Сделаем Мухе педикюр
08.12.2018 00:00
Это вам не блоху подковать

СделаемЗдравствуйте, уважаемая редакция! Давно читаю любимую газету, в ней много интересных материалов, описывающих судьбы дорогих нам животных. Сейчас хочу написать об одной собаке, Мухе, память о которой на долгие годы сохранилась в семье, о которой расскажу. Если напечатаете, буду счастлива!

Сыновья никогда не просили ни кошечку, ни собачку. Да и не до того было. Их мать, Вера, работала. Старший ходил в школу, а младший – в садик. Разница в возрасте у детей была большая, поэтому половина забот легла на ещё не окрепшие плечи старшего сына-подростка. А матери приходилось одной зарабатывать на семью – отца не было. Что поделать, если в стране так повелось: родители вдвоём воспитывают троих детей, значит, семья многодетная, и помощь им нужна. А если одна мать растит двоих сыновей, то она не многодетная, а так себе, мать-одиночка, сама нарожала – сама и воспитывай. Никто не заставлял. Хотя по-хорошему количество детей нужно было поделить на количество родителей. Если у одной двое – это всё равно что четверо на папку с мамкой.

Так рассуждала Вера, вкалывая на тяжёлой работе. Приходилось работать посменно: вечер – утро, вечер – утро. Возвращалась после второй смены поздно, после одиннадцати. Страшно было заворачивать за угол дома и входить в тёмный подъезд. Набиралась мужества и пулей летела на пятый этаж. Однажды, подходя к подъезду, увидела тёмный силуэт. Заскочила в дом – непроглядная тьма: кто-то выключил свет. Интуиция подсказала, что нужно спасаться бегством. На одном дыхании взлетела наверх. Только на площадке пятого этажа горела лампочка. Хлопнула внизу дверь, кто-то промчался следом, проскочил несколько пролётов, остановился, выматерился и ушёл.

Вера отдышалась и постучала в дверь. Сын открыл сразу, спросил, что случилось. Рассказала. Когда успокоилась, поделилась с ним, как страшно ходить с работы в тёмное время суток. У них было полное взаимопонимание, и Вера решила посоветоваться:
– А может, поискать такого мужчину, чтобы встречал-провожал, или завести собаку звонкоголосую? Сторож будет!

На что сын, он всегда отличался чувством юмора, ответил:
– Не, мам, лучше собаку. Меньше жрёт.

На том и пришли к согласию.

В квартире появилась рыжая кроха величиной с котёнка. Сколько было радости! Не знали, каким именем назвать. Напридумывали, написали на бумажках, бросили в шапку и вытянули: Муха! Первую ночь «лисичка» спала в коробке из-под обуви, в темноте она жалобно скулила. Сын встал, забрал её к себе в кровать. Так малютка и прижилась.

Когда кто-нибудь подходил к дверям квартиры, она звонко лаяла. Этот гибрид пинчера с «дворянкой» превратился в ярко-рыжую красавицу с умными карими глазами. Когда мать уезжала к сестре в Кемерово, Муху запирали в прихожей, оставив еду и воду. При возвращении обнаруживалось, что собака каким-то непонятным образом открывала дверь в большую комнату и «читала» книги, забытые на журнальном столике. Мгновенная реакция:
– Ах ты! Что натворила!

В ответ – потупленные глазки, опущенная голова и отступление в прихожую: мол, да, виноватая я, виноватая, а зачем меня одну оставили?

Потом пришло её время невеститься. Ведь нельзя лишать животинку маленьких радостей. Какие красавцы возле неё крутились: и домашние, и явно бомжеватого вида. Сын посоветовал справки с них стребовать о состоянии здоровья, а то что-то Муха начала чесаться… Очень кстати случайно попалась на глаза информация, что нужно побрызгать в пакет дихлофос, затолкать туда кошку или собачку, чтобы только голова торчала, и подержать несколько минут. И тот, кто поселился в шерсти, окажется навечно в глубоком обмороке. Выполнили всё точно по инструкции. Через несколько минут обмякла Муха. Сын со слезами кричит:
– Мама, она умерла!

Схватили – и в ванную. Обмыли, а толку никакого. Вера кричит сыну:
– Искусственное дыхание!

Мальчишка начал дышать собаке в пасть, а мамаша делать массаж сердца. Задышала Муха. Перестали нажимать на грудину, и снова маленькое сердечко остановилось, пришлось возобновить реанимацию. Не думали, не гадали, что такое произойдёт. Вот так в первый раз чуть не потеряли любимицу.

Чтобы жилось полегче, подросший старший сын экстерном сдал экзамены за среднюю школу и поступил в высшее военное училище. А Вера с младшим перебралась поближе к нему, но в деревню, работать учительницей – у неё был диплом учителя начальных классов. Их сразу поселили в новый дом на двух хозяев. В деревне можно было под зарплату брать на ферме молоко и субпродукты. Зажилось полегче, и Муха залоснилась, заблестела рыжей короткой шерстью.

А младший учился во втором классе. Был у них там неповоротливый, толстый Ванька, к тому же в очках. После уроков однажды вышли дети из школы. Сын Веры заговорил с Ванькой:
– Вань, ты умеешь на коньках кататься?
– Нет, не умею. А тебе чё надо? – и ни с того ни с сего накинулся с кулаками.

Тут со двора на помощь выскочила Муха, вцепилась толстяку в штанину, яростно его облаяла. Совместными усилиями победили. Ванька встал, снял очки, бросил на землю, раздавил ногой и сказал:
– Сейчас пойду и скажу мамке, что ты порвал мне штаны и поломал очки!

Но на этом инцидент был исчерпан.

Муха бегала за ребятнёй, особенно обожала велосипедистов, интерес у неё тут был чисто спортивный. Однажды убежала и потерялась. Ждали-ждали, пошли искать по деревне:
– Муха! Муха!

Тишина.

На следующий день обошли окрестности, дошли до озера. А вдруг она заблудилась или утонула? Озеро смотрело серым печальным глазом. На берегу скорбные осинки покачивали ветвями. Эх, Муха-Муха… Третий день слёзы подступали к глазам. Чудилось, что собачка лаяла совсем близко. Неужели галлюцинации? Мать в очередной раз вышла из дома. Нет, не видно. Снова зашла и вдруг увидела у ног Муху! Через некоторое время постучался сосед и рассказал, что собака оказалась у них в подполе. Видно, гналась за кроликом и через отдушину в фундаменте пролезла в дом, под пол, а выбраться не смогла. Хозяева три дня находились в гостях, поэтому и обнаружили её только теперь.

Годы шли. Вот и младшенький подрос, решил поступать в военную академию в Питере. У него проезд бесплатный, но как отправить подростка одного, да ещё с пересадкой? Пришлось матери во время отпуска устроиться в детский лагерь отдыха, чтобы поднакопить денег на дорогу. Скоро должен был прийти вызов для поступления. А как в лагерь без сына и Мухи?

Корпуса стояли в берёзовой роще, контрастными пятнами белели среди зелени. Травка благоухала, скамеечки ютились в прохладной тени. На территории лагеря находился небольшой дом, где проживали сторож и собака. Как звали пса, Вера и не вспомнит, но был он мощный, породистый и злой. Как-то появилась необходимость посетить хозяйку этого дома, и Муха забежала следом. Огромный пёс выскочил из сеней и накинулся на малютку, которая закричала как ребёнок. Хозяйка стояла и смотрела. По-видимому, она сама боялась живодёра. Сколько это длилось? Казалось, вечность! Муху унесли на руках. Что с ней случилось? Долго собачка лежала почти бездыханная, ничего не ела, не ходила, возможно, с ней приключился инфаркт или даже инсульт. Потом понемногу «лисичка» отошла и начала медленно двигаться.

С тех пор прошло несколько лет, Вера вернулась в город, в свою квартиру. Рядом находился детский дом, куда она устроилась работать. Муха, если не уследить, всегда шла за ней. Дети собачку обожали и в буквальном смысле носили на руках. Муха ездила с детьми в лагерь – мальчишки прятали её, когда приезжали врачи из санэпидемстанции, – и по тайге с ними бегала. Дети любили её и подкармливали, а девочки делали малышке педикюр, красили когти ярким лаком. Мухе, по-видимому, это нравилось. Маленькое, но такое преданное существо! Она не любила пьяных, заступалась за хозяев без страха, отважно кидаясь на противника. Верная и беззаветно любящая.

Прожила она 18 лет. Как говорится, в горе и счастье, в радости и беде, в сытости и голоде, в холоде и тепле. И была она намного преданнее и добрее, чем некоторые люди.

Из письма Надежды Якушевой,
г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Фото: Марина ЯВОРСКАЯ

Опубликовано в №49, декабрь 2018 года