СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Небо и земля Уверена, что меня слышат на небе
Уверена, что меня слышат на небе
09.04.2019 00:00
А батюшку интересует, воровала ли я в детстве яблоки

УверенаЗдравствуйте, дорогая редакция моей любимой газеты! Хочу поделиться с вами и читателями своими размышлениями о вере в Бога, религии и Церкви. Возможно, некоторые моменты моего повествования покажутся спорными и резкими. Но прошу меня понять правильно: такая тема – очень личное дело для каждого человека.

Я уже на пенсии. К сожалению, с Церковью мои отношения до сих пор не складываются. Не хожу туда и не чувствую в этом большой потребности. Однажды по предложению и настоянию хорошей приятельницы пошла на исповедь и причастие в нашу церковь. Служил там, по мнению моей знакомой, очень хороший батюшка. Это обстоятельство и подвигло меня пойти в храм. К тому же у меня на тот момент накопилось множество вопросов на духовную тему.

Мы начали разговаривать с батюшкой. У меня возникло впечатление, что сначала священник пытался выяснить, с каким духовным багажом я пришла в Церковь. Вывод его был таким: я нахожусь только в начале пути к Богу, поскольку никаких молитв, кроме «Отче наш», не знаю, да и молиться толком не умею. Как себя вести в храме – для меня пока тоже сплошная загадка. Утром, днём, вечером, перед едой, после еды, разумеется, молитв не читаю. Значит, по мнению священника, живу и верую в Бога неправильно.

На мои слова, что я разговариваю с Богом так, как сама это понимаю, и чувствую, что меня всегда там слышат, было сказано: «Но ведь на работе вы не пишете официальные письма на бытовом, простом языке. Значит, и с Богом надо разговаривать на специальном языке». Я не согласилась, ведь в этих молитвах, написанных церковнославянским языком, половина слов мне непонятна.

Известна такая мудрость: по вашей вере вам и воздастся. Главное, нужно очень сильно верить в своей душе – а уж какими словами обращаешься туда, мне кажется, это глубоко второстепенный момент. Говорят ведь: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Но оказалось, всё это неправильно, молитвы надо учить.

Потом я спросила священника, как мне поступить с тем, что умею кое-что неординарное – могу лечить руками людей. Я действительно обладаю таким даром, посланным мне свыше. Как я его получила оттуда, это тема отдельного рассказа. Но могу сразу сказать: были очень хорошие результаты моего лечения. Я помогала людям при болях разного характера и даже при болезнях неустановленного диагноза. Свою роль при этом не преувеличиваю. Каждый раз больным говорила, что это не я вас лечу, а Бог лечит моими руками. Предупреждала, что могу только попросить о лечении, а кому именно стать здоровым, решают «наверху».

Однако батюшку моё признание очень рассердило. «Ты в ад попасть хочешь? – возмутился он. – Нельзя этого делать, потому что людям болезни даются за грехи. И это не ты их лечишь, а бесы твоими руками». Хотела ему возразить – ведь и раньше встречались, и сейчас ещё есть такие люди, которые лечат людей с Божьей помощью. Они живут простой жизнью, а некоторых из них Церковь даже канонизировала. Например, матушку Матрону Московскую. Когда я к ней в своё время обратилась, моя просьба была исполнена святой на следующий же день!

Батюшка категорически отверг моё мнение, что душа умершего может вернуться на землю в другом теле. По его мнению, реинкарнация – это мировоззрение ложное, бесовское, и в Библии о нём ничего не сказано. Это странно, ведь в некоторых древних религиях такое понятие существует – в индуизме, буддизме, например. А вот как раз в Библии я не понимаю некоторые сложные моменты.

Взять хотя бы следующую неувязку из Ветхого Завета. Адама и Еву за то, что они сорвали плод с Древа познания, Бог сурово наказал, а Каина за то, что он убил Авеля, – почему-то нет. Значит, познать нечто запретное – более тяжкий грех, чем убийство? Батюшка не дал ответа на мои вопросы, а спросил меня: «Какова цель жизни человека?» Ответила, как чувствовала: жить по Божьим заповедям, они всем известны. Справляться с жизненными трудностями в соответствии с этими заповедями. Не пенять «Господи, за что мне это?», а думать: «Для чего мне это?» Ведь трудности на жизненном пути – это наши уроки, и как мы с ними справляемся, такова и будет конечная оценка нашей жизни. В общем, у каждого свой крест, и не по силам Бог испытаний не даёт.

Мне казалось, я ответила верно, но и здесь ожидало разочарование. Меня добило высказывание батюшки: «Нет, неправильно. Наша жизнь – это подготовка к Царству Божию».

Другие вопросы священника на исповеди мне показались очень странными. Он меня спрашивал: «Воровали ли вы в детстве яблоки в чужих садах? Сбегали ли в школе с уроков? Покупаете или дарите фигурки и подарки со знаками зодиака, китайского календаря?» – и так далее, в том же духе.

Результат таков: к причастию меня батюшка не допустил – сказал, что я пока не готова. Настоял, чтобы купила молитвослов. В итоге я вышла из церкви, а вопросов стало ещё больше.

Возможно, служители Церкви сочтут мои высказывания крамольными и непотребными, но я буду благодарна, если получу ответы с доказательствами, а не очередные обвинения в том, что верую в Бога и живу неправильно.

Если вдруг моё письмо прочтёт и ответит священник Александр Дьяченко, я буду очень признательна.

Из письма Веры

Комментарий священника

Здравствуйте, уважаемая Вера! Начну с вашего первого утверждения, касающегося Церкви: «Не хожу туда и не чувствую в этом потребности». Осмелюсь спросить: почему не ходите? И тут же попробую за вас ответить: потому что душа не просит. Боюсь, что уже и не попросит, если, конечно, не пытаться её разбудить.

Из письма не совсем понятно, сколько вам лет. Вы пишете, что уже на пенсии. Смею предположить – вам около шестидесяти. Значит, мы с вами ровесники. Для человека, ещё только начинающего выстраивать отношения с Богом, это уже многовато. Чтобы эти отношения принесли плод, требуется время. Но давайте попытаемся вместе.

Перед каждым крещением младенцев я ограничиваюсь беседами с родителями и крёстными. Если же крестится взрослый человек, то сперва мы с ним читаем Евангелие, потом я подвожу его к покаянию. Это нелегко. Покаяние требует от человека полного осознания такой необходимости. Господь говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». По-другому нельзя, по-другому не получится. Хочешь креститься и прийти в Церковь? Готовься к покаянию.

Вы спросите: а как же быть с малышами? Они не способны к покаянию. Да, не способны. Но их мы крестим в расчёте на то, что родители вместе с крёстными воспитают их в вере. Научат самому главному. Во всяком случае, они именно это обещают во время самого Таинства крещения. Не мне обещают, Богу. И если не исполняют обещанного, то совершают грех.

Я так наставляю людей: «Если ты идёшь в церковь, то подумай, куда ты идёшь. К кому идёшь и какую преследуешь цель?»

Вера, несомненно, вам, как человеку культурному, в любом случае следовало бы чаще бывать в храме. Я не знаю, где вы живёте и какие ещё храмы и монастыри находятся поблизости, но побывать там нужно. Это даже не обсуждается. Посмотреть, как расписаны стены, полюбоваться на иконы, послушать пение клирошан. Это же интересно. На вашем месте я бы разобрался в сюжетных линиях, запечатлённых на фресках и иконах.

Вы же, наверное, бывали в художественных музеях? Если да, то это замечательно. Тогда нужно иметь в виду, что если вы смотрите на шедевры гениальных художников прошлого и при этом не в курсе, что написано в Евангелии, то не поймёте и великих картин. Потому что и Леонардо, и Микеланджело, и Рафаэль, и многие другие творили для храмов. Почти вся ранняя европейская сюжетная живопись создавалась для католических соборов.

Мы с вами люди пожилые и принадлежим к последнему пока ещё читающему поколению. Это очень хорошо. Если вам не безразлична духовная тема, начните со старых авторов. Для начала советую перечитать Чарльза Диккенса, его «Дэвида Копперфилда». Это чрезвычайно христианская книга. Или наших замечательных русских классиков. Если трудно начинать с романов Достоевского, рекомендую Салтыкова-Щедрина. «Господа Головлёвы» – самое христианское произведение русской литературы.

Постарайтесь настроиться на тему Бога, задумайтесь о смерти. Мы в таком возрасте, что помнить о предстоящей кончине и готовиться к этому наиважнейшему событию жизни обязаны ежедневно. В противном случае горько об этом пожалеем в предстоящей вечности. Кроме того, я вам советую бывать в храме на службах в дни великих праздников и по воскресеньям. Только ни в коем случае больше не подходите на исповедь! Вы пока ещё не христианка и к исповеди не готовы.

Когда сумеете хотя бы немного растопить сердечное равнодушие и хоть чуть-чуть поколебать присущую всем нам, человекам, гордыню, тогда беритесь за чтение Евангелия. Читайте вдумчиво и понемногу. Старайтесь понимать прочитанное. Если уж будет совсем трудно, обратитесь за помощью к тому же батюшке, который уже пытался с вами разговаривать. Не волнуйтесь, в этом деле он с удовольствием вам поможет. Возможно, при каком-нибудь храме проводятся евангельские чтения. Тогда смело идите на эти занятия и задавайте ведущему вопросы по Священному Писанию.

И ещё – это уже из собственного опыта. Начинайте просить Бога, какими угодно словами – вы же это умеете, – чтобы Он показал вам, кто вы есть на самом деле. Именно вам и никому другому. Помог бы вам заглянуть в глубины собственного сердца, вернее, в его «авгиевы конюшни». Мы живём и не замечаем, как грешим. С возрастом даже совесть перестаёт быть помощником. Представляете, я встречался с людьми, которые считают себя практически безгрешными. Это очень страшно, когда человек считает, что во всём прав. Увы, неспособность видеть собственный грех свидетельствует о духовной смерти.

Ещё совет: разыщите в интернете книжку отца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Существует и аудиоверсия. Только читайте или слушайте её параллельно с чтением Евангелия. Ваша задача – увидеть себя и заплакать о себе. Если, конечно, душа на это ещё способна.

Вера, нам с вами уже немало лет. Но если душа отзовётся, то ещё не всё потеряно. Это как в реанимации – попытаться оживить сердце через удар электрическим током. Если получится, то не откладывая бегите в храм на исповедь. Придя на исповедь, не разговаривайте со священником на разные отвлечённые темы. Любые разговоры – вне рамок этого Таинства! Кайтесь, плачьте о своих грехах и просите прощения у Бога. Такое покаяние бывает только один раз в жизни, но оно должно когда-то произойти. Только после него вы станете христианкой, тогда и приступайте к причастию.

Когда я беседую с молодыми людьми, в том числе и с родителями, то призываю их к ответственному отношению к собственной душе. Пока человек молод, пока ещё способен дать себе адекватную оценку, нужно спешить к покаянию. Мало быть крещёным когда-то в далёком детстве, нужно ещё и покаяться в сознательном возрасте. Промедление смерти подобно. Тем более в дряхлости скрыты свои опасности. Сегодня деменция догоняет людей намного раньше, чем в прошлом.

Вера, вы, наверное, почувствовали категоричный тон моего письма. Не обижайтесь. Так надо. Просто у вас мало времени. Делайте, как я вам сказал, именно в указанной последовательности. После этого к вам придут и ответы на заданные вами вопросы.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №14, апрель 2019 года