СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Небо и земля Кажется, я неправильно молюсь
Кажется, я неправильно молюсь
16.10.2018 17:43
И вообще не имею права ходить в храм

Кажется, я неправильно молюсьЗдравствуйте! Газету читаю с самого основания. И «Рассказы сельского батюшки» всегда жду с нетерпением. В рубрике «Небо и земля» узнаёшь много нового и неведомого. А своё письмо я хочу адресовать отцу Александру Дьяченко. Очень надеюсь на ваши помощь, совет, понимание.


Мне 58 лет. Родилась в Перми в многодетной семье. Мама воспитывала нас одна. В восьмилетнем возрасте я попала в детский дом. Окончила там 9-й класс и вновь вернулась в семью. Дважды была замужем. До сорока лет я не пила – с алкоголиками брак не получился. Родила пятерых детей, сделала восемь абортов. А растить детей пришлось самой.

В советское время о вере нам ничего не рассказывали. Поэтому о святых, Библии, Пасхе и других христианских праздниках мы ничего не знали. В церковь я впервые пришла, лишь когда решила крестить детей, – в девяностые годы.

В двадцатилетнем возрасте погибла моя старшая дочь, а вслед за ней ушло ещё пятнадцать человек родных. Теперь хожу в храм, заказываю заупокойные молебны, приношу гостинцы для поминовения, молюсь, как могу, перед иконами. Но не считаю себя православной до мозга костей. Из молитв знаю только «Отче наш». Читаю её утром и вечером. Может, что-то не так делаю и пишу сейчас совершенно не то. Прошу меня простить. Но меня никто не учил, как надо делать правильно. К сожалению, нет того, с кем я могла бы поговорить, до всего дохожу своим умом. Как-то всё получается само по себе.

Однажды я слышала такую мысль: тем, кто убил детей в утробе, вообще запрещено ходить в церковь. Правда ли это? И что мне теперь делать, если это действительно так? Очень мечтаю исповедаться, но как это сделать, с кем эту тему можно обсудить – даже не знаю. Духовника у меня нет.

Как мне поступать дальше? Вопросов у меня накопилось слишком много, а вот ответов, к сожалению, на них нет. Буду очень рада, если вы мне ответите. Поможете советом, словом. Извините, пожалуйста, если получилось сумбурно.

Из письма Ольги,
г. Краснокамск, Пермский край

Комментарий священника

Здравствуйте, Ольга, прочитал ваше письмо. Вы пишете, что вам 58 лет. Выходит, мы с вами ровесники. Вы сетуете, что в советское время о христианской вере и православных праздниках вам никто не рассказывал, поэтому вы пришли в храм впервые лишь в девяностые годы. Читаю, и такое впечатление, будто пишете не о себе, а обо мне.

Ведь и я крестился именно в те самые годы, о которых вы вспоминаете, – в тридцатилетнем возрасте. Посмотрите, как по-разному сложились наши дальнейшие пути. Я имею в виду отношения с Богом. Через восемь лет после крещения я уже стал диаконом, а ещё через год принял сан священника, хотя специально к этому никогда не стремился.

Вы же спустя 28 лет после крещения детей спрашиваете меня, что вам делать дальше. Как будто и не было этих 28 лет. Но вы хотя бы спрашиваете об этом. Многие из тех, кто крестился тогда, в начале девяностых, и вовсе не задаются подобным вопросом. Впрочем, как и подавляющее большинство тех, кто крестит детей сегодня.

Думаешь иногда: почему так? А ответ на поверхности – всё зависит только от нашей решимости и осознания того, что мы делаем. Люди не понимают, зачем они крестят детей или принимают крещение сами. Чтобы им это объяснить, мы теперь в обязательном порядке проводим беседы перед Таинством крещения.

У большинства людей до сих пор очень смутные представления о Христе, о Пресвятой Троице. Казалось бы, вот у тебя под рукой компьютер с интернетом. Ты собираешься идти в храм крестить дитя. Набери в поисковике: «Кто такой Иисус Христос?» Но даже этого не делают. Я уже не говорю о том, что мало кто из сегодняшних родителей читал Евангелие.

Увы, сегодня молодые люди не читают вообще ничего. Всякий раз, встречаясь с молодёжью, первым делом интересуюсь: «Вы что-нибудь читаете?» Ведь нужно представлять, кто перед тобой и о чём с ними можно говорить. В ответ дружное «нет» или равнодушное молчание.

Спрашиваю родителей: «Зачем вы хотите крестить ваших ребятишек? Какую преследуете цель»? В ответ, как правило, слышу: «чтобы не сглазили», «чтобы был ангел-хранитель», «чтобы хорошо спал», «чтобы можно было дать ребёнку святой водички», «такая традиция», «бабушка велела» и тому подобное.

Ничего не меняется. На протяжении почти двадцати лет я только и слышу именно такое понимание Таинства крещения. И начинаю рассказывать этим людям, что через Таинство крещения человек присоединяется к Церкви и становится Богу своим. Когда-то наши прародители Адам и Ева согрешили против Творца непослушанием, за что впали в грех и лишились возможности общения с Богом. Человека низвергли, а попросту говоря – выгнали из Рая и лишили права на вечность. Мы стали смертными. Вернее, мы получили временные смертные тела. Тело существует во времени, срок его, скажем так, «исправного служения» – и есть срок нашего пребывания здесь, на земле.

Задача человека – за эти 70–80 лет осознать, что мы рабы греха, из-за которого выпали из прямого общения с Небесным Отцом, стали смертными и утратили смысл жизни. И единственное, что от нас требуется, – однажды понять это и попросить у Него прощения. Получить прощение через покаяние. Человек кается и принимает крещение, а если он был крещён в детстве, то креститься ему уже не надо, но покаяться нужно обязательно.

Вы в начале 90-х годов крестили детей. Но только крестить мало. Детей крестят с расчётом на то, что родители станут воспитывать их в вере и научат жить по заповедям Божиим. Станут приводить в церковь и вместе с ними причащаться Святых Христовых Тайн. Очень важно приходить в церковь вместе с детьми, молиться с ними и читать детскую Библию.

Пишете, что после трагической гибели вашей старшей дочери стали заходить в церковь. Ольга, скорблю вместе с вами. Вы правильно поступаете, что подаёте о ней поминальные записки. Но как было бы хорошо, если бы вы заходили в ту же церковь и молились о ней, когда она ещё была жива. А ещё лучше, если бы вдвоём заходили. Может, и судьба вашей девочки сложилась бы по-другому.

Почему-то о Боге мы чаще всего вспоминаем лишь постфактум. Плохо мне – иду в храм. А если мне хорошо – забываю туда дорогу.

Ольга, начинайте молиться. Делайте это с помощью молитвослова. Это такой сборник утренних и вечерних молитв, а также молитв на разные случаи жизни. Написаны они, как правило, на церковнославянском языке. Мой вам совет – зайдите в интернет и наберите в поисковике название тех же самых молитв, только с русским переводом. Всё читайте с пониманием. А если хочется просто поговорить с Богом, то не стесняйтесь и своими словами разговаривайте с Ним, как с самым большим другом.

По воскресным дням старайтесь ходить в храм на литургию. Поначалу будет казаться, что вы ничего не понимаете из услышанного в храме. Но если приложите труд и походите хотя бы месяц-другой, то служба станет понятной. При желании с помощью того же интернета можете изучить службу в самых тонкостях. Интернет бывает очень хорошим помощником в этом деле. Было бы только у вас желание молиться и познавать.

Обращайтесь к священникам, что служат у вас в храме, задавайте им вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Здесь важно понимать одно: ни в коем случае не следует стесняться батюшку, какой бы страшной ни казалась беседа с ним. Любой священник обязан ответить на все ваши вопросы и посоветовать нужную литературу. Придёт день, и вы почувствуете, что внутри вас созрело огромное желание сказать Спасителю: «Прости меня!» За всё прости, в том числе и за многочисленные аборты.

Ольга, запомните ещё одну важную вещь: никакие грехи, даже самые страшные, которые нам кажутся неискупимыми, не могут помешать человеку приходить в храм и каяться в своих преступлениях перед Богом. Не слушайте тех, кто утверждает иначе. Безусловно, тяжкий грех – это преступление против Бога, против самого себя и против других людей. Но если покаяние человека искреннее, Бог всё прощает, и нет такого греха, которого Он не простил бы.

И ещё хочу вам посоветовать: обязательно читайте Евангелие и вообще Новый Завет. Евангелие – это разговор Бога с человеком. Мы говорим с Ним через молитву, а Он обращается к нам через евангельские строки. Вы услышите Его голос, узнаете Его отношение к человеку и познаете Его необыкновенную к нам любовь.

Если в этой земной жизни мы пришли к покаянию и стали христианами, тогда и после нашего ухода мы продолжаем по-прежнему принадлежать Церкви и Христу. Господь своих не оставляет. По большому счёту Он единственный, кто никогда не бросает и не предаёт.

Ольга, вы взялись за перо и написали письмо в редакцию. Сам по себе это уже мужественный поступок. Давайте будем считать, что это начало вашего пути к Богу. Если вам в дальнейшем понадобятся мои советы, пишите, постараюсь ответить.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №41, октябрь 2018 года