Как Волька перевоспитывал джинна
28.03.2019 19:52
Как Волька55 лет назад на киностудии «Ленфильм» завершились съёмки фильма-сказки «Старик Хоттабыч» по повести писателя Лазаря Лагина (настоящая фамилия – Гинзбург). Книга была написана ещё в 1938 году и печаталась из номера в номер в газете «Пионерская правда» и журнале «Пионер». Первое отдельное издание вышло в 1940 году. Позднее повесть неоднократно переиздавалась, переведена на 50 языков мира. Ею зачитывались дети нескольких поколений.

Неуместное чудо

В начале пятидесятых годов автор внёс в книгу правку, усиливающую её антикапиталистическую направленность. В частности, в ней содержались резкие выпады в адрес империализма, Соединённых Штатов Америки, колониальных властей Индии и тому подобное. Но уже в 1955 году, в начале «оттепели», вышло следующее, менее идеологизированное издание. Именно оно легло в основу сценария фильма, снятого в 1956 году.

Дочь писателя, Наталья Лагина, вспоминала: отец рассказывал ей, что сюжет о приключениях джинна, выпущенного из бутылки, был позаимствован им из более раннего произведения. Ещё в 1916 году в дореволюционной России была издана книга английского писателя Ф. Энсти «Медный кувшин», которая и навела юного Лазаря, которому было тогда 13 лет, на мысль сочинить историю о похождениях Хоттабыча.

Джинн по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, он же старик Хоттабыч, прожил последние три с половиной тысячи лет в кувшине, в который он был заключён царём Сулеманом ибн Даудом и из которого был освобождён советским пионером Волькой Костыльковым. Хоттабыч стал верно служить Вольке, творя всевозможные чудеса.

Следует сказать, что в мусульманском мире слово «джинн» означает то же самое, что в христианском – «бес», «чёрт», «демон». Это существо однозначно злобное и крайне опасное. Но когда восточные сказки стали проникать на Запад, европейские читатели, очарованные причудливой мифологией Востока, восприняли джиннов скорее как нечто экзотическое, не такое уж страшное, а порой и комическое. А уж в книге «Старик Хоттабыч» джинн и вовсе оказывается смешным, нелепым стариканом, вся опасность которого заключается лишь в идейной отсталости.

Впрочем, вначале джинн демонстрирует феодальные замашки. Но любое чудо в его исполнении оказывается неуместным. Например, он пытается помочь своему спасителю сдать экзамен по географии, но знания Хоттабыча настолько устарели, что Волька попадает в смешное положение. Костыльков против своего желания то обрастает бородой, то получает караван рабов в подарок. Джинн забрасывает лучшего друга Вольки, Женю Богорада, в Индию. Друзьям приходится постоянно спасать от Хоттабыча учительницу Вольки: рассердившись, джинн пообещал превратить её в мерзкую жабу. Но душа у Хоттабыча добрая, и со временем пионер-отличник Волька перевоспитывает древнего джинна в образцового советского гражданина.

Гусейн, он же Гассан

Работу над кинокартиной начали с поисков юных героев – Вольки Костылькова, Жени Богорада и Гоги. На роль Вольки пробовались сотни школьников, но режиссёра Геннадия Казанского никто не устраивал. Когда на студию пришёл 13-летний Алёша Литвинов, отказали и ему. Но через полгода перезвонили и попросили явиться на «Ленфильм». Тут его, наконец, утвердили на роль. Так никому не известный школьник стал героем для нескольких поколений ребят.

Геннадия Худякова утвердили на роль Женьки намного быстрее. «На тот момент я уже был в картотеке «Ленфильма», – вспоминал Геннадий Иванович. – Просто снялся совсем ещё маленьким в эпизоде фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер», вот меня по фотографии и пригласили на пробы. Перед камерой я и другие кандидаты играли эпизоды из сценария, так нас и отбирали».

Гогу-Пилюлю сыграл Лёва Ковальчук. Во время съёмок он даже не представлял, какого отрицательного типа ему приходилось изображать. Когда он впервые на просмотре увидел своего Гогу, то не на шутку испугался, расплакался и выбежал из кинозала – так ему был противен его герой.

На роль Хоттабыча пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин, но их не утвердили. Потом кто-то из киногруппы вспомнил об очень популярной в те годы картине «Насреддин в Бухаре», в которой звездочёта Гусейна замечательно играл Николай Волков-старший. Этот персонаж очень напоминал Хоттабыча, поэтому Волкова пригласили на пробы в будущий фильм.

Актёр по характеру был очень весёлым человеком, с большим чувством юмора. Как только его загримировали, приклеили большой нос, губы, уши, стало ясно – Хоттабыч найден! Николай Николаевич вставал в пять часов утра, первым приходил на съёмочную площадку и два часа проводил в гримёрке. Так 55-летний актёр превращался в древнего старика.

По улицам слонов водили

Самой сложной для Волкова оказалась сцена поедания мороженого. По сюжету Хоттабыч съедал 43 порции эскимо за несколько минут. Он ел мороженое, словно огурцы, откусывая большими кусками. Чтобы актёр не простудился, эскимо заменили глазированными сырками. За два дня съёмок Волкову пришлось съесть 50 порций. С тех пор глазированные сырки он ненавидел.

В послужном списке актёра было свыше 70 ролей, но роль Хоттабыча стала самой заметной. Кстати, в сцене в цирке маленькую роль мороженщицы сыграла начинающая тогда актриса Зинаида Шарко, ныне – ведущая актриса Большого драматического театра, любимица петербургской публики.

Снимать фильм начали с эпизода переезда семьи Костыльковых на новую квартиру (из одной коммуналки – в другую!). Волька напоследок отправляется искупаться в Москве-реке, где и находит сосуд, в котором заключён Хоттабыч.

При вскрытии Волькой сосуда происходит нечто вроде взрыва, мальчик взлетает под потолок комнаты и повисает на люстре. Алёше Литвинову надевали широкий пояс с карабином на шнуре. Шнур продевали через дыру в потолке. В верхней комнате сидел человек, который в нужный момент открывал карабин. Но, как известно, в кино любую сцену снимают не сразу, а с нескольких дублей. Алёше приходилось висеть под потолком по часу и больше.

Эпизод необыкновенного футбольного матча команд «Шайба» и «Зубило» снимали на маленьком питерском стадионе «Светлана». Игру изображали профессиональные футболисты из ленинградского «Зенита». В мастерских «Ленфильма» были изготовлены специальные ворота для матча. Штанга, которая по сюжету изгибалась и «подыгрывала» соперникам, была сделана из резины, а сами ворота сделали раздвижными, чтобы они могли в нужный момент стать больше или меньше. На футбольном поле была установлена и катапульта, при помощи которой забивали мячи в «девятку».

Там же, на стадионе «Светлана», сняли эпизод, когда с неба на игроков падает множество мячей. Перед съёмками режиссёр вручил каждому игроку по мячу и попросил подкинуть их высоко вверх. Камера снимала взлетающие на фоне неба мячи, а потом уже, при обратной прокрутке кадров, получилось, что мячи падают сверху. Но поскольку стадион «Светлана» был очень мал, пришлось при монтаже дорисовывать на общих фонах трибуны, табло и прожекторы. А крупные планы сидящих на трибунах зрителей доснимали уже на главном питерском стадионе имени Кирова.

Сцену, когда по Москве идут огромные караваны слонов и верблюдов, гружённые пряностями, на самом деле снимали в Сочи. В момент съёмок там гастролировал цирк под управлением Корнилова, который и предоставил киношникам в аренду своих животных. Этот караван шёл по улицам Сочи, а при монтаже вместо сочинских домов были дорисованы дома московские, например знаменитые сталинские высотки. День съёмок выдался очень жарким, снимали долго, люди и животные очень устали.

В Одессе снимали эпизод, когда Хоттабыч и Волька едут на верблюде по городу. Верблюда купили специально для этой сцены. Кстати, в будущем эта незапланированная в бюджете фильма сумма здорово повлияла на дальнейшую работу: в эпизодах, когда Хоттабыч показывает фокусы в цирке, на самом деле должны были сниматься тигры, но на них денег уже не хватило, поэтому пришлось ограничиться акробатами.

Момент взлёта Хоттабыча и ребят на ковре-самолёте снимали на крыше недостроенной тогда гостиницы «Пекин» в Москве. Работали там почти всегда голодными. На обед с двенадцатого этажа не набегаешься, поэтому за едой посылали одного человека. А в группе народа много, так что каждому доставалось по булочке и кусочку колбасы.

«Сам же полёт на ковре снимали в павильоне студии, – вспоминал Геннадий Худяков. – Мы сидели втроём, а за нами был экран, на котором шли кадры с уже отснятым ранее небом и самолётами. Помню, снимали сцену, когда мой Женька с жалостью кидает вниз связку бананов и кричит: «Эх, прощайте, бананчики!» А у меня в этот момент от дыма, который специально напустили в студии, глаза стали щипать и потекли слёзы. Режиссёр так и оставил в кадре эту слезу: мол, так ему этих бананов жалко стало. А меня похвалил за хорошую игру. Потом там же выстроили трамплин, и ковёр вместе с нами скатывался по этому трамплину. На экране же получилось, что мы просто падаем вниз с неба».

Кстати, о бананах. В те годы они были в Советском Союзе невиданным экзотическим фруктом. Если бананы завозили из Китая или Вьетнама, в очереди за ними приходилось стоять по несколько часов. Мало кто из советских людей представлял, как на самом деле выглядят бананы. Поэтому декораторы сделали для фильма заморские фрукты из папье-маше и покрасили их в ядовито-зелёный цвет, хотя такими бананы не бывают даже в неспелом виде.

В сочинском санатории имени Орджоникидзе снимали сцены, когда старик Хоттабыч и его юные друзья попадают в пансионат. Если помните, во дворе этого дома отдыха бьёт красивый фонтан. Оказывается, до съёмок фильма фонтан много лет не работал и лишь по настоянию директора киногруппы его починили и запустили. Там же была снята сцена, когда Хоттабыч, Волька и Женька падают на ковре-самолёте в бассейн.

Трах-тибидох

В Сочи Алёша и Гена, пользуясь случаем, бегали в перерывах между съёмками купаться в Чёрном море. И так усиленно ныряли, что исцарапали лица о подводные камни. Режиссёр Казанский, увидев это, страшно ругался и объявил ребятам настоящий выговор. Для съёмок эти царапины тщательно замазывали гримом.

Поскольку основные съёмки проходили летом, учёбу ребята не пропускали. Только в Одессе, где съёмки проходили в сентябре, Алёша и Гена ходили в местную школу. Днём учились, а вечером снимались. Самые последние дни съёмок проходили осенью в Москве, где работали над началом фильма – эпизодом, когда Волька находит в Москве-реке сосуд с джинном.

По роли Волька блондин, а Алёша Литвинов был брюнетом. Перед каждой съёмкой его красили пергидролью (процедура, поверьте, мучительная). Но у юного актёра так быстро отрастали волосы, что их осветляли каждую неделю. Редко удавалось добиться одинакового тона. Это заметно на экране.

А вот ещё одна накладка, на сей раз авторская. Хоттабыч – правоверный мусульманин, верит в Аллаха, следовательно, приверженец ислама. Но царь Сулейман ибн Дауд, заключивший его в сосуд, жил три с половиной тысячи лет назад, а ислам возник только в начале VII века нашей эры.

Оказывается, знаменитое волшебное слово Хоттабыча «трах-тибидох-тибидох», известное сегодня любому ребёнку, появилось только в радиопостановке 1958 года. В первом издании книги (1940 год) Хоттабыч произносит такое заклинание: лехододиликраскало. Интересно, что это словосочетание представляет собой не что иное, как первую строку иудейского литургического гимна встречи шаббата (субботы). На современном иврите это звучит как «леха доди ликрат кала». Ни в фильме, ни во всех послевоенных изданиях книги этого нет. В книге момент колдовства описывается так: «Вместо ответа Хоттабыч, кряхтя, приподнялся на ноги, вырвал из бороды тринадцать волосков, мелко их изорвал, выкрикнул какое-то странное и очень длинное слово и, обессиленный, опустился прямо на опилки, покрывающие арену».

Жизнь, не похожая на сказку

Фильм «Старик Хоттабыч» вышел на экраны страны более полувека назад и имел оглушительный успех. Но эта замечательная киносказка по-прежнему радует юных зрителей.

В 2000 году писатель Сергей Обломов выпустил роман «Медный кувшин старика Хоттабыча», в котором приключения древнего джинна переносятся в наши дни. В 2006 году книга была экранизирована, но ремейк старой ленты успеха не имел.

Ни один из юных участников картины актёром не стал. Алексея Александровича Литвинова, сыгравшего роль Вольки Костылькова, на улицах уже не узнают, автограф не просят. Сегодня Волька ибн Алёша живёт в маленькой деревушке под Петербургом, и его жизнь совсем не похожа на сказку.

Во время съёмок картины отличник учёбы Литвинов стал отставать по всем предметам. За съёмки в «Хоттабыче» Алёше заплатили 2400 рублей, деньги по тем временам немаленькие. На гонорар Алексей купил велосипед, фотоаппарат и первый в районе телевизор для семьи. Смотреть фильмы и передачи к Литвиновым собирались все соседи по коммуналке.

После «Старика Хоттабыча» юного актёра приглашали и в другие картины, но он отказывался. Сниматься по восемь часов в день, пропускать учёбу ему не понравилось. Окончил техникум, получил специальность электрика. Сегодня он пенсионер. После смерти дочери и жены снова женился. Вместе с женой они переехали в маленький посёлок, поселились в однокомнатном домике. Есть огород, который их и кормит, ведь пенсия у пожилых супругов маленькая. Иногда зимой, когда заканчивается дачный сезон, они пересматривают кассету с фильмом «Старик Хоттабыч».

Лёва Ковальчук (Гога) тоже не стал актёром. Сегодня он изучает лазеры и занимается бизнесом.

Геннадий Худяков (Женька) после окончания Ленинградского радиотехнического университета стал инженером. Всю жизнь проработал в НИИ телевидения, прошёл путь от рабочего-радиомонтажника до начальника отдела.

Сегодня три приятеля встречаются редко, слишком по-разному сложились их судьбы. Но когда видятся, с удовольствием вспоминают, как после премьеры «Старика Хоттабыча» одноклассницы наперебой назначали им свидания.

Интересно, что в год выхода на экраны «Старика Хоттабыча» американская картина со схожим сюжетом «Вокруг света за 80 дней» получила целых пять «Оскаров». Нашу киносказку в Голливуд, разумеется, не отправляли.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №38, сентябрь 2011 года