Давайте начистоту
21.02.2019 17:30
ДавайтеСчитается, что мусор может приносить не только ущерб природе, но и огромный доход. Это буквально золотые горы, миллиарды долларов, лежащих на помойке. Надо только отнестись по-хозяйски. Часто приводят в пример новые острова в океане, которые японцы создают из мусора. На одном из таких островов стоит металлургический комбинат, на другом – аэропорт, а на самом большом раскинулся элитный жилой район с парками, водоёмами и виллами. А ведь ещё сорок лет назад Япония захлёбывалась мусором почти как Россия. Так реально ли в нашей стране сделать из мусора что-нибудь полезное?

У тебя есть три варианта

Суммарная площадь российских мусорных свалок составляет больше 4 миллионов гектаров. Это площадь Московской области или, если угодно, Швейцарии. Гигантские помойки отравляют воздух, воду и жизнь людей, которые вынуждены обитать неподалёку.

Как с этим поступить?

Сегодня у российского мусора, как у богатыря из сказки, есть три дороги. Первая, самая проторённая, дорожка называется «захоронение и свалка отходов». Этой постыдной процедуре подвергается почти 96 процентов нашего мусора. Почему постыдной? Потому что мусорные полигоны становятся зонами экологического бедствия. А также экономического.

Во всём мире утилизация ТБО (твёрдых бытовых отходов) на полигоне стоит бешеных денег. Например, в США – 1000 долларов за тонну, в Европе и того дороже. В России цена этой услуги – всего от 400 до 1000 рублей. Потому что у нас компании, обслуживающие полигоны (зачастую это «серый» бизнес), не работают с мусором, как в других странах, а просто сваливают его в котлован. Причём иногда это делается нелегально.

Весь мир с большим трудом, но избавляется от свалок, да ещё и умудряется получать от этого доход. Например, финны на полигонах укладывают мусор слоями и каждый слой накрывают специальной плёнкой. Это ускоряет процесс брожения и выделения газа. Собранный газ используют для выработки энергии.

Но даже такой экологический метод утилизации мусора устаревает. Сегодня в Европе на свалки вывозят не более 10 процентов всех отходов.

Второй возможный путь для российского мусора – узок и извилист: на мусоросжигательный завод. Их в России пока только десять, и они перерабатывают лишь до 2 процентов отходов. Смысл этих предприятий не в том, чтобы разводить большие костры, их задача – добывать энергию. Однако сжигание – не только самая опасная, но и самая дорогая технология обращения с отходами. За неё мы платим здоровьем и жизнью. Мусоросжигательные заводы загрязняют воздух очень опасными веществами – ртутью, кадмием, диоксинами. А то, что не сгорело на заводе, вывозят на свалки, которые ещё больше отравляют всё вокруг.

Такова специфика исключительно наших мусоросжигательных заводов. В Европе, например, их очень много, они могут стоять в черте города, не пахнут, не шумят, ничего не загрязняют! Возьмём мусоросжигательный завод в Вене, который построили ещё в 1989 году. На его крыше расположился уютный ресторанчик, где любят отдыхать местные жители и туристы. На этом заводе ежегодно утилизируется 265 тысяч тонн отходов, благодаря чему отапливается 60 тысяч венских квартир. Нулевой выход мусора, нулевой уровень загрязнения окружающей среды благодаря установленным мощным фильтрам дыма, дешёвое тепло – так работает этот завод.

Фактически любой мусоросжигательный завод – это теплоэлектростанция, а топливом для неё служат ТБО. Что же мешает нам так жить?

Мешает вот что. Электроэнергию и воду для отопления нам уже поставляют различные компании, которые ни в коем случае не хотят делиться властью и бюджетными средствами. Им мусорные конкуренты точно не нужны. А самим заниматься мусоросжигательными заводами – зачем? Это сложное, хлопотное и малодоходное производство, в которое надо вкладывать время и средства. Лишняя головная боль. Ведь существующая система ТЭЦ и подстанций уже работает и никаких особых хлопот не требует.

И вот пока наши раскачиваются, в российский мусор лезут иностранцы. Почти в каждом регионе над проектами мусоросжигательных заводов работают зарубежные партнёры. В Новосибирске – корейцы и чехи, в Татарстане и Вологде – немцы. Причём они сталкиваются с помехами со стороны местных гражданских активистов, которые наивно верят «зелёным» и традиционно боятся всего нового и неизвестного.

Третий путь русского мусора – самый экологический, умный, перспективный и цивилизованный: перерабатывающие заводы. Их у нас в стране почти 250, большинство специализируется на одном определённом типе вторсырья: макулатура, металл, стекло, пластик, текстиль, резина.

Для всего человечества мусороперерабатывающие заводы – это светлое будущее и доброе настоящее. Но будущее и настоящее зависит от каждого из нас, оно начинается с домашней сортировки мусора. Перерабатывающие заводы напрямую зависят от раздельного сбора отходов.

А мусорка своего дашь нам на съедение?

Мусороперерабатывающий завод – это сложная система, включающая в себя разные этапы.

Доставленные на предприятие отходы сначала выгружаются на приёмную площадку, где вручную извлекается крупногабаритный мусор, например бытовая техника или мебель.

Освободив от громоздких предметов, остальной мусор с помощью погрузчика переносят в приёмный бункер. Оттуда он подаётся на транспортёр, где его сортируют по видам. У нас обычно это делают вручную сотрудники завода.

Затем рассортированный мусор доставляют к прессам. Для каждого типа мусора – свой пресс. Отходы прессуют в брикеты, обвязывают и отправляют на склад, а затем – заказчику для дальнейшей переработки.

В идеале полноценный МПЗ собирает мусор в контейнерах, принимает, сортирует, перерабатывает и сам производит изделия из переработанного вторичного сырья. Но в России молодые МПЗ «зацикливаются» лишь на каком-то одном направлении деятельности. Например, выбирают лишь картон и бумагу. Собирают только их, прессуют и реализуют уже новый бумажно-картонный продукт, полученный из старого.

Распространены также МПЗ, специализирующиеся только на полимерах, где изготавливают вторичные гранулы, которые затем закупают предприятия по производству изделий из пластика.

И, наконец, существуют ностальгические МПЗ, перерабатывающие стеклянную тару. В Советском Союзе сбор стекла являлся  статьёй доходов каждого школьника. За пустую литровую бутылку из-под молока на пункте приёма стеклотары давали 20 копеек.

Но вернёмся в суровую капиталистическую реальность. Итак, сортированный мусор прошёл переработку на МПЗ и превратился в продукт, который можно продать. Доход неплохой, и заводы окупаются довольно быстро. Но почему же тогда заводов так мало?

Потому что строительство подобного завода обходится очень дорого. Это не по карману мелким и средним бизнесменам, здесь нужны настоящие гиганты, причём действующие при поддержке государства. Гигантам же такой бизнес пока неинтересен, они предпочитают более выгодные и менее рискованные сферы деятельности.

А ещё цивилизованной переработке мусора мешает несколько факторов. Например, несоответствие западного оборудования нашему российскому мусору. Купили сортировочный комплекс в Европе, а он не подходит для отечественных условий. Ведь почти вся Европа сортирует свои отходы, начиная с квартир! В Германии ни одной домохозяйке не придёт в голову смешивать в одном мешке стекло, пластик и полить всё это пищевыми остатками. У нас же весь мусор загрязнён. В контейнерах, стоящих в наших дворах, лежат ценные материалы, которые мы бездумно выбрасываем, – алюминий, жесть, картон и так далее. Но всё это лежит вперемешку с прокисшей капустой, просроченным майонезом и прочими малоаппетитными вещами. Европейское оборудование к такому не привыкло. Значит, чистить и отмывать полезный мусор придётся вручную, что сводит на нет всю доходность.

Получается, всё упирается в сортировку, то есть в нас с вами. Ведь именно мы производим такое гигантское количество мусора. Нам его и сортировать!

Жизнь заставит – не так раскорячишься

Сегодня главная головная боль мусороперерабатывающих заводов – где взять сырьё. Самый простой и дешёвый способ – забирать мусор со свалок и полигонов, благо в них недостатка нет. Но тут встаёт проблема: нужно договориться с руководством свалок или муниципалитетом, которые даже мусор не хотят отдавать бесплатно. Если договорённость достигнута, к работе на свалках привлекают нелегалов, а чаще асоциальный элемент – бомжей. Блуждая по мусорным полям, они за копейки собирают пластик, стекло, резину, кому что прикажут. Что насобирают, то МПЗ и переработает.

Более приличный путь – выставить контейнеры по раздельному сбору на рынках, у магазинов, предприятий, учреждений и так далее. И оттуда вывозить отсортированный продукт нужной категории. Однако такая система подходит не для всех видов мусора.

Ну и, наконец, самый цивилизованный путь – это раздельный сбор мусора в каждой семье, как это делается в Европе и США. В таком случае МПЗ получают уже отсортированный мусор, из каждой квартиры – прямиком на завод. Идеальная схема, к которой каждый из нас должен стремиться.

Говорят, нужны годы, чтобы человек привык выкидывать стекло в одно ведро, а бумагу – в другое. Смотря какой человек! Европейцы научились этому в считаные дни, стоило только правительству ввести огромные штрафы. Сегодня ни один немец не посмеет запихнуть в один контейнер картофельные очистки и упаковку из-под йогурта! Потому что переработанные очистки (биомусор) идут на корм скоту, а из упаковки от йогурта сделают новую упаковку. Ни один итальянец не выбросит пластиковую бутылку, не смяв её. Ведь смятая посуда занимает гораздо меньше места, потому её обычно и делают гофрированной. Кстати, за стеклянные и пластиковые бутылки европейцы получают деньги – сдают их, как когда-то делали советские школьники. Только не из рук в руки, а в специальные стеклоприёмники и пластикоприёмники.

Кроме того, всех европейских производителей обязали выпускать продукцию либо в разлагающейся упаковке, либо в упаковке, пригодной к вторичной переработке. И, как считают эксперты, жители некоторых европейских стран скоро вовсе «выйдут в ноль» по мусору.

Мы тоже можем. И хочется надеяться, даже без штрафов.

Раздельный сбор мусора уже ввели во многих российских городах. Пластиковые бутылки – в один контейнер, одежду – в другой, остатки продуктов питания – в третий. Почти в каждом российском городе есть пункты приёма разных видов мусора и контейнеры для вторсырья. Макулатура, пластик, стекло – в идеальных условиях всё это поддаётся переработке бесконечное количество раз. Отдельно принимают металл, пакеты, батарейки. Куда сдать всё это по отдельности в вашем городе, ищите на местных официальных сайтах.

Независимо от конфессии, многие храмы тоже включились в сортировку. Там собирают вещи для малоимущих, бумагу, книги, утварь, учебные принадлежности, технику. Что касается одежды, обуви и мебели, то для европейцев дело принципа – не выбросить вещь, а передать тому, кто нуждается. Сегодня многие россияне тоже сознательно относятся к вещам – отдают в благотворительные фонды, многодетным семьям, пенсионерам. По себе знаю: если у тебя есть друзья с детьми, то когда рожаешь своих, можно не думать о колясках, кроватках, игрушках, одежде. Всё перейдет «по наследству» от детей друзей.

В Москве контейнеры для приёма отработанных бытовых батареек и аккумуляторов расположены в магазинах сетей «ВкусВилл», «МТС», «Эльдорадо», «ИКЕА», «Медиа Маркт», «Глобус», а также в специальных экоцентрах. Ртутные лампы принимают «ИКЕА», «Глобус» и «Касторама». А ртутьсодержащие приборы (градусники, например) должны принимать организации, управляющие многоквартирными домами.

Проверьте, в вашем городе наверняка тоже есть пункты приёма.

Сознательный народ

С начала года стартовала российская мусорная реформа. Официально её цель – очистить страну от несанкционированных свалок, сократить объём захоронения отходов, развивать сортировку мусора, раздельный сбор. Чтобы серый мусорный бизнес превратить в белый – прозрачный.

Возможно, государственная программа поможет справиться с загрязнением страны, однако спасать Россию сегодня должен каждый из нас.

Когда общаешься с активистами-экологами, бесплатно внедряющими и развивающими в своих городах раздельный сбор мусора, то восхищению нет предела. У нас очень сознательный народ! Молодёжь требует установить в вузах раздельные контейнеры, люди в выходные отвозят свой мусор на другой конец города, чтобы он попал на МПЗ. Многие семьи отказались от напитков в пластиковых бутылках (да и для здоровья они вредные) или используют пластик по минимуму.

Похвастаюсь и я: приучила свою семью ходить в магазин с рюкзаком и тряпичными сумками. Мы почти не пользуемся пластиковыми пакетами или используем их много раз, пока не порвутся. Ведь пластик – один из самых вредных для экологии материалов, да к тому же период его разложения – почти 500 лет.

Ещё один способ в борьбе за чистоту – жалуйтесь! Если в вашем дворе не установили контейнеры для раздельного сбора, смело «стучите» в вышестоящие органы. Если мусоровоз собирает в кучу рассортированный мусор, звоните по телефону, указанному на контейнере. Сделайте фото и видео, распространите через интернет. Во всём, что касается мусора, сознательность граждан – на первом месте.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР

Опубликовано в №7, февраль 2019 года