СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Гордость – это хорошо или плохо?
Гордость – это хорошо или плохо?
16.04.2012 00:00
Глупая дуэль из-за женщины

Гордость – это хорошо или плохо?Предыдущая моя статья была посвящена стеснительности и застенчивости – теме, которая, по опросам, затрагивает до 80 процентов населения. Застенчивость и стеснительность, конечно, становятся преградой для карьерного роста и полноценных сексуальных отношений. Да и в быту эта черта характера создаёт человеку неудобства.


Но сегодня я предлагаю вам поговорить об «обратной» проблеме – о гордыне, гордости, честолюбии, заносчивости, «звёздной болезни», которые иногда перетекают даже в наглость и хамство. Гордость – хорошо ли это?

А к этой теме примыкает другая. Позвольте, я познакомлю вас с кусочком текста Кирилла Набутова. «Намедни в Челябинске старшеклассникам устроили опрос: могли бы вы вступиться за честь дамы и вызвать соперника на дуэль? Большинство сказали: «Стреляться? Вот ещё! Шум, гам, менты. И это если ты кого убьёшь, а ну как тебя? Проще договориться на бабки, особенно если семья богатая». «Если же нет денег, можно противника оклеветать», – дополнили другие юные челябинцы. Третьи прибавили: «И вообще зачем из-за женщины жизнью рисковать? Сегодня тебе одна нравится, завтра – другая».

О чести мы позабыли. Мне не очень нравится, когда один человек выступает от имени народа, но, проводя непрофессиональный анализ высказываний людей на улице, на телевидении, читая статьи и рассказы, я не смогла выловить из словесной паутины слово «честь». Поэтому мне кажется, что о чести мы позабыли. Но зато преуспели в гордости и гордыне.

Гордыня – понятное дело, от глупости. Ну а гордость – это ведь не так плохо? Сразу всплывают в памяти слова Сатина из горьковской пьесы «На дне»: «Человек – это звучит… гордо!» Вспомните, кто и где это говорит. Люди, обитающие в этой ночлежке, вообще-то могут гордиться только тем, что они чуть выше животных. Но стремление погордиться присутствует даже у них. Оно есть почти в каждом из нас.
Разве это плохо, опять спросите вы, гордиться, например, своей страной и даже успехами своей футбольной команды?

Мой ответ вас удивит и, возможно, настроит против меня: гордость для человека – это всегда блокада духовного развития.

Завидуйте, жители Чада

Давайте рассмотрим психологическую основу гордости. Для этого возьмём такое, казалось бы, высокое чувство, как гордость за свою страну. Как вы понимаете, гордость предполагает сравнение: ведь я горжусь своей страной, потому что она лучше, больше, краше… Наша страна – родина великих учёных, писателей, композиторов. И мне повезло родиться в такой стране, поэтому я могу гордо задрать нос перед жителем Республики Чад…

И разве я не имею право испытать гордость за любимую футбольную команду, которая одержала победу? Пускай те, кто болел за проигравших, сейчас испытывают тяжелейшее разочарование, пускай плачут не только игроки, но и их родные, их дети. Но ведь наши-то победили!

Вот вам и гордость. Гордость за Родину даёт мне иллюзорное право чувствовать себя выше другого, а гордость за любимую команду перекрывает у меня такое чувство, как сострадание. Если посмотреть правде в глаза, то выходит, что я радуюсь тому, от чего другие расстраиваются.

Так что же, спросите вы, патриотизм – вредное чувство? Неужели болеть за свою команду не надо, а может, вообще весь спорт запретить?
Да, пожалуй, некоторые могут понять мою мысль именно так. Поэтому нужно объясниться.

Родину нужно любить, за свою команду нужно болеть – но при этом не надо допускать в свою душу такое пагубное чувство, как гордость. Гордость – это всегда (всегда!) ощущение своего превосходства. Можно радоваться своей победе в соревнованиях, но ни в коем случае не злорадствовать по поводу тех, кого ты вроде бы победил.

Впрочем, вы всегда можете остаться при своём мнении. Я просто предлагаю задуматься.

И давайте вместе подумаем: а откуда она берётся, эта гордость? Мы с вами уже говорили, что в основе гордости лежат сравнение и чувство превосходства. И что движет нами? Соревнование. Я могу покопаться в родословной и загордиться своим дворянством, например. Или, к примеру, причислить себя к так называемому «креативному классу», который сейчас заявляет о себе на митингах, а всем остальным я откажу в креативности (то есть в способности к творчеству и умственной деятельности).

Гордость зиждется на сравнении и соперничестве, поэтому она проявляется и на работе, и в быту, и даже в автомобильном беспределе крупных городов. Соперничество может быть и между супругами. Вам не приходилось такое наблюдать? Муж приготовил студень, но жене при гостях не терпится погордиться, что она это делает лучше. Даже родных детей некоторые мамы и папы стараются в чём-то обогнать. Мать может сравнить себя с дочерью, отцу непременно нужно выпендриться на фоне сына. Ну а уж как на работе гордецы умеют использовать вас в качестве пьедестала, на который водружают свою гордость, – это вы хорошо знаете.

Гриб мухомор

Философы полагают, что гордость – это, конечно, опухоль в личности человека, но не злокачественная. А вот что действительно корёжит нашу личность – так это гордыня. Это уже серьёзное заболевание.

Я встречала подобных людей, и меня, конечно, занимал вопрос: как так вышло, что вместо духовного живого человека перед нами предстаёт некий гриб мухомор, преисполненный гордыни?

Как проявляется эта болезнь? Такой человек всегда прав, он категоричен. Например, если вы будете говорить о том, как следует кормить собаку, он непременно скажет: только вот так и никак иначе. Если вы посмеете вякнуть своё мнение, то в ответ вас в лучшем случае назовут невежей. Ведь когда человек, поражённый гордыней, даёт вам совет, то выполнять его нужно беспрекословно.

По каким симптомам мы можем распознать, что у человека не доброкачественная гордость, а злокачественная гордыня? По высказываниям.

Человек, поражённый гордыней, часто употребляет выражение «А вот я…». Например, увидев, что кто-то в гололёд поскользнулся и упал навзничь, «гордец» мимо не пройдёт, а тут же вразумит: «Ну что же вы, девушка, так падаете, надо группироваться, вот я, например…» «Гордец» постоянно сравнивает себя с другими, причём всегда в свою пользу: «Другие люди принимают лекарства в той дозе, в которой им выписали. А я всегда принимаю только половинную дозу». Не имеет значения, разумно это или нет, главное сказать: а вот я… Замечательно работает у «гордецов» механизм воспоминаний. Вот чему я искренне завидую. Потому что из прошлого у них всегда всплывают только факты их успехов: «Вот я наполеон испекла, как все хвалили, как всем понравилось!» И эти воспоминания о восхитительном наполеоне, вкуснейших пирогах, о сшитом платье, связанном шарфе не просто вплетаются в ткань разговора, а являются его сутью. Дифирамбы поются себе, а другие люди упоминаются только как фон для сравнения в свою пользу.

Догнать и перегнать

Как же в человеке вырастает такая гордыня? Я вам расскажу свою версию, но, может быть, вам в жизни пришлось наблюдать и другое, и если вы об этом напишете, буду очень благодарна.

Итак, вариант первый. Сверхкомпенсация комплекса неполноценности. Помните, мы с вами говорили о комплексе гадкого утёнка? Униженный утёнок может так на всю жизнь и остаться с ощущением своего внутреннего гадкого утёнства. Всю жизнь будет чувствовать себя неполноценным, некачественным, то есть вместо человека перед нами ходячий комплекс. Но может произойти и преодоление комплекса – когда гадкий утёнок находит свою дорогу в жизни, свою профессию, попадает в стаю единомышленников. То есть в реальности происходит компенсация.

А вот сильная личность пойдёт дальше, и тогда мы говорим о сверхкомпенсации. Гадкий утёнок будет стремиться стать не просто лебедем, а самым-самым из всех лебедей на свете. Печальный случай – когда у человека появляется насущная потребность самоутверждаться при каждом удобном случае. Вся жизнь такого человека – работа на комплекс. Ему нужно постоянно доказывать себе и окружающим, что он лебедь, а не гадкий утёнок. Постоянное соревнование и соперничество с целью не столько честно обогнать, сколько подавить соперника – вот цель его жизни.

Таких гиперкомпенсированных утят много в среде нашей и зарубежной поп-тусовки. В детстве толстенькие или ушастые, слишком маленькие или слишком слабые телом, но сильные духом, они должны доказать миру и себе, что тоже чего-то стоят. Но раз и навсегда доказать это невозможно, это приходится доказывать постоянно. И если ты вовлекаешься в эту мышиную возню, то навеки встаёшь на путь крысиных гонок. И так до конца жизни.

Можно ретроспективно восстановить детство человека, поражённого гордыней. Либо это был ребёнок, который при наличии больших амбиций не мог занять в группе сверстников достойное место – хотя бы потому, что не давалась учёба. В этом случае амбиции становятся ненасытными. Требуется постоянное подтверждение своих достоинств. И, конечно, как и в любом другом нездоровом варианте компенсации, осуществляется это за счёт других. Другой вариант: амбициозность перерастает в гордыню. Но так же, как и в первом случае, ребёнок уже рождается с амбициями. А родители создают условия для патологической реализации этих амбиций. Как правило, в такой семье несколько детей – двое или больше. Родители, полагая, что соперничество между детьми будет способствовать развитию, создают в семье условия постоянного соревнования. Человек вырастает, становится взрослым, но способ реализации амбиций у него остаётся прежний: догнать и перегнать.

Отдельно хочу остановиться на таком проявлении гордыни, как снобизм. Снобизм – это подражание аристократии, элите общества. В России нет аристократии, да и с элитой напряжёнка, но снобизм-то подпирает. И вот выход найден! Создадим креативный класс и сами себя в него запишем. Так что снобы есть не только в Англии, но и у нас. Хорошо бы вспомнить снобам, что разница между гордыней и гордостью проста и незамысловата. В решающий момент гордость можно засунуть в задницу. А гордыня засунет в задницу вас.

Смиритесь

А теперь мы с вами плавно от гордыни перейдём к смирению. Почему переход плавный? А потому что под маской смирения тоже может скрываться гордыня. Причём в самой своей высокой степени. Особенно этим грешили некоторые «святые». Так упивались своим смирением, так возвышало их это «смирение» над людьми, что превращалось в самую настоящую гордыню.

Но что же такое настоящее смирение? В психологии более распространён термин «принятие», но мне термин «смирение» ближе. Может быть, потому, что «принятие» – это светский термин, по происхождению западный. А «смирение» – от духовности, и это наше, родное.

Чтобы учиться смирению, нужно определить, что же это такое. Помните универсальный совет психологов: если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней. И сначала я хочу развести понятия «терпение» и «смирение». Терпение с психологической точки зрения предполагает состояние напряжения. Мышцы зажаты, весь организм в тонусе, в ожидании неприятного момента. Мы сжались в комок и терпим. Поэтому у терпения всегда есть предел, и, как вы знаете, часто терпение заканчивается взрывом. Смирение же – это расслабление. Мы не боремся с бурным потоком реки жизни, мы отдаёмся на волю волн. И это даст нам силы в нужный момент вынырнуть. Смириться с ситуацией – это не значит опустить руки, но смирение – всегда первый шаг к преодолению. Конечно, не хотелось бы о грустном, но жизнь – не только проспект на ярмарку, а ещё и дорога на погост, который ведь никто не отменял. Каждому когда-то придётся встретиться с болезнью, потерями, разочарованиями.

Когда я говорю о смирении, то нахожусь в светском поле, не залезая в чужую епархию. Я не воцерковленный человек, и смирение для меня – психологическая категория.

Вас удивит, если скажу, что смирение – основа духовной силы. Это та почва, из которой произрастает мужество. Надо ли повторять, что все мы сталкиваемся с тяжёлыми ситуациями в жизни? Болезнь или какая-то подлянка со стороны наших жирных котов во властных структурах. Да мало ли что может с нами случиться. И в реактивной фазе мы можем испытать панику, обиду на несправедливость, даже отчаяние.

Выйти из этой фазы нам поможет смирение. Да, это со мной случилось, я принимаю данный факт. А дальше недурно вспомнить молитву Рейнгольда Нибура, американского протестантского теолога: «Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы мириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого». Смирение освобождает наш разум от блокирующих его эмоций. Вы знаете, что одновременно чувствовать и мыслить затруднительно. А смирение будет той точкой, от которой наш разум выберет нужное направление движения. Поэтому, что бы с вами ни случилось, не ругайте себя за панику, за слёзы отчаяния, знайте, что это пройдёт, вы примете ситуацию, какая она есть, смиритесь с тем, что вам преподнесла судьба, волны эмоций схлынут, и ваш разум, ваша интуиция укажут вам правильный путь.

Мой жизненный опыт научил меня и тому, что без смирения трудно сохранить чувство собственного достоинства. Не про нас будь сказано, но представим, что от какой-то женщины любимый ушёл к другой. Не смирившаяся с этой ситуацией особа может наделать много ошибок, потому что эмоции захлестнут её. И она может пойти на разного рода унижения. Часто эти унижения ей кажутся оправданными – «я без него жить не могу!» Это неправда. Руки-ноги не отвалятся, работу не потеряете, дети останутся при вас… Но что точно потеряет такая особа – так это чувство собственного достоинства. Когда женщины провожали своих любимых на войну, никто же при этом не посмел сказать: ах, я его не пущу, я без него жить не могу. Конечно, качество жизни понизится, без любви на душе пусто. Это так. Будут и страдания. Но разве можно без страданий сохранить чувство собственного достоинства? Страдания и только страдания – плата за чувство человеческого достоинства.

Много ли вы встречали людей, у которых это прекрасное чувство имеется в наличии? Мне такие встречались редко. Чаще всего люди идут на любые унижения, только бы избежать страданий. Боясь потерять другого человека, теряют себя. Иногда даже идут на осознанное унижение ради материальных благ.

Хоть мухой, хоть лягухой

Почему же сейчас у нас честь и достоинство не в чести и цена им грошовая? А потому, что мы сейчас всё измеряем в грошах. Настала эра потребления. Сейчас со всех светских амвонов авторитеты вещают, что главное ценность у человека – это жизнь. Как говорил один, с позволения сказать, человек, «хоть мухой, но жить». И нами руководит всеобъемлющий принцип: жить – хорошо, а хорошо жить – ещё лучше. И какая тут, на фиг, женская честь, офицерская честь, главное – жить. Хоть мухой, хоть лягухой. Всё перевернуто с ног на голову.

И только тогда человек станет человеком, когда честь будет дороже жизни, а за своё достоинство он будет готов заплатить страданиями. И пусть у нас нет клинков, на которых начертано: «Душу – Богу, жизнь – царю (отечеству), честь – никому». Но если в наших душах будет жить этот девиз, тогда всё в нашем мире встанет на свои места, и тогда, возможно, мы найдём те самые истинные ценности, которые так долго ищем.

Галина БЕЛОЗУБ