Алексей Жарков и самые невероятные слухи о нём
13.02.2019 00:00
ЖарковПрирода не слишком расщедрилась к его внешности. Есть такое выражение, применимое к актёрскому типажу, – «человек из толпы». Внешне Алексей Жарков казался узнаваемым соседом по подъезду или забулдыгой из пивной, соображающим «на троих». «Молодой человек, а вы кто по профессии?» – спрашивали его в коридорах «Ленфильма». И очень удивлялись – оказывается, артист, Ван Гога в театре играет… В послужном списке актёра множество ролей «простых людей». Но ведь нужно иметь талант, чтобы увидеть в человеке яркую индивидуальность. А парадокс вот в чём: Жарков был популярным актёром, почти не игравшим главных ролей.

Баян из картона

Родители Алексея Жаркова не имели никакого отношения к искусству: папа был плотником, а мама – бухгалтером. Однако все четверо их детей пошли в искусство: Алексей и Александр стали актёрами, Анатолий окончил Институт культуры, стал режиссёром, а сестра Антонина выучилась на гримёра и работала в Театре имени Маяковского.

Жарковы жили на окраине Москвы, в посёлке Рыбокомбината, у нынешней станции метро «Варшавская». Большая семья, в которой вырос будущий артист, ютилась всемером на 16 квадратных метрах коммуналки. В их малюсенькой комнатке стояло три кровати – родителей, троих братьев и бабушки с сестрой. Ёлку в Новый год ставили на комод, на полу места не было. А на ёлочных ветках висели конфеты на ниточках. Ночью Алексей с братьями выходили на промысел, и утром ёлку было не узнать – стояла голая. Отец-фронтовик, человек суровый, сыновей не баловал. И частенько им доставалось от него за провинности бельевой верёвкой по заду.

В детстве Алексей посещал кружок рисования, а также играл на баяне. Инструмент ему купил отец после того, как Лёша сделал себе «баян» на листе картона, нарисовал кнопочки и «играл». Ему очень нравился цирк, поэтому дома перед зеркалом он постоянно корчил рожицы. В одном из интервью актёр признавался, что его всегда тянуло к клоунаде: «Я стремился к шутке, розыгрышу, анекдоту. Наверное, это от трудной жизни шло».

Но больше всего он любил футбол, целыми днями пропадал со сверстниками во дворе. Жарков стоял на воротах. Старший брат стащил в школе мел (в магазинах он тогда не продавался), и Лёша с гордостью вывел на своей футболке заветную единичку.

В картину «Здравствуйте, дети!» 13-летний Жарков попал благодаря художественной самодеятельности. На представлении, где Лёша выступал с баяном и стихами, присутствовал режиссёр Марк Донской. Он приметил талантливого паренька и взял его в свою картину на роль мальчишки, который подружился в «Артеке» с японской девочкой, пережившей ужас Хиросимы.

Спустя два года после съёмок у Донского он сыграет мальчишку по прозвищу Котелок в фильме «Пропало лето» Ролана Быкова. Но при монтаже роль из фильма почти исчезла. В 1966 году он появится в эпизоде ещё одной детской картины – «Такой большой мальчик». На этом кинокарьера Алексея на долгое время прервётся.

«Саша, старший брат Лёшки, тоже учился у нас в Школе-студии МХАТ, – вспоминает актриса Елена Прудникова, жена кинорежиссёра Андрея Смирнова. – Правда, Алексей, в отличие от брата, более открытый и компанейский, и это несмотря на то, что при поступлении был ещё совсем ребёнком. Мы с Лёшкой оказались самыми юными на курсе. Его отличали поразительная врождённая органика, обаяние, лучезарность. И всё это родилось из подростковой неуклюжести, смешливости, трогательности, каким он был в самом начале».

Жизнь бьёт ключом, и всё по голове

Активно сниматься в кино Жарков начал лишь после 30 лет. В итоге на экране и театральной сцене он сыграл более 130 ролей.

После окончания Школы-студии МХАТ Жарков пришёл в Театр имени Ермоловой, где с перерывом проработал до конца жизни.

Владимир Андреев, художественный руководитель Театра имени Ермоловой, говорил: «Жарков великолепно играл Ван Гога со всеми его странностями, с какой-то загадочной болью в глазах. Однажды на спектакль пришёл психиатр. Игра актёра так поразила врача, что он заявил руководству театра: «Жарков психически нездоров».

«Я учился с Алексеем в Школе-студии МХАТ на курс младше, – вспоминает народный артист России Борис Щербаков. – Потом мы с ним вместе снимались. Он был замечательным артистом с невероятной энергией. Моментально схватывал то, что нужно сыграть. У него всё было чётко выверено».

«Лёша был замечательный артист, настоящий большой мастер, каких мало, – признаётся режиссёр Карен Шахназаров. – И, к сожалению, совершенно недоиспользованный. Грустно, что в последние годы его мало снимали. На площадке у нас с ним были очень дружеские отношения. К сожалению, у него были проблемы, скажем так, с дисциплиной, довольно типичные для людей его профессии. Иногда с ним было сложно работать. Но у меня на площадке никогда с этим проблем не возникало».

«Лёша отличался аккуратностью, – рассказывал кинооператор Анатолий Мукасей. – Он много курил, и у него было огромное количество крошечных пепельниц, он их собирал. Выходя на улицу, Лёша пепел не скидывал в урну, а обязательно клал в эти свои фирменные металлические коробочки с логотипами известных фирм. Каждый день на съёмках доставал очередную карманную пепельницу. Он очень точно чувствовал кадр. Знал, как выйти на крупный план, как повернуться, как взять какой-нибудь предмет и пронести его перед камерой. Он великий актёр».

Жарков был острохарактерным актёром. Все свои роли играл немного иронично.

«Мои герои в разной степени давали возможность обобщать моё личное понимание многих жизненных проблем, – признавался Алексей Дмитриевич. – Вот мой удивительный Окошкин и его друзья из фильма «Мой друг Иван Лапшин» с их всепоглощающей верой в идеалы революции, с готовностью пожертвовать всем во имя идеи, с их романтизмом чистейшей пробы. Или Черепец из «Торпедоносцев». По первому впечатлению он комичен, неуклюж, вечно попадает впросак. И какую взрывную эмоциональную энергию таит в себе его внешнее спокойствие! Играя Черепца, я постоянно помнил, что его ждёт гибель, и трагизм проступал сначала едва заметно и усиливался к финалу».

«Лёшенька Жарков – удивительного таланта человек, – рассказывает Александр Панкратов-Чёрный. – Он много лет отдал Театру Ермоловой, где был ведущим актёром. И во МХАТе работал. Уважал его Олег Ефремов… Я как режиссёр пробовал его в картину «Похождения графа Невзорова» по Алексею Толстому. Он сделал замечательные кинопробы. Но снялся Лев Борисов. Лёшка очень переживал, что я не утвердил его на роль Невзорова. Я объяснил: мол, надо подать руку помощи Лёве Борисову, он в это время сидел без работы. Лёша меня понял».

В «Тайнах дворцовых переворотов» Алексей играл Долгорукого, а я – княгиню Долгорукую, – говорит Лариса Лужина. – Он был своеобразный артист. Если можно так сказать, высасывал энергию у партнёра, как вампир. Во время репетиций доводил себя до сверхэмоционального, нервного состояния, а потом доводил всех, включая режиссёра, до белого каления. И когда уже хотелось его задушить – вот тут он начинал выдавать такое, что диву все давались! А я в этот момент чувствовала себя словно выжатой. Да, тянул одеяло роли на себя – такой способ входить в образ. Он очень тонкий, нервный был. Я его ставлю в один ряд со Смоктуновским, Олегом Далем. Это группа артистов с очень нервной структурой».

Трюки в фильмах Жарков старался исполнять сам. В фильме «Дама с попугаем», рискуя жизнью, взбирался на отвесную скалу, с которой его герой должен был стереть надпись, оставленную легкомысленными туристами. На одном из дублей сорвался, но повезло – отделался ушибами.

А вот в Тулузе, где он участвовал в фестивале каскадёров, сложилось хуже. На доме не выдержали строительные леса. Жарков упал с шестого этажа, а сверху его придавили обломки конструкции. Актёру раздробило пятку. Лечиться пришлось во французской клинике за собственный счёт: трюк выполнялся без разрешения жюри. Деньги на оплату лечения собирали всем миром.

В детективе «Десять негритят» по Агате Кристи он играл тайного агента, которому предначертано погибнуть от свалившихся на голову часов с бронзовым медведем. Естественно, на съёмке бронзовую статуэтку заменили на гипсовую, а артисту для страховки подложили под шляпу две вязаные шапочки. Всё прошло отлично. Медведь летит, страшный удар по шляпе, Жарков падает как подкошенный. Гипс разлетается на куски. А режиссёр Станислав Говорухин командует: «Не получилось – снимаем второй дубль!»

Ассистенты говорят, что если бы не шляпа и шапочки под ней, то не было бы никакого второго дубля.

Невеста стоит за кулисами

Впервые он влюбился ещё в театральном училище. На Жаркова обратила внимание однокурсница Таня Иванова, головокружительный роман с которой продолжался несколько лет. Наблюдая за трепетными отношениями Жаркова с Таней, ребята уговаривали его сделать предложение. Но он так и не созрел. Говорят, против Тани выступила семья Алексея.

В личной жизни он был очень преданным человеком. Всю жизнь (целых 44 года) прожил с одной женщиной, на которой женился в 24 года, в 1972-м. По профессии его супруга Любовь была стюардессой в правительственном авиаотряде. После спектакля девушка подошла к Жаркову и поблагодарила за прекрасную игру. Через месяц они стали мужем и женой.

Свадьба прошла необычно. Жарков вспоминал: «В день свадьбы я оказался занят в спектакле. После регистрации мы поехали выпить по рюмочке (банкетный стол для гостей, конечно же, был накрыт) и сразу рванули в театр большой компанией, в сопровождении свидетелей. Друзья сели в зале, а Люба в фате и белом платье – за кулисами. Я играл парнишку-абитуриента, и хотя существовал сценический костюм, утверждённый главным художником и режиссёром, мне разрешили играть прямо в смокинге с бабочкой. Только вышел на сцену, как был встречен громкими аплодисментами – первый раз получил овации в этом спектакле, именно в день свадьбы».

Когда родился сын, ни у отца, ни у матери не было времени заниматься его воспитанием. Мальчик попеременно жил то у бабушек и дедушек, то у прочей многочисленной родни. Но после рождения дочери Жарков решительно заявил, что Люба должна оставить работу и заняться семьёй и детьми. Впоследствии их сын Максим стал старшим следователем прокуратуры, а дочь Анастасия пошла по отцовским стопам и окончила актёрский факультет ГИТИСа. В том же ГИТИСе она преподаёт сценическое мастерство и фехтование.

Говорит Наталья, приятельница семьи Жарковых: «К здоровью Алексей, к сожалению, относился спустя рукава. Отдавал себя работе на полную мощь, не жалея. Он был прекрасный семьянин и однолюб. Души не чаял в своей супруге Любе. Она идеальная хозяйка, заботливая. Всю жизнь посвятила мужу. В их семье всегда был, можно сказать, культ Алексея. Дома ему создавали идеальные условия для работы. Если учил роль – в доме включали «режим тишины». Когда возвращался со съёмок, жена готовила ему ванну с пеной: так Жарков расслаблялся».

В 2009 году яркой киноработой Жаркова стала роль старого врача в драматической ленте «Палата №6» режиссёра Карена Шахназарова по повести Чехова. Сценарий «Палаты» Шахназаров и Александр Бородянский написали ещё в 1988 году! К сожалению, в тот момент проект не удалось осуществить: российские киномастера так и не пришли к творческому согласию с продюсерами из Италии. Роль доктора Рагина предназначалась звезде итальянского кино Марчелло Мастроянни. Впоследствии этого героя блестяще сыграл Владимир Ильин. А вот в роли старого врача Карен Шахназаров изначально видел Алексея Жаркова.
Этот фильм стал последним в жизни актёра – больше в кино он не снимался.

Несколько лет о звезде экрана не было ничего слышно. Среди коллег ходили самые невероятные слухи: знаменитый актёр спивается, стал отшельником, Жаркову не на что жить.
Оказалось, что все эти четыре года народный артист боролся за жизнь. Он перенёс инсульт, после которого его частично парализовало. Старший брат Жаркова рассказал, что эти годы дались нелегко всей семье, и прежде всего самому актёру. Ведь он заново учился ходить, говорить, держать ложку.

Чтобы Алексей Дмитриевич мог дышать свежим воздухом, семья вывезла его на дачу в Подмосковье. В двухэтажном кирпичном доме Жарков и провёл свои последние дни. Семья надеялась, что встанет на ноги, но в марте 2016 года у актёра случился второй инсульт, после которого он так и не оправился.

Похороны прошли в атмосфере скромности только по личному желанию самого Алексея Жаркова. Перед смертью он завещал похоронить его на Наро-Фоминском кладбище, недалеко от места, где прожил последние 20 лет.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №6, февраль 2019 года