Роковые тайны «Гардемаринов»
21.06.2018 00:00
Роковые тайныСвыше двадцати лет назад на экраны страны вышел фильм «Гардемарины, вперёд!», сразу же побивший все рекорды зрительской популярности. Этот фильм называют нашим ответом «Трём мушкетёрам». Но, пожалуй, он даже в чём-то обошёл знаменитый роман Дюма. Ведь его герои, юные гардемарины, противостоят не только личным врагам, но и врагам Отечества, что, безусловно, мужественнее и благороднее. Картина, премьера которой состоялась на телевидении, неожиданно для создателей прогремела на весь Советский Союз и сделала снимавшихся в ней молодых актёров сверхзвёздами.

«Фанфан» в авоське

История фильма о гардемаринах началась 1 января 1983 года. Вот как вспоминает об этом режиссёр Светлана Дружинина:
– Вскоре после премьеры на телевидении фильма «Принцесса цирка» мне позвонила женщина и, заикаясь, сказала: «Я инженер-сантехник, написала исторический роман и очень хочу, чтобы вы его экранизировали! Живу в подмосковном городке Троицке, домашнего телефона нет – буду звонить сама!» Вы можете понять мою реакцию только на то, что инженер-сантехник написал роман? В тот же день мы встретились с ней в холле Дома кино. Там меня ждала тётка с большущей кошёлкой. Она представилась: «Cоротокина Нина Матвеевна. Инженер, преподаватель техникума». Из-под мотков разноцветной шерсти достала огромную, невероятной тяжести, бухгалтерскую папку с тесёмками. Но я не успела прочитать этот трактат: в моей квартире случился пожар. Но когда она перезвонила, моя мама ей сказала: «Вы знаете, и правда, рукописи не горят!»

– Первым прочитал этот роман я! – хвастает муж Дружининой, кинооператор Анатолий Мукасей. – В жизни такого количества букв не видел. Увлекло не потому, что было потрясающе написано. Понравилась сама фабула. Промелькнула мысль, что из этого можно сделать что-то похожее на «Фанфан-тюльпан».

Затем «Гардемаринов» взахлёб прочитали дети звёздной пары. Содержание книги их очень заинтересовало. Писатель и сценарист Юрий Нагибин также посоветовал Светлане Сергеевне прочесть роман Нины Cоротокиной и обратить внимание на автора, начавшего писать в 40 лет. Роман был написан крепко, в традициях исторической литературы. О нём Дружинина рассказала в своём телеобъединении, и главный редактор заинтересовался…

Писать сценарий Дружинина и Соротокина поехали в Пицунду, где у них была одна пишущая машинка на двоих. Выяснилось, что Дружинина очень любит подробности. Любая идея у неё, как снежный ком, мгновенно обрастала деталями. И ещё стоит сказать спасибо актёрам, которые придумали массу мелочей и шуток прямо по ходу съёмочного процесса.

К написанию сценария был также привлечён Юрий Нагибин. Вспоминает Нина Соротокина: «Он согласился дать своё имя под сценарий. Однако мэтр отнюдь не в качестве свадебного генерала в картине участвовал. Мы же со Светланой люди увлекающиеся, как начнём свои женские кружева плести, так и остановиться не можем. А Нагибин всё лишнее убирал и в итоге большинство наших наворотов безжалостно вычистил».

Сценарий изначально был написан для 6-серийного фильма, но руководство Гостелерадио вычеркнуло всё, что, по его мнению, было лишним, и в итоге осталось только четыре серии. Была вырезана практически вся линия князя Черкасского, хотя персонаж получился чрезвычайно интересным. В фильме Черкасский появляется только в одной сцене, и всё равно успел понравиться зрителям. Было также вырезано много сцен с Гаврилой, камердинером Никиты.

Боязнь лошадей

Когда «Гардемаринов» начали снимать, картину тут же стала «резать» цензура. Тогда она ещё была в силе. А в фильме – тайная канцелярия, крещение, миропомазание… Всё это категорически запрещали снимать.

Когда Дружининой сказали: вырезайте и переснимайте сцену с княгиней Анастасией в храме, где все крестятся, она ужасно расстроилась. В Твери, где киногруппа вела натурные съёмки, Дружинину и Боярского принял митрополит Кашинский и Калининский Алексий. В первый постный день в небольшой избе, завешанной иконами, он сказал: «Не волнуйтесь, у вас всё будет хорошо. Потерпите чуть-чуть: грядёт тысячелетие православной Руси. Вы будете впереди идущими, теми, кто будет говорить о церкви и вере в полный голос».

Уже в самом начале съёмок, как это ча­сто случается, не обошлось без происшествий: Дружинина поскользнулась, спрыгивая с лошади, и сломала ногу. Работу над фильмом пришлось отложить на целых полгода. Съёмки начались в 1986 году, продолжились в 1987-м, а на телеэкраны фильм о гардемаринах впервые вышел 1 января 1988 года. И это был грандиозный новогодний подарок зрителям!

Вначале Дружинина планировала сама сыграть мятежницу Анну Бестужеву, а роль одного из гардемаринов, Никиты Оленева, писала специально для своего сына. Однако к моменту начала съёмок пришлось отказаться от этих замыслов: Дружинина решила, что не сможет совмещать режиссёрскую и актёрскую работу, и отдала свою роль актрисе Нелли Пшённой. И сын Светланы Сергеевны Анатолий тоже отказался от роли гардемарина, пришлось срочно искать замену.

С начала съёмок актёрский состав фильма менялся несколько раз. На роль Алёши Корсака пробовался Юрий Мороз, но ему пришлось отказаться от работы в фильме из-за экзаменов на режиссёрских курсах. Вместо него Дружинина пригласила Дмитрия Харатьяна.

– Харатьяна нашли случайно, – вспоминает Светлана Дружи­нина. – Когда мы готовились к работе над «Гардемаринами», мой муж только вернулся со съёмок мексиканского фильма «Надежда». «Знаешь, там такой молодой талантливый мальчишка сыграл, – сказал Анатолий. – Давай его попробуем». Попробовали. Подошёл.

Определяющим моментом послужило ещё и то, что Дружининой очень понравилось, как Харатьян поёт, – и в фильме он единственный из гардемаринов сам исполняет песни, и не только за себя, но и за Сергея Жигунова, сыгравшего Сашу Белова. За Владимира Шевелькова, сыгравшего Никиту Оленева, поёт Олег Анофриев; а за Татьяну Лютаеву, снимавшуюся в роли Анастасии Ягужинской, поёт Елена Камбурова. А сводный хор гардемаринов – это группа «Доктор Ватсон».

После выхода «Гардемаринов» Дмитрий Харатьян стал настоящей кинозвездой и четыре года подряд удерживал звание самого популярного актёра страны в рейтингах журнала «Советский экран».

– Началось какое-то безумие, – вспоминает актёр. – Письма приходили пачками, кто-то писал, что собирается от меня родить, кто-то уже родил, кто-то назвал своего сына Димой, кто-то Алёшей, в честь моего персонажа. Одна девушка вообще приехала с Украины с чемоданами на мне «жениться».

В роли Саши Белова должен был сниматься Олег Меньшиков, но после того как из фильма ушёл Юрий Мороз, предполагаемый актёрский ансамбль развалился, и Дружининой пришлось искать нового актёра и на эту роль. Сергей Жигунов в то время только что окончил театральное училище, он уже снимался в кино, но не сыграл ни одной заметной роли, и участие в фильме о гардемаринах стало поистине его звёздным часом.

– Я потом смотрел фильм – нет, с подобной отдачей больше никогда не работал, – вспоминает Сергей Жигунов.

Во время съёмок актёра призвали в армию, и чтобы снова не лишиться одного из исполнителей главных ролей, Жигунова пришлось пристроить в мосфильмовский кавалерийский полк, откуда его с лёгкостью отпускали на съёмки. К тому же за время несения службы Сергей научился отлично скакать на лошади, что очень ему пригодилось. А вот армейского правила стричься «под ноль» актёру избежать не удалось, и в середине съёмок Саша Белов лишился шикарной шевелюры – в некоторых сценах его кудри заменяет парик.

Но Дмитрию Харатьяну с джигитовкой пришлось сложнее, несмотря на его богатый кинематографический опыт. Съёмки проходили без дублёра, а Харатьян очень боялся лошадей.

Кого нам подсунут?

Однажды во время съёмок с Жигуновым произошёл несчастный случай. Сергей предложил Михаилу Боярскому сразиться с ним на шпагах по-настоящему. Боярский долго отказывался, но в конце концов согласился. Во время боя Жигунов, пренебрегая правилами, подбил клинок противника – и шпага повредила ему глаз. Актёру пришлось проходить лечение – 27 дней в барокамере. Дружинина так сожалела, что гардемарина Белова не смог сыграть Олег Меньшиков, что пригласила его озвучивать эту роль, и Меньшиков с удовольствием согласился, подарив возлюбленному прекрасной Анастасии Ягужинской романтичный и волнующий голос.

Владимир Шевельков попал на съёмки позже всех, когда стало окончательно известно, что сын Дружининой сниматься в роли Никиты Оленева не будет. Принять предложение Дружининой Шевелькова уговорили Жигунов и Харатьян: «Давай соглашайся. Актёры хорошие подбираются. В самом деле – давай приезжай, а то ещё неизвестно, кого нам подсунуть могут».

Шевельков оказался единственным из гардемаринов, кто остался недоволен своим участием в фильме – роль Никиты Оленева он считает своим актёрским провалом, несмотря на то, что его персонаж очень полюбился зрителям.

– Считаю картину не очень удачной, а своё участие в ней – случайным, – говорит актёр. – «Гардемарины» мне лично пользы не принесли и на моей актёрской карьере в определённой степени поставили крест: серьёзных ролей после подобных работ не предлагают.

И с Дружининой у Шевелькова отношения не сложились, и когда та задумала снимать продолжение фильма, на роль третьего гардемарина она пригласила другого актёра. Чтобы как-то объяснить зрителям, куда пропал обаятельный Шевельков, была придумана сцена, где выяснялось, что теперь не сам Никита Оленев, а его брат будет участвовать в похождениях гардемаринов. Но зрителям замена явно не понравилась, и возможно, именно тот факт, что великолепная троица распалась, послужил одной из причин того, что фильм «Виват, гардемарины!», вышедший в прокат в 1991 году, уже не имел большого успеха.

Татьяна Лютаева, сыгравшая Анастасию Ягужинскую, как и Жигунов, пришла на съёмочную площадку прямо со студенческой скамьи, едва получив диплом ВГИКа. И первая же роль в кино сделала её знаменитой. После выхода фильма на экраны мужчины не уставали признаваться Татьяне в любви – и не только в письмах, но и на улице совершенно не давали прохода. Такое внимание актрисе, безусловно, приятно, но шансов у поклонников не было. Уже на момент съёмок фильма Лютаева ждала ребёнка, и в некоторых эпизодах картины она снималась будучи на последних месяцах беременности. Правда, благодаря пышным платьям это незаметно.

Шевалье в неглиже

В книге шевалье де Брильи – довольно несимпатичный и унылый человек, но персонаж, который создал на экране Михаил Боярский, получился настолько ярким и обаятельным, что многие зрители недоумевали, почему Анастасия Ягужинская предпочла ему какого-то гардемарина. Как вспоминает Нина Соротокина, присутствовавшая на съёмках, смотреть на игру Боярского было огромным удовольствием – у него всегда было несколько вариантов каждой сцены с участием де Брильи, и любой из них Михаил Сергеевич мог бы сыграть бесподобно.

На съёмках с Боярским произошёл забавный случай: за актёрами даже в глухих лесах постоянно следовала большая группа поклонников, зачастую мешавших работать. Когда снимали знаменитую сцену в бане, откуда де Брильи должен был выскочить голым, зевак постарались разогнать, но это оказалось невозможно – те сумели спрятаться за кустами. Так случилось, что именно на них выскочил голый Боярский, увидел и с хохотом помчался обратно на съёмочную площадку, где, кстати говоря, тоже находились дамы, которым спешно пришлось отвернуться.

Песни к фильму сочинили композитор Виктор Лебедев и поэт Юрий Ряшенцев. Одна из самых трогательных композиций – без сомнения, «Голубка».

– Она была написана по просьбе Миши Боярского, – вспоминает Ряшенцев. – Ему хотелось сыграть последнюю любовь стареющего д'Артаньяна, спеть прощальную песенку мушкетёра, попавшего в русские снега.

Евгений Евстигнеев, сыгравший канцлера Бестужева, уже был очень болен, когда начались съёмки. Он входил в кадр без репетиций, совершенно не зная текста, и с ходу под суфлёра играл совершенно гениально.

Чудеса трансформации

Никто не спорит, что на протяжении фильма облик героев может меняться. Гардемарины же увлеклись сменой имиджа настолько, что ухитрялись менять причёски даже в середине одной и той же сцены. Во время исполнения «Песни о дружбе» в самом начале фильма Саша Белов появляется с разными укладками, а Алёша Корсак – то с короткими, то с более длинными волосами.

В этих же кадрах у Корсака на мгновение исчезает его «роковая тайна» – знаменитая мушка. Зато выяснилось, что под мушкой Алёша ничего не скрывал.

Гардемарины умеют мгновенно менять не только причёски, но и одежду. Во время «Песни о дружбе» они вскакивают на лошадей и трогаются с места в коричневой форме, а через секунду уже скачут по полю в плащах и шляпах.

Оказывается, вовсе не острая шпага Корсака сдёрнула парик с головы штык-юнкера Котова. Проделать эту нехитрую операцию помогла тоненькая ниточка, прикреплённая к парику. Она практически незаметна при просмотре видео, а вот на дивиди еёÂ видно очень хорошо.

И дальше в этой же сцене: парик сдёрнут, и мы видим лысую голову берейтора. Но накладка, прикрывающая собственные волосы актёра, сильно отличается от цвета его кожи.

Но, конечно, все эти мелкие просчёты не могут омрачить хорошее впечатление от фильма, который стал культовым вот уже для третьего поколения зрителей.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №41, октябрь 2010 года