Виктор Перевалов. Умер мальчик с голубыми глазами
14.06.2018 00:00
ПереваловОн был самым известным ребёнком Советского Союза. «Марья-искусница», «Я вас любил», «Республика ШКИД», «Трактир на Пятницкой», «Старая, старая сказка»… Вечно юный Витя Перевалов, от десяти до тридцати игравший на экране задорных мальчишек. Кинематографисты вовсю использовали его типаж, а затем, когда он вырос, выбросили за ненадобностью. О Перевалове вспомнили только через 25 лет.

Хочешь сниматься в кино?

Родители Виктора никакого отношения к искусству не имели. Мама всю жизнь работала санитаркой, отец – в торговле. Мальчишка был ленинградским послевоенным поскрёбышем, кроме него у родителей было ещё двое старших сыновей. О кино Витя вовсе не мечтал. По понедельникам, в свой выходной, отец забирал его из детского сада, и они смотрели подряд все фильмы, которые шли тогда в кинотеатрах. Если кино было про моряков, то мальчик мечтал стать моряком, если о партизанах – партизаном.

Однажды, когда Витя учился в первом классе, их повели на экскурсию в Дом пионеров. И там ассистентка режиссёра, заметив его светлую голову в толпе темноволосых одноклассников, спросила: «Хочешь сниматься в кино?» Так он попал на съёмочную площадку фильма «Тамбу-Ламбу». Кстати, в фильме его блондинистую масть не использовали, а снимали в рыжем парике.

В том же 1957 году Витю утвердили на небольшую роль в фильме «Город зажигает огни». И понеслось: «Сомбреро», «Марья-искусница», «Балтийское небо», «Старожил»… Мальчик снимался почти непрерывно. Когда ему исполнилось десять лет, о нём даже сняли документальный «Витя Перевалов в школе и дома». О юном даровании заговорили критики, большая статья о нём появилась в популярном массовом издании «Советский экран».

По закону детям можно было сниматься не более четырёх часов в день, актёрам старше 16 лет – не больше восьми часов, но если было надо, работали гораздо больше. Поэтому иногда по вечерам, когда Витю приводили домой и он ложился в кровать, у него от перенапряжения текла из носа кровь.

Из картины в картину

Съёмки фильма «Марья-искусница», где Витя сыграл роль сына главной героини, проходили в Ялте на Киностудии имени Горького. Пока шла подгонка костюма, Витя три дня был свободен. Бледный питерский ребёнок, он все эти дни бегал по пляжу вдоль моря и спалил обритую наголо (под парик) голову и плечи чуть ли не до волдырей. На съёмках сожжённую голову намазали спиртовым клеем и надели парик, на сгоревшие плечи надели рубаху из грубого льна, а сверху – котомку с лямками из верёвки. От боли слёзы застилали глаза. В некоторых кадрах, когда Иванушка вспоминает о маме, это было кстати, а вот в сцене с солдатом мальчику приходилось сдерживаться изо всех сил. К тому же съёмки проходили в павильоне при температуре 30 градусов, когда на актёров направлены огромные прожектора. В общем, настоящее пекло.

Это была неделя испытаний: к концу дня голова делалась деревянной, но он терпел. В его семье все работали – отец, мать, братья, поэтому работа была для Вити святым делом. Зарабатывал он как взрослый, но деньги в кассе получала мама – несовершеннолетним актёрам зарплату не выдавали.

На съёмочной площадке с ним не сюсюкали, а относились как к актёру, которому просто дольше надо что-то объяснять. Но зато когда мальчик выходил из кадра, ему разрешали всё. В павильонах Витя под присмотром осветителей лазал по лесам на высоте шесть-семь метров, ему разрешали кататься на операторском кране. Должно же у пацана быть какое-то детство! Потом он снова возвращался в кадр.

Витя переходил из картины в картину, практически не бывая дома. За ним приезжали на машине, отвозили на студию, потом привозили обратно. А если нужно было ехать в другой город, то мама увольнялась с работы и по договору становилась воспитательницей сына.

http://rusactors.ru/p/perevalov/03.shtmlУ юного актёра только однажды был перерыв – он тогда оканчивал шестой класс. Учителя в один голос говорили: «Его надо или выгонять, или оставлять на второй год». А когда же учиться? Он ведь постоянно снимался в кино. И учителя всё же приняли жёсткие меры: категорически воспротивились съёмкам ученика Перевалова, испугавшись, что тот останется полным неучем.

Но это совсем не помогло: Виктор уже совершенно забросил учёбу, стал отъявленным двоечником. Мальчику пришлось пережить паузу в три года, но Витя только и мечтал о кино. За это время о нём, конечно, стали забывать.

Ваше время истекло

Жить без кино Виктор Перевалов уже не мог. На пробы к фильму «Республика ШКИД» по мотивам одноимённой повести Белых и Пантелеева забытый киноактёр пришёл сам, пробовался на общих условиях. И, как когда-то в первом классе, ему улыбнулась удача. Перевалова утвердили на одну из главных ролей – беспризорника Гогу.

Вскоре, уже имея на руках паспорт, он первый раз самолично получил причитающийся ему гонорар. Позднее Перевалов вспоминал: «Пришёл из кассы и наткнулся на Кольку Годовикова, будущего Петруху из «Белого солнца пустыни», – тот в «Республике ШКИД» аж в 15 эпизодах снимался, больше главных героев заработал. Вот мы с Колюней тогда и обмыли моё совершеннолетие. Пошли в творческое кафе, выпили пятьдесят граммов коньяка и закусили шоколадкой. Все из себя такие гордые. Это был первый алкоголь в нашей взрослой жизни, а выглядели мы тогда лет на тринадцать».

Жена Виктора Перевалова Ирина сказала: «Муж не пытался стать профессиональным актёром. Сразу после школы он вроде бы хотел попробоваться во ВГИК, но его забрали на съёмки фильма «Я вас любил». Потом его увидел режиссёр Владимир Роговой и утащил на съёмки фильма «Годен к нестроевой». Мы уже женаты были, когда я уговорила его всё-таки поехать в Москву, в институт кинематографии. Витя вернулся оттуда и сказал, что его не приняли: «Мы берём, чтобы обучать, а ты всё умеешь». Не знаю, может, он всё это и придумал – всегда был большим пофигистом, мог запросто до ВГИКа и не доехать».

«Если будешь нужен – и без образования сниматься возьмут, а не нужен – хоть три диплома покажи, не утвердят», – бывало, отшучивался сам Перевалов.

http://rusactors.ru/p/perevalov/09.shtmlВ восемнадцать лет Виктора призвали на службу в противовоздушные войска под Ленинградом. Полгода он отслужил серьёзно, после чего его перевели в оркестр, где он год валял дурака. Впрочем, даже в армии Виктор Перевалов умудрился сняться в двух картинах. Одна из них – любимая всеми «Старая, старая сказка», где актёр исполнил роль Принца-трубочиста.

После армии ситуация для Виктора Перевалова стала постепенно меняться в худшую сторону. Он всё ещё регулярно снимался в кино, но роли становились всё менее значительными: в сказке «Двенадцать месяцев» Виктор промелькнул на заднем плане в образе месяца Мая, ещё в нескольких фильмах появился в роли милиционера.

Последнюю свою большую роль Виктор Перевалов сыграл в криминально-приключенческой драме «Трактир на Пятницкой», снятой по одноимённой книге Николая Леонова. В этой истории из времён НЭПа, повествующей о разоблачении сотрудниками московского уголовного розыска опасной банды преступников-рецидивистов, нашедшей пристанище в трактире на Пятницкой, актёр сыграл простоватого, на первый взгляд, паренька Панина.

Перевалову было уже под тридцать, лицом он ещё походил на пацана, но пластика была уже не та. Потом он снялся ещё в нескольких небольших ролях и, поняв, что его время прошло, решил уйти из кино.

С женщин деньги не беру

Его герой был не таким, как все. Полумальчик-полувзрослый со светлым отношением к жизни перестал быть нужен в 80-х годах. Он мог бы продолжить работу в эпизодах (у Перевалова была приличная актёрская ставка – 20 рублей в день, а при советской власти это были нормальные деньги), но начал Виктор с высокой планки и опускаться до актёрской массовки не хотел.
В начале 90-х, через десять лет после ухода из кино, Александр Кавалеров, друг со времён «Республики ШКИД», позвал Виктора в картину Бориса Галкина «Игра», где каждому исполнителю отводилось по две-три роли. Перевалов сыграл Министра, Придурка и Старуху. Может быть, в другое время этот фильм и стал бы для Виктора отправным пунктом для возвращения в кино, но в те годы и признанные мастера зачастую не находили себе работы, что уж говорить о нём.

Да, Виктору Перевалову повезло: не учась актёрству, не оканчивая творческих вузов, он немалую часть жизни прожил в лучах славы. Но Бог дал, и Бог взял. Может, поэтому он так спокойно к этому отнёсся. Махнул рукой на искусство и ушёл просто зарабатывать деньги.

Сначала ему не хотелось работать на виду у людей. Подвернулся сосед, который позвал Виктора в метро. Работал в бригаде рабочих, которые по ночам выпрямляли рельсы. Работа адская – бить тяжеленной кувалдой по толстой рельсе. Потом жена устроила его в винный магазин по соседству. Из четырёх грузчиков он один был непьющим. Когда входил в торговый зал, узнавшие его покупатели оглядывались по сторонам в поисках скрытой камеры.

Когда началось кооперативное движение, Перевалов крыл крыши с ремонтной бригадой. Три-четыре года ездил со знакомыми ребятами в Воронежскую область, собирал яблоки в колхозе. На яблоках заработал на собственную машину. Пробовал работать таксистом, но у него не получалось – с женщин вообще не мог деньги брать. Потом возил знакомых бизнесменов, которые сумели «подняться», выполнял разные поручения.

Были у Перевалова и проблемы с алкоголем. Пока снимался, знал, что завтра ему в кадр, и держался, несмотря на соблазны. Вечерами собирались в номере гостиницы, немного выпивали, общались и потом шли спать, потому что знали, что завтра съёмки. А когда всё это кончилось, вечера освободились. Единственным сдерживающим фактором для Перевалова была семья, главным образом жена, которая сумела взять его в ежовые рукавицы.

Просто проходил мимо
В своё время у Виктора, конечно, было много поклонниц. Но актёр вспоминал: «У меня был образ лирического героя – за ручку подержаться, в кино сходить, в щёчку поцеловать… И никакой постели. Как-то в городе, где я снимался, на улице ко мне подошла девочка. «Можно с вами поговорить?» Оказалось, она пишет стихи. Мы пошли ко мне в гостиницу, она до утра мне их читала, а я слушал. Такое было время».

Актёр женился в 24 года, и Ирина была его единственной женой до конца жизни. Она никакого отношения к искусству не имеет, а Виктора покорила тем, что не знала, что рядом с ней артист. А то ведь Перевалову всегда казалось, что женщина знакомится не с ним, а с его экранным двойником. Когда они поженились, чуть ли не единственным имуществом Виктора была стоявшая на полочке киноэнциклопедия.

Виктор совершенно не умел отказывать, не мог просить, никогда не выбивал себе гонораров. Он всю жизнь был «внештатным актёром», не состоял ни в Союзе кинематографистов, ни в актёрской гильдии и даже на нормальную пенсию себе, получается, не заработал. Она составляла всего чуть больше 2 тысяч рублей в месяц, потому что, как ни билась жена, его «детскую» карьеру так и не включили в пенсионный стаж. Ведь он снимался ещё во времена СССР, а тогда детский труд был запрещён.

Как-то Виктор шёл по Питеру и на набережной Невы увидел съёмочную группу, спиной к нему стоял человек в солдатской шинели. Когда обернулся, Перевалов узнал в нём Олега Даля, своего партнёра по «Старой-старой сказке». «Витька, и ты здесь снимаешься? – обрадовался Даль. – Давай тогда за бутылкой!» Он и представить себе не мог, что Перевалов просто проходил мимо.

Ещё несколько лет назад Виктор Перевалов работал на автостоянке сторожем. Сидел «на стрёме» в будке, периодически подрабатывал тем, что пускал на территорию окрестных путан с клиентами. А ведь когда-то его ангельское лицо с шапкой белокурых волос и огромными выразительными глазами украшало обложки журнала «Советский экран». Фильмы с участием Вити были событием для страны, его детские роли до сих пор остаются вне всякой конкуренции, а снялся он более чем в шестидесяти картинах, причём в половине из них был главным героем.

Ещё один звёздный билет

В 2003-м Перевалов перенёс свой первый инфаркт. Потом стало совсем плохо с дикцией, врачи подозревали, что это последствия незамеченного микроинсульта. Ну что ж – жизнь почти прошла, первая её половина была гораздо удачнее второй, но ведь и счастье тоже было, грех жаловаться, у иных и этого нет.

Заболев, актёр очень изменился внешне. И если в двадцать лет Перевалов выглядел на тринадцать, то в шестьдесят тянул на все восемьдесят. Седина, морщины, но всё тот же мальчишеский взгляд. Это и стало его новым звёздным билетом. Забытый всеми Перевалов внезапно попал в современный типаж – сумасшедшие, бродяги, чудаковатые, не от мира сего, личности.

Когда Игорь Апасян, режиссёр фильма «Граффити», нашёл Перевалова и предложил роль бомжа, этакого битого жизнью деревенского философа, тот не поверил своим ушам. Но актёра утвердили на роль, картина имела большой успех, а Виктор Перевалов был отмечен на нескольких кинофестивалях как исполнитель лучшей мужской роли.

После «Граффити» актёр снова начал много сниматься. Во время одной из съёмок пришлось лететь аж в Магадан – Перевалов играл заключённого. Работа была тяжёлой, жена и дочь просили: отдохни, нельзя же сниматься во всех фильмах подряд. Но режиссёры обещали, что перепишут слова роли под его дикцию, сделают удобным график съёмок.

Нынешним летом, в сумасшедшую жару, когда Перевалов снимался в Москве, ему стало очень плохо. Прямо со съёмочной площадки его отправили домой в Питер, без провожатого, ничего не сообщив родным. С огромным трудом он добрался до дома, откуда его увезли на «скорой». Спустя сутки актёр умер в больнице. На похороны никто от Союза кинематографистов не приехал, лишь прислали телеграмму с соболезнованиями.

Ему не повезло в том, что в советские годы не успел сыграть ни Павлика Морозова, ни Павку Корчагина. Поэтому не получил ни званий, ни государственных наград. Но зато ни за один фильм Виктору Перевалову не было стыдно. Эти картины до сих пор показывают по телевизору, и зрители, которые когда-то были детьми, с удовольствием смотрят их уже с внуками.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №40, октябрь 2010 года