СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Анна Терехова: Иногда кажется, что я неправильно живу
Анна Терехова: Иногда кажется, что я неправильно живу
04.02.2019 00:00
ТереховаДочь Маргариты Тереховой начала актёрскую карьеру в десять лет, снявшись в телефильме Романа Виктюка «Девочка, где ты живёшь?». Поэтому, конечно же, решила, что станет актрисой, тем более что сходство с мамой очевидно. Сравнение с ней преследует Анну всю её жизнь. Однако дочь Маргариты Борисовны вот уже много лет назад доказала своё право продолжать актёрскую династию. Сегодня Анна Терехова – заслуженная артистка России.

– Анна, вас часто сравнивают с мамой. Как вы к этому относитесь?
– Я с самого начала понимала, что так и будет. Это до сих пор тянется за мной длинным шлейфом. Либо во мне находят черты, напоминающие маму, либо видят нечто совсем другое, отличное от мамы. На первых порах действительно было очень сложно преодолеть сравнение, которое, конечно же, мешало. Но у меня свой путь и свой зритель. Я никогда не пыталась достичь маминых высот, да это и невозможно. Я вообще другая. Мама меня многому научила как в жизни, так и в творчестве. И даже если нас сравнивают не в мою пользу, меня это уже давно не трогает, и я ничего не доказываю. Моё актёрское ремесло отличается от маминого. Маргарита Терехова – вне сравнений! А я – просто дочь своей знаменитой мамы и стараюсь продолжить наши семейные актёрские традиции. Так думала я, когда решилась пойти в театральный. Именно решилась, потому что не считала себя достаточно сильной. В институт поступала два раза, но до сих пор не жалею, что в итоге выбрала эту профессию. И сейчас, спустя столько лет, довольна тем, что сделала в театре.

– Вашу маму в основном знают по кинематографу, в театр на её спектакли попасть было очень сложно. А вот вы, напротив, больше востребованы в театре, с кино у вас другие отношения. С чем это связано?
– Моя творческая история в кино сложилась не совсем удачно. Думаю, это тоже связано с мамой, потому что на меня постоянно пытаются примерить мамины образы. В кино свои законы, а я считаю себя в большей степени театральной актрисой. Съёмки в сериалах для меня неприемлемы. Но даже те немногочисленные роли, которые сыграла в кино, мне нравятся.

– В том числе в мамином фильме «Чайка», где у вас роль Нины Заречной? Поделитесь воспоминаниями об этой работе.
– Это был замечательный период и замечательный фильм, в котором мама сыграла Аркадину. Мне она доверила роль Нины, за что я ей благодарна, а мой сводный брат Саша сыграл роль Треплева. К сожалению, фильм не оценили, но он останется в истории кино. Снимали мы его в Доме-музее Чехова, а также в Переславле-Залесском. Для мамы было очень важно воссоздать атмосферу, которую описал Чехов.

– По вашим словам складывается впечатление, что всё было как-то слишком просто. А между тем ваша мама в этом проекте не только актриса, но ещё и режиссёр. Значит, создание фильма потребовало много сил, ведь Маргарита Борисовна долго добивалась осуществления своей мечты.
– Я бы сказала, это было мучительно. Пять лет жизни мама делала всё возможное, чтобы утвердили сценарий, чтобы разрешили снимать, чтобы дали денег. Никто, к сожалению, ей не помогал. У мамы не было таланта завязывать нужные связи и дружить с нужными людьми. А это подрывает силы.

alt

– А по характеру вы с мамой похожи?
– Нет. Совсем не похожи. Мама не умела молчать и подстраиваться. Даже мне подчас было очень трудно с ней общаться. Мама всегда была импульсивной. Однако сегодня её непримиримость ушла. Сейчас она как будто освободилась от кипевших в ней страстей. Что касается моей импульсивности, то я – импульсивная только на сцене. В жизни я спокойная. И это хорошо, ведь, с учётом маминого здоровья, сегодня ей просто необходимы внимание, покой и забота. И мой уравновешенный характер мне в этом помогает.

– Была ли возможность доверять маме свои детские и юношеские секреты?
– Я маму всегда очень сильно любила, и она меня. Отношения у нас были хорошие, но мы никогда не были подругами. Я могла с ней посоветоваться, но не могла посекретничать. Мама тоже не рассказывала, что у неё на душе, не касалась своей личной жизни, поэтому я мало о ней знаю. Уверена, она меня просто оберегала. С детства, сколько себя помню, мама всегда была доброй и радостной. К сожалению, из-за занятости не могла уделять мне столько времени, сколько нам обеим хотелось, поэтому моим воспитанием занималась бабушка Галина Станиславовна. Но мама и меня, и брата брала с собой на гастроли и съёмки. Это нас очень радовало. К ней слишком рано пришло признание, она работала с замечательными режиссёрами, снималась в потрясающих фильмах. Всё это наложило отпечаток на личную жизнь, которой, я считаю, практически не было. Так жаль, что не нашёлся мужчина, который смог бы прожить с мамой всю жизнь.

Терехова– Учитывая всё вышесказанное, актёрская семья отличается от обычной?
– Отличается, и очень сильно! У меня уже взрослый сын, но если судить по нему, то Миша стал самостоятельным намного раньше, нежели его сверстники. Я не говорю об уровне развития – в этом смысле он был обычным ребёнком. Он с друзьями учился по одним и тем же учебникам, увлекался компьютерными играми. Однако Миша благодаря мне по-другому воспринимает жизнь. А вот у меня было нормальное детство, не отягощённое особыми трудностями. Но я рано начала ездить с мамой в киноэкспедиции, часто бывала за кулисами, поэтому знала актёрскую профессию с детства.

– А что вы почувствовали, когда обрели собственный дом после рождения Миши?
– По юности казалось, что когда у меня появится свой дом, то я сделаю его особенным. Я буду самостоятельная, и уже никто не сможет навязать мне правила. Ведь в детстве, когда родился младший брат Саша, пришлось помогать маме. Я стала для него няней. Мне даже казалось, что я упускаю нечто важное в своём детстве. А со временем поняла, что это не так. Позднее мне всё это пригодилось при воспитании собственного ребёнка. Но тогда, в юности, хотелось вырваться во взрослую жизнь. Естественное желание. И вот она наступила, а я совершенно не знала, что с этим делать. Сначала мы с мужем снимали квартиру и не могли заниматься перестройкой в чужом доме. А позднее я обрела свою квартиру, но поняла, что у меня просто нет времени что-либо кардинально менять.

– Сегодня ваш сын – взрослый, состоявшийся молодой мужчина, но он не пошёл по вашим стопам.
– Это да. Но мне прежде всего хотелось, чтобы он вырос честным. Мужская доля, как и женская, тоже очень нелёгкая. Но, несмотря ни на что, стремилась вырастить настоящего мужчину в самом высоком понимании этого слова. В нашем мире приходится вертеться, приспосабливаться. Но пусть у него будет как можно меньше обходных путей.

– Учитывая ваш опыт в браке, наверное, уже сложился свой идеал мужчины, мужа, отца?
– Сейчас это очень трудный для меня вопрос. Идеальных мужчин, как и идеальных женщин, не существует. Если говорить о совместной жизни, то главное качество для обоих супругов – это терпимость. Умение уступить. Если люди хотят вместе прожить долго, то должны об этом помнить. Вся любовь состоит именно в этом. А что касается отдельных качеств, которыми должен обладать мужчина, то в первую очередь он должен уважать женщину. Должен понимать всю ответственность перед семьёй.

– Ваше мнение как женщины и актрисы: что в себя вмещает слово «любовь»?
– На данном этапе интеллектуального и творческого развития у меня выработался свой принцип – любовь должна быть во всём. Ни к одному делу нельзя приступать без любви. Нельзя ребёнка воспитывать без любви, еду готовить без любви. Не говоря уже о самом главном. В отношениях между мужчиной и женщиной любовь должна присутствовать обязательно.

– Но сегодня эти отношения претерпевают кризис. Женщины перестали быть слабым полом, они самостоятельны, независимы, а некоторые даже менее сексуальны.
– Всё равно многие женщины сохранили своё истинное лицо и остались сексуально привлекательными. Хотя многие действительно изменились. Моя подруга, живущая в Америке, рассказала, как далеко в этой стране шагнула эмансипация. Мужчины там практически ничего не решают, за них это делают женщины. Причём женщина не просто планирует жизнь, а составляет программу. Например, планирует, что будет встречаться с этим мужчиной ровно год. А потом ещё полгода станет думать, насколько его бюджет соответствует её запросам, чтобы принять решение, выходить за него замуж или нет. А когда ей исполнится тридцать пять, она, может быть, родит ему ребёнка. Детей там заводят после тридцати. У нас всё по-другому. Мужчина всегда был главой семьи, и все кардинальные решения исходили от него.

– Анна, ваше мироощущение сегодня соответствует выбранной профессии?
– Да, конечно.

alt

– В ваших актёрских образах много любви, но любовь эта не бытовая. И героини у нас, как правило, мифологические или не земные – Таис, Даная, Дездемона, Айседора. Все они живут в придуманном мире и ищут идеальных отношений. Вы принципиально хотели создать иные образы, нежели те, что играла мама?
– Когда актёр работает в театре, он порой вынужден играть то, что поручает режиссёр. Что касается мамы, то во мне никогда не было стремления во всём отличаться от неё. Так что здесь, наверное, присутствует случайная закономерность. Женское начало – это то общее, что нас объединяет с мамой в ролях.

– Вы чувствительный человек?
– Как ни странно, я до сих пор плачу над мультиками. К таким относится «Ёжик в тумане», например. Все мультики про медвежонка Умку. Но с возрастом у любого человека появляются другие проблемы и он черствеет. К сожалению. У меня самой взгляды меняются с каждым годом, с каждой новой ролью, с очередным поворотом судьбы. Поэтому для меня важно сохранить в душе нечто сокровенное, сердечное, чтобы, не дай бог, не очерстветь.

– Если я правильно поняла, вы натура возвышенная. Относитесь ко всему трепетно. Любовь у вас на первом месте. А часто ли вы грустите?
– Грусть периодически охватывает любого человека. Иногда не вовремя. В такие минуты думаю, что, наверное, мне следовало поступить иначе. Часто критикую себя за то, что, видимо, неправильно живу. Иногда бывает жалко себя. Но в такие минуты обязательно нужно напоминать себе, что жизнь прекрасна и удивительна. Радоваться тому, что я живу. Что у меня всё складывается именно так, а не хуже.

– Поклонники вам письма пишут? И что пишут?
– Раньше чаще писали. Сейчас этот жанр стал менее популярен, ведь гораздо проще отправить короткое сообщение по электронной почте. Если говорить без лишней скромности, то в письмах меня хвалят и благодарят за спектакли. После поклона приносят цветы, открытки, где пишут, что очень понравился спектакль. Особенно приятно это читать на гастролях, ведь вдалеке от столиц люди более открытые.

– Ваша мама рассказывала, что Андрей Тарковский был главным режиссёром в её жизни. А у вас есть такой режиссёр? Роман Виктюк ведь с самого детства тесно связан с вами творческими узами.
– Встреча с Романом Григорьевичем Виктюком – знаковая для меня. Ему удаётся вытянуть из актёрской души такие нюансы, что ты отдаёшь спектаклю всю себя целиком.

– Хотелось бы поговорить о вашем стиле в одежде. Какой он?
– Свободный и удобный – это точно, необычный – это обязательно. При этом он не всегда сверхмодный, но всё это в совокупности должно мне нравиться.

alt

– Может, этот стиль называется авангард?
– Да, пожалуй. Я люблю дизайнерскую одежду, потому что хождение по магазинам вынуждает нас приобретать то, что предлагают всем, а дизайнеры шьют только для тебя. Мне приходится часто бывать на разных мероприятиях. В таких случаях я надеваю только дизайнерские вещи, подходящие именно к данной ситуации. И здесь меня никто не упрекнёт, что брюки, к примеру, не подходят к блузке, а сумка – к обуви. Что касается вопроса, кто придумывает мне наряды, то это женщины-дизайнеры. Их платья лёгкие, струящиеся и приятные для тела, из натурального материала.

– Вас явно привлекает мужской стиль в одежде. Можете ли вы надеть, к примеру, галстук?
– Нет. Это очень мужской аксессуар. Хотя некоторое время назад мне нравился стиль гранж, я носила грубые чёрные ботинки на платформе и необычные широкие брюки. Такая одежда придавала мне ощущение особой энергии и возможность отойти от романтического стиля.

– Анна, что вам необходимо для счастья?
– Всё! Счастье переменчиво. Сегодня тебе для счастья нужно одно, завтра другое. Хочу, чтобы все мои близкие были счастливы. Хочу, чтобы мама была здорова, чтобы сын нашёл свою дорогу в жизни. А ещё на данный момент мне для счастья требуется спокойствие. Очень много приходится нервничать по разным поводам. Особенно когда премьера близится – спокойной жизни не жди.

Расспрашивала
Элина ДЕЛИН
Фото: из личного архива, PhotoXPress.ru

Опубликовано в №5, февраль 2019 года