Русский викинг
06.06.2018 20:06
Русский викингГод назад в Калифорнии скончался русско-американский актёр Олег Видов, когда-то невероятно популярный у нас в стране. Миллионы советских зрителей восхищались его мужественными романтическими героями в фильмах «Метель», «Красная мантия», «Сказка о царе Салтане», «Москва, любовь моя». Особенно большой успех выпал на долю благородного Мориса Джеральда, мустангера из фильма «Всадник без головы», экранизации романа Майн Рида.

Башня высотой 6 метров

Олег родился 10 июня 1943 года в посёлке Филимонки (ныне в составе Москвы). Его мама, Варвара Ивановна, работала учителем в школе, отец, Борис Николаевич, плотничал. Впрочем, отец мальчика вскоре покинул семью, и Олег после окончания семилетки пошёл работать, чтобы поддерживать мать, которая получила инвалидность.

В 1946–47 годах Олег вместе с матерью жил в Монголии, где она преподавала детям советских специалистов. Потом они уехали в Восточную Германию: Варвара Видова устроилась корректором в издательство. К шести годам Олег уже свободно говорил на немецком языке. В 1950 году, когда семья вернулась в Союз, Олег учился в первом классе в подмосковном посёлке Барвихе. В 1951 году Варвара Ивановна вновь отправилась в командировку за рубеж, на сей раз в Китай и Румынию. Сына она взять с собой не могла – тому нужно было учиться. Олега отослали в Алма-Ату к тётке Нюте. Тётя руководила народным театром и привила мальчику любовь к искусству.

Семилетку он оканчивал уже в Барвихе. На инвалидную пенсию матери прожить было невозможно, и Олегу в 14 лет пришлось брать на свои неокрепшие плечи мужские обязанности. Трудовую деятельность начал в Москве с помощника повара. Потом работал на строительстве Останкинской телебашни. «Начал с грузчика, кладовщика, таскал кирпичи, месил раствор. Тогда в башне было всего шесть метров», – вспоминал потом Олег Борисович. Работал также санитаром в Городской больнице имени Баумана. Среднее образование получал в вечерней школе рабочей молодёжи.

Актёром Олег становиться не собирался и в кино попал случайно. Тогда ему было всего 16 лет. В «Останкине» его приметила режиссёр Искра Бабич, снимавшая свой дебютный фильм «Первое свидание». Брат героини, всего несколько фраз текста… Но фото Видова попало в картотеку «Мосфильма», и Александр Митта, снимавший вместе с Алексеем Салтыковым свою дипломную работу «Друг мой, Колька!», предложил ему роль побольше. Однако Олега ждало разочарование: при окончательном монтаже эпизод с его участием в картину не вошёл.

Но Видов уже заразился кинематографом и в 1962 году подал документы во ВГИК на актёрский факультет. Небольшой актёрский опыт ему помог, и он поступил в мастерскую режиссёров Якова Сегеля и Юрия Победоносцева.

Личное дело – чистое

Уже с первого курса красивого юношу начали охотно снимать в небольших ролях. В культовом фильме шестидесятых «Я шагаю по Москве» едва ли кто смог разглядеть лицо парня на велосипеде, который держал зонтик над головой девушки во время дождя. Но именно на съёмках этой ленты режиссёр Владимир Басов обратил внимание на высокого синеглазого блондина с мужественным подбородком, которого он спустя год утвердил на главную роль прапорщика Владимира в своём фильме «Метель» по повести Пушкина. Это была первая крупная работа Олега Видова в кино.

Следующая удача – роль Медведя в первой экранизации «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца, осуществлённой Эрастом Гариным. Картина сегодня забыта, её затмила экранизация Марка Захарова. Но роль Видову удалась, и новые предложения сниматься поступали актёру со всех сторон. Правда, чаще всего режиссёрам нужна была его фактура: голубоглазый красавец с голливудской внешностью.

После роли князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко (картина была показана на нескольких международных кинофестивалях) на Видова обратили внимание и за рубежом. Олега неожиданно пригласили сниматься в скандинавской совместной продукции «Красная мантия». Актёра вызвали в Госкино. Он приехал из посёлка Томилино, где тогда жил, в стареньком пальто из «драп-дерюги». Датский режиссёр Габриэль Аксель взглянул на Видова и сказал: «Это герой моего фильма. Настоящий викинг!»

Сниматься за границей, да ещё в капстране, – это почти фантастика. Органы начали тщательно проверять личное дело Видова. А оно оказалось чистым. Мать и отец – члены партии, участники войны. Мать всегда была выездной, годами работала за границей. К тому же имела инвалидность (какой сын бросит больную мать?). Но всё равно требовалась дополнительная характеристика.

Помог случай. Олег учился во ВГИКе с Андреем Юреневым, сыном известного киноведа. И положительная характеристика была написана.

Я советский человек!

В основу фильма «Красная мантия» положена легенда о датских Ромео и Джульетте – Харбарде и Сигне. Фильм снимался в Швеции и Исландии. По словам Олега Видова, ему труднее всего давались эротические сцены. Он вспоминал: «Нам с партнёршей нужно было лежать голыми на постели под звериными шкурами. Я заявил режиссёру: «Я, советский человек, такого позволить себе не могу!» С меня ведь перед отъездом из Союза подписку взяли, чтобы я с иностранными женщинами ничего не имел, а тут предлагают без штанов с иностранкой лежать!»

Переубедил меня только режиссёр: «Извини, Олег, но у викингов не было нижнего белья». Пришлось мне спереди всё заклеить большим пластырем, чтобы не показать мою советскую суть капиталистическому миру. Сняли, я стрелой вскочил и тут же оделся, а датская актриса продолжала стоять голая».

И ещё: «Нас пугали: надо быть бдительным, иначе завербуют, – рассказывал Видов. – Помню, в Дании я постоянно озирался, ждал, когда же меня начнут вербовать. Тогда и не думал о том, чтобы там остаться. Я был абсолютно советским человеком. За меня можно было не опасаться».

Фильм повезли на кинофестиваль в Канны, где он номинировался на главный приз. Всю полученную за роль валюту Олег отнёс в советское посольство, а сам перебивался на скромные суточные. А ведь нужно было ещё сэкономить, чтобы купить подарки родным и друзьям. Кстати, валюта, заработанная Видовым, потом полностью ушла на оплату гонорара Анни Жирардо, которая снималась в небольшой роли в фильме Сергея Герасимова «Журналист».

В советском прокате эротические эпизоды сильно урезали, но всё равно картина пользовалась невероятным успехом. Зрители штурмом брали кассу, ползала смотрело фильм стоя…

В те годы Олег Видов был больше всего востребован в ролях благородных красавцев. После международного успеха «Красной мантии» Олег снялся в нескольких фильмах в Югославии, в том числе в итало-немецко-югославской совместной продукции «Битва на Неретве». Потом Сергей Бондарчук пригласил его в свой фильм «Ватерлоо», который снимал там же, в Югославии, для итальянской кинокомпании.

Пик карьеры Олега Видова пришёлся на начало семидесятых. Роль Мориса Джеральда во «Всаднике без головы» стала звёздным часом для актёра. Первоначально на роль героя планировался Олег Стриженов. Однако тот сниматься отказался: «Я привык играть героев с головой».

После выхода «Всадника…» на Видова обрушилась всесоюзная слава. Фильм был принят восторженно. Он собрал 69 миллионов зрителей и в прокате 1973 года занял первое место. Восьмикопеечные открытки с фото Олега Видова продавались во всех киосках.

Спустя год с большим успехом прошла по экранам советско-японская мелодрама «Москва, любовь моя» с Олегом Видовым и Комаки Курихарой в главных ролях.

Побег на Запад

Но в конце семидесятых в стране начали закручивать гайки. Видов почувствовал это на себе. Знаменитый продюсер Дино Де Лаурентис предлагал ему семилетний контракт – по два фильма в год. Но в Госкино сказали: «Нам в Советском Союзе западные звёзды не нужны». И контракт не состоялся.

Знаменитый британский режиссёр Карел Рейс утвердил Олега Видова на роль Сергея Есенина в фильме «Любовники Айседоры». Но в Госкино заявили, что Видов болен и сниматься не может. К тому же актёру начала всячески вредить бывшая жена Наталья Федотова, у которой имелись обширные связи наверху. Олег понял, что работать ему теперь не дадут. Родилась мысль уехать на Запад.

В 1983 году он вступил в брак с югославкой Верицей Йованович и уехал по гостевой визе на родину к жене. В Югославии ему повезло: пригласили сниматься сразу в нескольких фильмах. Но 72-дневная виза закончилась. Видову предложили вернуться в Советский Союз. Однако на Родине его ждали большие неприятности, ведь снимался он без разрешения кинематографического начальства. Неожиданно помог австрийский актёр Мариан Сринк, с которым Видов вместе работал. По гостевой визе Олег выехал в Австрию, а потом в Италию. Там он жил в доме итало-американского актёра Ричарда Харрисона, где познакомился со своей будущей, четвёртой, женой – журналисткой Джоан Борстин.

Впервые Олег Видов женился на последнем курсе института, в 1966 году. Марина была художником-оформителем. Добрая, милая девушка из хорошей семьи. Её приглашали на пробы в фильмы «Кавказская пленница», «Обыкновенное чудо». Но не сошлось, актрисой Марина не стала. Брак Олега и Марины оказался непродолжительным, как часто бывает у очень молодых людей. В одном из интервью актёр сказал: «Мы с Мариной были совсем ещё молодые, зелёные. Наверное, если бы поженились в более старшем возрасте, ужились бы. А так – студенты, оба импульсивные, загорались как спички и просто сгорали».

В 1970 году на одном из приёмов Олег увидел Наталью Федотову, дочь слепого профессора истории, и влюбился в неё. Отец Натальи был другом Брежнева, а Наталья, в свою очередь, дружила с дочерью генсека Галиной. Наталья вращалась в высших сферах, у неё были свои интересы, своя жизнь. «Со временем мы с Натальей оказались совершенно разными людьми, – признаётся Видов. – Я человек свободы. Как птица. Мне хотелось ездить, сниматься. А Наталья любила сидеть у себя дома в высотке на Котельнической набережной». От развода супругов не удержало даже рождение сына Вячеслава.

В 1976 году Олег Видов разошёлся с Натальей Федотовой. С сыном Вячеславом общаться ему не разрешалось. Регулярные попытки бывшей жены испортить актёру жизнь и карьеру послужили одной из причин его отъезда.

Когда осенью 1985 года Олег Видов жил в Италии, туда приехала американская журналистка Джоан Борстен. «Я увидел умного, внимательного, отзывчивого человека, – вспоминал Видов. – И сразу влюбился. Мы больше не расставались. Прожили вместе всю жизнь».

Рядом со звёздами

Первое время в Штатах Олегу Видову пришлось непросто. Известнейший на родине артист, здесь он был практически никем – одним из сотен тысяч эмигрантов, без языка и профессии. Сначала работал за три с половиной доллара в час на стройке, затем, уже за пять долларов, на фабрике.

Но однажды в квартире Олега и Джоан раздался телефонный звонок. Видов сразу узнал голос Савелия Крамарова. Видов впервые встретился с ним на съёмках фильма «Джентльмены удачи», где сыграл старшего лейтенанта Славина, изображавшего таксиста. В тот день Крамаров позвонил, чтобы помочь приятелю. Студия готовила фильм для проката в Советском Союзе. Нужно было переозвучить одного из героев.

На озвучение Олег тогда не попал, но начал ходить на кинопробы, прекрасно понимая, что зарубежные актёры в Голливуде чаще всего играют тупых и злых парней. Но на удивление, первой голливудской картиной Видова стала «Красная жара», где он исполнил роль вполне приличного советского милиционера. Партнёром выступал сам Арнольд Шварценеггер.

Потом поступило сразу два предложения, одно – от режиссёра Залмана Кинга, сыграть в его картине «Дикая орхидея», а другое – от Джона Мактирнана (режиссёра «Крепкого орешка»), который запустился с фильмом «Охота за «Красным Октябрём». Когда Видов узнал, что его партнёром будет Микки Рурк, он принял решение сняться у Залмана Кинга, хотя Савелий Крамаров, уже утверждённый на небольшую роль в «Красном Октябре», советовал другу: «Лучше сняться в маленьком эпизоде в огромном фильме, чем в главной роли в маленьком фильме».

Савелий говорил с точки зрения финансовой: большие картины, если они успешны, живут долго, проценты капают годами, если не десятилетиями. После широкого проката фильм выходит на кассетах, дисках, плюс бесконечные показы по телевидению. А «Дикая орхидея» – это по американским меркам авторское кино, иной размах и другие деньги.

Недоброжелатели утверждали, что в Голливуде Видов снимался в третьеразрядных картинах. На самом же деле у него двадцать крупных ролей в заметных фильмах. А если бы ему разрешили в середине семидесятых принять контракт Дино Де Лаурентиса, он стал бы звездой мировой величины.

Всему миру известна история, как принадлежавшая Олегу Видову и его жене фирма выкупила на 30 лет права показа советских мультфильмов в англоязычных странах. Озвучивали мультики известные голливудские актёры, среди которых были и Ширли Маклейн, и Джессика Лэнг, и Тимоти Далтон, и Джон Хьюстон… Видов придумал, как привлечь внимание американских зрителей. Он позвал на помощь популярного в США танцовщика Михаила Барышникова и выпустил мультфильмы под лозунгом «Михаил Барышников. История моего детства». И не прогадал: старые добрые русские мультики посмотрели во многих странах мира.

«Мы потратили огромную сумму, – рассказывал Олег Борисович. – Плёнки были в ужасающем состоянии. Много лет жизни ушло на то, чтобы привести картины в порядок, переозвучить их на английский, найти прокатчиков. Но на нас из России набросились определённые лица, поддерживаемые чиновниками Министерства культуры. Трижды на нас подавали в суд, но мы выиграли процесс, доказав, что сделка была законной. Потом миллиардер Алишер Усманов выкупил у нас всю коллекцию за сумму, меньшую, чем мы потратили на реставрацию».

Россия снится

Только спустя много лет Олег Видов узнал, что у него в Одессе есть внебрачный сын. В Америку Сергей приехал уже в 16 лет. С его мамой Татьяной Олег познакомился в Одессе на танцах. Начали общаться, стали дружить, завязались интимные отношения. Когда девушка забеременела, она ничего не сказала Олегу. Своего второго сына он увидел через много лет в США.

Все в Калифорнии, кто знал Видова – а знакомств среди выходцев из России у него хватало, – говорят, что он был скромный доброжелательный человек без малейших признаков звёздной болезни.

Проблемы со здоровьем начались на съёмках фильма «Дикая орхидея», когда во время гонок на мотоцикле за Микки Рурком у Олега отказало боковое зрение и он чуть не разбился. Его прооперировали и смогли продлить жизнь ещё почти на двадцать лет. Но коварная болезнь снова вернулась.

…Он лежит на кладбище «Голливуд навсегда» рядом со звёздами первой величины, с которыми и жил по соседству. А в нашей стране до сих пор помнят красавца актёра и его благородных героев. После эмиграции он много раз приезжал в Россию, скучал по ней и искренне любил Родину. И не считал нужным это скрывать. «Я постоянно пишу стихи о России, и она мне снится», – произнёс он в интервью незадолго до смерти. Часто повторял, что актёр – ничто без зрительского внимания. Он искренне любил людей. И они отвечали ему тем же. Долгие годы эмиграции не смогли вытеснить актёра из сердец его поклонников.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №22, июнь 2018 года