СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Михаил Трухин: С такими ролями проваливаться нельзя
Михаил Трухин: С такими ролями проваливаться нельзя
19.11.2018 15:06
Михаил ТрухинАктёра Михаила Трухина страна узнала как оперативника Волкова из сериалов «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» и «Менты». Однако времени прошло много, и Михаил Трухин за эти годы перебрался из Питера в Москву, став артистом МХТ. Сыграл роль, о которой мечтает чуть ли не каждый актёр, – Гамлета. Снялся во многих кино- и телепроектах: «Афганский излом», «Особенности национальной политики», «Дети Арбата», «Доктор Тырса», «Гибель империи» и «Ивановы-Ивановы». А в скором времени поклонников теперь уже заслуженного артиста России Михаила Трухина ждёт ещё одна премьера на канале СТС – сериал под названием «Погнали!».

– Михаил, правда ли, что сюжет комедийного сериала «Ивановы-Ивановы», в котором вы играете одну из главных ролей, авторы увидели в программе «Пусть говорят»?
– Да, сценаристы посмотрели выпуск о роддоме, в котором перепутали детей, и волей судеб каждая семья воспитывала чужого ребёнка. Надо сказать, наши авторы размотали из этой истории довольно любопытный трагикомический клубок о взаимоотношениях родителей и детей. Что мне нравится, сценарий наполнен настоящим юмором. Прежде всего это смешная литература. Однако помимо юмора здесь много глубины и драматизма. И вот эта многогранность – огромный плюс.

– Когда вы прочитали сценарий, что вам показалось необычным или знакомым?
– В этом сериале всё необычное. Все герои находятся в пограничном состоянии, спокойных сцен в нашем фильме нет. А взаимоотношения моего героя и героя Сергея Бурунова – так постоянно искрят! Между ними вечный конфликт – богатых и бедных, умных и глупых. Потому что мой герой Алексей Иванов, в отличие от Антона Иванова, у которого дома висят фамильные гербы, – персонаж простой. Он – сорокапятилетний люмпен, легкомысленно относящийся к семье, детям, быту, алкоголю, в общем, ведёт праздный образ жизни. Но я старался сделать своего персонажа тёплым, потому что хорошая компания у нас собралась: помимо Сергея Бурунова я играю вместе с Анной Уколовой и Александрой Флоринской. Я счастлив таким партнёрством. Вообще не ожидал, что получится тёплая, домашняя душевная история, напоминающая старые фильмы из детства. Что касается узнаваемости, то в России нет ни одного населённого пункта, где не увековечено имя Ленина. Так и с фамилией Ивановы. К тому же, если отъехать от МКАДа за сто километров, вы с лёгкостью окунётесь в жизнь настоящей России. А поскольку я много езжу по стране (ведь актёрская работа в том и состоит, чтобы наблюдать за людьми) – то, конечно, такие персонажи мне встречались. Мы живём среди них.

– Для некоторых актёров роли часто становятся испытанием. Как вы справляетесь со сложным характером вашего персонажа?
– Пружиной служит конфликт между главными героями, придуманный сценаристами и режиссёром. Вот этот завод нужно постоянно поддерживать на протяжении многих месяцев съёмок. Это было сложно, но чудовищно интересно. К тому же заставить людей смеяться гораздо сложнее, чем плакать, ведь механизм юмора менее изучен. Например, для того чтобы человек заплакал, можно применить определённую психологическую методику, для этого существует специальная актёрская техника. В нашем организме есть своего рода сентиментальные кнопки, на которые можно нажать. А юмор – материя очень тонкая. Существовать в ней невероятно сложно, важно не пересаливать и оставаться всё-таки больше артистом, нежели клоуном в плохом понимании этого слова. И я с удовольствием принял участие в сериале. Ведь это не ситком с закадровым смехом. У нас очень много натурных сцен, много движения внутри кадра. Кроме того, материал всё-таки наполнен драматическими нотками. Также в сценарии попадаются знакомые ситуации, которые я переживал сам. В особенности это касается взаимоотношения пап с сыновьями. У меня сын – ровесник экранных детей моего героя, поэтому, конечно же, я подмечал близкие моменты.

alt

– У вас трое детей. Можно рассказать о них подробнее?
– Мои дети от первого брака уже достаточно взрослые. Сын Егор с красным дипломом окончил театральный колледж, которым руководил Олег Павлович Табаков. Затем поступил на режиссуру к Сергею Женовачу. Олег Павлович предлагал Егору работать в «Табакерке», но у него режиссёрские мозги. Старшая дочь Даша также выбрала актёрскую профессию. А младшей, Соне, восемь лет, она растёт творческим ребёнком. Занимается музыкой, каждый вечер играет мне гаммы, поёт песни. Для меня это сплошной праздник. При том она талантливо рисует, постоянно что-то лепит и вырезает из бумаги. А вот с математикой и языками пока не складывается. Мы пошли в школу на год раньше – и, видимо, напрасно. Она ещё не наигралась. Учебный ритм её напугал, мы даже нанимали репетиторов. Но не расстраиваемся. В её возрасте случаются подобные проблемы. И как бы там ни было, со старшими ведь я не успел понянчиться в полной мере, поэтому навёрстываю упущенное.

– Насчёт изучения гамм. В одном интервью вы рассказали, что тоже пытались заниматься музыкой.
– Да, было такое… И в школе, и в институте. Я не то чтобы играл, а скорее поигрывал на гитаре. А во время съёмок в фильме «После школы» увлёкся барабанами. Всегда восхищался людьми, которые владеют нотной грамотой.

– Михаил, расскажите, пожалуйста, о своём детстве. Каким вы были в юном возрасте?
– Я родился в Петрозаводске. Но после моего рождения мама уехала учиться в Ленинградский политехнический институт, а меня воспитывала бабушка, которая жила в Мончегорске. У меня было счастливое детство. Рядом заповедник, удивительный лес, озёра, северные реки. И ещё там была настоящая сорокаградусная зима. Эти картинки до сих пор стоят у меня перед глазами, с них можно писать полотна. Иногда в феврале, самом холодном месяце, мы просыпались по будильнику, чтобы идти в школу, и вдруг по радио сообщали, что сегодня мороз ниже пятидесяти градусов, поэтому занятия в школах отменяются. Тогда мы все бежали на каток. И это абсолютное счастье. (Смеётся.) Каждую зиму я видел северное сияние. Мама приезжала ко мне на каникулы в таком красивом поезде из Ленинграда, самого красивого города на земле. Я очень хотел переехать к ней. И когда мама устроилась на работу, переезд состоялся. Так что учёбу я продолжил уже в Питере. Всё сознательное детство провел на Мойке, в доме четырнадцать, в квартире Ивана Ивановича Пущина, друга и однокурсника Пушкина по лицею. Эта квартира тогда представляла собой коммуналку, а сейчас там сделали гостиницу, которая принадлежит моим друзьям. В соседнем доме, на Мойке, двенадцать, как известно, жил сам Пушкин. Но в детском возрасте не осознаёшь значения всего этого. Понимание пришло уже в институте, когда мы начали изучать зарубежную литературу с нашим замечательным профессором Львом Иосифовичем Гительманом, а также русскую литературу – с профессором Юрием Николаевичем Чирвой. Благодаря им пришло ощущение, какие дома, какие стены тебя окружают, какая вода течёт в этих реках и каналах.

– Я так поняла, что вы не особо озорничали в школьные годы?
– По всякому бывало. Я очень любил читать, книжки проглатывал запоем. Так что обладаю врождённой грамотностью. Потом появились другие интересы, стал пропадать с друзьями на улице, и с учёбой складывалось не очень – нахватал много троек. В седьмом классе меня исключили из пионеров, потому что много хулиганил, а в комсомол я не вступил по идеологическим соображениям.

– Поделитесь хотя бы одним эпизодом хулиганского прошлого.
– С друзьями из окон школы мы выбрасывали на проплывавшие мимо кораблики пакеты с молоком. Тогда их выпускали в форме треугольников. Нас забавляло то, как они разрывались, падая на палубу. (Смеётся.) А когда стали старше, то на выпускном прыгали с моста в воду.

– Ни разу за всё время учёбы на педсовете не возникал вопрос об исключении из школы?
– Бывало. И родителей вызывали. Но я убедил всех, что хочу стать педагогом и обязательно возьмусь за ум, чтобы разрешили учиться дальше.

– Спустя столько лет роль педагога не хотели примерить?
– В сериале – да. А чтобы учить других, нужно родиться педагогом. Этим надо болеть, таким был Олег Павлович Табаков. Со временем я понял, что это не моё.

Михаил Трухин– Не могу вас не спросить о роли Гамлета. Вы мечтали о ней?
– Никогда. Вообще мне кажется, что это заблуждение, театральное клише. Ничего заманчивого в этом персонаже нет. Это сложная роль, и мечтать о таком образе может лишь человек, который не до конца осознаёт всю его масштабность. Достаточно просто взять пьесу Шекспира и посмотреть на гору текста, который придётся учить. И гору смысла, который предстоит осваивать в связи с этим. Становится дурно. Официальный сайт онлайн казино 888starz https://888starzkazino.xyz/ с возможностью делать ставки на реальные деньги и выводить на карту свой выигрыш. В хорошем смысле этого слова.

– Тем не менее вы согласились.
– Я фаталист, берусь за любую работу, люблю, чтобы роли прилетали неожиданно. Я, например, никогда не думал, что мне позвонят из МХТ и предложат эту роль.

– Как вы думаете, почему режиссёр именно вам предложил Гамлета?
– Отличие хорошего режиссёра от плохого в том, что он находит в актёре скрытый потенциал. А поскольку режиссёр Юрий Бутусов любит всё переворачивать с ног на голову, то он предложил, и мы попытались. Очень долго репетировали спектакль. В этом состоит Юрин метод: он как бы вытаскивает из тебя нервы и наматывает их на кулак. История, которую он придумал, основана на рефлексии, и решение спектакля наполнено нашими личными биографиями, в которых есть дружба, предательство и любовь. (В спектакле были заняты Константин Хабенский и Михаил Пореченков – давние товарищи Михаила Трухина ещё по петербургской сцене, а также Марина Голуб. – Ред.) Репетиции продолжались девять месяцев. В общем, на генеральную репетицию «Гамлета» мы вышли без голосов и все белые. Но потом играли этот спектакль восемь лет.

– Вы ездили на репетиции «Гамлета» из Питера в Москву. Возникали мысли переехать насовсем?
– Пока репетировали, было непонятно, останусь в Москве или нет. Переезд не входил в мои планы, ведь я только купил квартиру для семьи. И если бы Гамлет не удался, то уехал бы обратно в Питер, потому что с такими ролями проваливаться нельзя, тем более в Московском Художественном театре. Но спектакль получился, и это решило мою судьбу. Меня приняли в труппу, и я остался в Москве.

– Ваша судьба так круто повернулась, что вы поменяли не только город, но и семью.
– Разлад с первой женой, Любой, тогда уже намечался. Мы ведь поженились в очень тяжёлое время, когда ничего не было – ни денег, ни работы. А тут предложили сниматься в сериале «Улицы разбитых фонарей». И всё сразу стало по-другому. Но семья меня так редко видела, что в результате дело закончилось разводом.

– Для некоторых актёров театр – это место совершенствования профессиональных навыков. А что для вас значит театр?
– Театр подороже стоит. Не в смысле денег, а в смысле моего к нему отношения – нервных затрат, душевных переживаний. Зритель живой, он сидит прямо перед тобой. Это не целлулоидная плёнка. Но что касается кинематографа, то за шестнадцать лет я сумел и там «наследить». Кино – это же массовое искусство, а театр, в котором работаю, существует в единственном экземпляре.

– Как получилось, что вы стали актёром? Ведь ни мама, ни бабушка к сцене не имели отношения.
– Со школьных лет проявился мой интерес к драме. Учитель математики был увлечён театром. Именно он создал в школе драмкружок. Я тогда учился в седьмом классе и участвовал в своём первом спектакле на стихи Владимира Семёновича Высоцкого. Затем уже осознанно поступил в Театр юношеского творчества при Дворце пионеров в Питере, в котором впоследствии обучались актёрскому мастерству мои старшие дети – Егор и Даша. Кстати, знаменитый режиссёр Лев Додин тоже начинал творческую карьеру в этих стенах. А кроме того, популярные артисты Михаил Светин и Борис Смолкин. К окончанию школы я уже сделал выбор, что стану актёром и ничем другим в жизни заниматься не хочу.

– Поступили сразу?
– Нет. Я долго поступал в ЛГИТМиК, три года подряд. Как сейчас понимаю, у каждого педагога своя программа обучения актёрскому ремеслу. Поэтому и студентов они подбирают согласно своему видению. Ведь каждый педагог заранее видит спектакли, которые будет ставить со студентами. Наверное, я не сразу нашёл своего учителя и режиссёра, который увидел бы меня в выпускных постановках.

– Профессия, которую вы выбрали, невероятно сложная, это очень тяжёлый хлеб. Что вы можете сказать о ней сегодня, спустя столько лет?
– Я убедился, что в эту профессию идут не ради денег, ведь это не бизнес. А тот, кто думает о заработке, должен искать себя в других сферах. Но для меня актёрство – это не работа, а мироощущение. Артистическая природа – по сути своей женская. В том смысле, что она изменчивая, мягкая, хрупкая. Её нельзя взять в руки и потрогать.

– У вас характер какой? К примеру, вы умеете уступать, соглашаться на компромисс?
– На все сто. Потому что в муках и спорах что-то рождается.

– Скоро с вашим участием выйдет ещё один семейный проект телеканала СТС. Расскажите, о чём он.
– Это приключенческая многосерийная комедия, которая называется «Погнали!». История о том, как многодетное семейство по фамилии Осины отправляется в автопутешествие из Красноярска в Минск ради младшей дочки Вари, которая мечтает победить в международном конкурсе народной песни. По сюжету, на пути к детской мечте героев ждут неожиданные попутчики, в том числе бандиты-близнецы, которые гонятся за семейным минивэном. Я играю главу семейства, Эдика, который отправляется в поездку, преследуя не только семейные цели, но и свою собственную, корыстную.


– Чем привлекла роль?
– Обожаю путешествовать на машине: практически всю Европу объездил с семьёй. Здесь ты сам себе хозяин, сам распоряжаешься своим временем, сам выбираешь, куда ехать и где остановиться. К тому же это невероятно красиво. Мой персонаж – авантюрист, идущий по жизни легко, можно сказать, свободный от комплексов человек. А вообще главные герои нашей истории – всё-таки дети, которых, как известно, не переиграть. И это добавляет драйва взрослым артистам.

– Судя по сюжету, съёмки проходили где-то на природе?
– Съёмки приключений семейства Осиных стартовали в Москве, а после переместились в Краснодарский край и республику Адыгея, где в кадре окажутся местные трассы, придорожные кафе, заправки, отели и, конечно, горные и лесные пейзажи. А главное транспортное средство сериала – семейный минивэн – представлено сразу двумя ретроавтобусами, один из которых разобрали для сцен в павильоне, а другой приготовили для съёмок проездов.

– Кто ваши партнёры по фильму?
– Ольга Медынич, ей как раз досталась роль многодетной мамы. А также Ирина Пегова, Дмитрий Лысенков, Артём Фадеев, Иван Ефремов, Руслан и Сергей Смирновы. Так что встретимся у экранов телевизоров.

Расспрашивала
Элина ДЕЛИН
Фото: из личного архива, PhotoXPress.ru

Опубликовано в №46, ноябрь 2018 года