Дайте я вас сейчас расцелую
27.09.2018 15:40
Дайте я вас сейчас расцелуюМы знаем много хороших песен, в которых поётся о родителях. «Родительский дом» Льва Лещенко, «Под крышей дома твоего» Юрия Антонова, «Мама – первое слово» Людмилы Гурченко. Но мы выбрали три самые главные, самые пронзительные песни, в которых артисты рассказывают о мамах и папах – единственных людях во всём мире, которым действительно есть до нас дело. Это они определяют наши первые шаги, ведущие в будущее, и воспоминания о родительской любви будут живы в памяти весь наш земной путь. Именно об этих людях написаны три замечательные песни. Дорогие мои старики, вы заслужили это!

«Дорогие мои старики»

Композитор, поэт и певец Игорь Саруханов до сих пор считает, что ему очень повезло в жизни. В 1986 году он снимал квартиру в Братцеве – не ближний свет даже для огромной Москвы, – но поэт Симон Осиашвили не поленился приехать к нему на окраину города с кипой написанных стихов.

Симон Осиашвили был в «прошлой» жизни талантливым программистом, работал в большом вычислительном центре и ни о какой поэзии не помышлял. Только вот как-то раз случайно прочёл повесть Вениамина Смехова, в которую автор вставил стихотворение Александра Величанского «Под музыку Вивальди». Оно так потрясло Симона, что, по его собственным словам, «он просто сошёл с ума». С утра до вечера будущий поэт повторял про себя строки «…печалиться давайте об этом и о том…» и в какой-то момент понял, что бормочет уже строки другого стихотворения, своего собственного…

Поначалу Осиашвили не придал данному факту особого значения, но через несколько месяцев осознал, что не представляет свою жизнь без поэзии. В 26 лет молодой человек, уже сложившийся как личность, решает круто изменить судьбу. Симон отправляется из родного Львова в Москву, чтобы поступить в Литературный институт имени Горького. Отец Симона тогда подтолкнул сына к трудному решению, произнеся мудрые слова о том, что жизнь даёт ему шанс выбрать для себя интересную дорогу и глупо этим не воспользоваться.

Так Осиашвили оказался в столице, снимал комнату у какого-то забулдыги, жил в голодухе, как всякий студент, и писал стихи на убогой кухне, сидя на разваливавшейся табуретке. У Симона сразу появилась индивидуальная творческая манера: как только в голову приходила первая строка, поэт уже не отрывал ручки от листа бумаги, пока не заканчивал своё произведение.

Так случилось и со стихотворением «Дорогие мои старики»: «У меня не было в голове ничего, я просто написал строчку «Постарели мои старики…» и, не отрываясь от листа, дописал эти стихи до конца, как будто кто-то их мне надиктовал».

И вот Осиашвили приехал к Саруханову. Игорь взял листок, прочёл слова и сел за пианино.
Постарели мои старики
Незаметно, как это бывает,
И уже с чьей-то лёгкой руки
Маму бабушкой все называют.


Композитор не мог остановиться, мелодия складывалась сама собой, он пел, хотя подступившие слёзы от переполнявших эмоций сдавливали горло… В это самое время отец Саруханова, которого Игорь очень любил и уважал, лежал в больнице. Слова «и всё чаще тревожит отец, хоть и делает вид, что здоров» настолько совпали с душевным состоянием Игоря, что получилась песня, которая стала символом нашего преклонения перед родителями.

Саруханов был очень близок со своими «стариками», а те гордились сыном, восторгались его успехами. Но так было не всегда.

Игорь с юности мечтал о карьере музыканта, но серьёзные мама-учитель и папа – научный работник, в отличие от родителей Симона Осиашвили, были встревожены «легкомысленным» увлечением сына. Они хотели, чтобы Игорь получил «нормальную» профессию. Так он год проработал на «почтовом ящике», а потом отцовская воля привела его в технический вуз. Промучившись несколько семестров, Игорь бросил институт, чем сильно обидел отца. В первый и последний раз.

Позднее в жизни музыканта случились ВИА «Синяя птица», «Цветы», «Круг», а потом началась сольная карьера автора-исполнителя. Мама Саруханова, Роза Ашотовна, стала его самой горячей поклонницей. Когда Игоря крутили по радио или показывали по телевидению, она садилась внимательно слушать и без конца повторяла: «Это мой сын, это мой сын, это мой сын…» Сын был очень благодарен за такое отношение.

Когда на одном из концертов в многотысячном зале Игорь запел «Дорогие мои старики», луч прожектора выхватил ложу, где сидели его родители. Весь зал поднялся.

В конце восьмидесятых и начале девяностых, в те времена, когда мы отчаянно во всём пытались копировать западный образ жизни, а на телеэкраны проникли пошлость и вульгарность, песня Игоря Саруханова и Симона Осиашвили «Дорогие мои старики», с простой мелодией и задушевными словами, оказалась убежищем и поддержкой для тех, кто хотел сохранить в себе нечто настоящее.

Отец Саруханова умер в 1991 году. Не выдержав утраты, в том же году ушла и мама. И теперь каждый раз, исполняя песню о своих дорогих родителях, Игорь Саруханов переживает горе вновь и вновь.
Дорогие мои старики,
Дайте я вас сейчас расцелую.
Молодые мои старики,
Мы ещё, мы ещё повоюем…


«Поговори со мною, мама»

8 марта 1973 года после премьеры песни «Поговори со мною, мама» на Всесоюзном радио совсем ещё молодой человек, студент Ленинградской консерватории Владимир Мигуля, вдруг стал знаменитым.

Владимир только-только начинал творческий путь в качестве композитора-песенника, и однажды родилась в его голове мелодия, которая просилась на слова. С просьбой написать стихи на новый мотив Мигуля пришёл к поэту Виктору Гину, которому вообще-то сочинять стихи для эстрадных песен не доставляло никакого удовольствия. Но, услышав проникновенную мелодию, он не устоял.

Сама собой родилась строка: «Поговори со мною, мама, о чём-нибудь поговори». Владимиру Мигуле понравилось, он решил, что из этого может выйти толк.

Поэт и композитор стали работать вместе. В итоге Гин придумал 12 вариантов текста! И получилась песня, которая покорила сердца людей.

Но это случилось не сразу. Путь песни к своему слушателю бывает порой очень долгим. Больше года «Поговори со мною, мама» не могла пробиться ни на радио, ни на телевидение. Но когда песню в исполнении Валентины Толкуновой наконец поставили в радиоэфир, её услышал весь Советский Союз. В редакцию мешками посыпались письма восторженных слушателей! Тогда уже никто не вспоминал, как в Союзе композиторов негативно отзывались об этом сочинении, посчитав, что уже написано достаточное количество песен о матерях, причём намного лучше.

Возможно, так и было. Но почему-то ни одна песня о маме, кроме этой, не вспоминается.

Валентина Толкунова волею судеб оказалась первой исполнительницей полюбившейся песни. Вообще-то Мигуля и Гин собирались предложить её Людмиле Зыкиной, но знаменитая певица в тот период гастролировала по стране.

Валентина Васильевна вспоминала, как раздался звонок в дверь, а за ней стоял молодой человек – «беленький, с длинными волосами», очень скромный. Он вошёл и сказал: «Я написал для вас песню о маме», – сел за инструмент и запел. Композитор тогда немного слукавил, он не стал рассказывать, что хотел предложить эту песню совсем другой исполнительнице, но случай всегда мудрее.

Толкунова сразу влюбилась в слова и мелодию. Когда начала репетировать, первой слушательницей оказалась её собственная мама, которая сказала, что песня полюбится многим матерям и что многие всплакнут, услышав: «Давно ли песни ты мне пела, над колыбелью наклоняясь».

Мама, как всегда, оказалась права. Женщины рыдали, мужчины тайком утирали слезу, слушая неповторимую Валентину Толкунову. И сегодня трудно представить, что песню «Поговори со мною, мама» кто-либо сумел бы исполнить лучше неё.

Как удивительно переплетаются реальные судьбы и сочинённые песни! В жизни Валентины Толкуновой было два неудачных брака. Известный поэт Юрий Саульский, первый муж, ушёл, не выдержав нараставшей популярности певицы. Второй супруг, журналист-международник, большую часть их совместной жизни провёл за границей. А Толкунова не могла поехать за ним, не сумела бросить, предать свою аудиторию, поклонников, которые ждали её выступлений.

От этого брака родился сын Николай. Валентина Васильевна души в нём не чаяла, делала всё возможное, чтобы поставить парня на ноги. Но Коля рос трудным подростком. Наверное, певица не раз хотела, чтобы сын подошёл к ней и попросил: «Поговори со мною, мама…» Но этого не произошло. До конца жизни у Толкуновой был лишь один самый близкий и преданный человек – её мама Евгения Николаевна.

Эта женщина пережила самое страшное горе для любой матери – она похоронила своего ребёнка, свою дочь Валюшу. Валентина Толкунова ушла из жизни в марте 2010 года. Мать пережила дочь на пять долгих лет.

Ещё одна семья оказалась навсегда связана с песней «Поговори со мною, мама». Это семья Владимира Мигули, который тоже очень рано завершил свой жизненный путь. Владимир умер в 50 лет, в 1996-м.

Спустя десять лет дочь «композитора с душой поэта», как называли Мигулю коллеги, Лиана, неожиданно захотела петь. Девочка тосковала по папе, ей казалось, что ему было бы приятно услышать, как она поёт его песни. Вдова Владимира, Марина, поначалу насторожённо отнеслась к идее дочки спеть «Поговори со мною, мама», но девочка не подвела и прекрасно исполнила произведение в 2006 году на концерте, посвящённом памяти Владимира Мигули.

Совершенно неожиданной оказалась реакция Толкуновой: она была возмущена, что без её согласия другая артистка исполнила эту песню, её песню! Наверное, для Валентины Васильевны «Поговори со мною, мама» стала очень личной, почти интимной, квинтэссенцией её женской судьбы. Но позже Толкунова приняла участие в съёмках документального фильма о Владимире Мигуле, в котором очень тепло отзывалась о нём как о человеке и творце. Мимолётный конфликт был забыт навсегда.

«Поговори со мною, мама» получила и международное признание. Владимир Мигуля давал концерты и на Западе. У композитора был замечательный голос, поэтому он часто гастролировал с авторскими программами, исполняя собственные песни. Как-то раз перед выступлением в Бельгии Мигуля очень волновался, всё думал, с какой песни начать? Решил спеть о маме. Какого же было его удивление, когда публика разразилась овациями. Слово «мама» понятно на любом языке…

Виктор Гин давно живёт в Израиле. Песни на его стихи исполняли звёзды советской эстрады – Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Людмила Сенчина, Ирина Понаровская, Эдита Пьеха… Но всё же в богатой истории советской эстрады он запомнился именно этими строками:
Поговори со мною, мама,
О чём-нибудь поговори.
До звёздной полночи до самой
Мне снова детство подари.


«Помолимся за родителей»

В 2010-х появилась новая песня про всех пап и мам, которую написали композитор и певец Сосо Павлиашвили и поэт-композитор Константин Губин. «Помолимся за родителей» – это действительно молитва, молитва за самых близких и дорогих людей, за тех, кто в трудные минуты поддерживает и не даёт впасть в уныние.

Константин Губин не столь известен, как Сосо Павлиашвили. А ведь он стоял за клавишными в группе Андрея Державина «Сталкер», писал песни для «Ласкового мая – 93», тесно сотрудничал с Юрием Шатуновым, был продюсером проекта «Петлюра». Сегодня поэт работает с мэтрами российской эстрады – Ириной Аллегровой, Львом Лещенко и другими.

В три годика Костя увидел в шкафу трофейный аккордеон, который дед привёз с фронта, и самостоятельно стал осваивать громоздкий и тяжёлый для такого малыша инструмент. Так и получилось, что с музыкой Губин связал свою жизнь с малолетства. Он даже школу не окончил – вместо сдачи выпускных экзаменов уехал на гастроли.

Все считали его музыкантом и композитором, но в 2002 году Сосо Павлиашвили, у которого Константин тоже играл в ансамбле, обратил внимание на поэтический дар Губина. Певцу очень понравились его стихи, он разглядел в Константине дар «песенного поэта». На вопрос, как рождаются его тексты, Губин часто приводит цитату из Аллы Пугачёвой: «Любитель пишет по вдохновению, а профессионал – к среде».

Трудно представить, но слова песни «Помолимся за родителей» родились не благодаря внезапному озарению, а в силу профессионализма. То есть надо было к сроку написать слова – поэт сел и написал пронзительную фразу: «Дай вам бог уйти минутой раньше своих детей, давно седых».

Сосо Павлиашвили всегда отличала очень эмоциональная манера пения. При наличии превосходных вокальных данных он обладает незаурядным искренним артистизмом. Каждую песню Павлиашвили проживает вместе со зрителем, не скрывая своего кавказского темперамента и природной экспрессии, а благодарная аудитория отвечает взаимностью. Сосо почти все исполняемые песни сочинил сам. И если Губин – «песенный поэт», то Павлиашвили – «песенный композитор». Именно в таком профессиональном творческом дуэте родилась эта песня-молитва, которая стала любимой с первого же эфира. Не могла не стать, потому что в ней поётся об очень важном и болезненном моменте: мы не успеваем сказать родителям те слова, которые нужно сказать, пока они рядом…

Родители Сосо дали сыну прекрасное образование, в шесть лет мальчик уже играл на скрипке, позже окончил Тбилисскую консерваторию, но не особо помышлял о карьере певца. Только в 25 лет скрипач-виртуоз решился променять инструментальную классику на вокальную эстраду. Папа и мама Сосо никакого отношения к музыке не имели, но сына в его творческих стремлениях поощряли.

Сам Павлиашвили стал строгим, но понимающим отцом. Чтобы старший сын Леван вырос настоящим мужчиной, он отправил его в Суворовское училище. Конечно, это не могло не вызвать бунт со стороны подростка. Но сегодня у Сосо с сыном прекрасные отношения, а две дочки, Лиза и Сандра, – настоящая отрада гордого отца.

«Помолимся за родителей» – песня, которая привлекла внимание не только слушателей, но и других исполнителей. Её спели многие, в том числе участники проекта «Голос». У каждого певца имеется своя причина, чтобы взяться именно за эту песню. Кто-то рано потерял отца, кто-то беспокоится за здоровье мамы. Это так понятно! И любой музыкант вкладывает свои и только свои переживания. Поэтому каждое исполнение вызывает разную реакцию: от светлой печали по ушедшим родителям – до радости, что они живы.

И всё же исполнение самого Сосо Павлиашвили остаётся непревзойдённым, самым пронзительным.

У каждого из нас есть свои истории, связанные с родителями. Кому-то посчастливилось вырасти в полной семье, кто-то остался сиротой, но, пережив трудное детство, сумел стать для собственных детей хорошим родителем.

Эти три песни объединяет не только тема. Они стали откровенными признаниями в любви от имени сыновей и дочерей, которые выросли и тоже стали родителями.

Помолимся за родителей, за всех живых и неба жителей…

…Помолимся за родителей, ангелам нашим хранителям.

Помолимся, и когда-нибудь помолятся дети за нас.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №38, сентябрь 2018 года