Скажем всем: «Спокойной ночи»
31.01.2019 00:00
Скажем всемПомню, как в детстве каждый вечер ждала передачу «Спокойной ночи, малыши!». Ровно в 20.45 мама включала телевизор и чёрно-белая картинка уносила меня в счастье. Тётя Валя и дядя Володя разговаривали со всеми советскими детьми, сидящими по эту сторону экрана, так, что их понимали. А ещё они успевали шутить со своими «коллегами» Хрюшей, Филей и Степашкой. И как-то в голову не приходило, что в это время под столом в телестудии прячутся люди-кукловоды…

Привет от Песочного человечка

Середина 1960-х – начало 1970-х годов. Расцвет профессионализма и начало нового витка идеологического застоя после хрущёвской «оттепели». Советское телевидение представляет собой затейливый клубок противоречий. С одной стороны, скучно неимоверно: бесконечные съезды да пленумы, новостные сводки об урожае пшеницы и хлопка, изобилующие никому не нужными «дутыми» цифрами, ну и, конечно, ежедневная обильная доза информации о доживающем последние дни капитализме. С другой стороны, телепрофессионалы от Бога: сценаристы, режиссёры, операторы, редакторы. И дикторы с идеальной осанкой, изумительной дикцией и благородством поведения. Эти люди становились легендами при жизни, пользовались всенародной любовью как звёзды первой величины. Профессии «телеведущий», по сути, ещё не существовало, поэтому именно дикторы брали на себя смежные функции.

И на фоне скукотищи – яркие вспышки, которых телеман ждал с нетерпением: «КВН», «Утренняя почта», «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», которые выходили с 1976 года раз в несколько месяцев поздней ночью. И здесь истинный советский телегурман, страдающий бессонницей, периодически дожидался изысканного «десерта»: Лайзу Минелли или даже вокально-инструментальный ансамбль «Квин». А детишки ждали «Будильник», «В гостях у сказки», гэдээровскую программу «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!». И каждый вечер по часам – «Спокойной ночи, малыши!».

Программа вышла в эфир в 1964 году, когда главный редактор программ для детей и юношества Валентина Фёдорова, вернувшись из командировки в ГДР, предложила идею создания первой передачи для малышей дошкольного возраста на Центральном телевидении СССР. Командировка пришлась кстати, потому что в дружественной по соцлагерю стране Фёдорова случайно увидела ежедневную телесказку под названием «Наш песочный человечек», где кукольный гномик по вечерам рассказывал немецким детишкам историю перед сном. Причём детям в ФРГ приблизительно то же самое рассказывал гномик из передачи «Привет от Песочного человечка». Да, ГДР и ФРГ в 1959 году сделали две одинаковые передачи с разным идеологическим наполнением. Но детям по обеим сторонам Берлинской стены было абсолютно наплевать на политику, они просто очень любили Песочного человечка.

Так или иначе, идею Фёдоровой на ЦТ подхватили, и закипела работа. Предлагались многочисленные названия: «Сказка на ночь», «Спокойной ночи», «Сказка детям»… Остановились на известном всем и сегодня названии «Спокойной ночи, малыши!». Первые выпуски прошли ещё в 1963-м, но тогда высокое начальство запрещало показывать мультфильм в конце программы, дескать, целый не уместится по хронометражу, а делить на несколько частей – это подход нехудожественный и непрофессиональный.

Тогда для каждой передачи рисовались за копейки изумительные картинки, которые иллюстрировал закадровый голос, задушевно рассказывающий сказку. Одним из авторов картинок был Вячеслав Котёночкин, создавший легендарный мультсериал «Ну, погоди!» Но постепенно методом проб и ошибок формат «Спокойной ночи, малыши!» пришёл к тому состоянию, которое мы видим и сейчас.

Степашка, Филя и компания

Эта уникальная программа пережила не одного генсека, была свидетельницей развала СССР и появления обновлённой России. Более 45 лет «Спокойной ночи, малыши!» убаюкивает маленьких зрителей бессмертной колыбельной «Спят усталые игрушки…» на слова Зои Петровой и музыку Аркадия Островского. И только однажды на короткий период передача покинула телеэфир: в конце 1991 года у группы создателей наступил серьёзный творческий кризис. Но уже в январе 1992 года «Спокушки» опять радовали малышей, в обновлённом виде переехав на канал ОРТ. За четыре с лишним десятилетия случалось многое.

Начать с того, что естественный отбор пережили кукольные герои передачи. Сейчас уже никто и не вспомнит, а ведь, кроме старожилов Фили и Степашки, были ещё Буратино, Шишига, Энек-Бенек, Шустрик, Мямлик, собачка Чижик, Алёша-Почемучка. А в середине 1990-х, когда набирала обороты телереклама, появился даже Киндерино (киндер-сюрприз).

А Филе, между прочим, 20 мая исполнилось 42 года! Его прототипом стал один из редакторов «Спокойной ночи, малыши!» Владимир Шинкарёв, который и придумал имя этому тряпичному пёсику. Первым «голосом» Фили был актёр Григорий Толчинский, который шутил: «Вот уйду на пенсию и напишу книгу «Двадцать лет под юбкой тёти Вали». Толчинский не дожил и до 50, а следующим «Филей» стал Игорь Голуненко. Спустя два года он эмигрировал в Америку и трагически погиб в автокатастрофе.

Степашка моложе Фили на два года и более тридцати лет говорит голосом Натальи Голубенцевой. Ну а самый харизматичный герой передачи Хрюша появился в 1971 году и до 2002-го весело болтал голосом замечательной актрисы Театра кукол имени Сергея Образцова Натальи Державиной. Этот голос с хрипотцой знала вся страна. Увы, недавно актриса ушла из жизни. Державина всегда смешно и с притворным недовольством рассказывала о своём Хрюше: «Он иногда полностью выходит из-под контроля. Как ляпнет что-нибудь, мне даже извиняться приходится. За него – не за себя. Я-то знаю, что не могла бы сказать такое ни при каких обстоятельствах! Иногда мне кажется, что у нас просто общее кровообращение. А вообще-то во мне столько же дури, сколько и в этом негодяе».

Даже эта невинная и наивная программа подвергалась жёсткой цензуре. Доходило до анекдотичных ситуаций: запрещались эпизоды, которые якобы противоречили политическим веяниям в стране. Как-то был изъят отрывок из мультфильма «Лягушка-путешественница», потому что Хрущёв в тот период много ездил за границу. В 1983 году во время приезда в СССР Фиделя Кастро была снята с эфира интермедия, где Филя объяснял, почему у него человеческое имя. А в 1985-м, когда генеральным секретарём стал Михаил Горбачёв, цензура запретила мультик о мишке, который не доводил до конца ни одного дела.

Да чего только не было! В начале перестройки на Хрюшу ополчились мусульмане: свинья – противное Корану животное, его нельзя показывать! На что создатели программы резонно заметили: «По Корану нельзя есть свинину, смотреть на свинью Коран не запрещает». Но немного позже на того же несчастного Хрюшу «наехал» новый руководитель Редакции детских программ: «Почему это все персонажи моргают, а поросёнок нет?» Этот важный вопрос был вынесен на первой же коллегии Гостелерадио, где чиновники решили заменить всех кукол людьми. Этот беспредел прекратился только после того, как возмущенные зрители завалили телевидение письмами.

Каждую куклу из «Спокушек», когда она изнашивается, заменяют новой. Старые не выбрасывают, а бережно хранят в специальных коробках. Когда в нашей стране началась тотальная мода на всё зарубежное, были попытки делать новые куклы в элитных мастерских Англии: туда отсылались подробные описания, чертежи, фотографии. Но когда прекрасно сделанные зверушки вернулись на Родину, стало очевидно: не то! Не наши это Степашка, Филя и компания. Похожи, но не наши. И с тех пор это ответственное дело доверяется только отечественным мастерам.

«Верните нам дядю Володю!»

И, конечно, менялись «человечьи» ведущие передачи – «тёти» и «дяди». Какие это были имена! Владимир Ухин, Валентина Леонтьева, Светлана Жильцова, Татьяна Веденеева, Татьяна Судец, Юрий Николаев, Ангелина Вовк, Амаяк Акопян… Каждый из них действительно становился родным для миллионов малышей. Судьбы у всех сложились по-разному: кто-то ушёл в бизнес, кто-то в преподавание, кого-то уже нет с нами.

Валентина Леонтьева – имя-эпоха в истории советского телевидения. «Тётя Валя» ушла из жизни совсем недавно, в 2007 году. В Ульяновске ей установлен памятник, а местному театру кукол присвоено её имя. Леонтьева была «лицом» многих передач, ставших классикой жанра: «Голубой огонёк», «Будильник», «В гостях у сказки», «От всей души» и, конечно, «Спокойной ночи, малыши!». Тётю Валю очень любили, так же, как и дядю Володю.

Владимир Ухин на советском телевидении был фигурой примечательной. Необыкновенно обаятельный и умнейший человек с тонким чувством юмора. Красивый мужчина с идеальной причёской из волнистых волос и в элегантных костюмах. Ухин был в числе тех советских дикторов, которым была доверена высокая честь популяризировать в капстранах русский язык. Интерес к нашему языку резко возрос после полёта в космос Юрия Гагарина. И Ухина на целый год отправили в Японию, где он был ведущим цикла обучающих программ «Говорим по-русски». Японцы так полюбили эти передачи и Ухина, что когда спустя год он вернулся в СССР, то из Японии понеслись письма и телеграммы телевизионному руководству: «Верните нам дядю Володю!»

И вот где террариум заклятых друзей-соотечественников развернул деятельность в полном объёме! Дирекция «Останкина» была завалена кляузами на Ухина. Коллеги содрогались от мысли, что он ещё раз может попасть в сытую страну, где можно и денег заработать, и заветный магнитофон «Сони» приобрести на зависть соседям. Чего только не писали: Ухин – развратник, пьяница и дебошир, недостойный носить звание советского гражданина, и даже что он шпион.

Руководство не могло игнорировать подобные заявления, и Ухину «перекрыли кислород». Друзья возмущались. Коллеги злорадствовали. Открыто выступить в защиту диктора осмелился только Юрий Сенкевич – действительно близкий и преданный друг. Он попросил Валентину Леонтьеву пойти с ним к Сергею Лапину – тогдашнему руководителю Центрального телевидения, чтобы заступиться за Владимира Ухина. Леонтьева, хоть и переживала за своего коллегу,  отказалась, сославшись на то, что всех сразу же и уволят. Но Сенкевич не отступился.

В далёком 1973 году именно Владимир Ухин буквально за руку привёл этого молодого, никому ещё не известного учёного и врача на телевидение, раскрыв перед ним новые возможности. Сенкевич был человеком благородным и благодарным. Он пошёл к Лапину один. Высший сановник благосклонно выслушал просьбу ведущего «Клуба путешественников» – передачу эту он любил и регулярно смотрел, но сказал: «Юра, а что я могу сделать? Мне сказали, что Ухин пьяница!»

Справедливости ради стоит отметить, что у Ухина действительно были проблемы с алкоголем, с которыми он мужественно справился. Сенкевич, как врач по специальности, взял на себя ответственность и заверил Лапина, что слухи об алкоголизме Ухина – это ложь.

Удивительно, но Ухина не только отправили в Японию во второй раз, но и неожиданно присвоили ему звание заслуженного артиста…

Владимир Ухин тридцать один год проработал на телевидении и большую часть этого срока был тем самым любимым «дядей Володей» в «Спокушках». Через пять дней после появления в эфире Хрюши в редакцию программы пришло письмо от маленького мальчика на имя Ухина, которое начиналось так: «Здравствуйте, Хрюшин папа…» Так дядя Володя стал ещё и отцом кукольного поросёнка.

Ухин работал в «Спокойной ночи, малыши!» до 1995 года. Потом много ездил по стране в сопровождении героев программы, выступал перед детишками, которые были счастливы увидеть «живьём» дядю Володю, Филю, Степашку и Хрюшу.

В 2005 году у Владимира Ивановича случился инсульт, который привёл к частичному параличу. С этого момента он ни разу не появлялся на людях. Но очень хотелось бы пожелать этому замечательному человеку и профессионалу с большой буквы, недавно отметившему свой 80-летний юбилей, здоровья и сил.

Неотъемлемая часть жизни

Много забавного случалось во время съёмок, ведь программа шла в прямом эфире. У ведущего и кукловодов была разработана целая система знаков на случай непредвиденных обстоятельств. Например, Ухин пинал под столом кого-то из кукловодов, если вдруг забывал текст: кукловод должен был быстро найтись и задать наводящий вопрос дяде Володе. Голосом своего персонажа, естественно. Пинок обычно приходился по рёбрам, поскольку кукловод сидел под столом, скрючившись пополам.

Но однажды Наталья Державина – Хрюша сполна отплатила за все свои мучения. Когда Ухин задал вопрос, на который забыл ответ, а у актрисы не было текста на руках, она так сильно ущипнула дядю Володю за ногу, что синяк не проходил несколько недель.

А ещё Владимир Ухин всю жизнь записывал в специальную тетрадочку смешные ошибки своих коллег по эфиру. Так, знаменитая оговорка, ставшая легендой, – «Композитор Дюбюк «Птючка»!» – именно из этой тетрадки.

В 1970-е «Спокойной ночи, малыши!» пользовалась бешеным успехом. На неё делали пародии Александр Иванов и Михаил Задорнов, а персонажей-животных пытались использовать в других проектах, включая изображение на памперсах. В начале 2000-х в эфир даже выходила сатирическая программа «Тушите свет!», где постоянными ведущими были заматеревшие, нарисованные в формате три-дэ Хрюн и Степан.

Но «Спокойной ночи, малыши!» была неотъемлемой и ежедневной частью жизни миллионов ребят и нескольких поколений в целом. Сегодня те старые выпуски кажутся совсем примитивными, а новые не устраивают тем, что своей атмосферой не похожи на старые. Такой вот парадокс. Но у современных «Спокушек» есть свои новые малыши, которые так же, как и 45 лет назад, начинают сладко посапывать под тёплые и такие родные слова: «Спят усталые игрушки…»

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №25, июнь 2010 года