СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Жизнь и кошелёк Этот пакет для денег, а этот – для конфет
Этот пакет для денег, а этот – для конфет
11.05.2019 14:53
Этот пакетПасха. Звонок в дверь. Только я успела отворить свою дверь с вопросом «Кто там?», как соседка, одетая в ночную рубашку, уже открыла тамбурную. И тут же её захлопнула, увидев детей.
Разве на Пасху принято ходить по квартирам и что-либо просить? Я не сильна в этом вопросе. В моём родном городе есть традиция на Пасху посещать кладбище (знаю, что неправильно). Там целые толпы детей снуют с большими сумками и собирают с могилок угощения.
Но чтобы по квартирам ходить… Это мне совсем непонятно. Разве мы что-нибудь должны просящим детям именно в этот день?
Домосед

А в моём городе на Пасху дети бегают по домам – славят. Открываешь дверь, они кричат: «Христос воскресе!» Их принято угощать крашеными яйцами, конфетами. Порой ребятишки читают стихи и поют песенки. Бывает, молчат, так я сама начинаю: «Иисус воскресе», – они тут же отвечают.
И двери с кодовыми замками мы сами открываем на это время. Не хочешь угощать – не открывай двери, дети их не вышибают. На эту Пасху сосед вообще на крыльце сидел с угощением для детишек.
Жена Валентина

Это хорошо, что стишки читают и песенки поют. А у нас порой забывают воскликнуть «Христос воскресе!», просто стоят и ждут, когда им угощение вынесут. Больше на попрошайничество похоже.
Мы перестали открывать дверь, когда мой племянник стал алтарником. От него-то и узнали о том, что детишки договариваются, куда бежать и где дают. Он же тогда передал нам слова батюшки и уважаемых прихожан: вот так открывать дверь и раздавать гостинцы – значит поощрять попрошайничество.
Канцелярская крыса

Несправедливо обвинять детей в попрошайничестве, глупость какая! У нас ходят, у родителей в деревне – тем более. Мои мальчишки до прошлого года каждую Пасху ходили, славили Христа. Теперь и младший вырос. Но они ходят только по своим.
Дети редко настойчиво звонят и стучат. Обычно скромно топчутся и не ломятся туда, где закрыто. В этом году я даже сама их вылавливала, у нас звонок пока отключён.
Дети самые обычные, но никто из них за всю мою жизнь не попросил у меня денег. И попрошайничеством никто из моего окружения не занимался. Просто такой обычай, ничего плохого в этом нет, особенно если дети крещёные, православные. Да и взрослым полезно немного унять свою гордыню, ну и некоторую жадность.
Танцы на стёклах

Натуральные попрошайки! Почему православные дети не ходят по своим православным родственникам? А ещё лучше – пошли бы к церкви, где собираются на службу единоверцы. Я не христианка, никакие религиозные праздники не отмечаю и в воскресенье в восемь утра хочу спокойно отдыхать, а не подскакивать от долбёжки в калитку.
Елена Зима

Впервые слышу, что дети на Пасху ходят по домам. До 25 лет прожила в деревне, но о таком и не знала.
Спросила мужа – говорит, что всё детство так ходил. Мы жили в одной области, в соседних районах, но в разных деревнях. Муж даже вспомнил, что сын его соседа так на мопед насобирал. Было это лет сорок назад.
Лаура Д

У нас колядовали на старый Новый год, это было очень весело. Днём ходили дети, пели песни и получали за это конфеты. А вечером наступал черёд взрослых. Они обязательно надевали маски, вывороченные тулупы и устраивали целые спектакли. Высшим пилотажем было нарядиться так, чтобы тебя никто не узнал. Мой отец по случаю купил очень реалистичную маску Кинг-Конга – его не распознали!
Взрослым, конечно, давали не конфеты, а деньги или выпивку с закуской, и никакого отношения к попрошайничеству это не имело. Те, к кому зашли, обычно радовались больше, чем колядовавшие.
К сожалению, сейчас людей в деревне стало меньше, и такого веселья больше нет. Колядуют только дети, но всё равно их ждут с радостью и одаривают по мере возможности.
Вакула

А я бы рада была, если бы у нас дети так ходили. Всё бы отдала разом – и яйца, и куличи. Мы сами немного купили и покрасили, чтобы вдвоём с утра в воскресенье разговеться. Но в тот же день нам всего нанесли как на маланьину свадьбу.
Пришлось следующим утром всё отнести в церковь перед отъездом из Москвы. Не с собой же тащить туда, где и без моих даров свои девать некуда.
Алгоритм

Кидайте в меня тапки – мои старшие (пять и шесть лет) ходят второй год, на Рождество и Пасху. У нас посёлок маленький, около ста дворов, так принято. Я и сама ходила лет до 14.
Честно говоря, в первый раз мне было стыдно отпускать детей, хотя сама ходить не стеснялась. А тут явилась вся их толпа, пять человек, просят отпустить, и мои с ними. Согласилась.
Ходили с радостью, поздравляли. Вернулись с конфетами и хорошим настроением, никто им слова плохого не сказал. Да я и по себе знаю, у нас в деревне так. Магазин наш перед праздником делает тройную выручку на сладостях, все берут со словами «Детям на завтра». Сама даю конфеты и мелочь, рублей 20–30. В городе бы детей не отпустила, а здесь знаю каждый двор.
Кстати, у нас половина населения – мусульмане, но ходят абсолютно все дети. В этот раз мои ходили с троими ребятами из казахской семьи.
Чёртов Ангел

Это было в девяностые. Мои дети гостили у бабушки, там частный сектор. Дети по дворам ходили, колядовали. Я спросила, а колядки-то выучили? Выучили, говорят. Ну, прошу, спойте. И тут мне выдали…
«Я бычок подниму, горький дым затяну, люк открою, полезу домой. Не жалейте меня, я прекрасно живу, только кушать охота порой…» – и далее по тексту песни группы «Сектор Газа».
Сказать, что я была в шоке, – ничего не сказать. Выяснилось, это старшие братья научили малышей такой колядке. Причём все мальчишки из хороших семей, а вот такое отмочили. Теперь уж выросли, женились, ребята что надо.
Омелабелая

Как и многие, я впервые узнала, что где-то есть такая традиция – на Пасху детям ходить по чужим домам, просить угощения. Всю жизнь считала, что так делают только в канун Рождества. И то никогда не понимала вот этого хождения по чужим людям. К своим, знакомым, – понятно. Но чтобы неизвестно к кому?.. Нет, не понимаю, особенно учитывая нынешнюю криминальную обстановку.
У нас на Пасху люди ходят друг к другу в гости, там и отмечают. И яйцами бьются, и куличами обмениваются. Или на шашлыки куда-нибудь выезжают, а через неделю, на Красную горку, на кладбище идут.
Вообще отношение к традициям сейчас какое-то странное. Как будто соблюдаются некоторые формальности, вроде колядования на Рождество, а на самом деле большинство и не знает, что символизирует данная традиция.
Считаю, родители, отправляющие детей по чужим домам за угощением, должны популярно объяснить, как это правильно делать и что, собственно, сие значит. Тогда оно, может, и не будет выглядеть попрошайничеством.
Как у меня однажды было. Пришли двое мальчишек с банкой неизвестной бурды, названной ими «вечерей от мамы и папы», протянули мне два пакета и потребовали: «Конфеты ложьте в этот пакет, а деньги – в этот!»
Вот так, ни больше ни меньше. Ни тебе стихов-песен, ни колядок, ничего, кроме этих двух пакетов. Для денег и конфет. Ну и что это, если не попрошайничество? И чтобы такое ещё и два раза в год? Да ну на фиг.
Монте-Кристя

Второй год живу в деревне. Работаю в единственном магазине, много чего слышу и знаю.
Дети ходят на Рождество и Пасху, стучат в двери довольно настойчиво. Походы планируют заранее, собираются группами. Первые могут прийти ещё до восьми утра. Есть у нас одна мамаша – та заранее хвалится, что её дети приготовили большущие сумки, так что давайте побольше.
Карамельки или простое печенье часто выкидывают. Поэтому я приготовила мешочки с монетками, в каждом по 15 рублей, бисквитики в индивидуальной упаковке и несколько вкусных конфет. Пришло 13 человек. Мне не жалко.
Но потом часто слышу, как осуждают тех, кто «мало дал», или конфеты не такие, или двери не открыли.
Ну и когда у меня в магазине берут сладости для раздачи детям – то говорят, что надо побольше и подешевле. Дескать, пусть им родители покупают дорогие конфеты. И где здесь обоюдная радость от праздника?
Моей дочери почти семь лет, я отправила её с гостинцами к ближайшим соседям. А к чужим людям никогда не отпущу.
Фрикаделька

При чём здесь попрошайничество – вообще не понимаю. В моём регионе «славят». Не попрошайничают и не выпрашивают, а именно славят. Рождество и Пасха – светлые праздники, душа им радуется. И когда ко мне приходит маленький человек, чтобы поделиться благой вестью – Христос родился или Христос воскрес, – я благодарю за эту весть и радуюсь вместе с тем, кто мне её принёс, одариваю конфетой, крашеным яйцом, денежкой. Пусть и в стотысячный раз.
В деревнях малышей водят взрослые, правда, в основном по родным – бабушки с внучатами, тётки с племянниками. И знаете, когда я читаю пропитанные снобизмом и высокомерием комментарии в стиле «фу, нищеброды-попрошайки», мне искренне жаль людей, написавших такое. У них вырождаются или уже выродились старинные традиции, они во всём видят подвох и попытку присвоить их материальные блага, то есть крашеные яйца.
На моей улице половина жителей – татары-мусульмане. Так они тоже на Пасху красят яйца и одаривают славельщиков. Не объяснять же детишкам, что у них другая вера, когда к ним с радостной вестью пришли.
У меня на кухне стоят два тазика с крашеными яйцами, мои наславили. И столько же я раздала. И на душе светло. Христос воскресе, люди! Добра вам.
Старлейка

Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №19, май 2019 года