Почему Фанни Ардан поцеловалась с Катрин Денёв
21.03.2019 00:00
Почему Фанни АрданФранцузская актриса Фанни Ардан ничего не делает для того, чтобы её имя лишний раз мелькнуло на страницах скандальной прессы: не делится с журналистами сокровенными переживаниями и профессиональными неудачами, не распространяется о взаимоотношениях с детьми или бывшими любовниками. Но при этом её успех огромен, потому что по-настоящему заслужен.

При дворе

Фанни родилась в 1949 году в семье кавалеристского офицера Жана Ардана. Детство будущей актрисы прошло в Швеции, Испании и Англии, где работал её отец, прежде чем получить престижную должность управляющего дворцом князя Монако. Жан Ардан был не простым служащим: с князем Ренье его связывали тёплые и дружеские отношения, и до 17 лет будущая актриса жила при дворе, запросто общаясь с особами королевских кровей, самим князем и его женой, голливудской звездой Грейс Келли, а также их детьми.

Однако у Фанни было врождённое чувство свободы, она не хотела подчиняться никаким устоям. Непонятно откуда взявшееся желание стать актрисой вызвало у родителей девушки негодование – отец с матерью буквально умоляли дочь подумать о другой профессии. Из любви к родителям девушка поступила в университет на факультет политологии, объясняя свой выбор тем, что занятия на нём велись всего три года, тогда как на остальных – четыре.

Вуз стал для Ардан пропуском в свободную жизнь, хотя в родном доме она была «так счастлива, что до конца своих дней могла бы проваляться у родителей на диване». И всё же Фанни решила выйти из-под родительской опеки. Более того, девушку, чьё детство прошло в княжеском дворце среди августейших особ, внезапно потянуло в народ – Ардан начала зарабатывать на жизнь различными способами: была горничной, служащей в адвокатской конторе. Однако продолжалось это недолго. Так и не примкнувшая к народу Фанни отправилась на курсы актёрского мастерства.

Страстное желание стать актрисой привело девушку в Париж, где она играла в театре, но без особого успеха у публики. Став знаменитой, она сказала, что прошла хорошую школу и может играть абсолютно всё. Начать кинокарьеру и стать той Фанни Ардан, которую знает весь мир, помог случай.

Кругом виноватый

Это может показаться странным, но всемирно известный кинорежиссёр Франсуа Трюффо любил проводить свободное время у телевизора. Декабрьским вечером 1979-го Трюффо смотрел какой-то телесериал, в котором играла Фанни, и его просто поразили её глаза. Позднее режиссёр говорил, что был «сражён её демонической красотой». И ещё – что это «была любовь с первого телевзгляда». Франсуа понял, что должен разыскать её.

Избалованный деньгами и славой, Трюффо влюблялся часто. К моменту знакомства с Ардан он пережил развод, оставив жену с двумя дочерьми, роман с известной актрисой Жанной Моро и бурную страсть с красавицей Катрин Дорлиак – впоследствии Денёв.

С Катрин он познакомился на кинофестивале в Каннах, где представлял свою картину «Нежная кожа» с Франсуазой Дорлиак, сестрой Денёв. Катрин и по сей день остаётся одной из самых красивых актрис своего поколения, а тогда она буквально ворвалась в жизнь Трюффо. Правда, внешняя сдержанность позволила ей умело скрыть свои отношения с режиссёром от журналистов.

Причиной их разрыва было нежелание Трюффо завести совместного ребёнка: он не мог избавиться от чувства вины, что оставил двоих детей ради новой любви и не хотел дополнительных переживаний. Денёв ушла от Франсуа без скандала, но ему непросто было смириться с этим разрывом.

Пережив депрессию, Трюффо нашёл в себе силы вернуться к творчеству. А окончательно определиться с выбором темы ему помогла Фанни Ардан. Он разыскал её для того, чтобы воплотить на экране… свой роман с Катрин Денёв, выразить свою боль. Догадывалась ли об этом Фанни? Догадывалась. Когда Трюффо спросил, всё ли ей понятно в сценарии, она ответила: «Конечно, ведь здесь говорится о страсти».

Главный мужчина

С партнёром по фильму для Ардан Трюффо тоже определился быстро. На вечеринке режиссёр увидел Фанни с актёром Жераром Депардье. Выбор был сделан.

Трюффо работал над образом для Фанни каждый день. Он опять был влюблён, и Ардан отвечала ему взаимностью. Всё, что пережил с Катрин, Франсуа заново переживал уже с Фанни. На вопрос, о чём его фильм, режиссёр ответил: «О любви, без которой не может быть ни одной истории. О паре, в которой оба одинаково требовали всё или ничего, и это разрушило обоих. О боли, которую люди носят в себе годами, ведь без любви мы ничто».

Когда за фильм «Соседка» Ардан получила престижную премию «Сезар», критики не без основания шутили, что все лавры следовало бы отдать Катрин Денёв.

Лишь однажды Ардан спровоцирует слухи о своих отношениях с Депардье, когда они снова встретятся на съёмочной площадке, – скажет прессе, что Жерар был её первым партнёром в кино и что она невероятно рада встретиться с ним снова. И добавит, что пришла в кино без протекции – её спас талант Депардье: «Уже в первые минуты на съёмочной площадке он был так органичен, ярок, что я забыла о камере. Жерар потом признался мне, что ничего не играл, так же как и я. По сюжету супруги, которых мы играли, воскресили свою любовь, а мы тоже не стали расставаться. Могу сказать, что Жерар Депардье является одним из главных мужчин в моей жизни. Иногда журналисты о наших отношения лгали, иногда были пророками».

Возможно, Ардан имела в виду, что Жерар принёс ей удачу. Но репортёры поняли признание иначе.

Поцелуй Денёв

Отношения Ардан и Трюффо продолжались, Фанни забеременела. Сам Трюффо, который к тому времени уже хотел обзавестись семьёй, на их с Фанни ребёнка возлагал большие надежды. Вот только Ардан замуж не торопилась. А вскоре у Трюффо обнаружили опухоль мозга. Мысль «Что будет с ребёнком?» не покидала Франсуа. Бесконечная головная боль мешала нормально работать и жить. Но Фанни имела железное убеждение, что брак разрушает чувства: «Любовь должна быть настоящей, без кольца на пальце».

Их дочь родилась за год до смерти Франсуа. Даже несмотря на появление ребёнка Франсуа редко виделся с Фанни из-за своей занятости в театре и кино.

В октябре 1984-го Трюффо не стало. Он прожил недолгую жизнь, но оставил замечательные фильмы и книги. Великие актрисы второй половины ХХ века – Жанна Моро, Катрин Денёв и Фанни Ардан – осиротели. Фанни, вспоминая годы, прожитые с Трюффо, называла их самыми счастливыми: «Он ушёл от меня, когда ему было всего лишь пятьдесят два, но прожил удивительно насыщенную жизнь. Его главный принцип был каждый день сделать что-нибудь, что доставило бы радость».

В дальнейшем жизнь сыграла с Ардан странную шутку. Актёрская судьба свела её с Катрин Денёв, и они вместе снялись в фильме Франсуа Озона «8 женщин». Вот как сама Ардан описывает свои отношения с Денёв на съёмочной площадке: «Страсть темноволосой Ардан против холодной недоступной блондинки Денёв – со стороны Озона было очень умно поиграть этим клише. Он проявил большую изобретательность, заставив нас бороться друг с другом». На экране партнёрши целовались. На вопросы журналистов, как Ардан согласилась на это, она ответила, что боготворила Денёв, ещё будучи девочкой, и теперь целовала её как икону.

И всё-таки Ардан было нелегко дать согласие на съёмку. Сначала она отказала режиссёру, мотивируя тем, что быть в окружении женщин ей неинтересно. Однако Озон убедил её, пообещав, что она неплохо проведёт время – ей будет весело.

Три грации

Ардан смущают вопросы о личном, потому что, по её признанию, она всегда вела беспорядочную жизнь – должна была кого-то любить, чтобы играть. Актриса говорит: «Мне хотелось бы быть женщиной, которая идёт рядом с мужчиной, женщиной в объятиях мужчины. Жить только ради одного человека».

Она считает себя пессимисткой, рассказывает журналистам, что её часто посещают тёмные мысли. Но Ардан по-прежнему убеждена, что искусство важнее и значимее, чем обычная жизнь. И как бы она ни складывалась, Фанни помогает выстоять жизненное кредо «Завтра будет лучше».

Три её дочери от разных мужчин не выбрали профессию актрисы. У всех троих необычные, даже несколько «книжные» имена: старшая – Люмир Левер, средняя – Жозефина Трюффо и младшая – Баладин, отцом которой пресса называет режиссёра Фабио Конверси.

Люмир занимается современным искусством. Жозефина с юности увлеклась криминалистикой, по мнению матери, это «ужасно мужская специальность». Однако при этом Ардан считает, что раскрытие преступлений тоже является искусством. А ещё Жозефина занимается творчеством Владимира Маяковского. Младшая дочь Баландин ещё учится. Фанни никогда не навязывает им своих жизненных принципов, но советует не находиться в тени мужчины.

Незамужняя

Сегодня Фанни Ардан живёт в престижном 16-м округе Парижа, из окон её квартиры видна Эйфелева башня. Актриса свободно владеет английским, итальянским и испанским языками. Много раз бывала в России. По-прежнему востребована и снимается у лучших режиссёров. Она любит читать и отдаёт предпочтение русской литературе, считая её близкой своему мироощущению. Другие писатели удостаиваются внимания Фанни, когда ей нравятся их портреты на книгах, – если писатель ей симпатичен, она покупает его книгу.

В звучании её фамилии пытаются искать скрытый смысл, ведь ardent по-французски означает «жгучий», «страстный», «пылкий». Яркая брюнетка от природы, она никогда не стремилась осветлить волосы, чтобы сравниться с голливудскими красотками. К своему облику Ардан выбирает также тёмные, почти чёрные тона одежды самых известных кутюрье, утверждая, что чёрный – цвет страсти и искусства. И ей по-прежнему дорога её свобода, потому что только свободный человек может быть готов на любые перемены в жизни.

Вся её жизнь пронизана любовью. Фанни вспоминает, что её родители обожали друг друга всю жизнь, поэтому она и выросла в наследии огромной, истинной, взаимной любви мужчины и женщины. Сама Ардан никогда не была замужем, хотя признавалась, что любила отцов своих дочерей: просто она не представляла себе брака, сравнимого с браком её родителей.

Фанни Ардан верит в любовь. «Это – единственное, что меня действительно интересует. Любовь для меня самое завораживающее явление». И тем не менее главной любовью её жизни является работа, от этого она никогда не отступала, потому что всё остальное меняется – дети вырастают, мужчины уходят.

Уже будучи звездой, Ардан не без грусти заметила: «Трудно играть любовную историю, которая уже закончилась, чувства не вернутся. Однако самые болезненные любовные истории – те, когда считаешь, что потратил время зря».

Можно с уверенностью сказать, что к Франсуа Трюффо эти слова точно не относятся. Их встреча была предназначена судьбой, а её роль в «Соседке» дала возможность Фанни Ардан стать кинозвездой мирового масштаба. Сам Трюффо говорил о ней, что она из какой-то загадочной страны, которой на самом деле нет.

Элина БОГАЛЕЙША

Опубликовано в №37, сентябрь 2011 года