СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст В доме зажглась аварийная лампочка
В доме зажглась аварийная лампочка
16.07.2018 15:09
Сын сказал: пойду валить лес

В доме зажглась аварийная лампочкаЗдравствуйте, «Моя Семья», нужна помощь. Мой сын ходит в шестой класс, учиться не хочет. Раньше хоть как-то старался, тянул на тройки, а сейчас просто сидит на уроках, ничего не делает или болтает. Забрала у него смартфон, дала простой кнопочный телефон, чтобы в школе не отвлекался на игры.

Много разговаривала с сыном, и ругала, и спокойно объясняла, что обязательно нужно получить образование, овладеть профессией. Мне страшно за своего ребёнка, боюсь, дальше будет хуже. Не знаю, как его вразумить.

Заявил, что учиться необязательно – мол, аттестат можно купить. Откуда такие мысли в голове? Класс у них приличный, отношения с одноклассниками ровные, хорошие. Думаю, на сына плохо влияет один мальчик, он оказался в их классе, оставшись на второй год. Теперь они с сыном общаются, разговаривают на уроках.

В учёбе сын съехал, делать ничего не хочет. Но я же не могу каждый день ходить с ним на занятия! У меня ещё есть младшая дочка, ей тоже нужно уделять внимание. Дома он готовит домашнее задание, при мне, но безделье в школе всё сводит на нет.

Платить сыну за хорошие отметки, как поступают некоторые родители, категорически не хочу, считаю это неправильным. Вообще не даю ему денег на карманные расходы, но их даёт бабушка, моя мама, – 500 рублей в месяц. Раньше он на эти деньги покупал рыбок в аквариум, увлекался более трёх лет, но в прошлом году интерес пропал.

Родной отец не принимает участия в воспитании сына, его растил отчим. Но у моего мужа не всегда хватает терпения, он раздражается, если мальчик ленится. Как могу стараюсь сглаживать углы, не всегда получается. Сейчас муж общается с ним слишком жёстко, сказал сыну, что знать его не хочет, поскольку парень нахватал двоек и не желает учиться.

Пытаюсь донести до ребёнка простую мысль: нужно получить хотя бы среднее специальное образование, иначе как зарабатывать на жизнь? Отвечает, что пойдёт в лес работать, деревья рубить. Объясняю ему, что это адский труд! Работать в лесу можно, пока ты молодой и есть здоровье, и то это крайний вариант. А потом? Говорит, сам разберётся.

Кстати, работать физически сын не любит, в частности, из-за этого отчим на него и сердится. Хотя обязанности по дому выполняет: убирает свою комнату, пылесосит во всей квартире, протирает пыль, меняет воду в аквариумах, моет клетку попугая, выносит мусор, по необходимости отводит сестрёнку в садик. В прошлом году помогал нам делать ремонт.

Мне кажется, сын в силу своего возраста не осознаёт всю значимость учёбы. Хотя я неоднократно напоминала, что готова содержать его только до 18 лет, а дальше он сам должен о себе заботиться. Подскажите, пожалуйста, как его можно мотивировать. Чем заинтересовать?

Из письма Лёли

Комментарий детского психолога

Здравствуйте, Лёля. Давайте попробуем вместе разобраться, что и почему происходит с вашим сыном. Картина такая. Вы с мужем оба негодуете из-за того, что в вашем доме как бы зажглась красная аварийная лампочка – её сигнал предупреждает: в семейной системе поломка. Вам, как и большинству родителей, хотелось бы узнать, как эту лампочку выключить.

В этом, например, могут помочь лекарственные препараты. Когда жизненная ситуация становится критической, а решение проблемы требует серьёзных вложений времени, сил и денег, некоторые люди хватаются за таблетки, под влиянием которых создаётся ощущение, что «всё хорошо, прекрасная маркиза». Иногда родители принимают препараты сами, иногда дают своим детям – так называемые «корректоры поведения». Сами понимаете, что это самый лёгкий вариант, такие меры проблему не устранят, но она перестанет вас беспокоить.

Но, думаю, вы действительно хотите помочь сыну, поэтому выберете другой путь. Однако надо понимать, что вам придётся серьёзно вложиться и немало поработать.

Начнём описание ситуации с конца письма. Ваш сын растёт без отца, с отчимом, который пытается воспитывать чужого ребёнка, и это у него получается плохо. Возможно, именно потому, что мальчик ему чужой. У него есть собственный ребёнок – маленькая дочка, которая не создаёт проблем и которую он любит. Кроме того, он, похоже, не понимает, с какой стороны браться за процесс воспитания. Видимо, личного опыта нет, а чужим он не интересовался, то есть к специалистам не обращался и литературу не читал. В итоге суть «воспитания» отчима заключается в предъявлении разного рода требований, и в первую очередь это касается учёбы.

Когда ребёнок не выполняет требования, отчим говорит, что «знать его не хочет». Как бы вы, Лёля, себя чувствовали, если бы муж таким образом выразил своё отношение к вам? Сочли бы это нормальным? Не думаю. К сожалению, мужчин, действительно способных заменить чужому ребёнку отца, не так много. И, похоже, ваш нынешний муж не из их числа. А раз так, неплохо бы обеспечить вашему сыну общение с его родным отцом.

Хотите хорошего будущего для своего мальчика? Тогда вам нужно самой попытаться наладить отношения сына с его биологическим папой, конечно, если есть такая возможность. Пусть даже это для вас сложно – всё равно имеет смысл попробовать, потому что каждому ребёнку нужен отец, а для мальчика безотцовщина – это синоним беззакония. Да, по наблюдениям психологов, у сыновей, выросших без пап, возникают проблемы с законом, если они остаются мальчиками, или не возникают, если становятся женоподобными подружками своих матерей.

Конечно, здесь речь идёт не только о юридических законах, но и о нормах общественной жизни. Например, в вашем случае ребёнок нарушает социальный закон – отрицает необходимость образования. Хотя обязательное среднее образование – это современное требование государственной системы, а вовсе не ваше семейное дело. И, может быть, путая личные требования с социальными, вы и сами не вполне понимаете необходимость учёбы. Соответственно, не можете приложить должных усилий, чтобы помочь сыну.

Обычно хорошо учатся дети из тех семей, где у родителей есть личный опыт получения реальной выгоды от образования. Например, моего отца учёба спасла от угрозы смерти в молодом возрасте, а потом из деревенского мальчика с окраины страны сделала руководителем отдела крупнейшего министерства в столице. Такие ситуации очень наглядно показывают ребёнку необходимость получения знаний, и, как правило, дети в семье потом хорошо учатся без понуканий.

Каким образом учёба положительно повлияла на вас лично, на вашу судьбу, чтобы это могло стать примером для сына? Интересуетесь ли вы сами наукой, искусством? Сейчас во многих городах проводят интерактивные лекции, праздники науки, яркие и необычные физические и химические шоу для школьников. Их посещение очень помогает привить и углубить интерес к учебному процессу.

Мне нравится идея, заложенная в еврейской национальной культуре. Исторически сложилось так, что нация долгое время была гонима, люди вынужденно скитались, и существовала постоянная угроза в одно мгновение утратить все материальные ценности. Единственное имущество, которое нельзя отобрать, которое ты не можешь потерять, – это знания и умения. Используя их, можно на новом месте восстановить своё материальное положение. Вот такой многовековой историко-культурный опыт дети впитывают с молоком матери, и их не надо заставлять учиться.

Бывают и другие ситуации, когда интерес к занятиям, к постижению мироустройства возникает у ребёнка интуитивно, без особых усилий. Но, видимо, у вашего сына другой случай, это тоже не редкость. Лёля, как думаете, откуда ваш сын должен почерпнуть уверенность в том, что учиться – необходимо? Из ваших наставлений? Но у меня сложилось впечатление, что вы сами не слишком верите в то, что говорите, убеждая мальчика делать уроки. В настоящий момент знания не имеют для него самостоятельной ценности, её имеет только диплом, который, как он уверен, можно купить.

К сожалению, я знаю множество людей, честно отучившихся и своим трудом заработавших заветные «корочки» о высшем образовании, но совершенно не знающих, что с этими документами делать дальше. То есть человек нередко получает знания, которые бесполезны и абсолютно ему не интересны. Ваш ребёнок этому сопротивляется, так помогите ему найти свой интерес! Наверняка он хотел бы что-нибудь делать, чем-то ведь можно его увлечь. Потом к этому приложатся и химия, и физика, и литература, и иностранный язык.

По вашим словам, ребёнок давно получает тройки, то есть практически утратил интерес к учёбе. И он, как все троечники, не может сам догнать программу – слишком сильно отстал, а то, что непонятно, уж точно не может увлечь. Вашему сыну нужны профессиональные педагоги – и именно такие, которые могли бы эмоционально заразить его восторгом познания. Найдите таких и заплатите им.

Ещё хочу остановиться на моменте, характерном для многих современных семей. Вы пишете, что отобрали у сына смартфон, чтобы не играл на уроках. А зачем вообще ребёнку в 11–12 лет смартфон? И давно ли вы купили ему такую игрушку? Обычно родители снабжают детей компьютерной техникой с доступом к интернету, чтобы те к ним не приставали и при этом находились дома, не шатались по улицам. Сидит, уткнувшись в экран, никому не мешает и всегда рядом. Удобно. А когда начинаются признаки интернет- и игровой зависимости, игрушку отбирают, что вызывает бурное возмущение.

Конечно, Лёля, у вашего сына проблемы налицо, их много, и они вас пугают. А когда человека пугает что-либо, созданное его же руками, он начинает искать внешних врагов. Например, «дурное влияние одноклассника-второгодника». Хотя именно он может стать для вашего сына единственной отдушиной в мире, где отцу он не нужен, отчим его «знать не хочет», а родная мать собирается оставаться матерью только до 18 лет, угрожая этим уже сейчас. В мире, где никому до тебя нет дела, есть другой одинокий мальчик, тоже двоечник, который воспринимается как единственный подарок судьбы. Вам есть что противопоставить этой дружбе?

Лёля, вам предстоит трудная работа. И, конечно, чтобы добиться успеха, имеет смысл обратиться к специалисту, психологу или психотерапевту. А трудиться надо обязательно, другого выхода нет, ведь нам всем рано или поздно приходится платить за совершённые ошибки.

Недавно в поездке я случайно разговорилась с женщиной, которая работает за границей, ухаживает за пожилыми людьми. Она удивлялась: почему эти старички и старушки не нужны своим детям? То есть те заботятся о родителях, но лишь материально, нанимая сиделок. Никакой любви и душевной близости нет.

Может быть, это происходит потому, что в своё время дети не были нужны своим матерям? Ведь эмоциональная близость с родителями – это столь ценное душевное состояние, на которое возраст не оказывает влияния, она либо есть, либо её нет и не было. Подумайте об этом и начните работу над собой. Желаю вам успеха.

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №28, июль 2018 года