Обаятельный мужик с ямочкой на подбородке
12.09.2018 15:56
Обаятельный мужик с ямочкой на подбородкеВладимира Самойлова вся страна полюбила после роли Назара Думы в музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке». Всего же на его счету почти 100 ролей в кино и 250 театральных работ. Этому актёру всегда удавалось передавать характеры героев очень правдиво и убедительно. Самойлову были свойственны потрясающее владение мастерством и какая-то неземная энергетика. Он обладал мощным характером, привлекательностью настоящего, не смазливого, мужчины и несомненным обаянием. В нём ощущались человеческая значимость, надёжность, сила, мудрость.

Крепкий парень

Родился Владимир Самойлов в Одессе 15 марта 1924 года. Его отец, Яков Самойлов, был моряком дальнего плавания, судовым механиком. Мать, Евдокия, занималась домашним хозяйством. О детских и юношеских годах будущего актёра известно мало. Говорят, главными отличительными качествами Володи всегда были здоровое упрямство и неуёмное любопытство, которое проявлялось буквально во всём.

С самых ранних лет жизни он мечтал об интересной специальности. Долгое время думал связать жизнь с профессиональным спортом, однако впоследствии всё-таки выбрал искусство. Уже в старших классах начал заниматься в кружке самодеятельности. В 1941 году Самойлов окончил среднюю школу и собрался поступать в театральное училище. Выпускной вечер состоялся 21 июня, а на следующий день началась война.

Два с половиной года в оккупированной румынами и немцами Одессе, потом освобождение города советскими войсками весной 1944 года… В те времена человек, оказавшийся на территории, временно занятой врагом, автоматически считался неблагонадёжным. Поэтому, когда Владимира Самойлова призвали в действующую армию, он очутился в штрафном батальоне. Как парню крепкому ему поручили таскать опорную плиту батальонного миномёта (вес до пятидесяти килограммов). При вражеском обстреле солдат с таким грузом на спине практически обречён. Самойлову повезло уцелеть. Но в начале 1945 года под городом Бреслау (сегодня Вроцлав) он был тяжело ранен в ногу.

Долгие дни в госпиталях, множество операций не приносили облегчения. Рана не заживала, врачи настаивали на ампутации. Однажды в холодный день ранней весны он вышел из госпиталя на улицу и направился к реке. Доведённый до отчаяния человек сорвал все бинты и опустил раненую ногу в воду. И произошло чудо! На следующий день рана начала заживать.

О днях, проведённых на фронте, актёр впоследствии вспоминать не любил: «Подвигов никаких не совершал, но и спину врагу не показывал», – примерно так рассказывал он о своей фронтовой биографии однокурсникам из Одесского государственного театрального училища, в которое поступил летом 1945 года.

Муж в довесок

Ещё раньше он познакомился со студенткой этого училища Надей Ляшенко. Та была красива, обладала лёгким характером, но железной волей. За будущей актрисой ухаживало сразу несколько поклонников, однако Владимира Самойлова это не смутило. Он, бывший фронтовик, не собирался отступать перед трудностями. Сумел не только отвадить от девушки всех кавалеров, но ещё и завоевать её симпатию.

Вскоре Надежда Ляшенко поставила условие Владимиру Самойлову: если он хочет продолжения отношений, то должен выполнить два её условия. Надежда хотела, чтобы он вставил зубы, пришедшие в негодность на фронте, и поступил в Одесское театральное училище, где она сама уже училась.

В театральное училище его, как фронтовика, приняли сразу на второй курс, где училась и Надя. И очень скоро вся Молдаванка гуляла на весёлой свадьбе, ради которой отец невесты продал свои уникальные кованые ворота. Иначе денег было просто не собрать.

Играть на главной сцене города, в Одесском русском драматическом театре, Надя и Владимир начали ещё студентами. Самойлову по большей части доставались второстепенные герои, а вот Надежде доверяли ведущие роли. Вскоре после получения дипломов Самойловых пригласили в кемеровский театр. Руководство Областного театра драмы хотело заполучить именно Надежду Самойлову, в которой видело будущую приму, а её муж шёл «в довесок».

У супругов были большие сомнения по поводу переезда с обжитого места, из южного города, от налаженной работы – в далёкую и холодную Сибирь, но всё решил приговор врачей. Самойлову с его больными лёгкими был противопоказан влажный климат Одессы.

Кемерово встретило супругов неласково, 25-градусными морозами. Поселили их в неуютном бараке-общежитии, продуваемом всеми ветрами. Самойлов подхватил воспаление лёгких и болел целых два месяца, едва остался жив.
Постепенно всё наладилось. Через год родился сын Саша. В Кемерове они прожили более семи лет. Владимир Самойлов начал играть ведущие роли, даже Ленина сыграл. В 1958 году после удачного спектакля «Сын рыбака» его вместе с женой пригласили в Горький. В театр, который считался лучшей провинциальной сценой страны.

В Горьком Надежда Самойлова вскоре опять стала звездой. А Владимир стал ведущим актёром далеко не сразу. Первое время на новом месте у него долго не складывалось.

Не испорченный кинематографом

В кино Владимира Самойлова начали снимать только в конце пятидесятых годов. За десять лет, что он работал в Горьком, успел сняться в четырнадцати картинах. Именно на горьковский период приходятся роли в таких заметных фильмах, как «И снова утро», «Секретарь обкома», «Верьте мне, люди», «Свадьба в Малиновке», «Крах».

Впрочем, кинодебют мог состояться и раньше, ещё в 1955 году. Режиссёр Фридрих Эрмлер позвал его на главную роль в ленте «Неоконченная повесть», которая впоследствии вошла в золотой фонд отечественного кино. Главного конструктора завода Юрия Ершова, прикованного к постели в результате несчастного случая, прекрасно сыграл Сергей Бондарчук, но Самойлов справился бы с ролью не хуже. Однако на пробах он зажался от волнения, и дебют не состоялся.

Но именно благодаря этим неудачным пробам спустя пять лет Владимир Самойлов получит роль в картине «И снова утро», которая стала одной из лучших в его кинобиографии.

В 1960 году он сыграл свою первую главную роль – профессора Северцева в социальной драме «И снова утро». Его герой – хирург-кардиолог, который полюбил московскую журналистку Елену Рябинину. Они собираются пожениться, когда Лена вернётся из Москвы. И именно в это время у Северцева на операционном столе умирает больной. Беда, как говорят, не приходит одна: спасая из-под колёс поезда девочку, Северцев лишается ног. Рябинина хочет остаться с ним и после несчастья, но Алексей не принимает такой жертвы. Ему кажется, что жизнь кончена. Идут долгие, мучительные часы тренировок: профессор Северцев учится ходить и стоять на протезах. В конце концов он делает сложную операцию, спасая жизнь пациенту и побеждая собственную слабость.

Владимир Яковлевич вспоминал: «До прочтения сценария я был уверен, что режиссёр Казанский приготовил для меня небольшую роль, и вдруг – главная! Сложный, драматический образ. Когда начали работать над картиной, поинтересовался у Геннадия Сергеевича, почему выбор пал на меня. Он ответил: «А я был свидетелем ваших проб у Эрмлера. Для роли Северцева мне как раз и нужен был такой актёр – непосредственный и не испорченный кинематографом».

Надя, у тебя бражка есть?

«Свадьбу в Малиновке» должны были снимать на украинской киностудии, ведь действие происходит на Украине. Но киевское киноначальство посчитало сюжет ленты слишком легковесным для 50-летнего юбилея советской власти. Картину взялся ставить «Ленфильм».

Летом 1966 года съёмочная группа фильма жила в городке Лубны, недалеко от Полтавы. Актёры разместились в мазанках. Самую большую хату сразу по приезде облюбовали для себя Самойлов, Андрей Абрикосов (Балясный, отец Грициана), Сличенко и Пуговкин. Для контроля за ситуацией вскоре к актёрам подселился второй режиссёр, совершенно не пьющий.

Но ситуация всё-таки вышла из-под контроля: каждый вечер к жильцам хаты присоединялись Алексей Смирнов и Михаил Водяной, и начиналось «расслабление». Второй режиссёр умолял актёров закончить выпивку и ложиться спать – ведь завтра с утра съёмки! Отчаявшись, он позвонил жене Самойлова: «Надежда Фёдоровна, нужно спасать картину! У вас сейчас отпуск в театре. Пожалуйста, приезжайте!»

Через день прибыла Надежда, захватив с собой 12-летнего сына Сашу. Ей и Владимиру Яковлевичу отгородили занавеской угол, где стояла кровать, а мальчик устроился рядом на топчанчике. Вечерним пьянкам положили конец, но тем не менее каждое утро артисты возвращались с зарядки и водных процедур (умывальник висел во дворе) изрядно навеселе. Ни Надежда Фёдоровна, ни второй режиссёр не могли взять в толк: чем же они заправляются, если до ближайшего магазина несколько километров?

Оказалось, что в сенях, в небольшом закутке, стояла большая кадка, накрытая тяжёлой деревянной крышкой. В кадке хозяева хаты держали брагу. Когда подняли крышку, браги в бочке оказалось уже меньше половины.

…Во время гастролей Горьковского театра в Москве настоящий фурор произвело исполнение Самойловым роли Ричарда Третьего в спектакле по трагедии Шекспира. Владимир Яковлевич получил приглашения от полдюжины ведущих театров, но выбрал «Маяковку», потому что режиссёр Гончаров сразу взял в труппу его жену и выхлопотал для семьи трёхкомнатную квартиру в районе Смоленской площади.

«Моя гениальная жена»

Типажно Самойлов – положительный социальный герой: мужественное лицо с ямочкой на подбородке, крепкая, коренастая фигура, мощный темперамент. Поэтому в кино ему часто предлагали играть «несгибаемых большевиков», больших начальников, военных – Шаумян («26 бакинских комиссаров»), Подвойский («Шестое июля»), Нариман Нариманов («Звёзды не гаснут»), начальник стройтреста Батарцев («Премия»), полковник Анохин («Верьте мне, люди»). Но во всех своих ролях он непременно создавал масштабную личность – независимо от того, были его персонажи положительными или отрицательными.

В 1976 году вышел фильм Владимира Басова «Дни Турбиных» с Самойловым в роли гетмана Скоропадского. И стало ясно: этот образ написан Булгаковым как будто специально для актёра такого типажа и такого масштаба.

Очень интересна работа Владимира Самойлова в дилогии «Любовь земная» и «Судьба» Евгения Матвеева, где он исполнил роль пособника немцев Анисимова. А также мощный образ Афанасия Устюжанина, созданный актёром в эпопее Андрея Кончаловского «Сибириада». Блестяще сыгран актёром деспотичный помещик Троекуров в фильме «Дубровский» – экранизации одноимённого романа Пушкина. А за роль Базарова-старшего в сериале «Отцы и дети» по Тургеневу Самойлов удостоен Государственной премии.

Самойлов был и большим мастером художественного чтения. Когда в 1980-е годы была записана аудиокнига «Мастер и Маргарита» продолжительностью 16,5 часа, в двух вариантах исполнения – Олегом Ефремовым и Владимиром Самойловым, – то слушатели отдали предпочтение последнему. Великолепная дикция актёра, яркое, живое чтение с головой погружали в атмосферу произведения. Это слушалось как радиоспектакль, не верилось, что читал один человек.

Будучи уже очень известным артистом, Владимир Яковлевич никогда не принимал участия в артистических дрязгах и склоках, не подписывал никаких писем. Вне сцены и экрана его интересовала только собственная семья. Сын Владимира Самойлова Александр (тоже актёр) вспоминает: «Возвращаясь со съёмок, которые чаще всего проходили в Москве и Ленинграде, отец обязательно привозил гостинцы: конфеты, сгущёнку, диковинные фрукты. И непременно персональный подарок для меня: брючный ремень, кожаные перчатки, красивый шарф. Я складывал их в заветную коробку и никогда не носил. Берёг. Если командировка затягивалась, очень скучал по отцу – доставал его подарки, подолгу рассматривал, гладил…»

В начале девяностых годов у Надежды Самойловой обнаружили опухоль мозга. Операция прошла успешно, но врачи предупредили: женщину ждёт потеря памяти, а потом и разума, личности. Надежда Фёдоровна очень хотела как можно скорее вернуться к работе. А между тем в дирекции театра уже лежала подписанная Гончаровым бумага, в которой значилось: актриса Надежда Самойлова выведена из труппы и отправлена на пенсию.

Владимир Самойлов всегда чувствовал свою вину за то, что увёз жену из Горького, где она была примой. В «Маяковке» ей доставались второстепенные роли, и то нечасто, а он играл в лучших спектаклях – Великатова в «Талантах и поклонниках», Анита в «Беседах с Сократом», Табунова в «Смотрите, кто пришёл!», Ермолаева в «Летят перелётные птицы». После распределения ролей в очередной постановке жаловался коллегам: «Моя Надька – гениальная актриса, а ей опять ничего не дали».

Но к Гончарову хлопотать за жену никогда не ходил. А тут пошёл. И встретил холодное равнодушие главного режиссёра. Своё решение Гончаров не отменил. Тогда Самойлов подал заявление и ушёл из театра.

Уходит в ночь

Самойлов, в отличие от многих других советских актёров, не потерялся и в мире кинематографа независимой России. В девяностые годы он снялся в четырнадцати новых фильмах. Последняя кинематографическая роль датируется 2000 годом. В конце жизни актёр играл преимущественно в исторических фильмах, а также в российских сериалах.

Какие бы образы ни создавал Самойлов – как правило, сильных, энергичных, активных героев, – он всегда подчёркивал их незаурядность, наделял самобытным интеллектом. Актёр никогда не действовал по шаблону, в поступках своих персонажей раскрывал их человеческую индивидуальность, черты личности, психологическую сложность.

К активной театральной жизни актёра вернул главный режиссёр Театра имени Гоголя Сергей Яшин. Несколькими годами раньше он ставил в «Маяковке» «Игру в джин» с Самойловым в главной роли и очень полюбил его как актёра и человека. На новом месте Владимира Яковлевича ввели в несколько спектаклей, он начал репетировать интереснейшую роль в постановке по пьесе О’Нила «Долгий день уходит в ночь». Спектакль имел большой успех, его решили показать в Америке. В США был также огромный успех, Самойлову даже предлагали остаться в стране, преподавать актёрское мастерство.

Московский Театр имени Гоголя на пять лет стал последним творческим пристанищем актёра Самойлова. Здесь он сыграл несколько замечательных ролей. Владимир Яковлевич Самойлов ушёл из жизни, репетируя роль, о которой мечтал на протяжении последнего десятилетия, – короля Лира в трагедии Шекспира. Премьера спектакля состоялась уже без него. Последний раз в театре артист вышел на сцену за десять дней до кончины.

Жена пережила его всего на два месяца.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №36, сентябрь 2018 года