на приучение меня к литературе. Теперь я без книг жить не могу. И любовь к классической музыке заложена родителями. С детства мне привили интерес к таким композиторам, как Чайковский, Бетховен, Моцарт, Бах. Они до сих пор остаются любимыми композиторами. И без участия родителей точно не было бы у меня такого пристрастия к высокому искусству. – Ваше послевоенное поколение рано взрослело. Во сколько лет вы заработали первый рубль? – Первые деньги я заработал в техникуме в четырнадцать лет. У меня была очень большая стипендия, тридцать семь рублей – по тем временам огромная сумма. Так что с личными деньгами у меня тогда всё обстояло нормально. – Недавно вышел тысячный выпуск «Ералаша». А как вообще возник ваш проект? Расскажите об этом, пожалуйста. – Сама форма тележурнала произошла от старшего брата, киножурнала «Фитиль». Истории, которые мы рассказываем, – по сути анекдоты. В России анекдоты всегда имели огромное значение. Во всём мире существуют анекдоты, но их нигде нет в таком количестве, и нигде к ним не относятся так серьёзно. Когда-то снимать «Фитилёк» для детей начала Алла Сурикова, но потом она ушла в большое кино, оставила детскую тему, а мы подхватили. Самый первый руководитель «Ералаша», который заложил основу киножурнала, чтобы было смешно и интересно детям и взрослым, – это мой последний учитель Александр Хмелик. Он придумал структуру «Ералаша», которая во фразе «мальчишки и девчонки, а также их родители» звучит как девиз: смешно, весело, интересно всем – и детям, и взрослым. – Вы окончили ВГИК по специальности «организация кинопроизводства». С кем учились, что почерпнули полезного от преподавателей, и чем запомнилось обучение? – Я учился заочно – это не совсем серьёзное обучение. Скорее, совсем не серьёзное. Впрочем, я стал чемпионом мира по длительности обучения – был студентом в течение двадцати трёх лет. – Кто самый уникальный человек в проекте «Ералаш»? – Мы работаем сорок четвёртый год, и вот двадцать пять лет назад ко мне пришёл такой худенький, молодой совсем человек. Принёс пачку сценариев. Из тех десяти, что он принёс, восемь надо было снимать, и чем быстрее, тем лучше. С этого момента и началось наше сотрудничество. Вот именно он – самый удивительный человек, потому что таких больше нет. Это Алексей Щеглов, автор ста восьмидесяти сценариев «Ералаша»! Потом выяснилось, что он ещё и режиссёр. Также не могу не сказать о человеке, который тоже работает с нами двадцать пять лет, – это композитор Александр Клевицкий. Именно он пишет ту весёлую музыку, которая звучит с экрана, и по ней все сразу узнают «Ералаш». Это весьма непросто – столько лет сочинять замечательные мелодии к смешным историям. Ведь на самом деле он очень серьёзный композитор, сейчас вот идёт премьера его мюзикла «Собака на сене» в Театре оперетты. Это я к тому, что у него и симфонии есть, и балеты, и так далее. Тем не менее для «Ералаша» Александр Клевицкий пишет яркие, потрясающие мелодии. Мы как-то с ним спорили, и я стал что-то мычать, напевать какую-то мелодию. Он вдруг вскочил и сказал: «До фа-диез я не опущусь никогда!» Что это значило – я не знаю, но Александр очень обиделся. (Вероятно, имеется в виду тональность фа-диез мажор, которая имеет шесть диезов в ключе, то есть играется практически полностью на чёрных клавишах, как «Собачий вальс». – Ред.) Кроме этих двоих есть ещё масса людей, которых я сейчас не вспомнил, но пусть они не обижаются. Это невозможно – рассказать обо всех, кто старается делать «Ералаш» с душой. И наш девиз – если можно сделать лучше, то надо идти и переделывать. И все идут. В том числе такой маститый режиссёр, как Алексей Щеглов. Он тоже идёт и переделывает, и ничего страшного в этом нет. Помните – рукописи не горят? Вот так же и «Ералаш» не горит. Поэтому мы стараемся сегодня оставаться на плаву и быть интересными в первую очередь детям всей нашей страны. Их столько всего раздирает сегодня, а нам хочется, чтобы они смотрели что-нибудь приличное. – Как вы подбираете юных актёров? – Мы регулярно проводим собственный фестиваль. Дети со всей страны приезжают к нам в «Ералаш», демонстрируют свои таланты, способности. То есть мы проводим то, что ныне называется модным словом «кастинг». Победители награждаются главными ролями в киножурнале. Два фестиваля состоялись в «Орлёнке», а третий мы решили устроить в Подмосковье. Сюда всем удобнее добираться. Вообще у нас по стране работает двадцать девять студий «Ералаша», и все они существуют в нашей системе. И вот эти студии привозят к нам лучших детей на смотр, показывают свои маленькие истории. Это что-то вроде смотра талантов. Потом дети встречаются с артистами, которые с нами работали и снимались в «Ералаше». Проводится концерт, где определяется главный победитель. Так что мы живы, здоровы и, самое главное, что бы ни происходило, каждую неделю снимаем новый «Ералаш». – У вас трое собственных детей и очень много подопечных по работе. Можно ли любовью детей испортить? – Нет. Любовь и внимание очень важны, причём нужно эти два слова соединять вместе. Любить можно, но вот бывает, что некогда. А надо любить и успевать уделять внимание. Это так существенно. Вот об этом я снял свою кинокартину «Крыша». Ведь из-за отсутствия внимания случается трагедия. Поэтому немаловажно это сочетание. Не надо умалять значение любви, ею испортить нельзя. Можно зацеловать? Можно. Однако тут поможет решающий фактор любви – внимание и уважительное отношение к ребёнку и его интересам. – Как вы находите индивидуальный подход к детям? – А я не ищу. И вообще такой образ придумал: не нужно становиться на корточки перед ребёнком, а следует поднимать его до себя и с ним разговаривать. И не бойтесь! Мы всё время недооцениваем то, как хорошо соображают дети. Они умнее, чем мы думаем. У меня в «Ералаше» работает целый коллективный детский разум – а это вообще отдельная история. Когда ребята собираются вместе, они умнее нас во сто крат. Как я с ними нахожу общий язык? Не знаю. Просто делаю то, что считаю нужным, и не подбираю особый ключик для каждого. – К слову, об интересах подрастающего поколения. Сейчас весь мир, и дети в первую очередь, всё больше уходит в интернет, а ваша стезя по-прежнему связана со старомодным телевидением. Как вы в этом плане видите своё будущее? – Я вынужден сейчас изучать интернет-культуру и смотреть не только выступления рэперов, но даже проникать в закрытые блоги. Мне нужно знать интересы детей, я наблюдаю, как и что они сегодня смотрят, чем увлекаются. Для меня всё это, безусловно, очень важно. Конечно, полученные знания использую в своей работе, ведь нужно постоянно учиться и расти профессионально, быть в курсе детских увлечений и понимать, с чем нужно бороться. – Как и где вы находите средства на кинопроизводство? И как удавалось выживать в девяностые, ведь кино стало никому не нужно, особенно детское? – О, это больная тема. Да, раньше приходилось трудно, даже вспоминать тот период тяжело. Но сейчас у нас есть спонсоры, которые усердно помогают и принимают активное участие в нашей деятельности, за что им большое спасибо. – Сколько вы платите юным артистам за съёмки в «Ералаше»? – Это военно-коммерческая тайна, её я раскрыть не могу. (Улыбается.) Единственное, что могу сказать по данному поводу, – конечно, ребятам, исполняющим главные роли, начисляется более высокий гонорар, нежели их коллегам по съёмочной площадке, которые играют второстепенные и эпизодические роли. Но такая система оплаты принята почти во всей киноиндустрии, не мы её изобрели. – И всё-таки скажите, как вам удаётся быть современным, не отставать от жизни, сохранять детский интерес? – Во мне сидит некий двенадцатилетний пацанчик, который следит за всеми изменениями, происходящими в жизни. Он отшвыривает сюжеты, которые ему неинтересны. Я хожу вот с такими огромными ушами-локаторами и слушаю детей – как они разговаривают, что для них важно, что им нужно. И стараюсь быть в курсе того, что у них происходит. Дети особо не меняются – они по-прежнему влюбляются, так же списывают, так же обманывают, хитрят, пугаются – всё то же самое, что и десять-двадцать лет назад. Но это по сути, а вот форма глобально изменилась и стала абсолютно другой. Сейчас секрет расскажу, почему они любят «Ералаш»: у нынешних детей на третьей минуте внимание заканчивается. Это целая трагедия – клиповое мышление. А поскольку в «Ералаше» сюжеты короткие, то они не успевают детям надоесть. Быстро показали один сюжет – и тут же начинается совершенно другая история. Вот что важно. Так что новое время приносит нам как отрицательные, так и положительные изменения. – Борис Юрьевич, вы являетесь автором сборника сексуальных юмористических выражений. Как долго над ним работали? Какое выражение любимое? – Да я и не работаю. Хожу-хожу, придумаю что-нибудь, запишу и дальше иду. Вот недавно пришла в голову такая философская фраза: если человек не оставит след на земле – то от него останутся только морщины. Но есть у меня и афоризмы, ставшие довольно известными. Например, «мы будем жить лучше просто потому, что у нас нет другого выхода». Это моя фраза. – А вот ещё у вас есть выражение: меняю сорокалетнюю жену на двух двадцатилетних. Причём вы реализовали этот сценарий в своей жизни. – Нет, это не моя фраза, кто-то мне её приписал. Не моё, я такого не говорил. – Вы женились впервые в двадцать один год. Не рановато? – Да, рановато. Но мы в том браке прожили тридцать пять лет. Так что, несмотря на молодость, решение о женитьбе было зрелым. – С высоты своего жизненного опыта что можете сказать о главном в семейной жизни? – Главное – любовь. Больше в семье ничто не важно. Любовь важнее всего. Любовь и взаимное уважение. И взаимный интерес друг к другу. Всё. – А как же быт, о который разбиваются любовные лодки? Как ужиться, если характеры разные и сложные? – Это всё ерунда – быт, характер… Всё решаемо. Если любишь, то надо любить всё, из чего состоит человек. – У вас трое детей. Чем занимаются взрослые дети от первого брака и чем – маленькая? – По-разному. Сын в серьёзном бизнесе работает, старшая дочь – в туристическом. Младшая дочка ещё маленькая, ей пять лет, в садик ходит, а также в детский коллектив «Непоседы». – Как вы отдыхаете, есть ли у вас любимые места? Где были в последний раз? – Я люблю те места, где хорошая погода и свежий воздух. Объехал весь мир, и мне везде нравится. Но если говорить о наиболее полюбившихся местах, то это Шарм-эш-Шейх в Египте. Мне безумно нравится там бывать. А также в Турции, в Белеке, там потрясающе красиво. А ещё в Таиланде обожаю отдыхать. Недавно были там с женой. – Вы являетесь членом жюри детского КВН. Расскажите, пожалуйста, что это за проект? – Меня позвали, и я согласился. Присутствовал два раза на записи в «Артеке», оказалось очень интересно. У меня, конечно, есть много своих творческих детей в «Ералаше», но там я увидел мощное юное поколение, которое хочет и умеет смешить и смеяться. С удовольствием смотрел, что-то для себя даже почерпнул. Вот, например, смешная шутка: кто такой Слава КПСС? Я, говорит, думал, что это один человек, а оказалось, что это Маркс и Ленин, два человека. Услышал много полезного, а главное, позади меня в зале сидело почти пять тысяч детей, что очень важно. Они хорошо поддерживали шутки, им было интересно. Если меня снова позовут, с удовольствием приду. Когда-то давно, на заре своей юности, в семнадцать лет, я был капитаном КВН. Кстати, первая публикация обо мне – это заметка о капитане команды КВН Калининградского механического техникума. Это было бог знает когда. Расспрашивала Дарья ПАРЧИНСКАЯ Фото: из личного архива Опубликовано в №19, май 2018 года |