Какой календарь правильнее?
12.04.2012 00:00
Бога никакие наши календари не запутают

Какой календарь правильнее?Как известно, православная церковь в России и ряде других стран не признаёт привычный для нас светский календарь. Церковь придерживается «старого», юлианского стиля, по которому мир жил ещё во времена земной жизни Христа. Однако разница между юлианским и современным (григорианским) календарями ныне составляет аж 13 дней. Так какой же из них более правильный?


Чудеса как доказательство

Среди моих знакомых есть люди, категорически не приемлющие новый стиль, и даже Новый год празднующие в ночь с 13 на 14 января – по «единственно истинному и верному» юлианскому календарю. Они уверены, что весь мир живёт по «неправильному» времени. В качестве доказательств своей правоты приводят чудеса, которые происходят в православные праздники именно по старому стилю.

Возьмём, к примеру, чудо с оживающими засушенными лилиями. Уже который год его могут наблюдать все желающие в двух местах на Украине – в закарпатском городке Мукачеве и в селе Кулевча под Одессой.

Одна из главных святынь церкви Всех Скорбящих Радость в Мукачеве – чудотворная мироточивая икона Богородицы, славящаяся многочисленными исцелениями. Несколько лет назад возникла традиция: в праздник Пасхи класть в киот этой иконы белые лилии, считающиеся цветами Богородицы. Полежав под стеклом иконы, цветы, как и положено, засыхают. В первый раз их уже хотели было убрать, как вдруг спустя две недели изумлённые прихожане заметили, что сухие лилии дали ростки и снова зазеленели! А затем цветы зацвели! Это чудо с тех пор происходит ежегодно.

Похожее явление наблюдается и в Кулевчанском Свято-Николаевском храме. В пятницу накануне Пасхи в киот чудотворной иконы Казанской Божией Матери торжественно кладут белые лилии, срезанные в саду храма. Без корней, земли, влаги и свежего воздуха они лежат под стеклом много недель. В конце весны сухие стебли неожиданно дают молодые побеги и аккурат на Троицу цветы расцветают! Проходит несколько месяцев, и из высохших стеблей рождаются луковицы, а из луковиц – снова появляются живые листочки, радующие прихожан до самой весны. И лишь за неделю до новой Пасхи проведшие целый год без воды лилии, наконец, засыхают окончательно. Их раздают людям, а в икону кладут свежие лилии. В 2007 году зелёные побеги разрослись особенно сильно и оплели икону так, что остался открытым лишь лик Божией Матери, аккуратно обрамлённый стебельками и листьями.

С точки зрения науки подобные чудеса кажутся фантастикой. Над этим феноменом уже который год ломают голову специалисты ботанического сада Одесского университета, но дать внятные объяснения учёные не могут. Для верующих же людей всё это напоминает, что для Бога нет ничего невозможного и что душа человеческая, как и цветок, может расцвести даже тогда, когда, кажется, ей уже ничто не поможет.
…Любопытное природное явление можно наблюдать в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в ночь с 3 на 4 декабря. Около полуночи, невзирая на любые морозы, на вербах набухают почки и распускаются барашки! Спустя несколько часов они закрываются обратно. Если же такую ветвь срезать, она так и останется распущенной. Подобные явления многократно снимались на фото- и видеоаппаратуру. На некоторых снимках можно заметить необычное свечение вокруг дерева, словно сотни маленьких огоньков протянулись от веток куда-то ввысь.

Ещё одно чудо вот уже две тысячи лет наблюдается в Израиле, в праздник Преображения Господня. Как известно из Евангелия, в этот день Спаситель вместе с двумя учениками поднялся на гору Фавор и преобразился, представ перед апостолами в ослепительном сиянии. А верхушку горы, на которой они находились, окутало пышное облако. С тех пор каждый год именно в этот праздник по юлианскому календарю на вершину Фавора неизменно спускается облако, покрывая построенный на горе православный храм. Во все остальные дни года облаков в этом районе практически не бывает.

Крещенский феномен

У меня в шкафу есть коллекция, состоящая из бутылочек с крещенской водой. Каждый год 19 января (6 января по старому стилю) я наливаю прямо из-под крана бутылку воды. Проходят годы, но она ничуть не портится и не протухает. Самым старым образцам уже 15 лет, но даже такую воду можно спокойно налить в стакан и выпить, не рискуя отравиться. При этом вода в «контрольных» бутылках, налитых в другие дни, как и положено, становится тухлой уже через пару месяцев.

Удостовериться в этом может любой кто пожелает. В праздник Крещения Господня мистическим образом освящается и становится нетленной вода во всех водоёмах мира. Налитая в сосуды, она способна оставаться свежей сколь угодно долгое время.

Согласно выводам учёных, пытающихся найти объяснение феномену, крещенская вода непостижимым образом изменяет биологические свойства, становясь почти стерильной, словно её обработали ионами серебра. Как считает биофизик Станислав Зенин, причина кроется в особом излучении из космоса. По его мнению, именно 18–19 января Земля попадает в поток сильнейшего космического излучения, изменяющего свойства воды. А если над водой ещё и читают молитвы в храмах, то её уникальные и целебные качества ещё больше усиливаются. Преображается вода в Крещенский сочельник, в период с 17.30 до полуночи, и сохраняет их до следующего вечера. После чего вода в природных водоёмах быстро возвращается в своё обычное состояние.

Бывают в праздник Крещения и другие чудеса. 19 января 2006 года несколько тысяч паломников стали свидетелями удивительного явления, произошедшего на реке Иордан. В ходе богослужения в реку опустили серебряные кресты, и на доселе спокойной водной глади неожиданно появился водоворот, вода забурлила, и течение на несколько минут обернулось вспять! Этот случай напомнил событие двухтысячелетней давности. Согласно преданию, когда Иисус Христос вошёл для крещения в воды Иордана, вода реки на короткое время вопреки законам физики потекла в обратную сторону.

Как создавались календари

Выходит, что правда – именно юлианский стиль истинный? Однако не всё так просто и однозначно.

Вспомним, как создавались календари. Реальный тропический год, измеряемый по циклу прохождения центра Солнца через точку весеннего равноденствия на небосводе, составляет 365,242199 суток. Но ведь человек привык мыслить целыми числами! Округляя год до 365 дней, мы получаем «довесок» –  5 часов 48 минут и 46 секунд. Из-за этого людям пришлось создавать особые календарные системы.

На нашей планете действует около 40 вариантов календарей – от «гражданских» до религиозных. Полторы тысячи лет одним из самых удобных и точных считался созданный астрономом Созигеном календарь, введённый при Юлии Цезаре в 45 году до нашей эры. В нём была использована система високосных дней, добавляемых каждые 4 года. Однако и он не был абсолютно точным. При округлении четырёхгодичных «довесков» и сложении их в дополнительный день всё равно оставались неучтённые минуты и секунды, которые каждые 128 лет сдвигали календарь относительно точки весеннего равноденствия на один день вперёд. Из-за этого со временем стала назревать необходимость реформировать систему летоисчисления.

Провести календарную реформу решились на Западе при римском папе Григории XIII. Автором нового летоисчисления, по которому ныне живут в большинстве стран мира, был итальянский врач, астроном и математик Луиджи Лиллио. Календарь получил название в честь католического главы и был введён в 1582 году. В нём были «выброшены» накопившиеся лишние 10 дней, а чтобы и в дальнейшем календарь не сдвигался, было решено усложнить систему вставки високосных дней. В каждом периоде в 400 лет – 100, 200 и 300-е годы исключались из числа високосных, и их количество уменьшалось на 3 дня. Благодаря этому получилось, что год в григорианском исчислении длиннее тропического всего лишь на 26 секунд, а значит, лишние сутки накапливаются в течение 3280 лет, что вполне приемлемо.

Однако православный мир католические нововведения принял в штыки. Ведь помимо календарной реформы католики придумали ещё и новую систему расчёта пасхальных дней, отказавшись от универсальной Александрийской пасхалии и нарушив ряд святоотеческих правил. В православной России даже гражданский календарь до 1918 года вёлся по юлианскому стилю, отличаясь от общемировых стандартов на 13 дней.

Не понравился григорианский календарь и астрономам, для которых более точным является не тропический, а измеряемый по звёздам сидерический год, к которому был ближе как раз старый стиль. Для точных математических расчётов юлианское летоисчисление оказалось более удобным. Поэтому астрономы, математики и историки-хронологи поныне предпочитают делать вычисления по Ю.С., а потом уже прибавляют к полученным данным соответствующее число дней.

После введения в России нового стиля Русская православная церковь и поныне продолжает жить по юлианскому календарю. Из-за этого прежде праздновавшееся до Нового года Рождество у нас отмечается на седьмой день нового года. А со следующего века его придётся переносить уже на 8 января, и точно так же относительно гражданского календаря сдвинутся все остальные церковные праздники. Это, кстати, вполне может привести к церковным расколам. Обязательно найдутся люди, жаждущие жить по старинке, не желающие переключаться на новые даты относительно нового стиля. А несколько тысячелетий спустя, если наша Церковь не откажется от юлианского календаря, то Пасху и вовсе придётся праздновать уже не весной, а в начале лета…

В 1923 году большинством православных церквей был принят ново-юлианский календарь, до 2800 года полностью совпадающий с григорианским, но ещё более точный. Он был разработан югославским астрономом профессором Милутином Миланковичем. Ошибка в 1 день в нём накапливается всего лишь раз в 40 тысяч (!) лет. Но не все православные согласились его принять, и это породило расколы. Например, от перешедшей на него греческой церкви откололись «старостильники», которые, в свою очередь, раскололись на ряд сект и общин.

Что любопытно, ввести новый стиль пытались и в России, причём указ об этом подписал не кто иной, как святой патриарх Тихон (Белавин). Но поскольку дело запахло протестами и расколами, уже через 24 дня пришлось всё отменить и вернуть на круги своя. Теперь юлианским календарём пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви, плюс монастыри на Афоне. Все остальные поместные церкви живут по новоюлианскому стилю.

Чудеса по новому календарю

Вынужден разочаровать тех, кто уверен, что чудеса случаются исключительно в праздники по старому стилю. На самом деле они есть и в тех церквях, праздничные даты которых переведены на новый календарь. Наиболее ярким примером этого могут служить удивительные явления, которыми славится греческий остров Кефалония.

В восточной части Кефалонии возле деревни Маркопуло есть храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, несколько веков назад на остров напали пираты. Желая ограбить монашескую обитель и надругаться над монахинями, они ворвались на территорию монастыря. В это время монахини со слезами молили о защите Богородицу. И случилось чудо: морских разбойников перед входом в храм встретило множество шипящих змей. В ужасе пираты бежали прочь с острова. Сам монастырь до наших дней не сохранился, но чудотворная икона, перед которой молились монахини, поныне бережно хранится в храме. С тех самых пор в канун праздника Успения со всех окрестностей сползаются змеи, в том числе ядовитые и, как заворожённые, тянутся к этой иконе. Змеи на время становятся ручными: они никого не боятся, даются людям в руки и никого не кусают. Создаётся впечатление, что они празднуют вместе с христианами, напоминая им о райском саде, в котором первозданные люди в мире жили с животными единой семьей.

После окончания праздничной службы змеи покидают церковь и удаляются восвояси. После этого к ним вновь возвращаются их обычные повадки, они уже не подпускают к себе людей и способны укусить. Когда в ХХ веке Греция перешла на новоюлианский стиль, соответственно, передвинулись и праздничные даты. И, что самое удивительное, змеи тоже переключились на новый календарь!

Второе чудо перекликается с описанными выше удивительными явлениями на Украине. Только лилиями на Кефалонии украшают икону Божией Матери Панагия в праздник Благовещения. А белоснежными цветами засохшие лилии расцветают спустя 4,5 месяца – на праздник Успения Богородицы.

Из всего этого можно сделать вывод: для Бога не существует никаких календарных препятствий. И если Церковь по взаимному согласию перейдёт на новый стиль, то и чудеса вполне могут подкорректироваться Им на новые даты.

Пасхальный огонь

Одно из главных православных чудес – Благодатный огонь, сходящий в Иерусалимском храме Гроба Господня в субботу перед Пасхой по юлианскому стилю. О нём уже так много писали и показывали фильмов и репортажей, что, пожалуй, нет смысла повторяться.

Однако не все верят в божественное происхождение Огня. Возразить таким скептикам могли бы многие мои знакомые, побывавшие в Иерусалиме и видевшие всё собственными глазами. В пользу нерукотворности этого чуда говорят многие факты. Например, увиденные и запечатлённые на видео многочисленные случаи самовозгорания свечей и лампад. Вспышки молний в храме перед тем, как сверху из-под купола на Гроб Господень спустится сноп неземного света и зажжёт Благодатный огонь в часовне, в которой молится Патриарх. Первые минуты Огонь не обжигает и им даже можно умываться. Причём известны многочисленные случаи исцеления людей после таких огненных умываний.

Одним из древних свидетелей чуда может считаться треснутая наружная колонна, из которой в 1579 году, во времена владычества турецкого султана, бравшего солидную дань за допуск в храм, Благодатный огонь вышел наружу – к бедным паломникам, которых не пустили.

Попытку изучить это чудо с научной точки зрения недавно предпринял сотрудник Курчатовского института Андрей Волков, пронёсший в храм прибор, фиксирующий изменения электромагнитного поля. В момент сошествия Благодатного огня был зафиксирован резкий мощный всплеск электромагнитного излучения. По мнению учёного, это вполне можно считать доказательством нерукотворности чуда.

…С древнейших времён дата православной Пасхи рассчитывается по разработанной святыми отцами Александрийской пасхалии с учётом солнечного и лунного циклов и правил, согласно которым она должна праздноваться после иудейской Пасхи в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю. После перехода большинства православных церквей на новый стиль предпринимались попытки рассчитать пасхалию по-новому, но в конечном итоге остановились на компромиссном решении. Пасху и связанные с ней праздники с «плавающими» датами поныне празднуют по старинке, в рамках Александрийской пасхалии. А неподвижные праздники (в том числе Рождество, Крещение) перенесены на 13 дней.

В Русской православной церкви переходить на новый стиль пока что не собираются. Считается, что юлианский календарь является одной из важных культурных особенностей русского церковного народа и настолько дорог для большинства верующих, что его лучше до поры до времени не трогать.

Если же решатся когда-нибудь в обозримом будущем наши иерархи перейти на новый стиль, то бояться этого и переживать в любом случае не стоит. Бога никакие наши календари не запутают. Лишь бы сами люди старались жить в мире и любви, и не враждовали из-за разных взглядов, правил и традиций.

Алексей ХУДЯКОВ