СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Зачем понадобились часовые пояса, и как они появились
Зачем понадобились часовые пояса, и как они появились
28.03.2019 19:24
Зачем понадобилисьСегодня трудно представить, что ещё совсем недавно человечество определяло время на глаз и лишь приблизительно. Солнце встало – пора на работу, солнце закатилось – можно отдохнуть. Ведь большинство населения планеты составляли крестьяне, для которых часы были не важны. Они и за годами-то не особо следили. Важна была только смена сезонов. Но технический прогресс заставил человечество считать не только часы, но и минуты с секундами. И вот лишь тогда на свете появилась система часовых поясов. А в России она была введена сто лет назад.

Счастливые часов не наблюдают

Современное человечество существует около 200 тысяч лет. И почти всё это время люди ориентировались во времени как зверушки. Наши предки различали свет и темноту, тепло и холод, чувствовали бодрость или усталость – в зависимости от этого они определяли, что началось утро или наступил вечер.

Конечно, и в древнем мире были учёные, которые пытались разобраться, как устроен мир, составляли карты звёздного неба, но особого практического значения их исследования не имели. Лишь по мере развития кораблестроения и открытия новых земель интерес к измерению времени рос. Тут-то и понадобились максимально точные часы – хронометры, по которым можно засекать разницу во времени при прохождении участков пути.

Однако моряки – это особые люди, и их было не так уж много. А для большинства сухопутного населения проблема точного времени вообще не существовала.
Но как же люди тогда определяли, который час?

В каждом населённом пункте существовали часы, на которые все ориентировались. Например, циферблат на здании ратуши. Или колокол главного собора, который начинал бить в полдень. Или полуденный выстрел пушки со сторожевой башни. Этого казалось вполне достаточно.

И в каждом городе было своё время. Оно могло отличаться от столичного на 6 минут, 38 минут, на 2 часа 43 минуты – на сколько угодно. Местное время устанавливалось по солнцу. И, например, в России, проехав всего несколько вёрст из Владимира в Нижний Новгород, вы попадали в другое время. Когда во Владимире было 12.40, в Нижнем – 12.56. А в Москве – и вовсе 12.30! А ведь это соседние города.

Но никого это не волновало. Всё изменилось лишь к середине XIX века. Именно тогда измерение времени превратилось в жизненную необходимость.

Шар в полосочку

В 1820–50-х годах технический прогресс буквально взорвался, взлетел с ракетной скоростью.

В 1825 году запущен первый пассажирский поезд, в 1827-м состоялось первое путешествие через Атлантику на пароходе, в 1836 году заработал телеграф. А уже в 1844-м на железные дороги Англии вышел первый экскурсионный поезд. Путешествия, которые раньше были доступны избранным, превратились в массовый туризм.

В 1850 году газета «Таймс» писала: «Тысячи наших читателей за последние три года путешествовали и видели много больше, чем за всю свою предшествующую жизнь. Ещё тридцать лет назад среди сотни сельских жителей нельзя было встретить и одного человека, который видел бы столицу. Теперь же вряд ли вы найдёте из той же сотни одного, который не провёл бы там хоть один день. Лондонцы толпами едут в Париж, затрачивая на это всего лишь половину тех денег и треть того времени, которые в прошлом им требовались для поездки в Ливерпуль».

Вот тут-то и встал вопрос о синхронизации времени. В каждом населённом пункте местное время выставлялось по солнцу. Пока люди сидели на своих местах или медленно передвигались на небольшие расстояния, этой разницы никто не замечал. А когда десятки тысяч пассажиров стали кататься на поездах, началась путаница в расписании. Например, поезд из Ливерпуля в Лондон отправляется в 10.30 – но по какому времени? По лондонскому или ливерпульскому?
Да и почта с телеграфом тоже требовали единого времени.

Его и ввели. Сначала в Англии. Решили так: раз земной шар за 24 часа поворачивается на 360 градусов, значит, надо его расчертить меридианами – линиями по 15 градусов, каждая из которых соответствует одному часу. За точку отсчёта взяли меридиан, проходящий через обсерваторию Гринвича – лондонского пригорода. И уже это время сделали единым для всего британского острова. А через некоторое время Гринвичский меридиан стал эталоном для всего мира – нулевым меридианом, от которого стали отсчитывать часовые пояса.

Но произошло это не без борьбы.

А солнце светит всем одинаково

Борьба против единого гринвичского времени началась, между прочим, в самой Англии.

Поначалу единое время было исключительно железнодорожным, для синхронизации расписания. Так что получалась путаница: на станционных часах значилось одно время, а на городской площади этого же самого населённого пункта – другое. Производители карманных часов даже начали делать хронометры с двумя стрелками, одну из которых можно было настроить по местному времени, а вторую – по железнодорожному.

Но потом все стрелки по всей стране решили привести к единому знаменателю. И это многим не понравилось.

Журналист эдинбургской газеты писал: «Да кто мы такие, и почему мы должны выбрать именно Гринвич, а, скажем, не Тимбукту или Москву, или Бостон, или Астрахань, или столицу Каннибальских островов?.. Великий круговорот дня обходит все эти места по очереди и не делает исключений ни для кого».

Ему вторила лондонская газета: «Идёт агрессия железнодорожного времени. Теперь во многих наших британских городах и деревнях мы преклоняемся перед могуществом пара и спешим на свои места, подчиняясь законам железнодорожной компании!»

Однако в самой Британии проблему уладили. К гринвичскому времени привыкли все, чему способствовала и красивая техническая новинка. К середине XIX века в Гринвиче установили точные электрические часы, которые передавали по кабелю импульс в другие города. Во всех этих городах на башенках установили шпили, на которые посадили металлические чёрно-белые шары. И вот ровно в час дня ко всем этим шарам из Гринвича посылался электрический разряд. После чего шарики резко падали вниз по шпилю.

Это было удобно для сверки часов. Но вдобавок это было прикольно! Народ собирался поглазеть на падающий шар, народу нравилось зрелище.

Правь, Британия!

С проблемой разнобоя во времени столкнулись все технически развитые страны. Каждая пыталась решить проблему по-своему.

Во Франции часы на железнодорожных станциях показывали вокзальное время, которое почему-то на 5 минут отставало от парижского. А часы за пределами станции показывали местное, городское время.

В Германии на железных дорогах было официально установлено одно из пяти времён: берлинское, мюнхенское, штутгартское, карлсруйское и людвигсхафенское. При этом для удобства пассажиров вдоль рельсов поставили специальные столбы, отмечавшие минутные изменения времени. И глядевший в окошко поезда бюргер переводил часы каждые десять минут. Так бы оно и продолжалось, но в дело вмешался германский Генеральный штаб, заметивший, что подобная система крайне неудобна с военной точки зрения.

В общем, к концу XIX века все развитые государства поняли, что нужен единый стандарт времени. И в 1884 году в Вашингтоне собралась по этому вопросу международная конференция.

При этом все понимали необходимость единого стандарта, но не все были согласны с тем, что стандарт нужно вводить непременно английский. Особенно возражали французы, предлагавшие провести нулевой меридиан через их парижскую обсерваторию. Французы тогда ещё не признавали доминирования Британии и считали себя такими же великими. Торговались. На худой конец, признавая за точку отсчёта Гринвичский меридиан, требовали, чтобы англичане взамен перешли на метрическую систему.

Предлагали компромиссы – ни нашим, ни вашим: провести нулевой меридиан через какую-нибудь известную достопримечательность. Через пирамиду Хеопса, например.

Но тут британцы выложили главный козырь – предъявили таблицу мореходных путей, в которой было отмечено, сколько кораблей ориентируется по разным меридианам. И выяснилось, что от Гринвича отталкивается 75 процентов мореплавателей, а 25 процентов – от иных ориентиров. И эти 25 приходятся на все остальные страны мира, включая Францию, Америку и Российскую империю.

Как ни крути, Британия тогда была владычицей морей. Самым мощным, технически развитым и богатым государством. Как они сами о себе пели в то время: «У нас есть корабли, есть пушки, и денежки у нас тоже есть».
Так что участники конференции пришли к соглашению и остановились на гринвичском варианте.

Но фактически на поясное время, основанное на нулевом меридиане, разные страны перешли в разное время. Америка и Канада – за год до конференции, в 1883 году. Германия и Австро-Венгрия – в 1893-м, а Франция – аж в 1911-м. Российская же империя, представитель которой на конференции не возражал против английских предложений, вообще не перешла на поясную систему и до самой революции ориентировалась на собственный нулевой меридиан, проходивший через Пулковскую обсерваторию.

Наши проблемы

На первый взгляд, именно наша страна больше всех и была заинтересована во введении поясного времени. Если уж британский островок страдал от рассогласованности времени, хотя разница между частями страны составляла максимум полчаса (без учёта колоний), то России, растянутой на огромное расстояние с запада на восток, сам бог велел поделить территорию на часовые зоны. Однако же до революции этого не случилось. И, в общем, по объективным причинам.

Во-первых, на Западе потребность в синхронизации времени была вызвана взрывным ростом технического прогресса, а у нас этот процесс шёл довольно плавно. В Лондоне в 1860-х годах уже начали строить метро, а в России 90 процентов населения жило в деревнях. Транссибирская магистраль, связавшая всю страну, начала строиться позже конференции, так что вопрос о согласовании времени был ещё не актуален.

Ну и вообще. Решили, что русское население, привыкшее к природным ритмам, не поймёт новшества. Ведь даже в продвинутой Англии народ не сразу оценил удобство. Царь решил не раздражать людей нововведениями.

Вместо этого составили толстенные и очень сложные железнодорожные справочники «Расписание движения скорых и пассажирских поездов». А в них – «таблицы, указывающие, который час в главных городах европейской и азиатской России и в некоторых городах других государств, когда в С.-Петербурге полдень».

Сложность таблиц состояла не только в учёте разницы времени между населёнными пунктами, но и в том, что в царской России кроме государственных существовало множество частных железных дорог. Их расписание приходилось учитывать отдельно. Дополнительной статьёй было расписание работы буфетов на каждой станции.

Словом, труд по составлению справочников был проделан колоссальный!

В то же время пользоваться ими было довольно удобно. Названия станций в таблице указаны по алфавиту. Дорога работает по единому петербургскому времени, но любой железнодорожный служащий или пассажир может легко синхронизировать это время с местным.

Которые тут временные? Слазь!

На поясную международную систему перешли большевики, разбившие страну на 11 часовых зон. Однако эксперименты в этом направлении начало ещё Временное правительство, которое в июле 1917-го перевело стрелки на час вперёд для «экономии дров». Иначе говоря, ввело уже знакомое нам летнее время.

Вообще о таком переходе фантазировали многие и давно. Ещё Бенджамин Франклин, изображённый на стодолларовой купюре, работая послом во Франции, проснулся рано утром и увидел, что в комнате уже светло, а ленивые французы спят. А ведь можно вставать в четыре утра, пользуясь бесплатным светом! И спать ложиться пораньше, не засиживаться вечером, свет не жечь, – сообразил предприимчивый американец и тут же высчитал, сколько можно сэкономить на свечах в масштабе страны. Однако эта мысль осталась без последствий.

Зато в 1916-м первыми её воплотили немцы. Они сообразили, что полчаса утренних сумерек – это дополнительная возможность ведения боевых действий. И германские окопы в Первой мировой начали просыпаться раньше. Перешли на летнее время.

А за ними и их противники. Кроме России, которая идею не оценила. Но после Февральской революции бросилась в авантюры, в том числе и вот – решила сэкономить на дровишках. Однако, как известно, ни нам, ни немцам в ту войну летнее время не помогло.

Большевики после Гражданской войны этот переход отменили, а в 1930 году опять ввели. Но не для экономии ресурсов, а потому что немногочисленные ещё советские электростанции не справлялись с пиковой нагрузкой по вечерам. Вот их и освободили немного, перебросили часть нагрузок с вечера на утро. Это время называлось в народе декретным и просуществовало до конца советского периода. Причём в 1981 году стрелки советских часов ещё раз перевели на час вперёд, уже официально назвав этот переход летним временем. Будто бы для экономии.

Таким образом, даже живя по международной гринвичской системе, наша страна на самом деле обгоняла своё поясное время то на один, то на два часа.

В конце двухтысячных удалось подсчитать, что вся выгода от переходов на летнее время в расчёте на одного человека составляет примерную стоимость двух буханок хлеба. Зато от ежегодной адаптации к новому графику люди чаще болеют, впадают в депрессию и даже идут на самоубийство. В последние годы с экспериментами вроде бы покончено. И слава богу, если так.

В предстоящие выходные Европа вновь перейдёт на летнее время. А мы спокойно проспим всю ночь и не потеряем при этом один час.

Павел БУРИН
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №12, март 2019 года