Кто хуже – Ришар или Депардьё?
03.04.2019 20:08
Кто хужеДва самых известных французских актёра, Пьер Ришар и Жерар Депардьё, не только сыграли замечательные роли во множестве фильмов, но и вошли в историю кинематографа. В восьмидесятые годы они вместе снялись в нескольких комедиях, которые до сих пор любимы зрителями. Дуэт получился уникальным. Конечно, в этих фильмах велика заслуга талантливого сценариста и режиссёра Франсиса Вебера, а также композитора Владимира Косма, написавшего прекрасную музыку. Но всё-таки совместная игра двух ярких актёров – главное достоинство этих кинокартин. И возникает всего лишь два вопроса: кто из артистов лучше? А главное – кто хуже?

Потомок феодалов

Пьер Ришар происходит из весьма обеспеченной семьи (родился в 1934 году), его папа был текстильным предпринимателем и представителем старинного аристократического рода, потомком средневековых французских феодалов.

Впрочем, папаше некогда было заниматься мальчиком, и он отправил его к своему отцу – естественно, тоже аристократу и бывшему феодалу. Сам же текстильный предприниматель после этого исчез на долгие годы, пустил по ветру состояние и сыном не интересовался.

Мальчик вырос в родовом замке на севере Франции. Но его отдали не в престижный аристократический лицей, а в самый обычный, где он учился вместе с простыми детьми. Окончив его, Пьер Ришар отправился в Париж поступать на драматические курсы, чему противился дед. Это стало причиной разрыва будущего актёра с семьёй.

Ему удалось поступить на знаменитые драматические курсы Шарля Дюллена, однако в театре Ришару не везло. У актёра с молодости весьма специфическая внешность, так что ему давали только роли второго плана. Приходилось подрабатывать выступлениями на подмостках кафе, захудалых кабаре и мюзик-холлов. Ришар, кстати, хорошо танцевал.

Но потом он попал в руки режиссёра Ива Робера, и тот поручил Ришару главную роль в детективной комедии «Высокий блондин в чёрном ботинке». Большой успех в этом фильме стал началом триумфа! А ведь актёру тогда было уже под сорок. В 1974 году Робер и Ришар снимают столь же успешное продолжение «Высокого блондина…».

В 1976 году Пьер Ришар снялся в фильме «Игрушка» режиссёра Франсиса Вебера, и, пожалуй, это на сегодняшний день лучшая работа актёра. Создатели «Игрушки» сняли не просто комедию, а настоящую социальную драму. Сам Пьер Ришар о фильме рассказывал: «Франсис Вебер стал однажды свидетелем того, как очень богатая семья выбирала своему карапузу игрушку. И они настолько хотели угодить своему ребёнку, что готовы были на всё. Даже «купить» продавца. История показательная. Поэтому она и запала в душу такому творческому человеку, как Франсис, и он написал сценарий. А когда я прочел его историю, то понял, что должен сыграть в этой кинокартине».

И вот наконец в биографии актёра наступает момент, когда на съёмочной площадке он встречается с Депардьё.

В 1981 году в фильме того же Вебера «Невезучие» родился знаменитый дуэт.

Застенчивый заика

Жерар Депардьё младше своего коллеги на 14 лет (родился в 1948-м). В отличие от Ришара, он появился на свет в небольшом селении Шатору, и вовсе не в аристократическом роду, а в самой обычной семье с деревенскими корнями. Его отец вообще всю жизнь оставался неграмотным человеком без образования. Подрабатывал жестянщиком, но постоянной работы не имел, вдобавок пил.

Что характерно, Жерар, как и Пьер, тоже оказался нежеланным ребёнком, его мать даже пыталась сделать аборт, протыкая себя спицами. Денег в семье не было, шестерыми детьми никто не занимался, и Жерар вырос застенчивым заикой.

В юности он трудился наборщиком в типографии, занимался боксом, работал над речью. В 1965 году приехал в Париж, где по чистой случайности оказался на актёрских курсах, после чего заинтересовался этой профессией.

Потом Депардьё играл в любительской труппе. В 1974 году режиссёр Бертран Блие пригласил Жерара в фильм «Вальсирующие». Несмотря на скандальность и эпатажность картины, во Франции её посмотрели практически все. После этого фильма Депардьё стал востребованным актёром и снялся ещё во множестве хороших и очень хороших кинокартин.

Но настала пора попробовать себя в настоящей французской комедии.

Человек-катастрофа

Дуэт Ришара и Депардьё снялся в трёх фильмах, и все три дали рекордные кассовые сборы: «Невезучие» (1981), «Папаши» (1983) и «Беглецы» (1986).

Фильм «Невезучие», поставленный Франсисом Вебером, в оригинале называется «Коза», что на французском жаргоне означает «подсадка» или «ловля на живца». Это довольно точно соответствует содержанию картины. Именно на съёмках этой картины сложился один из замечательных комедийных союзов не только французского, но и мирового кино.

Интересно, что дуэт возник случайно. Роли Кампана2 и Перрена должны были исполнить Лино Вентура и Жак Вильре (толстяк из фильма «Ужин с придурком»), но Вентура отказался сниматься в одном фильме с Вильре.
Неудачника Перрена очень хотел сыграть Жерар Депардьё, но Вебер посчитал, что эта роль ему не подходит.

Простоватый герой Депардьё, частный детектив Жан Кампана по заданию должен отыскать девушку Марию, пропавшую где-то в Южной Америке. На дело он отправляется в компании бухгалтера Франсуа Перрена – человека столь же невезучего, как и потерявшаяся Мария, а оттого неосознанно способного выйти на её след.

На протяжении всего фильма персонажи Ришара и Депардьё попадают в классические комедийные ситуации, абсурдные и нелепые, – и всё это благодаря контрастности ролей, непохожести героев, которые удивительным образом уравновешивают друг друга. Это столкновение разума и чувства, рациональности Кампана и непредсказуемости Перрена. Первый побеждает если не силой разума, то уж точно силой физической, второй – обаянием и детской непосредственностью, которая создаёт массу неприятностей – постоянные падения, не взлетающие самолёты, не открывающиеся двери, бьющие током электроприборы. Но в итоге приключения выводят героев на след Марии.

Невезучесть Перрена оказывается заразительной. Депардьё-Кампана не ждёт неприятностей, понадеявшись, что уж к нему-то судьба будет благосклонна, особенно когда рядом такой человек-катастрофа. Тут-то его и избивают тюремные охранники. И хотя «первую скрипку» в «Невезучих», безусловно, играет Пьер Ришар, без Депардьё, оттеняющего его героя, образ не вышел бы столь законченным и удавшимся.

Друзья сценариста и режиссёра Вебера уверяют, что образ смешного чудака Франсуа Перрена он писал с себя. «Я всегда был ужасно неуклюж, – вспоминает Вебер. – В армии не мог заправлять кровать, за меня это делали другие солдаты, чтобы я не позорил весь взвод».

Кстати, пьесы он стал писать, как раз вернувшись из армии, где отслужил два года. Сочинял сценарии и диалоги к театральным постановкам и фильмам других режиссёров.

В 80-е годы картина «Невезучие» шла и в советском прокате, хотя цензурой было вырезано 20 минут фильма. Озвучили картину на студии «Мосфильм»; Пьер Ришар говорил голосом Александра Белявского, Жерара Депардьё озвучил Вадим Спиридонов. Премьеру в СССР приняли с восторгом.

В 1991 году вышел американский ремейк фильма «Невезучие» под названием «Чистое везение»; режиссёром стала Надя Тэсс. Франсис Вебер присутствовал на съёмках в качестве консультанта. Вебер хотел, чтобы роль главного злодея, как и задумывалось в фильме «Невезучие», исполнил латиноамериканский актёр. Но от этой идеи пришлось отказаться из соображений политкорректности. Надя Тэсс объяснила, что отрицательный персонаж-мексиканец вызовет бурю возмущения среди латиноамериканских общин США. Этот эпизод, впервые познакомивший Вебера с «политкорректностью по-американски», вдохновил его на создание комедии «Хамелеон» (2001).

В «Чистом везении» Ришара и Депардьё заменили Мартином Шортом и Дэнни Гловером. Но французский юмор не сработал в американской трактовке, фильм приняли прохладно.

Стал меньше жрать

Второй комедией Франсиса Вебера с участием Ришара и Депардьё стал фильм «Папаши». В оригинале на французском языке картина называется «Кумовья», что, в общем-то, соответствует реальному статусу двоих мужчин, каждый из которых первоначально считал себя отцом ребёнка.

В фильме сталкиваются два противоположных характера – меланхоличный, ранимый неудачник учитель Франсуа Пиньон (Ришар) и грубоватый, самоуверенный преуспевающий журналист Жан Люка2 (Депардьё). Они объединяют усилия по поиску пропавшего юноши Тристана. При этом каждому из них хочется думать, что именно он – его отец. Так на голову молодого человека сваливаются ещё двое нежданных и ненужных папаш.

Один из кандидатов в папаши, Франсуа Пиньон, к своему зрелому возрасту так и не обзавёлся семьёй из-за собственной неуверенности, ведь его по жизни преследуют неудачи. А Жан Люка потратил большую часть жизни на карьеру, и его устраивала свобода. В общем, оба холостяки.

Фильм замечателен и по сюжету, и по актёрским работам.

Пьер Ришар придал своему герою Франсуа Пиньону особые краски, которые режиссёр изначально даже не закладывал в идею фильма. Будучи прекрасным комическим актёром, Ришар всегда играет второй смысл: его герои не просто смешные, они немного грустные, наивные, за ними ощущается жизненный опыт, и он всегда печальный. Поэтому его персонажи вызывают не только смех, но и сочувствие. «Просто поржать» – это не про Ришара.

О Ришаре интересно сказал Франсис Вебер: «Он чудесный человек, и в жизни – точно такой же, как на экране. Бегает так же, высоко задирая колени. Он вообще больше персонаж моих фильмов, чем настоящий актёр. Не желает исправлять ошибки, считая, что первый дубль – самый лучший. Не понимает, когда я прошу его быть абсолютно серьёзным. В комедии актёр не должен комиковать. Чем серьёзнее Ришар будет в предлагаемых ситуациях, тем смешнее. У него уходило много времени, чтобы понять всё это».

Роль Жерара Депардьё тоже сложная. Он играет решительного и физически сильного человека, который не задумываясь лезет в драку. Но ведь не случайно режиссёр позвал не какого-нибудь «качка», а очень глубокого драматического актёра. Жерару удалось показать журналиста, который постоянно чувствует угрозу своей жизни, ведь его преследуют тёмные личности. При этом он уверен в себе и невозмутим. Здесь нужно хорошо чувствовать тонкую грань между боевиком и лирической комедией, и на это способен только большой артист.

«Жерар может играть всё! – уверен Франсис Вебер. – Он может быть и смешным, и трогательным одновременно. У других режиссёров он может халтурить, пьянствовать на съёмках. Но меня побаивается. Поэтому и привёл себя в форму. Бросил пить, стал меньше жрать – вы не представляете, сколько Жерар ест! Сейчас он снова как бочка».
Шустрые американцы использовали сюжет «Папаш» в фильме «День отца» (1997).

В этот раз знаменитый дуэт заменили Робином Уильямсом и Билли Кристалом. Но известные актёры не спасли фильм, он с треском провалился в прокате.

В советский прокат фильм «Папаши» вышел осенью 1985 года. Роли дублировали Александр Белявский, Вадим Спиридонов, Рудольф Панков.

Дотянулась мохнатая лапа

И, наконец, «Беглецы», снятые Вебером в 1986 году. Трогательный фильм, соединяющий в себе и комедию, и трагедию, лёгкое и вместе с тем очень серьёзное кино.

Матёрый грабитель банков Жан Люка выходит из тюрьмы, решив завязать с преступной деятельностью. Он отправляется в ближайший банк только за тем, чтобы открыть счёт, но в это время в помещение врывается вооружённый грабитель – отчаявшийся безработный Франсуа Пиньон. Пиньон живёт с маленькой дочерью, которая после смерти матери перестала говорить, и они отчаянно нуждаются в деньгах. После серии приключений все трое проникаются взаимной симпатией, а маленькая Жанна впервые за долгое время обретает дар речи.

Феномен гениального дуэта Ришар – Депардьё состоит в том, что два великих актёра снова сходятся на съёмочной площадке и, ни разу не повторившись, творят потрясающее комедийное действо. Этот фильм можно изучать в театральных институтах как пример гениального актёрского ансамбля. Артисты чувствуют друг друга идеально, улавливая малейшие изменения настроения партнёра. В таких идеальных профессиональных отношениях всегда присутствует опасность «замылиться», сыграть на старых проверенных приёмах. Но только не у этих актёров. И Ришар, и Депардьё постоянно в поиске новых нестандартных решений.

В советский прокат картина вышла в самом начале 1989 года в дубляже Киностудии имени Горького. Роли дублировали Игорь Ясулович, Сергей Сазонтьев, Владимир Смирнов, Владимир Ферапонтов, Юрий Саранцев, Рудольф Панков.

Голливудская лапа всё же дотянулась и до этого французского фильма. Приглашённый на студию «Уолт Дисней» Франсис Вебер сам выступил режиссёром фильма «Три беглеца» (1989) – ремейка той комедии с Ришаром и Депардьё. В американском фильме звёздами были Ник Нолти и Мартин Шорт. И вот на этот раз лента имела ошеломляющий успех и получила внушительные сборы.

Очень точные слова произнёс Жерар Депардьё: «Фильмы Франсиса Вебера – это подлинные научные конструкции, часовые механизмы, в которых каждый эффект работает в должный момент. Это пир мастерства, точного слова, выверенности – вплоть до деталей».

Нам ли быть в печали

Но каковы отношения Ришара и Депардьё в обычной жизни?

Они дружат, несмотря на значительную разницу в возрасте. Впрочем, им обоим уже за семьдесят.

Все знают, что Жерар держит свои виноградники и производит вино. Пьер по его совету тоже занялся этим делом, приобретя виноградники на юге Франции. Ежегодно он выставляет на продажу несколько десятков тысяч бутылок. Вино экспортируют в Бельгию.

Что ещё объединяет этих актёров?

У обоих тёплые отношения с Россией. Пьер Ришар бывал у нас много раз. По словам актёра, его всегда поражали русские своей открытостью, добродушием и щедростью. Он очень любит русскую литературу, особенно ему нравятся Чехов и Булгаков.
О Жераре Ксавьеровиче что и говорить! В 2012 году он отказался от французского гражданства, а в 2013-м стал гражданином России.

В 2015 году во Франции состоялась премьера фильма «Агафья», снятого по мотивам рассказов А.П. Чехова. В этом фильме спустя тридцать лет вновь воссоединился актёрский дуэт Пьера Ришара и Жерара Депардьё. И произошло это на русском классическом материале!

Пьеру Ришару в августе исполнится 85 лет. Он в отличной форме. За свою карьеру снялся более чем в сотне фильмов и даже в столь почтенном возрасте продолжает работать в кино. А у Депардьё вообще более 200 киноролей.

Однако в заключение вернёмся к трём знаменитым комедиям. Когда двое актёров работают в паре, то возникает естественный вопрос: кто из них сильнее? Кто лучше, кто хуже?

И наш ответ будет таким.

Оба лучше.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №13, апрель 2019 года