Сладкая ложь
15.11.2018 15:30
45sugar_coated_lie94 процента землян хотя бы раз в жизни пробовали этот напиток, а большинство употребляет его регулярно. Ежедневно продаётся более двух миллиардов баночек и бутылок колы, плюс к этому она льётся рекой в розлив. С 1902 года эта шипучка с благородным бордовым оттенком – самый любимый напиток американцев, а с середины XX века – и всех остальных жителей планеты. Правда ли, что рецепт настоящей колы является коммерческой тайной и его знают лишь два человека на Земле? Стоит ли верить слухам, что эта газировка вызывает зависимость? Как её употребление сказывается на здоровье? И, наконец, почему колу так любят?

Кокаин в большом почёте

Утро 8 мая 1886 года бывший американский офицер, 55-летний фармацевт и завзятый морфинист Джон Стит Пембертон встретил в плохом состоянии. Его мучила наркотическая ломка. К морфию Джон пристрастился в годы Гражданской войны. В 1865 году он был ранен и, чтобы легче переносить боль, стал употреблять морфий.

Почти двадцать лет Пембертон тщетно боролся с зависимостью, но не поборол и даже пристрастил к наркотику своего сына. В промежутках между ломкой и опьянением фармацевт искал формулу волшебного зелья, излечивающего от наркомании. И вот майским днём 1886 года, как ему показалось, нашёл.

Нужно смешать толчёный орех тропического дерева колы, листья коки, вино, воду и экстракт южноамериканского душистого кустарника дамианы. Все компоненты издревле известны своими психоактивными свойствами, в том числе дамиана, которую ацтеки использовали для восстановления половой активности.

Название для нового напитка придумал Фрэнк Робинсон, бухгалтер Пембертона, а также превосходный каллиграф. Он же и написал фигурными буквами словосочетание Coca-Cola, которое до сих пор фигурирует в эмблеме газировки.

Пембертон был уверен, что создал лекарство, а вовсе не жаждоутоляющее средство. Вот почему он тут же отправился в крупнейшую аптеку Атланты, где предложил кока-колу на продажу в качестве микстуры, избавляющей от опиумной и морфинистской зависимости, от депрессии, неврастении, помогающей при заболеваниях желудка, кишечника, почек, а заодно увеличивающей мужскую потенцию. Цену за своё чудо-средство он потребовал вполне приемлемую – всего 5 центов за порцию, содержавшую 8,46 миллиграмма чистого кокаина, причём эффект значительно усугублялся добавлением вина и кофеина из ореха колы.

Вскоре один из продавцов пембертонского снадобья, господин Венэйбл, придумал разбавлять его не простой водой, а газированной. Насыщенная углекислотой шипучка, вызывавшая эйфорию, быстро полюбилась американцам. Ею даже лечили колики у младенцев. Однако вскоре в ряде округов штата Джорджия ввели сухой закон. Вино, входившее в состав кока-колы, Пембертону пришлось заменить сиропом из жжёного сахара.

Стоит сказать, что в те времена в США кокаин был в большом почёте, его свободно продавали на каждом углу, а также делали напитки на его основе. Так что кола была всего лишь одним из множества наркотических продуктов, но подкупала своими лечебными, вкусовыми качествами и доступной ценой.

Что касается самого Пембертона, то никакая кока-кола не помогла ему победить наркоманию. В 1888 году он скончался. Но буквально за месяц до кончины всего за 2300 долларов успел продать права на выпуск напитка иммигранту из Ирландии, бизнесмену Асе Григгсу Кэндлеру.

Спустя четыре года Кэндлер зарегистрировал The Coca-Cola Company, которая принесла его семье сотни миллионов долларов.

Мы продержались почти до конца

У колы есть очень важное качество. Она вовсе не утоляет жажду, а, напротив, вызывает её. Чем больше пьёшь, тем больше хочется. К ней слишком легко привыкнуть. «Кто пробовал колу раз, больше не станет пить другие напитки», – говорят некоторые специалисты.

Такой эффект достигался огромным количеством сахара – почти 30 ложек на литр. Благодаря этому армия поклонников напитка быстро росла. Вдобавок Кэндлер занялся, как сейчас бы сказали, «раскруткой и продвижением бренда». Например, «подсаживал» народ на товар: поставлял в аптеки партию бесплатной колы в обмен на адреса посетителей, которым затем по почте рассылал талоны на приобретение напитка. Люди пропускали стаканчик даром, подсаживались на вкуснятину и хлебали её потом уже всю жизнь.

Однако уже в конце 1890-х годов в прессе появились научные статьи о вреде кокаина, и американцы стали относиться к коле гораздо осторожнее. А в 1903 году в газете «Нью-Йорк Трибьюн» была напечатана заметка об упившихся колой неграх, якобы нападавших на белых людей. «Кока-кола одурманивает жителей трущоб, и они идут бить приличных граждан», – говорилось в расистской публикации.

Руководство компании мгновенно отреагировало на критику, и в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а уже выжатые, то есть те, из которых удалён весь кокаин. Впрочем, и бескокаиновую колу американцы продолжали пить тоннами. Нация привыкла к ней и отвыкать не собиралась. Всего за пару лет оборот увеличился до 120 тысяч долларов в год.

Немалую часть этих денег предприимчивый ирландец Кэндлер щедро инвестировал в двигатель торговли – рекламу. Вся Америка утонула в сувенирах с эмблемой кока-колы и была увешана плакатами. С этого момента начинается история самой знаменитой рекламной кампании за всю историю человечества.

«Пейте кока-колу. Вкусную и освежающую!» – гласил первый слоган. Затем появились «Жажда не знает времени года», «Передышка, которая освежает», «Великий безалкогольный напиток нации», «Любимое мгновение Америки», «Универсальный символ американского образа жизни», «Свет солнца с прохладой льда», «Кока… на дороге, ведущей куда угодно».

Эти строчки произвели огромное впечатление на русских писателей Илью Ильфа и Евгения Петрова. По окончании своего путешествия по Америке в 1936 году они признались честно: «Первый месяц мы держались стойко. Мы не пили «Кока-кола». Мы продержались почти до конца путешествия. Ещё несколько дней – и мы были бы уже в океане, вне опасности. Но всё-таки реклама взяла своё. Мы не выдержали и отведали этого напитка. Можем сказать совершенно чистосердечно: да, «Кока-кола» действительно освежает гортань, возбуждает нервы, целительна для пошатнувшегося здоровья, смягчает душевные муки и делает человека гениальным, как Лев Толстой. Попробуй мы не сказать так, если это вбивали нам в голову три месяца, каждый день, каждый час и каждую минуту!»

А детская писательница Астрид Линдгрен в отношении навязчивой, но действенной рекламы напитка выразилась ещё жёстче: «Держу пари, что когда я умру и явлюсь к небесным вратам, то и там меня встретит плакат «Вход в небесное обиталище – пейте кока-колу!».

Броский красный цвет, яркий дизайн торговой марки, запоминающееся название тоже сыграли роль. Так же как и форма бутылки. В 1915 году дизайнер Эрл Дин создал стеклотару, узнаваемую на ощупь, в темноте и даже в разбитом виде. Говорят, вдохновлялся Эрл формой плода какао, ибо был уверен, что колу делают из него. Ведь тогда на этикетках ещё не указывали состав продукта.

Тайна, в которую посвящены лишь двое

В 1916-м «Кока-кола» выигрывает свои первые 153 судебных дела против «подделок», в числе которых «Фиг-кола», «Кэнди-кола», «Коулд-кола», «Кей-Ола» и «Кока-нола». Однако остановить этот поток не удалось и никогда не удастся, и сегодня в мире продаются сотни видов колы.

Но дела компании по-прежнему шли в гору. Во время Первой мировой войны она потеряла своего первого серьёзного владельца. Кэндлер как успешный делец был назначен на пост мэра Атланты и снял с себя полномочия главного управляющего. Большую часть акций получили по наследству его дети, но они вовсе не увлекались бизнесом и вскоре продали свои доли за 25 миллионов долларов пожилому банкиру Эрнесту Вудраффу. А тот поставил у руля компании своего 33-летнего сына Роберта.

Этот молодой человек всегда считался горем для семьи – разгильдяй, исключённый из университета за неуспеваемость и в наказание отправленный служить чернорабочим. Однако Роберт совершенно неожиданно проявил себя на новом руководящем посту. Он правил фирмой более 60 лет, и за это время «Кока-кола» превратилась в международную компанию с огромным оборотом. Напиток продавали не только в Америке, но и в Европе.

Единственной европейской страной, куда США перестали поставлять ингредиенты, стала фашистская Германия. И тогда взамен колы практичные немцы создали напиток из отходов пищевого производства – яблочного жмыха и молочной сыворотки. Окрестили его «Фанта», от слова «фантазия». Народ пристрастился к оранжевой шипучке, поэтому даже после войны, когда в Германию вернулось производство колы, «Фанта» осталась в продаже.

А кока-кола для многих превратилась в символ праздника, счастья и стабильности. Не было в Америке товара, более постоянного в цене. C 1886-го и вплоть до 1959 года стоимость бутылки (около 200 миллилитров) во всех торговых точках США оставалась неизменной – 5 центов. Никакая инфляция не влияла на стоимость, и в массовом сознании даже сформировалась устойчивая связь: бутылка колы – 5 центов. Примерно так же в СССР установилась цена коробка спичек – 1 копейка. И лишь во второй половине XX века цена колы стала расти, а сегодня маленькая бутылка стоит около 1 доллара. Также поменялся и состав напитка.

«Рецепт кока-колы знают лишь два человека в мире, они держат его в строжайшей тайне, разглашение которой карается смертной казнью на собрании масонской ложи в Атланте. Эти двое не имеют права ездить в одном автомобиле и летать одним самолётом»…

В этой легенде правда лишь то, что большинство руководителей компании действительно состоит в масонской ложе. Всё остальное – сказка, созданная маркетологами ради повышения интереса к напитку. Состав колы указан на каждой банке, ведь сегодня это обязательное требование для любого продукта.

По заданию партии

Собственно, создать напиток, похожий на кока-колу, оказалось нетрудно, чем и занимаются многие компании в мире. Ближайший конкурент, «Пепси-кола», как известно, первым проник на огромный советский рынок. Впрочем, всё было не совсем так.

Первой в нашей стране появилась бесцветная кока-кола. Дело было сразу после войны. Тогда верховный главнокомандующий Союзными войсками в Европе Дуайт Эйзенхауэр угостил маршала Жукова американской газировкой. Советскому военачальнику напиток понравился, однако слишком привлекательный внешний вид газировки он счёл опасным: низкопоклонство перед Западом тогда не поощрялось. На заводе компании в Австрии убрали красители из напитка, и партия бесцветной колы была доставлена в СССР. В ограниченном количестве.

А вот Никита Хрущёв в 1959 году в Москве на Американской выставке невольно сделал крутую рекламу главному конкуренту кока-колы – напитку «Пепси». Опрокинул стаканчик с красно-синей-белой волной и стал рекламным лицом шипучки. С тех пор именно «Пепси» продавали в Москве, Ленинграде и Крыму.

Но куда интереснее тот факт, что повторить вкус колы по поручению партии и правительства взялись советские учёные. В 1973 году появился напиток «Байкал», который и сегодня очень популярен в нашей стране, хотя в его рекламу вложены сущие копейки, по сравнению с «Кокой» и «Пепси».

В состав «Байкала» входят натуральные ароматические вещества – экстракты и масла полезных растений, в том числе зверобоя, солодкового корня и элеутерококка. Интересно, что товарный знак «Байкал» по-прежнему принадлежит государству, а частные производители обязаны покупать лицензию на выпуск напитка.

Возможно, «Байкал» сумел бы покорить не только Россию, но и весь мир, однако трудность в том, что зверобой не удаётся выращивать в хозяйствах. Это очень свободолюбивое растение, так что собирать натуральное сырьё можно лишь в тех местах, где оно произрастает в естественных условиях. А значит, его количество ограниченно. Нам самим-то едва хватает, чего уж там говорить о загранице.

И вот как раз рецепт «Байкала» действительно долгое время являлся служебной тайной.

В хозяйстве пригодится

А теперь – о составе колы. И речь не о конкретной марке, а о сладких газировках разных производителей.

В одной баночке объёмом 0,33 литра обычно содержится 11 чайных ложек сахара, что превышает рекомендуемую дневную норму для взрослого человека. Как и любой сильногазированный напиток, кола раздражает желудочно-кишечный тракт. Если в состав входит натуральный орех кола, то есть опасность импотенции. Недаром в прошлые времена им кормили воинов – усмиряли половое влечение, мешавшее службе.

Обычная кола за счёт кофеина и сахара повышает артериальное давление, ослабляет сердечную мышцу, разжижает кровь, что не приветствуется, если у вас есть незажившая рана. Ортофосфорная кислота способствует вымыванию кальция из организма, что может вызвать ломкость костей, ногтей, разрушение зубов. А от диетической колы некоторые специалисты вообще рекомендуют воздержаться. Вместо сахара в ней – сахарозаменители, что может рассматриваться как замена вредного ещё более вредным.

Впрочем, у колы есть и полезные свойства. Например, напиток помогает при некоторых проблемах с кишечником. А если судьба занесёт вас в неблагополучные районы планеты – например, в некоторые африканские страны, – то там вообще гораздо безопаснее выпить колу, нежели воду. Ведь происхождение воды порой неизвестно, а качество колы известных марок гарантируется по всему миру.

Колу лучше не употреблять ежедневно, а вот в хозяйстве она точно пригодится. Благодаря кислотам, которые в ней содержатся, газировка прекрасно удаляет ржавчину, въевшуюся грязь, пятна крови. Говорят, дорожная полиция США всегда берёт с собой на выезд бутылку, чтобы смывать с асфальта кровь после аварий. А водители большегрузов и военной техники чистят колой колёса. После неё не остаётся ни разводов, ни серого налёта, который бывает от воды. Резина – как новенькая! В Индии колой и вовсе поливают сельскохозяйственные поля. От вредителей она спасает лучше дорогостоящих пестицидов.

В общем, кола по-прежнему остаётся популярным напитком, притягательным для большинства людей. Кроме того, она является символом современного мира, в котором «вкус свободы и счастья» продаётся за деньги. Агрессивная реклама, много сахара, удобная упаковка – и весь мир у вас в кармане!

Конечно, это ложь. Но очень сладкая!

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР

Опубликовано в №45, ноябрь 2018 года