Байки театра «Ленком»
24.10.2018 00:00
Байки  театра ЛенкомЛюбой театр – это дом со своими традициями, фирменными семейными кулинарными рецептами, любимой роднёй, которая, собираясь за большим столом, обсуждает серьёзные проблемы и травит байки, передающиеся из поколения в поколение. История каждого великого театра немыслима без множества баек. Особенно если речь идёт о московском «Ленкоме», где под одной крышей работала плеяда легендарных артистов. Режиссёр Марк Захаров умеет разглядеть в людях особую индивидуальность. Поэтому на сцене его театра играли уникальные личности: Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Олег Янковский, Леонид Броневой, Александр Абдулов и многие другие. Все они оставили после себя не только блестящие актёрские работы, но и легендарные шутки и розыгрыши, в которых всегда присутствовал особый ленкомовский дух.

Вы не думаете о будущем

Когда молодой Захаров только пришёл в Московский театр имени Ленинского комсомола, многие артисты оказались этим удручены и даже намеревались покинуть труппу. Александр Збруев повсюду наводил справки, пытаясь выяснить, «кто такой этот Захаров». Задал вопрос Ширвиндту, на что тот ответил одной фразой: «Он однажды на ходу пересел из одной машины в другую». Збруева такая характеристика устроила, и артист играет в «Ленкоме» до сих пор.

Став солидным человеком и главным режиссёром, Марк Анатольевич сам не раз становился объектом шуток своих многоуважаемых коллег. Александр Абдулов, которому Захаров открыл путь в кино и на большую сцену, называл Марка Анатольевича «папой», но никогда не упускал случая подшутить над ним.

Как-то раз на сборе труппы Захаров попенял артистам на то, что они не радеют за будущее театра, не проявляют инициативы, не предлагают новые пьесы, не думают о перспективах развития «Ленкома». Через несколько дней к режиссёру обратилась маленькая девочка, выходившая на сцену в массовке, и завела серьёзный разговор: «Марк Анатольевич! Нам нужно поговорить о моём будущем. Что я буду играть? Я бы хотела сыграть Красную Шапочку». Мало сказать, что Захаров был очень удивлён. Но через минуту он увидел стоявшего в сторонке Абдулова, который давился от смеха. Тут же всё встало на свои места.

Александр Гаврилович Абдулов был человеком, который не мог не шутить, причём в любых обстоятельствах. Когда Марк Захаров пригласил его на пробы в фильм «Обыкновенное чудо», Абдулов сказал: «Я – с удовольствием, потому что всегда пробуюсь я, а снимается всё равно Костолевский». В то время Игорь Костолевский был очень популярен и играл роли всех записных красавцев.

В СССР любые гастроли, особенно в капиталистические страны, начинались с многочисленных проверок актёров на «благонадёжность». Надо ли говорить, что Абдулов эти проверки регулярно проваливал? Когда Пьер Карден пригласил «Ленком» в Париж, партийцы заволновались, и сто человек из театра должны были пройти собеседование на знание исторических вех коммунизма. Мучили творческих людей долго. Наконец дошла очередь и до Абдулова. На вопрос «Что это за почин – «26 ударных недель»?», – он не задумываясь ответил: «Преждевременные роды, что ли?» Поездка во Францию оказалась на грани срыва.

В одном из последних интервью Александр Гаврилович сказал: «Я такой тост придумал: «Как бы я хотел, чтобы всё хорошее мне говорили в спину. Это самое ценное – когда в спину говорят хорошие слова!»

Я влюблена не в вас, а в Янковского

Григорий Горин, чьи пьесы и сценарии стали основой неповторимой режиссёрской манеры Захарова, был очень остроумным человеком. Цитаты из его произведений давно ушли в народ: «Видел я их Италию на карте – сапог сапогом!», «Коли доктор сыт, так и больному легче», «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».

Конечно, Горин всегда присутствовал на киносъёмках. И каково же было его удивление, когда обнаружилось, что виртуозный артист Олег Янковский с трудом справляется с текстом барона Мюнхгаузена! Вероятно, на нервной почве у актёра прорезался саратовский говор, и на озвучивании он никак не мог выговорить имя своей благоверной Якобины фон Дуттен-Мюнхгаузен, которую блестяще сыграла Инна Чурикова. У Янковского выходило что-то вроде «Якобы… биной… б-р-нессй фнддттн…» Звукорежиссёр долго бился с записью, а у Григория Горина по этому поводу родилось короткое стихотворение, посвящённое Янковскому:
Есть у природы погрешности,
С этим придётся смириться нам.
Мне не достичь твоей внешности.
Тебе не достичь моей дикции.

Стоит напомнить, что сам Григорий Израилевич отчаянно шепелявил.

Кстати, и с музыкальным слухом у Олега Ивановича обнаружились проблемы. Обычно партнёры по сцене щипали его в тот момент, когда тот должен был вступать.

С Олегом Янковским вообще часто случались забавные казусы. На своих первых гастролях с «Ленкомом» в Париже Олег Иванович отправил с почты телеграмму домой: «Всё в порядке. Остановились в такой-то гостинице», – и пошёл гулять по прекрасному городу. Елисейские поля, Триумфальная арка, Эйфелева башня… В Париже есть на что посмотреть! Янковский не заметил, как наступил поздний вечер. Он зашёл в кафе и попытался вспомнить название своей гостиницы. Не смог! В эпоху, когда не существовало мобильных телефонов, положение казалось безвыходным. Тогда на остатки скудных валютных суточных артист на такси доехал до почтамта и послал домой вторую телеграмму: «Срочно пришлите название гостиницы!»
Другой случай. В Японии Олег Янковский гулял по саду с цветущей сакурой. Каким-то образом он обронил кошелёк и не заметил этого. Артиста догнала хорошенькая японка, сотрудница парка, которая вернула утерянное. Олег Иванович был настолько растроган поступком, что вернулся в парк на следующий день, дабы отблагодарить милую девушку коробкой конфет и своим фотопортретом с автографом и адресом гостиницы. К сожалению, девушка в тот день не работала, и свои дары Янковский оставил её коллегам. Через некоторое время в гостинице ему передали фотографию той самой девушки с надписью японскими иероглифами. Олег Иванович был крайне раздосадован, когда ему перевели дарственную надпись: «Господин русский артист, передайте мой портрет артисту Олегу Янковскому, в которого я влюблена».

Лицо, похожее на торт

Янковский и Абдулов очень дружили, но не упускали случая поддеть друг друга. Дочь Марка Захарова Александра, ныне ведущая актриса «Ленкома», как-то раз вбежала в кабинет отца в большом волнении. Она услышала, как в театральном буфете Олег Иванович признался Абдулову: «Наверное, мне придётся тебя сжить со свету. Ты молодой, восходящий, а я уже ведущий артист, и мне надо тебя как-то задвинуть обратно». Юная девушка не поняла, что это одна из специфических шуток Янковского, и всерьёз забеспокоилась о судьбе Абдулова. Потом она, конечно, привыкла к особому ленкомовскому юмору.

Однажды Александр Абдулов пошутил: «Если не знаешь, как играть, то играй странно, и прослывёшь гением».

А вот Евгений Леонов был истинным гением. Главные и эпизодические роли Евгений Павлович играл неповторимо, вдохновенно. Съёмки фильма «Легенда о Тиле», в котором Леонов воплотил образ добродушного увальня Ламме – друга главного героя, проходили в том числе в Подмосковье. Сотрудницы пансионата, где базировались артисты, горячие поклонницы Евгения Павловича, решили преподнести ему сюрприз – небольшой пирог, который по форме напоминал лицо Леонова. Но артист был настолько уставшим и отрешённым после тяжёлого съёмочного дня, что машинально съел свой «портрет», ничего не заметив. Когда его спросили, на кого был похож торт, Леонов ответил: «На торт наполеон. Очень похож!»

После успеха советско-финского фильма «За спичками» Евгения Павловича пригласили на творческую встречу с финскими зрителями. Когда Леонов вышел на сцену, его встретил оглушительный свист из зала. Артист очень смутился и ретировался за кулисы, где ему объяснили, что в Финляндии свист – высшая похвала артисту. Успокоенный Леонов вновь предстал перед зрителями, и всё прошло прекрасно.

Сын Леонова, Андрей, был очень близок с отцом. Он признаётся, что до сих пор сверяет свои поступки с наставлениями Евгения Павловича: «А что бы сказал папа?»

Но в молодости Андрей вёл жизнь обычного пацана, любившего погулять и оторваться. Как-то раз он ночью тихонько пробрался с улицы в квартиру, чтобы стащить из холодильника пару бутылок пива. Неожиданно на кухне загорелся свет. Андрей обернулся и увидел отца, который внимательно наблюдал за действиями сынули. Парень замер в ожидании нагоняя, но Леонов произнёс только одну фразу: «Сынок, письку береги».

Свой театр Евгений Леонов нашёл не сразу, но этим театром в итоге стал «Ленком» Захарова.

Вечная пионерка

С Татьяной Пельтцер Евгений Леонов играл в легендарном спектакле «Поминальная молитва». Татьяна Ивановна – «вечная пионерка» и «главная бабушка СССР» – попала в «Ленком» на закате своей жизни. Её уже в весьма почтенном возрасте позвал в труппу Марк Захаров после скандала, произошедшего между народной артисткой и Валентином Плучеком, главным режиссёром Театра Сатиры, где Пельтцер служила всю жизнь. Возможно, этот благородный жест Марка Анатольевича продлил жизнь нашей любимой актрисе.

Играя «Поминальную молитву», Татьяна Ивановна на сцене часто забывала текст. Легендарной стала фраза Абдулова «Соберитесь, мама!» – когда она в очередной раз путалась в словах.

Одна из оговорок Пельтцер на сцене привела в восторг Горина – автора «Поминальной молитвы». По тексту на реплику партнёра: «Это кто? Это Степан», – Татьяна Ивановна должна была отреагировать: «Редкое имя». Но она произнесла: «Редкая фамилия». Григорий Горин даже хотел закрепить эту удачную находку, появившуюся благодаря оплошности исполнительницы.

Пельтцер и Абдулов обожали друг друга и поддерживали приятельские отношения до конца дней. А когда стало понятно, что Пельтцер из-за старческого склероза не может участвовать в «Поминальной молитве», Александр Абдулов придумал такой приём: он сам произносил реплики Татьяны Ивановны, а она повторяла текст за ним. Так настоящая актёрская и человеческая дружба помогала большой артистке по-прежнему чувствовать себя нужной.

Но по молодости лет, да и в зрелые годы, Татьяна Пельтцер часто становилась непосредственной участницей событий, которые превращались в театральные легенды. Она всегда была резка в высказываниях, и за это её недолюбливали.

На одном из собраний труппы Театра Сатиры артист Борис Новиков сказал Пельтцер: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас вообще никто не любит, кроме народа».

Большей похвалы актриса в жизни не слышала!

Через много лет случилась схожая ситуация, когда на общем собрании в «Ленкоме» был вынесен вопрос об увольнении Александра Абдулова за многократное нарушение дисциплины. Тогда Татьяна Ивановна взяла слово: «Так вы Абдулова из театра выгнать хотите? Хорошо. А на кого народ ходить будет?» Встала и стала тыкать пальцем в народных и заслуженных, которые выступали за увольнение Абдулова: «На тебя? На тебя? Или на тебя?» После этого Марк Захаров срочно объявил перерыв, и к вопросу больше не возвращались.

Однажды Татьяну Пельтцер попросили стать лицом рекламной кампании сигарет – актриса всю жизнь была отчаянной курильщицей. В ответ она вздохнула: «Когда-то я мечтала, чтобы мои портреты были на афишах. А теперь – лишь бы не на туалетной бумаге!»

Она соблазняет наших мужей

Ещё для одного большого артиста «Ленком» стал главной сценой всей жизни. Леонид Броневой долго сомневался, стоит ли поступать на службу в театр, где вся труппа годится ему в дети и внуки. Но потом сказал Захарову: «А с другой стороны, у вас же там служит вечная пионерка Татьяна Пельтцер. Рядом с ней я за октябрёнка сойду».

Большинство забавных ситуаций с Броневым так или иначе связано с его самой знаменитой ролью группенфюрера Мюллера из фильма «Семнадцать мгновений весны». Броневой до конца жизни оставался заложником этой роли, настолько ярко и выразительно он сыграл гестаповца. Это вынуждало артиста выходить на улицу в больших чёрных очках, чтобы поклонники не одолевали.

На гастролях в Одессе «замаскированный» Броневой решил прогуляться по улице. У обувного магазина выстроилась большая очередь одесситок. Между двумя дамами разразился нешуточный скандал, и одна из них метнула в противницу огромную коробку, которая полетела прямо в голову артиста. Пробегая мимо, дама успела крикнуть: «Простите, Мюллер, я метила не в вас!»

Председатель КГБ Юрий Андропов очень любил фильм Татьяны Лиозновой, и указ о награждении артистов, снявшихся в «Семнадцати мгновениях весны», писал собственноручно. Вот только фамилию Броневого забыл и в графе артиста просто отметил: «Мюллер». А когда одному из секретарей ЦК ВЛКСМ задали вопрос: «Почему в мире так много фашистских организаций?» – он ответил: «Это Броневой виноват. Нельзя делать фашистов такими привлекательными!»

Однажды Леонид Сергеевич оказался втянут и в «сексуальный» скандал. В фильме «Вооружён и очень опасен» артисту предстояла постельная сцена с Людмилой Сенчиной. А Броневой к этому моменту только-только женился и очень переживал, что молодая супруга будет ревновать. Так переволновался, что в кадре случайно сорвал с партнёрши бретельку бюстгальтера. Этот дубль и вошёл в фильм, а после возмущённые зрители забрасывали Киностудию имени Горького и партийные организации негодующими письмами: «В то время как в Гондурасе дети голодают, Сенчина соблазняет наших мужей и сыновей!»

Три буквы

Много забавных историй связано с именем ещё одного легендарного «ленкомовца» – Николая Караченцова. Он всегда был прекрасным рассказчиком и душой компании. Вот одна из его историй.

Много лет назад в «Ленкоме» шёл спектакль «Оптимистическая трагедия», про революционную жизнь. Сценический задник был оформлен в виде двух огромных белых линкоров, которые стояли нос к носу. Накануне очередного спектакля за беспробудное пьянство уволили машиниста сцены. Человеком он оказался мстительным. Перед самым началом спектакля он умудрился нарисовать чёрной краской на борту белоснежного корабля те самые три буквы, которые мы часто видим на заборах. В человеческий рост!

Открыли занавес, включили свет, после чего зрители и актёры увидели эту «высокохудожественную» надпись. Естественно, гомерический хохот на сцене и в зале не дал возможности продолжить выступление. Занавес закрыли, надпись судорожно закрасили белой краской. Начинается спектакль, проходит время, и чёрные буквы предательски проступают сквозь белизну. Действие вновь останавливается. Не зная, что предпринять, сотрудники театра общими усилиями заколачивают досками предательские три буквы. Когда это увидели зрители, от хохота задрожали стены, и спектакль пришлось отменить окончательно.

К огромному сожалению, многих людей, о которых шла речь, уже нет в живых. А кто-то мужественно борется с серьёзными недугами. Но мы – свидетели того творческого чуда, что они дарили нам многие годы.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №42, октябрь 2018 года