Яша маленький, пора бай-бай
17.06.2019 03:21
Тортила катает девочку по дорожкам

Яша маленькийВ прошлом году, отдыхая в пансионате на берегу Чёрного моря, неподалёку от Абрау-Дюрсо мы с мужем увидели колибри. Конечно, были поражены встречей со столь крошечной экзотической птичкой, поскольку знали, что она обитает преимущественно в Центральной и Южной Америке.

– А может, это и не колибри вовсе, а лишь похожая на неё птичка, – засомневался муж.

Но какая другая пташка размером с осу и длинным клювом может столь ловко, зависнув в воздухе над цветком, извлекать из него нектар! При этом она так быстро махала крылышками, будто их приводил в движение невидимый моторчик. Они напоминали двойной ажурный веер. И слышался лёгкий стрекочущий шум от этих крылышек, какой не издаёт больше никто из пернатых. Кроме всего перечисленного, крохотулька умела летать не только вперёд, но и назад. Она явно обладала многими признаками, присущими колибри. Смущало лишь одно: пташка была прозрачно-серой. А колибри, насколько нам известно, отличаются ещё и красочной расцветкой.

– Возможно, это какой-нибудь новый вид. Но как тогда он попал на черноморское побережье? – терялись мы в догадках.

За двухнедельное пребывание в пансионате нам довелось увидеть этих птичек не единожды возле цветочных клумб. Хотя в прошлые годы, отдыхая здесь, не встречались с подобным явлением. Не знаю, как это всё объяснить, но факт остаётся фактом.

Этот пансионат привлекает нас ещё и тем, что расположен рядом с морем. Неподалёку от его пляжа нередко проплывают группы дельфинов. Когда это случается, весь пляж приходит в движение. Нет человека, который не следил бы за ними, не восхищался быстрыми грациозными движениями. Обычно дельфины не отклоняются от намеченного курса, плывут себе вперёд, не обращая внимания на людей. Да люди и не стремятся к ним подплывать.

А в 2016 году мы стали свидетелями того, как несколько дельфинов подплыли к берегу совсем близко, напугав своим появлением детей, купавшихся в специально отведённом месте, отгороженном канатами с оранжевыми поплавками. Именно тогда одно из приплывших животных стало делать кульбиты рядом с находившимся в море мужчиной. Мы даже начали за последнего волноваться. Но, к счастью, всё закончилось хорошо. Минут через пять наигравшийся и напрыгавшийся дельфин отвязался от человека и поплыл вслед за своими собратьями.

С погодой в прошлом году нам не слишком повезло, море сильно штормило. Возможно, поэтому дельфинов нам удалось увидеть лишь однажды. И было их только два.

Конечно же, не ограничиваясь пансионатом, мы выезжаем за его пределы, чаще всего в Абрау. Обратно возвращаемся на такси. Разговаривая с таксистами о том о сём, муж расспрашивает их о морской фауне, рыбалке, обитателях здешних гор, сплошь заросших деревьями и кустарниками. В прошлом году нас возил из Абрау в пансионат один и тот же таксист Руслан, ставший кем-то вроде личного шофёра.

– Водятся здесь и волки, и шакалы, и лисы, и енотовидные собаки, и ласки, и серны, и другая живность, – увлечённо рассказывал он. – Недавно на дороге я увидел лося, который чувствовал себя очень уверенно. И не сразу поспешил в лес, хотя я ему и сигналил.

А потом со смехом поведал ещё о том, что у него в саду каждое лето живут ёж и большая черепаха. С приходом холодов эта пара исчезает, находит другие места, чтобы залечь в спячку. А потом появляется опять. Руслан и его близкие стали считать их кем-то вроде членов семьи. А младшая из трёх его дочек назвала черепаху Тортилой. Ей нравится играть со своей любимицей, угощать её кусочками овощей и фруктов. У черепахи очень большой и прочный панцирь, поэтому дочка, не боясь его повредить, порой становится ей на спину. А Тортила с важным видом катает девочку по дорожкам. Забавно видеть такую картину.

В свою очередь, я рассказала Руслану несколько историй, связанных с нашими питомцами. Вот одна из них.

Когда моему отцу было далеко за шестьдесят, он поймал на улице волнистого попугая. И в этом ему помог мой сын, тогда ещё подросток. Почему попугай дался им в руки, сказать трудно. Возможно, улетев из клетки от своих прежних хозяев, он заблудился и почувствовал себя неуверенно, не сумев найти пищу, к которой привык. Мы, разумеется, интересовались и у соседей, и у жителей ближайших домов, не пропал ли у кого-нибудь жёлтый волнистый попугай. Но никто не признался. Попугайчик прожил у нас месяца два. Клетку для него сын раздобыл у друга, когда-то державшего птиц. Корм и минеральные добавки попугаю покупали в райцентре на рынке. А зелень и всё остальное приносили с огорода, потому что на улице стояло лето.

Однажды к нам в гости пришла мамина коллега, пожилая учительница Надежда Михайловна. Она жила в деревенском доме в километре от нас. Увидев попугая, Надежда Михайловна первым делом поинтересовалась, умеет ли он говорить. Мама ответила, что говорить Яша – так мы назвали попугая – не умеет, потому что заниматься этим некому и некогда.

– А я бы его непременно научила, – сказала Надежда Михайловна. – Поскольку времени у меня теперь много после переезда дочек в Москву.

Она попросила Яшу на время, чтобы сделать из него образованную, говорящую птицу. Мы согласились. И наш попугай прописался на новом месте. Да там и остался. Когда недели через две мы пошли его проведать, то поразились успехам и достижениям. Яша отчётливо произносил своё имя и некоторые другие слова. А спустя ещё какое-то время стал говорить даже предложения – конечно, со своим птичьим акцентом. Если мы засиживались у Надежды Михайловны допоздна, он словно делал нам выговор, по нескольку раз произнося такую фразу:
– Яша маленький. Пора бай-бай.

Мы смеялись. А Надежда Михайловна накрывала его клетку плотной тканью, после чего попугай успокаивался и вскоре затихал.

Из письма Зои Бондарцевой,
Московская область
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №24, июнь 2019 года