Батюшки всегда улыбаются
23.04.2019 00:00
За что я благодарна свечкодуйкам

БатюшкиЗдравствуйте, любимая газета! Меня поразило письмо Надежды в №11, где она рассказывала, как стала в храме бабкой-свечкодуйкой. И хотя многие люди не питают большой любви к женщинам, работающим у подсвечников, я её хорошо понимаю. И наоборот, скажу Надежде спасибо.

И вот за что я Надежде благодарна: она напомнила мою свекровь, которая тоже трудилась в церкви у подсвечников. Светлый, совершенно безобидный, добрейший человек. Никогда не жаловалась на усталость, хотя было видно, как нелегко в её почтенном возрасте выполнять труд свечкодуйки. Когда она умерла, её отпевали в церкви до часу ночи. Народу пришло попрощаться очень много. А среди этих людей, пожелавших отдать последний долг незаметному человеку у подсвечника, были и пожилые, и молодые, и совсем юные прихожане. К нам подходили, выражали сочувствие, отзывались о маме как о редчайшем по доброте человеке.

Никто нам с мужем не пенял, что мы католики, что крестимся по-своему и молитвы произносим на польском. Хотя текст молитв «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся» у православных и католиков единый. Заходили старушки в брюках, в платочках на голове. Девочки читали Евангелие в очень коротеньких юбчонках и платочках. Матушкина сестра, совсем молоденькая, с детками пришла. Была обута в «лубутены», но в платке. Никаких возмущений это не вызывало ни у прихожан, ни и у батюшки. Стояла ужасная жара и духота, поэтому многие прихожанки стояли в платьях и блузках с короткими рукавами или без.

Вот и я думаю, что важнее – прийти и отдать долг, помолиться искренне и не грешить в жизни или соблюсти строгий дресс-код с юбками и кофтами с закрытыми руками? А потом падать в обморок от жары, получать гипертонический криз, инфаркт от духоты. Наверное, Богу мы всё-таки нужны здоровыми.

От Надежды я узнала кое-что новое про свечи: купил, поставь и забудь про неё. Когда берёшь купленную свечу в руки, Бог уже принял твою жертву. И правда, я раньше не задумывалась об этом никогда. Хотя по наитию так делаю всегда: поставила и отошла к иконам. За разъяснение спасибо автору письма.

С удивлением прочла, что в монастырскую обитель не пускали мужчин без юбок. В голове такое не укладывается! Иностранцам – те же ограничения. Известно, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но неужели Господь так сильно разгневается, если сделать исключение, когда люди приехали узнать и почтить обычаи веры в той обители? Неужели Ему важен внешний вид? Что-то здесь не так.

Монастырь – в первую очередь святая обитель, привлекающая своей непорочностью, историей. Это место, куда люди любой веры имеют право зайти и приходят туда точно не со злым умыслом. Чёрту делать в святом месте нечего. И корить туриста за нарушения правил ношения одежды, наверное, не совсем по-христиански.

Мы тоже ездим по святым местам. Есть у нас Свято-Успенский Жировичский монастырь. Народу туда приезжает со всего свету в выходные – море! Автобусов не сосчитать. Едут не только из Белоруссии и России, но и из Польши, Литвы, Израиля. Так же при входе сидят девочки, предлагающие и платки, и юбки. Но мы ни разу не видели, чтобы кто-нибудь бежал вслед и заставлял людей переодеваться. Сказать, что надевать эту одежду нужно из уважения к обители, думаю, не совсем правильно. Уважать, как говорит одна моя подруга, надо не «правильной формой», а правильными делами, молитвами и почтением к священнослужителям. Кстати, подруга – дама деловая, всегда носит брюки и не каждый раз надевает платок. Но при этом она глубоко православная, воцерковленная женщина, сделавшая своими трудами для Церкви много чего доброго.

Сколько раз на территории той обители я видела, как к батюшкам подходили люди разного вероисповедания – и в шортах, и в коротких юбках. И бабульки в брюках просили совета и благословения, прикладывались к руке. В первый раз, когда наблюдала эту картину, была очень удивлена, что батюшки не отказывают. И вот что про себя отметила – у отцов на лицах всегда улыбка. И взгляд – чистый, понимающий.

При Жировичском монастыре есть и духовная семинария. Место интереснейшее для истории православия. Здесь можно заказывать экскурсии. Любой батюшка тебя проведёт, откроет двери в реставрируемую церковь, расскажет историю обители, поделится воспоминаниями и притчами. Именно так произошло и в нашем случае, когда мы решили свекрови на день рождения подарить поездку в этот монастырь. Оплата? Да, сколько вам не жалко!

Рядом с Жировичской обителью есть святой источник. Когда-то здесь на грушевом дереве нашли икону Божьей Матери. К ней-то и едут прикладываться со всего света, а также окунуться в специально построенной купели. Как-то в очереди сидел перед нами батюшка. При нём матушка с девочками. Все сероглазые, схожие лицами, словно Бог свёл мужчину и женщину, одинаковых лицом, чтобы произвести на свет точно таких же деток.

Матушка из ручейка водичку во флягу набирает – за святой водой тоже очередь. А батюшка, видно, совсем больной, с нами разговорился. Оказалось, у него онкология. Молится, лечится, держится из последних сил. Но столько в его словах было доброты к миру, жизни, людям – тронул меня до слёз. Узнав, что мы католики и приехали издалека, велел матушке уступить нам очередь, чтобы набрать бутылку святой водички. Я отнекивалась, но он сказал, что так надо – они никуда не спешат. И опять улыбался. А я стояла и плакала в душе. Человек находится на грани жизни и смерти, но жалеет не себя, а нас, приезжих.

Столько света излучал тот священник! До сих пор гадаю: в чём же сила таких людей? Думаю, и в вере, и в характере, и в избранном пути. Но главное – в самом человеке, в его душе, чистой и доброй. Много лет прошло с тех пор, а я помню того батюшку. Надеюсь, что он тогда с Божьей помощью справился с напастью. А если не смог, то пусть ему будет на Небесах хорошо.

Из письма Надежды узнала ещё несколько вещей, которые точно возьму на заметку. Дай Бог ей здравия! Пусть не болеет и продолжает стоять у свечек, наводя порядок и красоту. А всем входящим в обители, какого бы вероисповедания они ни были, хочу пожелать одного – живите с миром!

Из письма Арины Царенко,
Белоруссия
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №16, апрель 2019 года