«Хор Турецкого». Десять голосов, которые потрясли мир
16.01.2019 02:42
Хор ТурецкогоДля любого артиста важно иметь собственное лицо. Но как быть с хором, в котором по определению много лиц? И почему некоторые вокалисты не стремятся к сольной карьере, а сознательно идут работать в хор? Это происходит по разным причинам. Кто-то понимает, что не обладает данными для сольных выступлений, а кто-то получает истинное наслаждение от коллективного пения, когда наступает эйфория от многоголосия, частью которого ты являешься. Говорят, что хоровое пение лечит и помогает достичь внутренней гармонии. И всё же хоровых коллективов много, а «Хор Турецкого» – один.

Конфликт с синагогой

Михаила Турецкого называют не руководителем и даже не хормейстером, а лидером. Именно так, лидером хора. Это справедливо, потому что Турецкий обладает характером настоящего вожака. Люди следуют за ним, причём с удовольствием.

Проект «Хор Турецкого» сегодня невероятно популярен. Коллектив участвует во всех крупных концертах, значимых мероприятиях на государственном уровне и с аншлагами гастролирует по всему миру. А началось всё в 1989 году, когда выпускника Института имени Гнесиных Михаила Турецкого пригласили в Московскую хоральную синагогу для организации мужского хора. Тогда Михаил собрал вокруг себя единомышленников, с которыми занялся возрождением в СССР еврейской духовной музыки. Это направление было практически забыто в советские времена.

Первые гастроли нового хора состоялись весной 1990 года в Калининграде и Таллине, потом были Ленинград и Москва. А в 1991 году еврейскую духовную музыку услышали во Франции, Великобритании и Израиле. В Иерусалимской синагоге московский хор звучал так, что даже местные строгие слушатели признали его лучше хора самой синагоги.
А потом произошёл счастливый случай.

Михаил Турецкий – очень активный человек, он ни минуты не может оставаться без дела, и когда в аэропорту Дублина образовалось окно между перелётами, хормейстер устроил импровизированную репетицию, которую случайно услышал президент одной из туристических компаний. Так коллектив Турецкого на несколько лет обрёл спонсора.

Состоялись полуторамесячные гастроли по синагогам США и других стран. Американская ассоциация музыкального искусства в 1993 году наградила Михаила «Золотой короной канторов мира». На тот момент лишь восемь человек в мире имели этот почётный знак отличия.

И тогда Турецкий понял, что надо выходить за границы духовной музыки и расширять репертуар. Однако многие участники хора не согласились с этим. В итоге в коллективе появились новые солисты, большинство из которых работает с Турецким по сей день.

У хора почти всегда были серьёзные покровители, даже Борис Березовский на каком-то этапе поддерживал Турецкого. Однако в 1996 году коллектив остался без финансовой поддержки, и наступили тяжёлые времена. Тогда Иосиф Кобзон пригласил коллектив на совместные гастроли по России и миру. Любопытно, что во время гастролей в Чечне Кобзона и хористов охранял тот самый Шамиль Басаев.

В марте 1998 года состоялся концерт хора в Большом зале Московской консерватории, что привело к конфликту с синагогой, ибо мероприятие проходило в субботу! С тех пор Турецкий и его певцы стали для синагог персонами нон грата. Но не беда, ибо хор очень понравился мэру Москвы Юрию Лужкову и лучшие столичные концертные площадки были открыты для выступлений.

Постепенно хор при синагоге превратился в светский коллектив, которому рады в любом уголке мира. Это вообще-то уникальная ситуация – хор, состоящий из солистов, где каждый занимает свою нишу, не конкурируя с другими. Турецкий собрал весь диапазон мужских голосов, даже очень редких, как, к примеру, бас-профундо и тенор-альтино, и подобрал такой репертуар, где все имеют собственные сольные партии.

Спой, мальчик

Михаил Турецкий – это главная движущая сила коллектива и генератор идей. Он никогда не может усидеть на месте. Причём так повелось с самого детства.

Он был поздним ребёнком в семье фронтовика. Отец Михаила участвовал в прорыве Ленинградской блокады, а мать всю войну проработала медсестрой. Миша рано понял, что надо как можно скорее становиться на ноги и помогать престарелым родителям. Семья жила более чем скромно, но мальчик страстно любил музыку, и ему наняли педагога по фортепьяно. Каждый урок стоил 10 рублей, что пробивало серьёзную дыру в семейном бюджете.

Через четыре месяца педагог отказался заниматься с Мишей, потому что посчитал его бесперспективным. Погоревав немного, мальчик всё же упросил маму отдать его в музыкальную школу. Самым дешёвым по официальному прейскуранту значился класс флейты-пикколо. Так Михаил стал осваивать духовые, а параллельно отец водил его в капеллу мальчиков.

Как всё же важно в жизни оказаться в нужное время в нужном месте! Однажды на семейный обед пришёл двоюродный брат отца, знаменитый дирижёр Рудольф Баршай. Он узнал, что Миша осваивает флейту, попросил мальчика что-нибудь сыграть, а потом и спеть. Результатом домашнего концерта стало поступление в Хоровое училище имени Свешникова, затем – учёба на дирижёрско-хоровом факультете в Гнесинке, а впоследствии аспирантура…

Турецкий часто ходил на репетиции Симфонического оркестра под управлением великого Мравинского, следил за работой маэстро, впитывал бесценный опыт. Позже Михаил стал артистом и хормейстером в театре «Школа музыкального искусства». Именно здесь он понял всю прелесть сочетания жанров и стилей. И именно он придумал новый формат творческого коллектива – арт-группа.

Хор не должен быть скучным, хоровое пение – это не только классический репертуар. Хор может стать частью шоу-бизнеса, не теряя при этом качества исполнения и собирая полные залы. Вот основные принципы, которыми живёт арт-группа «Хор Турецкого» уже долгие годы.

Михаил Борисович никогда не представляет своих артистов на сцене, и это происходит отнюдь не из-за его раздутого самолюбия. Он с удовольствием рассказывает о них в интервью, объясняя, что у «хора слишком много лиц». Просто руководитель понимает, что зритель способен удержать в памяти максимум троих-четверых артистов, а большее количество превращается в безликую массу на сцене. Так что лучше, если зритель будет хорошо знать только одно имя – Михаила Турецкого.

То же и с афишами коллектива. Когда человек видит плакат, на котором изображено десять человек, он не различает их лиц и имён. Поэтому на афишах значится лишь имя самого Турецкого.

Но лидер бесконечно уважает своих солистов, дорожит ими и делает всё, чтобы певцы чувствовали себя максимально комфортно. В хоре почти нет текучки. Сегодня поют те же исполнители, что и двадцать лет назад. И как поют! Чистые, сильные, проникновенные голоса, способные охватить залы с любой акустикой, от знаменитых храмов до районных ДК.

Милая Леночка

На венецианской площади Сан-Марко хор пел под открытым небом без единого микрофона, а вот в Кремлёвском дворце зал очень «тяжёлый», глухой, поэтому приходилось делать сложную подзвучку. Но каждый раз блестящее исполнение заставляет зрителей взорваться аплодисментами.

Кстати, опыт распевки в Дублинском аэропорту оказался не единственным. Турецкому вообще очень нравится акустика в аэропортах. В 2001 году, спустя несколько дней после теракта 11 сентября, в одном из американских аэропортов пассажиры были ошеломлены, услышав многоголосие с лёгким русским акцентом: «Боже, благослови Америку!» Люди побежали в центр зала слушать хор из России, позабыв, что опаздывают на свои рейсы. В то утро арт-группа прошла в самолёт без таможенного досмотра.

С «Хором Турецкого» давно сотрудничают известные исполнители мирового уровня. С коллективом пели Пласидо Доминго, Глория Гейнор, Хулио Иглесиас, Эмма2 Шапплэ2н, не говоря уж об отечественных звёздах. Даже Мадонна заинтересовалась, а эта певица всегда старается быть «на волне». Но пока графики хора и Мадонны никак не совпадают.

А график у арт-группы сумасшедший. Ежедневные восьмичасовые репетиции и бесконечные перелёты. В год артисты выходят на сцену по 200–250 раз, 100 раз в году садятся в самолёт, проезжают 120 тысяч километров на машинах, автобусах, поездах. Только самые закалённые и увлечённые выдерживают такой ритм. Это значит, что творчество доставляет радость и удовольствие. Но подобное существование почти не позволяет жить обычной жизнью и проводить время с семьёй и близкими.

…Турецкий обзавёлся семьёй ещё в Гнесинском институте – влюбился в милую курносую Леночку, которая училась здесь же. Они были совершенно разными, но очень подходили друг другу. Поженились, родилась дочка Наташа. Жили трудно, но весело. Чтобы семья ни в чём не нуждалась, Михаил купил старенькие «Жигули», зарабатывал извозом, по ночам разгружал машины для подмосковного универмага, оттуда мчался в Москву, чтобы преподавать музыку детям. И всё же был счастлив, потому что дома ждали любимая женщина и кроха дочка.

В августе 1989 года Михаил вырвался на пару дней в Клайпеду – повидать близкого друга, с которым давно не виделся. И вдруг телеграмма: «Срочно позвони в Москву». Михаил подумал – что-то случилось с родителями. Но трубку взяла мама, которая рыдала: «Они все погибли! Все! Лена, её отец и брат!»

Он до последнего не верил и осознал случившееся, только когда увидел на обочине зелёную подковку – сувенир, который когда-то подарил на счастье своему тестю…
Мать Лены предложила оформить на неё опеку над внучкой Наташей. Ведь как иначе молодой мужчина справится с ролью отца-одиночки? Но Михаил наотрез отказался. Решил, что будет делать всё сам. Тогда-то ему поступило предложение создать хор при Московской синагоге. Это оказалось спасением.

«Отче наш» и «Мурка»

На вопрос, чувствует ли себя Михаил Турецкий просветителем в области хорового искусства, он обычно говорит, что прямого ответа на этот вопрос дать не может. Поскольку, как ни печально, 90 процентов жителей России ни разу в жизни не бывало в консерватории. Зато концерты «Хора Турецкого» позволяют зрителю открыть новые грани музыки. Моцарт, Россини и Верди оказываются близкими и понятными, а шансон и поп-музыка перестают быть низкими жанрами. Всё дело в подаче, в желании артиста быть услышанным и понятым. Каждый номер на концерте хора – не просто исполнение вокального произведения, а перформанс, мини-мюзикл с особой драматургией.

Настоящую популярность «Хор Турецкого» завоевал в 2004 году, когда на сцене концертного зала «Россия» с аншлагом прошли концерты под названием «Десять голосов, которые потрясли мир» с участием звёзд нашей эстрады. Тогда Михаил предпринял первый рискованный эксперимент с изменением репертуара и формой подачи каждого номера. Надо сказать, далеко не все участники коллектива оказались готовы к таким кардинальным изменениям, когда наряду с «Отче наш» и оперными ариями исполнялась блатная «Мурка». Некоторые певцы отказались от дальнейшей работы с Турецким, на их место пришли новые люди. Большинство – хорошие друзья Турецкого со студенческой поры. Но отбор в хор происходит не по дружбе, а по таланту.

Алекс Александров, драматический баритон и солист хора, говорит: «Мы не конкурируем и не копируем друг друга, поэтому наш зритель имеет возможность выбрать для себя именно ту грань коллектива, которая ему интересна». Визитной карточкой Александрова стало исполнение песен Владимира Высоцкого и композиций на ингушском, азербайджанском, армянском и турецком языках.

Уникальный бас-профундо (самый низкий мужской голос) Евгений Кульмис начинал как пианист, окончил Институт имени Гнесиных как музыковед, работал в арт-группе концертным директором, написал несколько текстов для композиций, исполняемых «Хором Турецкого», сделал ряд переводов с разных языков. А теперь поёт на сцене.

И схожую характеристику можно написать каждому певцу. О том, что объединяет этих людей, хорошо сказал ещё один солист, бас-кантанте (высокий бас) Игорь Зверев: «Нашему коллективу дан дар свыше – вселять в людей радость. Наша общая аура дарит людям силы, приносит ощущение полноты жизни».

Арт-группа – это ещё и танцующий хор. А петь в движении очень трудно. Турецкий не приемлет фонограмму, хористы всегда поют вживую на любой площадке – сила подобранных голосов позволяет это делать.

После первой успешной программы хора появились другие: «Когда поют мужчины», «Музыка всех времён и народов», «Рождённые петь», «Шоу продолжается…», «Для неё».

Программа «Аллилуйя любви» в 2008 году побила своеобразный рекорд: в Москве было дано четыре сольных аншлаговых концерта в Кремлёвском дворце, а потом, по многочисленным просьбам зрителей, ещё один – в «Лужниках». Ни один хоровой коллектив раньше такого не делал.

В 2015 году хор провёл юбилейный тур в честь своего 25-летия, а в 2017–18 годах народный артист России Михаил Турецкий стал автором миротворческого проекта «Песни Победы». Наши песни о войне звучали и на Поклонной горе, и на Жандарменмаркт в Берлине. А трансляция в интернете набрала свыше восьми миллионов просмотров!

Одни девчонки

После долгих лет одиночества Михаил познакомился с Лианой. Она приехала на концерт, который арт-группа давала в Соединённых Штатах, а потом пришла в образе прекрасной принцессы на костюмированную вечеринку в честь Хэллоуина. Начались бесконечные международные телефонные разговоры, на которые ушёл не один гонорар Михаила. Перелёты Москва – Нью-Йорк… В конце концов Турецкий попросил Лиану переехать в Москву, и она согласилась.

Теперь у Михаила, помимо творческих успехов, есть ещё один повод для гордости – четыре дочки! Старшая, от первого брака, Наталья, прекрасно ладит с младшими сёстрами. А они тянутся к ней, делятся сокровенными тайнами.

Когда на юбилейном концерте «Хора Турецкого» на сцену вышла маленькая девочка в розовом платье и чистейшим голосом спела «Журчат ручьи, слепят лучи, и тает лёд, и сердце тает…» – в зале разразился шквал аплодисментов. А потом Михаил Борисович объявил, что эта девочка – его младшая дочка Эмма. Зрительскому восторгу не было конца!

Турецкий и его коллектив не стоят на месте. Они всё время ищут нечто новое. В этих поисках родился второй коллектив – «Сопрано Турецкого», состоящий из десяти солисток. По аналогии с мужским хором, в «Сопрано» входит весь диапазон женских голосов.

Но Михаил Борисович думает и о далёком будущем.

Скоро должны открыться школы хорового искусства с авторской программой преподавания для музыкально одарённых детей. И кто знает, может, кто-нибудь из них станет новым солистом арт-группы «Хор Турецкого».

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №2, январь 2019 года