Этот парень сочиняет песни о любви
20.02.2019 00:00
Этот пареньСальваторе Кутуньо известен всему миру как Тото Кутуньо, композитор и певец. Настоящий итальянец, любимец женщин, автор многочисленных популярных песен и почти однолюб. Всем сердцем предан Италии, недаром его самой популярной песней, в том числе и в СССР, стал «Итальянец» (L’italiano). Кто из нас в 1980-х не распевал: «Лашатеми кантаре!..» Сегодня Тото 75 лет, выглядит он уже не очень, однако бодрится и по-прежнему поёт.

Правильные инструменты

Тото Кутуньо родился во время Второй мировой войны, в 1943-м, в итальянской провинции Тоскана. Через пять лет семья переехала в приморский город Специю, где располагалась военно-морская база. Настоящее имя певца – Сальваторе, звучное и длинное. Но малышу было трудно его выговорить, поэтому себя он называл Тото. Так же его стали звать мама и бабушка.

Мальчик вырос, стал звездой мирового уровня, а детское имя сохранилось и превратилось в сценическое.

Отец, Доменико Кутуньо, служил военным моряком, а ещё прекрасно играл на трубе. Музыка звучала в доме всегда, и все дети в этом семействе – два сына и две дочки – просто не понимали, как можно начать день не с песни. Самым даровитым оказался Тото, он в пять лет освоил трубу, потом саксофон, ударные, аккордеон, фортепьяно и гитару.

В семь лет мальчик уже играл на ударной установке в ансамбле, который организовал его отец. Тёплое Лигурийское море, на берегу которого расположилась Специя, стало любимым убежищем подростка. При каждом удобном случае Тото бегал плавать.

Впервые юноша влюбился в 14 лет, и первую песню «Дорога любви» (La strada dell'amore) посвятил, конечно, своей прекрасной избраннице. У подростков, понятно, были исключительно платонические отношения, но как только Тото начал сочинять романтические песни о любви, весть об этом быстро распространилась и к нему стали проявлять интерес прочие девушки. А он и не возражал, но музыка для него была на первом месте.

А ещё из той подростковой эпохи тянется старинное увлечение Кутуньо. Как и отец, он всю жизнь собирает виниловые пластинки. Сегодня эта коллекция насчитывает более 3500 экземпляров!

В 13 лет Тото принял участие в конкурсе аккордеонистов. Большинство конкурсантов было значительно старше, но Кутуньо занял третье место. Впрочем, главным результатом соревнования стал печальный вывод, сделанный молодым человеком: он понял, что ударники и аккордеонисты не вызывают большого интереса у публики. Совсем другое дело – пианисты и гитаристы!

И он решил сосредоточиться на этих более правильных инструментах.

Прощай, малыш, прости

Тото играл и пел в нескольких группах, даже гастролировал с ними по Скандинавии. Потом собрал группу «Тото и Тати», куда пригласил и родного брата. Ребята играли собственные версии известных хитов того времени, но репертуар уже потихоньку пополняли песни и самого Кутуньо.

Одно из главных событий в жизни молодого музыканта произошло в 1974 году – встреча с поэтом-песенником Вито Паллавичини. В этом тандеме и родились самые известные композиции Тото, которые исполняли музыканты с мировой известностью – Джо Дассен, Мирей Матьё, Адриано Челентано, Мишель Сарду, Далида…

Казалось бы, странно, что итальянский композитор пишет в основном для французов. Но всё сложилось само собой. Первый опыт сотрудничества с мэтрами французской эстрады состоялся в 1975 году, когда Джо Дассен попросил Кутуньо написать для него «нечто особенное». Так появилось знаменитое «Бабье лето» (L’Été indien). Успех был ошеломительным, эту мелодию до сих пор напевают во всём мире. А тогда Дассен исполнял «Бабье лето» на французском, немецком, итальянском и английском языках. В советские времена русскоязычную версию исполнял неповторимый Валерий Ободзинский.

Позднее Кутуньо и Паллавичини написали для Джо Дассена «Если б не было тебя» (Et si tu n'existais pas), а ещё через несколько лет – необычайно красивую и проникновенную 12-минутную композицию «Люксембургский сад».

Под музыку Кутуньо прошли все 80-е годы. Тогда весь мир подпевал Мирей Матьё – «Чао, бамбино, сорри». Этот хит тоже принадлежит Тото.

После такого грандиозного международного признания Кутуньо стали называть «Маэстро Песня». А вот поэтам всегда достаётся меньше славы. Уязвлённый этим фактом Вито Паллавичини не удержался и обмолвился в интервью, что если бы не он, то о Тото никто бы и не узнал, именно он «сделал из него звезду»…

Такого предательства Кутуньо простить не смог, и творческий дуэт распался.

Ун итальяно веро

Какое-то время Тото просто не мог заставить себя сесть за инструмент – ушло вдохновение. Лишь спустя несколько лет Кутуньо справился с творческим кризисом, тем более что его одолевали многочисленные заказчики, желавшие заполучить новые песни.

Появились и новые исполнители. Список пополнили солисты группы «Рикки э Повери» – давние друзья советского слушателя. А в 1980 году Тото рискнул и поехал на музыкальный фестиваль в Сан-Ремо собственной персоной – с песней «Только мы» (Solo noi). И вот тут мир, в том числе Советский Союз, узнал Кутуньо как певца.

Почему эта затея была рискованной? Да потому что Кутуньо никогда не считал себя хорошим певцом. Он весьма критически отзывается о собственных вокальных возможностях. Тем не менее необычный тембр с лёгкой хрипотцой и глубокими интонациями пришёлся по душе придирчивой итальянской публике. Тото занял первое место, и ему это так понравилось, что потом он ещё не раз возвращался на престижный фестиваль и как композитор, и как исполнитель.

В 1983-м Кутуньо спел в Сан-Ремо того самого «Итальянца», который «лашатеми кантаре…». Тогда он не занял первое место, но обошёл всех победителей и лауреатов по зрительским симпатиям. Песня сочинялась специально для Челентано, но тот отказался её петь, посчитав чересчур политизированной. Сложно не согласиться, ознакомившись с переводом: «Доброе утро, Италия, спагетти аль денте и партизан на посту президента…» В 1983-м на посту президента находился Сандро Пертини, действительно бывший партизан, пострадавший от режима Муссолини. И далее в таком же роде: флаг в прачечной, засилье Америки на плакатах и прочее.

Но надо знать историю создания «Итальянца».

Идея у Кутуньо родилась в Канаде. В тот день он выступал в Торонто перед итальянскими эмигрантами, которые покинули родину в надежде заработать на кусок хлеба, но никогда не забывали о родных местах и традициях. Тото вышел на сцену и увидел лица в зале – открытые, приветливые, но с тоской в глазах. Благодарная публика так горячо приняла выступление музыканта, что он в душевном порыве молвил: «Я хочу написать песню и посвятить её вам – людям, которые живут вдали от родной страны, вам, которые сохранили итальянскую душу, вам, любящим свою страну. Это будет ироническая песня о нашей родной Италии, о нашей прекрасной стране. Если мне удастся написать такую песню, я поеду в Сан-Ремо и посвящу её вам».

И сдержал слово.

Россия в сердце

В 1990 году Тото понял, что ему больше не стоит петь на фестивальной сцене Сан-Ремо. Такое решение он принял после выступления почётного гостя фестиваля – великого Рэя Чарльза, который исполнил его «Любовные похождения» (Gli amori). Кутуньо посчитал, что получил высочайшее признание и большего он здесь уже не добьётся.

Но популярность Тото продолжала расти, теперь его песни слушали в США, Аргентине, Японии, Австралии, Канаде… С середины 1980-х итальянского музыканта узнали и полюбили в Советском Союзе. Его «Серенаду» (Serenata) слушали во всех домах, повсюду выстраивались огромные очереди за пластинками с изображением статного жгучего брюнета на обложке (рост Кутуньо 185 сантиметров). Запоминающиеся мелодии, хрипловатый тембр, привлекательная внешность мачо, который редко улыбается – всё это создало образ недосягаемого романтика.

Тото и правда трудно назвать улыбчивым человеком. Кто-то считает это признаком заносчивости, но, как говорят друзья, причина кроется в его природной робости.

В 1985 году Кутуньо впервые приехал на гастроли в Москву и Ленинград. За 20 дней он провёл 28 концертов, на которые пришло более 400 тысяч человек! Это было настолько поразительно, что итальянца уговорили дать ещё два закрытых концерта и принять участие в съёмках «Голубого огонька». Он как-то сказал: «Я полюбил эту страну с первого взгляда и с тех пор несу эту любовь в сердце».

В 2006 году в честь Тото Кутуньо состоялся концерт в Кремлёвском дворце с участием практически всех звёзд отечественной эстрады. Итальянец дружен со многими из них, да и вообще российская тема часто вторгается в жизнь Тото.

В прошлом году он приехал в Верону, чтобы увидеть премьеру ледового шоу Ильи Авербуха «Ромео и Джульетта» с участием лучших российских фигуристов. После представления восьмитысячную аудиторию ждал сюрприз. На сцене появился сам Маэстро Песня и спел на русском языке «Подмосковные вечера», «Очи чёрные» и своего легендарного «Итальянца»!

А когда спешно отменили концерт Тото в Бельгии из-за проблем с сердцем, то первое, о чём сказал композитор в интервью, было: «В больнице меня устроили как дома. Здесь немалая доля врачей и медперсонала как из Италии, так и из России, то есть моя публика поддерживает и заботится обо мне…»

Ещё один случай, на этот раз трагический, связал Кутуньо с Россией в 2016 году. Итальянского композитора пригласили участвовать в совместном концерте с Ансамблем песни и пляски Российской армии имени Александрова. Ансамбль в канун Нового года собирался дать концерт в Сирии на авиабазе «Хмеймим» для российских военнослужащих. Кутуньо заинтересовался этим предложением – он и раньше сотрудничал с александровцами, – но в последний момент что-то не сложилось. А вскоре Тото узнал, что самолёт с артистами ансамбля упал в Чёрное море. Он выразил искренние соболезнования родным и близким погибших. А поклонники Кутуньо по его просьбе зажгли поминальные свечи в церквях по всей Италии.

Мужик оступился

Тото очень любит розы, он считает их истинным совершенством. Именно поэтому всегда дарит своей любимой женщине только эти цветы. Карла – так зовут супругу Кутуньо, которая делит с ним все радости и невзгоды с далёких 1970-х. Эта женщина стала единственной любовью Тото. Ну, или почти единственной.

…Маленький курортный городок Линьяно-Саббьядоро прекрасен по вечерам. Многочисленные кафе и бары расцвечивают побережье Венецианской Ривьеры бесчисленными огоньками. Группа «Тото и Тати» поёт красивые и нежные песни в клубе «Дракон». Солист – красавец-гитарист. Поклонниц у Тото много, но он видит её, яркую, смелую, независимую. Эта встреча с Карлой могла бы стать мимолётной, однако сложилось иначе.

Сальваторе Кутуньо в свои 27 лет повёл эту девушку под венец и с тех пор с ней не расставался. Карла, по сути, вышла замуж за простого парня, музыканта из малоизвестной группы. Но она всегда находилась рядом, поддерживала мужа во всём, разбиралась с его счетами и стала для него музой. Они очень любили друг друга и мечтали о многодетной семье. «Минимум четверо ребятишек!» – заявлял Тото, и Карла соглашалась с этим планом.

Реальность разбила все мечты. Карла ждала двойняшек, но врачи категорически запретили ей рожать, потому что это грозило осложнениями и даже летальным исходом для будущей матери. Карла приняла трудное решение прервать беременность, но после этого больше не смогла иметь детей.

Тото горевал очень долго. А когда в 1987 году, возвращаясь с очередных гастролей, на одном из рейсов встретил стюардессу по имени Кристина, весёлую девушку, с которой было легко и просто, Тото оступился. Стюардесса после двухлетнего романа родила ему сына, которого назвали Нико.

Он точно знал, что рано или поздно папарацци всё разнюхают. Страшно представить, что стало бы с женой, если бы она узнала эту новость из газет. Ведь сама она лишена возможности познать счастье материнства. И Тото нашёл мужество признаться. Однако это не отменяет болезненности такого поступка. Представьте состояние жены, которая сама не может зачать и узнаёт, что другая женщина родила мужу долгожданного наследника.

1989-й был самым трудным в жизни супругов. В тот год родился Нико, и это стало огромным счастьем для Кутуньо. Но для Карлы мир окрасился в чёрные тона.

«Женщин у меня было несколько, но дама сердца – одна!» – всегда говорит Тото, имея в виду, конечно, Карлу. Слабое утешение, но всё-таки они по-прежнему вместе, уже 48 лет! Эта женщина оказалась очень мудрой. Она простила мужа и приняла маленького Нико как родного. Более того, Карла стала единственной опорой для Кутуньо, когда с ним самим случилась большая беда.

В 2007 году у Тото обнаружили онкологическое заболевание в серьёзной стадии. Когда прозвучал диагноз, музыкант впал в глубокую депрессию и категорически отказывался лечиться. Тогда ему казалось, что всё кончено. Но Карла смогла убедить супруга, что за свою жизнь необходимо бороться, что он не вправе так поступать с теми, кто его любит! И Тото сдался. Он прошёл долгий болезненный путь: химиотерапия, удаление почки, долгая реабилитация… Болезнь отступила.

С тех пор вот уже более десяти лет Кутуньо живёт, пишет музыку и наслаждается общением с сыном. Нико вырос прекрасным человеком, которого совершенно не интересуют звёздный статус отца и музыкальная карьера. Он стал экономистом и является самым желанным гостем в доме Кутуньо.

А что же былые соперницы? Карла и Кристина привыкли не замечать друг друга. А Кутуньо порой сетует, что не имеет возможности в Рождество усадить за один стол двух самых близких людей – Нико и Карлу. Естественно, сын проводит эти ответственные дни с родной матерью.

Пока меня любят

Семья всегда была важна для Тото, но мало кто знает, насколько судьба оказалась неблагосклонна к семье его отца Доменико Кутуньо.

Детей было четверо – Тото, Роберто, Розанна и Анна. Роберто, младший брат Тото, играл с ним какое-то время в группе «Тото и Тати», но заболел менингитом и умер очень молодым. Так же рано ушла из жизни младшая сестрёнка Розанна, страдавшая от врождённого порока сердца. Девочка не пережила сложную операцию в 1976 году. Самое страшное, что после трагедии несчастный Доменико Кутуньо ещё несколько лет выплачивал кредит, взятый на эту самую операцию. Но больше всего Тото потрясла смерть старшей сестры – Анны. Тогда ему было всего пять лет, а Анне – только лишь семь.

«Мы сидели вместе и ели пасту. Мама куда-то ушла. Анна ела и болтала. А потом вдруг один кусочек попал ей не в то горло. Она задыхалась на моих глазах, а я, окаменев от страха, ничего не мог сделать. Я не совсем понимал, что происходит… Когда мама вернулась, было уже поздно».

Потеря троих детей! Как родители вообще смогли пережить такое? Возможно, Тото мало улыбается не из пресловутой робости, а из-за того, что ему выдалось пережить в детстве.

Почти не верится, но Тото Кутуньо 7 июля 2018 года отметил 75-летний юбилей! Из жгучего брюнета с пронзительным взглядом он превратился в седовласого синьора, которому нужна помощь, чтобы передвигаться по сцене. Но Тото не собирается бросать своё призвание, свою музыку, которая помогает ему жить и дышать: «Пока люди меня любят, пока я ощущаю свою востребованность, буду продолжать колесить по миру, получая удовольствие от каждого концерта». А люди любят, иначе не было бы гастрольного графика, расписанного на год вперёд!

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №7, февраль 2019 года