Попадут ли животные в рай?
28.08.2018 01:31
Кот плакал и каялся

ПопадутОбычно я выкидываю бесплатные московские газеты, которые попадают в почтовый ящик. Но иногда для хозяйства оставляю пару-тройку номеров – на радость коту Барсику. Тот любит делать из них кошачью икебану. Р-р-раз когтем – и снимок очередной транспортной развязки, открытой важными московскими чиновниками, разорван в клочья.

– Хулиган! – говорю я коту. – Террорист!

Барсик укладывается на поверженную газету, как наседка на гнездо. Теперь придётся собирать мелкие клочки, разбросанные по всему коридору.

Но недавно моё внимание привлёк разорванный котом кусок одной газеты. «В раю кошек нет», – смело гласил заголовок. Автор колонки, православный публицист, объяснял, что кошки не могут спастись, потому что навсегда исчезнут после смерти, так как тварям земным вкушать радости жизни Творец уготовил только на земле.

Скажу откровенно – не понравился мне заголовок. Понятно, что никто из здравомыслящих людей не молится о спасении кошачьей души, но всё равно как-то жестоко говорить: вас в раю нет. Словно взять и сразу обессмыслить всю нашу любовь. Это ведь страшно – любить безнадёжное существо, навсегда запертое в нашем мире, словно в квантовом концлагере. Неужели святые отцы, которые всегда учили, что рай – это не место, а состояние, тоже придерживались такого же мнения?

Попробуйте задать этот вопрос священнику – есть ли кошки в раю? Кто-то округлит глаза, кто-то начнёт вспоминать цитаты из Писания, но практически все батюшки улыбнутся. И в этом уже есть нечто обнадёживающее. Как и тот факт, что кошка – единственное живое существо во вселенной, не считая человека, которому позволено не только входить в храм, но и присутствовать в алтаре.

А я сразу вспомнил историю финиковой пальмы, которая сжалилась над умиравшими от жажды Марией и Иисусом в пустыне, когда те бежали от гнева царя Ирода в Египет. Пальма склонила ветви, защитив Мать с Богомладенцем от зноя и насытив их водой и плодами. В благодарность Господь повелел ангелам перенести ветвь дерева в райские обители и посадить там. Говорят, именно отсюда пошло выражение «пальма первенства».

Но получается, бездушное дерево попало на небо, а кошка Машка, которая в городе Обнинске согрела и спасла брошенного в подъезде младенца, – обречена на небытие? Неужели эта кошка совсем не достойна любви? Неужели ей двигало нечто иное, кроме любви?

Удивительно, но в православном вероучении нет единого мнения о посмертной участи животных. Мы только знаем – у тварей земных нет бессмертной души, как у человека, они не являются образом Божьим. Священное Писание утверждает, что животные наделены «живой душой», хотя и сильно отличающейся от человеческой. С одной стороны, Библия говорит, что «душа животных в крови их», а значит, погибнет вместе с телом. Однако в Священном Писании есть упоминания о том, что жизнь наших домашних любимцев не ограничится только земным существованием.

О животных в раю говорится в Книге пророка Исаии: «Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе». Апостол Павел и вовсе утверждает, что животные мучаются на земле по вине человека, из-за которого грех вошёл в мир, но ожидают «усыновления и искупления»: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих». Хотя зачем ходить так далеко: наверное, многие слышали о райских животных из Града Небесного – Орле, Тельце и Льве.

Православные святые по-разному смотрят на этот вопрос. Например, есть мнение, что в вечность попадут только те звери, которые жили с людьми, так как именно через соприкосновение с бессмертной душой хозяев они смогут преодолеть смерть. По мнению святителя Феофана Затворника, души зверей сольются в некую единую «мировую душу». А вот преподобный Нектарий Оптинский – последний великий старец Оптиной пустыни – считал, что первыми в рай из всех зверей войдут именно кошки. Такова милость Божья за то, что когда-то кошка спасла всё человечество. По преданию, в Ноевом ковчеге дьявол вселился в мышь и стал грызть днище, чтобы погубить людей. Это заметила кошка, которая бросилась и прикончила грызуна.

О том, что кошки могут любить и сострадать в точности как люди, есть масса свидетельств. Например, преподобный Герасим, живший в V веке, вытащил из лапы льва занозу. Лев в благодарность прожил рядом с Герасимом всю жизнь и защищал его, а когда святой скончался, пришёл к нему на могилу и умер от горя. Вместе они изображаются и на иконах: человек и лев.

У старца Николая Гурьянова был любимый кот по кличке Липа. Люди, хорошо знавшие отца Николая, рассказывают удивительные истории о взаимоотношениях батюшки и кота. «Батюшка от своего домика идёт к храму, – вспоминает один из очевидцев. – Вокруг – толпа паломников, а сбоку и чуть сзади бежит Липа. Прошли уже полдороги, но Липа от батюшки не отстаёт. Он батюшку очень любил и бегал за ним, как собачка. Батюшка вдруг оборвал разговор с паломниками, оглянулся и ласково сказал: «Липушка, иди домой!» Кот послушно развернулся и побежал назад, подавая всем нам пример беспрекословного послушания».

В это сложно поверить, но однажды кот Липа даже покаялся перед батюшкой. Когда питомец старца ещё был шаловливым котёнком, он поймал на лету птичку и съел её. Батюшка заметил это слишком поздно: Липа сладко облизывался, осыпанный перьями. Отец Николай строго покачал головой: «Липа, больше так не делай!» Те, кто видел это, до сих пор не верят своим глазам. Кот зажмурился, виновато опустил голову и стал качать ею, словно всё понял и просил прощения. Поразительно, но с тех пор Липа не тронул ни одной пташки – обходился рыбкой.

Однажды маленькая пеночка свила гнездо во дворе у батюшки. Увы, жилище находилось слишком близко к земле, и окрестные коты сразу же почуяли соблазн. Но тут на защиту гнезда и желторотого потомства бросился Липа. Кот охранял новых соседей, пока птенцы не подросли и не разлетелись.

После кончины отца Николая осиротевший Липа неподвижно часами сидел у места упокоения хозяина. Его уносили домой, но Липа всё равно возвращался. Многие видели, как кот плакал.

Другой великий русский старец, отец Сампсон (Сиверс), умел разговаривать с котами. «Когда котята где-нибудь играли, батюшка обращался к кошке: «Муха, где твой Клоп?» – вспоминали близкие подвижника. – И она понимала, сразу бежала разыскивать своего котёнка, вытаскивала его из-под шкафа или из-под кровати и приносила батюшке. Когда батюшка ел, то все котята собирались возле него. Он их кормил – отщипнёт кусочек и даст. Котята ели из рук батюшки и так умно смотрели на него».

Однажды котята играли, и одного из них прищемило дверью. Визжит и не может подняться на ноги. Батюшка подошёл, стал его гладить, будто с ним играл. Через несколько минут котёнок побежал. Одна из присутствовавших женщин воскликнула: «Ой, батюшка исцелил котёнка!» На это отец Сампсон строго заметил: «Этого вслух не говорят. Неудобно даже слышать, уши режет».

Другую историю рассказывали люди, ещё заставшие старенького батюшку отца Досифея. Священник сидел в лагерях на Колыме. Когда срок вышел (а дело было зимой), его просто выгнали из бараков: «Ты свободен, поп! Иди отсюда на все четыре стороны». Отец Досифей пошёл. Зима, мороз жуткий, а тут и ночь наступила. Батюшка заплутал в лесу. Почувствовал, что замерзает. Нашёл какую-то ямку под корнем упавшего дерева и взмолился Богородице, чтобы не дала пропасть. Не успел он закончить молитву, как увидел бездомного кота. За ним показался другой, потом ещё один. Кошки прибывали отовсюду. Они пришли из соседних деревень – всех мастей, хромые, косые, одноухие… Обложили праведника собой, как живым шерстяным одеялом, так и переночевали. Поутру пушистые спасители отправились назад и вывели отца Досифея через лес к людям.

Ещё один случай мне рассказал знакомый священник. В начале 90-х годов его определили служить в далёкое село. Люди там жили ушлые, пьющие. «Церковь надо было восстанавливать, – вспоминал батюшка. – Но не так меня пугали ветхие стены, как полное отсутствие прихожан. Вот что было страшно: служу литургию, а вокруг – никого». Очень редко две старушки приходили, да и то, если здоровье позволяло.

Однажды утром в начале службы священник заметил, что в дверь кто-то тихонько барабанит. Он как раз обходил с кадилом храм, подошёл и толкнул дверь. Смотрит – а там кот. Рыжий, с порванным ухом. Котофей вошёл в храм, начал вылизываться. Потом прилёг поближе к аналою, задремал. «А мне вроде и служить стало легче, – говорит батюшка. – Вроде как и не один».

На следующую литургию кот снова пришёл в церковь. Снова поцарапался в дверь и всю службу просидел в храме. Священник потом узнал, что кот живёт и кормится у сельмага. Что его заставляло приходить в церковь – загадка. Сначала батюшка полагал, что кота манили церковные мыши, но мурлыка сидел на службе спокойно и не обследовал уголки храма в поисках грызунов.

Вскоре жители села стали наблюдать каждое воскресное утро, как кот направлялся в храм. Настоящий хвостатый прихожанин! Сначала посмеивались, а потом любопытство взяло верх: что кота туда тянет? Стали приходить – сначала женщины, а потом и мужики подтянулись. «Одна старушка людей стыдила, – рассказывал батюшка. – Говорила: вам не страшно, что даже кот ходит в церковь, за вас Богу молится?» В общем, этот Васька мне, наверное, половину села в храм привёл».

Мы не знаем, какую именно участь уготовил кошкам Бог в мире ином. Да и собакам тоже – пусть их хозяева не отчаиваются. Один святой так и говорил: «Собака напоминает мне о потерянном рае». Наверное, Первоисточник любви как-то позаботится о Своих созданиях.

Вот что по этому поводу думает известный проповедник протоиерей Андрей Ткачёв: «Наверное, Создатель их обязательно устроит в каком-то качестве, но сначала займётся нашим спасением. Именно это первостепенная задача. И ещё одно. Я не знаю, спасутся ли все кошки. Но твёрдо убеждён, что кошка, которая согрела младенца в подъезде, спасётся. Бросившая малыша мамаша, наверное, попадёт в ад. А эту кошку точно возьмут в рай».

Дмитрий БОЛОТНИКОВ
Фото: Роман АЛЕКСЕЕВ

Опубликовано в №34, август 2018 года