Молодой бездельник в обществе простых работяг
21.11.2018 00:00
Молодой бездельникЗакончился показ российского остросюжетного сериала «Мажор» (третий финальный сезон). Криминальная драма посвящена судьбе молодого прожигателя жизни Игоря Соколовского. Мы приоткроем некоторые подробности того, как создавался фильм и как он сумел стать одним из самых популярных сериалов последнего времени.

Безответственный тип

Премьера первого сезона состоялась 15 декабря 2014 года. Тогда двенадцать серий сняли за 105 дней. Во втором сезоне тоже двенадцать серий, которые сняли за 83 дня. Над третьим сезоном работали подольше – с января до середины марта 2018 года; в этот раз мы увидели 16 серий.

Успех «Мажора» зрители во многом приписывают режиссёру первого сезона Константину Статскому, который задал стиль, темп и характерные особенности всего цикла. Режиссёр известен также по другим успешным сериалам – «Закрытая школа», «Москва. Три вокзала» и «Агент особого назначения». Однако после первого года Статский неожиданно объявил, что покидает проект. Причины такого поступка не объяснялись.

Сценарист Александр Щербаков известен по работе над сериалами «Обратная сторона Луны» и «Возвращение Мухтара». А вот на счету продюсера Александра Цекало уже больше десяти сериалов и несколько фильмов, например, «Обратная сторона Луны», «Фарца», «Метод».

Во втором сезоне вместо Константина Статского режиссёрами стали молодые кинематографисты Максим Полянский и Николай Булыгин, до этого занимавшиеся монтажом.  А над третьим сезоном работал режиссёр Игорь Твердохлебов (сериалы «Пятая стража», «Оса», «Чтец», «Свидетели» и другие).

Однако в современном кинопроизводстве главный человек – это, конечно, продюсер. Александр Цекало так рассказывает о работе над «Мажором»:
– Главный герой расследует не только очередные преступления, что вообще-то ему удаётся, но и параллельно докапывается до причин гибели своей матери. И это серьёзный мотив, чтобы остаться работать в полиции. Надо доказать себе и всем, что ты на кое-что способен. Персонаж Павла Прилучного в начале истории – безответственный тип. А к концу фильма он становится мужчиной, который принимает решения, совершает поступки и ведёт себя очень достойно. Это «роман о воспитании чувств». Такие истории всегда интересны зрителю».

Второй и третий сезоны снимали в Петербурге. Всё происходило зимой, поэтому команде сериала пришлось испытать на себе прелести самого холодного времени года в Cеверной столице. Известно, что климат там отличается повышенной влажностью, а в самые морозные дни столбик термометра может опускаться до минус 30 градусов. Особенно сильно от холода страдал Павел Прилучный, потому что актёру приходилось всегда ходить в расстёгнутом пальто и без шапки – таково резонное требование продюсера Александра Цекало.

Однажды для съёмок пришлось даже ненадолго перекрыть главную магистраль города – Невский проспект.

Снимали также в городке Лодейное Поле. Здесь действие разыгрывалось в декорациях, больше похожих на развалины, нежели на элитное жильё. Не покидало ощущение, что полуразрушенные деревянные дома и прочие постройки древнего вида в любую секунду может унести сильный ветер, оставив в чистом поле лишь тяжеленные камеры и прочий реквизит.

Пощёчина от души

Самая большая удача создателей – правильный выбор актёра на роль главного героя. Павел Прилучный будто родился для роли Мажора. И это – его звёздный час.

– Я поражён тем, что проект сделан на мировом уровне, – говорит артист. – Это действительно очень достойный материал. Но радует, что всё в нём – наше, российское.

«Мажор» принёс актёру любовь и признание телезрителей. После успеха первого сезона Прилучный снялся в сериалах «Беги!», «Форс-мажор», фильме «Любовь с ограничениями», участвовал в других проектах. Вероятно, его творческая судьба на данном этапе сложилась.

А вот главная женская роль, следователя Вики, досталась актрисе Карине Разумовской. Она уже работала с Цекало в «Обратной стороне Луны», однако утверждает, что к съёмкам в сериалах относится специфически, старается как можно реже в них участвовать. Только если что-нибудь очень понравилось – сценарий, режиссёр, хорошо прописанная роль.

Актриса вспоминает:
– Роль Вики могла мне не достаться. Пробы прошли, и меня не утвердили. Я и думать об этом забыла, готовилась к премьере в родном БДТ. И вдруг звонит режиссёр Константин Статский: «Разумовская, срочно прилетай на пробы». Выяснилось, что сначала утвердили другую актрису, но с ней возникла какая-то проблема. Косте я нравилась, однако продюсеры сомневались: видели меня исключительно в образе лирических героинь. А Вика Родионова – женщина с сильным, волевым характером. Сценарий «Мажора» увлёк меня своим лихо закрученным сюжетом – до конца непонятно, чем дело закончится. Кроме того, мне очень хотелось выступить в новом амплуа. Но как? За два дня до премьеры из театра никто не отпустит. Однако семь бед – один ответ. Пропустив утреннюю репетицию, рано утром я вылетела на пробы, а вечером играла в Петербурге прогон. На пробах сыграла сцену, и меня наконец утвердили.

Карина Разумовская, едва успев познакомиться с Прилучным, залепила ему пощёчину – конечно, в соответствии с ролью. В тот день она приехала из Петербурга в Москву на пробы, а уже утверждённый на роль Соколовского Прилучный сильно опоздал. Появился с весьма самодовольным видом, хотя его многие ждали. Карина, которая торопилась на поезд, ужасно разозлилась. И по стечению обстоятельств у неё появился легальный повод выместить злобу: снимали сцену с пощёчиной. Разумовская сделала это от всей души. Правда, познакомившись с Прилучным поближе, актриса поняла: его самодовольный вид – попытка скрыть природную застенчивость.

Но во время съёмок Разумовская и Прилучный жили дружно: актёрам сняли квартиры в одном доме, и они часто вместе ужинали и развлекались.

Карине для работы в некоторых опасных сценах пришлось влезать в хитрую конструкцию из ремней и металлических креплений, которую венчала тяжёлая камера. А если учесть, что её героиня Виктория Родионова находилась в положении, то эта сбруя выглядела ещё более угрожающе.

Целых четыре месяца Карина провела в мужской компании, где кроме неё была только одна девушка – актриса Анна Андрусенко. Работали по двенадцать часов, а бывало – и по четырнадцать, лишь потом уезжали домой, вместе ужинали, развлекали себя играми. Мужчины приходили к Карине на блины. Члены группы практически не расставались и при этом совершенно не успели надоесть друг другу.

Никита Панфилов, сыгравший Стаса, даже не собирался идти на кастинг. У него параллельно шли пробы в четыре картины, и актёр посчитал, что ни к чему размениваться на маленькую роль наркомана в проекте, который вряд ли станет популярным. Однако теперь он счастлив, что агент уговорила его потратить время, поскольку позже Панфилов был удостоен приза «Лучший актёр второго плана».

Вторую возлюбленную Игоря, Катю, сыграла Любовь Аксёнова. Во втором сезоне «Мажора» у этих героев много откровенных сцен. Прилучный признаётся: он не хотел бы, чтобы такие фрагменты видела его жена Агата Муцениеце, поскольку это может стать поводом для ревности. Но Агата оказалась умнее. Она рассказала, что, во-первых, видит, как муж стесняется сниматься в постельных сценах, а во-вторых, они её нисколько не смущают, ведь это работа.

Супруг Любови Аксёновой тоже смотрел сериал, в том числе откровенные эпизоды с участием жены. «Мой муж сам работает в сфере кино и знает изнанку процесса, – признаётся Любовь. – Конечно, он в первую очередь мужчина. Но, во всяком случае, муж не демонстрирует свою ревность и не подаёт виду, если ему что-либо не нравится. Он так же,  как и я, делает акцент на актёрской работе, а не на том, в каком виде я появляюсь на экране. Мой муж, наоборот, меня очень поддерживает, когда предстоят съёмки в откровенных сценах».

Голова тебе ещё пригодится

Все трюки Павел Прилучный выполнял без помощи каскадёров. На площадке с ним работал постановщик трюков Владимир Орлов, участвовавший в крупных голливудских проектах. Сам Павел – человек подготовленный, тренированный, он кандидат в мастера спорта по боксу. Тем не менее на определённый риск актёру всё же пришлось пойти.

Вот как он вспоминает один эпизод:
– Я готовлюсь к сцене, в которой бейсбольной битой бьют по голове. Бить предполагается по-настоящему. Просто с одной стороны у биты мягкая накладка. Я к Володе Орлову подхожу и спрашиваю: «Слушай, а как вы такие сцены в Голливуде снимаете?» А он отвечает: «Да так же и снимаем. Выдержишь?» А что делать, если нет вариантов? Ради дела можно и потерпеть.

В одной из сцен Павел сам спускался на тросе со здания больницы, а в другой рядом со звездой взрывалась машина. Артисту легко удалось выполнить все трюки, не получив травм.

– Папа у меня был боксёром, мама хореографом, вот меня отдали и в бокс, и на танцы, – признаётся Павел Прилучный. – Лет до пятнадцати бокс я любил больше. Конечно, приходилось применять на практике знания, полученные на тренировках, в нашем небольшом городе дрались все. А я всегда жёстко реагировал на любое слово в свой адрес, заводился с пол-оборота. Моя проблема в том, что я не очень умел, да и сейчас не умею разговаривать. Если вижу хама – сразу бью… В четырнадцать лет стал кандидатом в мастера спорта и покончил с боксом. У меня около десятка сотрясений мозга! Но ведь голова, подумал я, в жизни ещё пригодится.

Актёру пришлось много работать с автомобилями: в кадре Павел Прилучный гоняет на спортивной машине, управляет грузовиком и пожарной машиной. На съёмках сцены с пожаром чуть не произошёл несчастный случай: из-за того, что в баке оставалась вода, Прилучный не смог затормозить на нужной дистанции от камеры. Нажав на тормоз, понял, что машина по инерции движется вперёд. Остановилась она в каких-то сантиметрах от съёмочной группы. Люди так испугались, что пришлось устроить перерыв.

С гоночной иномаркой возникла другая проблема – съёмочная группа боялась повредить дорогой автомобиль, принадлежавший частному владельцу. Каждый раз Павел садился за руль с дрожавшими руками. Причём все крутые виражи выполнял на ней сам, без дублёра. Хозяин авто всегда находился на площадке и видел, как бережно актёр относился к его сокровищу. К счастью, всё проходило гладко.

А в последний съёмочный день оставалось снять проезд героя-лихача по главной улице. Машина выезжает на встречную полосу, уворачивается от другого автомобиля и возвращается на свою полосу. Вот здесь Павел предпочёл отдать руль хозяину машины. Пока актёры разливали шампанское, чтобы через несколько минут отметить окончание съёмок, сцена разворачивалась прямо у них на глазах. Машину резко закрутило, и она врезалась в забор. В итоге бампер дорогого авто – всмятку! Единственным человеком, который спокойно отреагировал на происшествие, оказался сам хозяин. Из машины он вышел невредимый и даже улыбался.

Не обошлось без происшествий во время съёмок на кладбище. Это была третья подряд ночная смена. Снимали крупный план, когда пьяный герой пытается встать с земли. Павел поднимает голову и видит позади оператора толпу людей с бледными лицами и в необычной одежде. Он подумал, что от усталости начались галлюцинации. Но один местный житель пояснил, что эти странные ребята, вероятно, готы, частенько гуляют в таком виде по кладбищу и они не опасны.

Однако как-то раз членам съёмочной группой пришлось пережить настоящий стресс. Как-то ночью снималась сцена, в которой спецназ освобождает заложников в аптеке. В ней много выстрелов – разумеется, холостых. Местные жители подумали, что разборку устроили криминальные авторитеты, и вызвали полицию, так что команде «Мажора» пришлось объясняться с сотрудниками реальных правоохранительных органов.

Ломка стереотипов неизбежна

– Создатели сериала в третьем сезоне поставили моего героя перед очередным вызовом, – рассказывает Прилучный. – Ему нужно осознать, что месть – это путь в никуда, ведь вокруг только сильнее рушатся судьбы дорогих и близких людей. Ставки высоки, все герои доведены до крайней точки, когда нужно выбирать между жизнью и смертью. Ещё тяжелее моему герою выбирать между двумя любимыми женщинами. Он по-прежнему мучается от невозможного выбора – когда любишь двух и при этом каждой причиняешь боль.

Телефильм «Мажор» – самый рейтинговый проект последних лет. Создатели сериала сумели заинтересовать сразу несколько поколений телезрителей. С одной стороны, это полицейский детектив, их любит старшая аудитория. С другой – история молодого парня, снятая в духе сериалов, которые смотрят школьники и студенты.

Но и то, и другое давно является общим местом; мир знает огромное количество детективных сериалов с обаятельным молодым героем. Однако в «Мажоре» есть нечто большее. Например, конфликт на почве разного социального статуса. Когда молодой бездельник-миллионер попадает в общество небогатых мужиков-трудяг, то ломка стереотипов неизбежна.

В списке главных телевизионных хитов последних лет «Мажор» находится на одном из первых мест. Павел Прилучный уже назван «главным открытием 2014 года», но, вероятно, впереди у него самого ещё много открытий.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №46, ноябрь 2018 года