День тех, кто не спит
10.07.2019 17:19
В интернете подговаривают подростков вставать в пять утра

День техЗдравствуйте, уважаемая газета! Моему сыну скоро 17, сейчас он переживает непростой период, а пару лет назад я вообще чуть не поседела от ужаса. Нашла в его переписке такое, о чём страшно даже говорить.

Я тогда периодически читала страничку сына в социальной сети, знала почти всех его знакомых и друзей. Да, понимаю, нехорошо читать чужую переписку, но сколько раз нас это выручало! И несчастную любовь помогали пережить, и недопонимание с одноклассниками – всё благодаря тому, что знали, чем сын живёт, были в курсе всех его мыслей. Может, это и безнравственно, но другого выхода я тогда не видела.

Он переписывался с одной странной девочкой. Хотя девочка ли это на самом деле, я до конца не была уверена. Недели две не заходила на страничку сына, а потом обнаружила, что он недавно менял пароли.

Увидела очень странную переписку. «7 декабря – день тех, кто не спит. Надо вставать в пять утра». Читаю дальше и выясняю, что вот уже несколько дней парень встаёт в пять утра, как ему велели. Кто автор сообщения – неизвестно. Затем ставки выросли: «Теперь встаём в четыре утра». Сын пишет другу: «Давай встанем в пять и позвоним Кате?» Это их подружка.

Толком всю переписку я прочитать не успела, решила сделать это ближайшей ночью. Но, если честно, похолодела от дурных предчувствий: какие-то подозрительные коллективные манипуляции в соцсетях, какие-то странные игры… Не знала, что делать и как говорить с сыном об этом, – боялась наломать дров. Если бы парень узнал, что я читала эту переписку, он навсегда закрыл бы для меня все свои странички. Знаете, просто трясло от мысли, что мой мальчик связан с интернет-сообществами, которые призывают подростков к суициду.

На тот момент я уже давно наблюдала за его странной собеседницей, отслеживала их контакты. Сын общался с ней уже около года, но, насколько я поняла, лично никогда не встречался, не звонил. А та постоянно отправляла аудиофайлы с девичьим голосом – там всякие приколы. Познакомились они в интернет-игре. Девочка тоже поднималась в пять утра, они обменивались письмами с сыном примерно в пять минут шестого и высылали друг другу видеозаписи в качестве доказательства.

У сына тогда накопилось много рутинных проблем, связанных с учёбой, были трудности с самооценкой. Встречался с двумя девочками, не сложилось с обеими. К тому времени как раз с одной расстался. В общем, все беды в кучу. А ведь мальчик как раз проходил тот опасный возраст, когда человек может легко задуматься, а не свести ли счёты с жизнью.

Сын уже и друзьям начал рассылать безумные приглашения вставать в пять утра. Лучшему другу отправил, но тот, правда, его сразу послал куда подальше и заявил, что хочет выспаться, в школу рано вставать. Кстати, сын начал засыпать в десять часов вечера, хотя раньше никогда так рано не укладывался. А я-то поначалу списывала всё на возникшую напряжёнку с учёбой, даже появились мысли перевести все будильники сына на нормальное время или отлучить от интернета, отобрать телефон. В последний раз такой запрет подействовал.

В этих сообществах, как я позже узнала, общение происходит в форме игры, хотя нет конкретного упоминания, что это именно игра. Вроде бы никакого давления, никто никого не заставляет насильно выполнять дурацкие задания, у них это «типа прикольно». Поначалу никаких опасных заданий, только берут на «слабо». Слабо встать в пять утра? А в четыре? Или, например, прийти в школу без трусов? И так далее. Кстати, одно из заданий требует поцарапать руки, правда, никаких следов я у сына не заметила.

Знакомые меня просветили, что могут означать все эти ранние побудки и где здесь подвох. Подросток не высыпается неделями, значит, притупляется реакция, снижаются адекватность, способность здраво оценивать ситуацию. Человек становится податливым на чужое влияние. Говорят даже, одна мама, специально проходившая эти игры под контролем психологов, так «зависла», что потом еле пришла в себя. Воля человека к сопротивлению постепенно снижается. Та женщина описывала свои ощущения и рассказывала, что чувствовала себя довольно жутко. Но речь идёт о взрослом человеке, а в реальности такие вещи случаются с подростками, у которых неокрепшая психика.

В нашей семье к тому времени сложилась нормальная, спокойная атмосфера. Никаких скандалов. С отцом мальчика я давно развелась, моего мужа сын называет «дядя А.», у них очень тёплые отношения. Я, конечно, могу быть жестковата, но в разумных пределах.

В прошлом году переезд в новый дом оказался непростым, у сына на старом месте жительства остались друзья. Вдобавок слегка долбанутая подружка, с которой они расстались, незадолго до последнего прощания подкинула проблем. Малолетняя балда создала группу в соцсети «Я и два моих лучших друга», в которой стравливала моего сына и своего нового мальчика. Девочка просто самоутверждалась, а сын очень сильно переживал, хотя виду не показывал.

Меня тогда посетила мысль: а не заявить ли о своих подозрениях сразу в ФСБ? Мою дочь каким-то образом подозрительные сообщества не коснулись, поэтому я сначала не сильно беспокоилась о сыне. Но знакомые говорили, что хорошо бы немедленно заявлять на кураторов этих групп в интернете – их сразу вычисляют и наказывают. Потом решила, что пока рано, главное – понять логику ранних подъёмов и выяснить, с чего всё началось.

Всё-таки решила поговорить с сыном. Когда пришёл из школы, спросила, почему он встаёт в четыре-пять утра, и муж поинтересовался, сказал, что тоже заметил. Сын начал объяснять, что просто рано ложится спать, поэтому рано встаёт, и тут я неожиданно для себя разрыдалась – не выдержала. Рассказала мальчику о своих страхах, о группах смерти в интернете. Он тоже чуть не заплакал.

– Мамуль, ну ты что? Зачем так плохо обо мне думаешь? Мне так больно, когда ты такое говоришь. Посмотри на мои руки, если не веришь.
– А ты откуда про руки знаешь? – спрашиваю.
– Ну, нам же в школе рассказывали об этих группах смерти. Разве у меня такая плохая жизнь, зачем мне вообще это нужно?

Интересоваться насчёт странной девочки я не стала, иначе сын сразу бы понял, откуда о ней узнала. Но парень успокоил: он всё понимает, ни о какой смерти мыслей нет, готов вставать в семь утра, раз мы так переживаем.

До этого разговора сын никогда не видел, как я рыдаю. В последний раз плакала, когда мальчику было пять лет и его отец меня обидел. Сынок тогда гладил меня маленькими ручонками и сам рыдал от испуга. С тех пор я зареклась при нём плакать, но из-за этих ранних побудок не выдержала. Просто в который раз поняла, как он мне дорог, сыночек родненький, и как я боюсь его потерять. И муж очень переживал. Даже папаша позвонил, тоже перепугался, всё-таки ему небезразлично, что происходит с ребёнком.

Раньше сын вообще не пользовался паролями на своих страничках, это его родной папа надоумил. Таким способом он скрывал от меня свою переписку с сыном, всё что-то таил, подучивал ребёнка, как прятать от мамы информацию. Мама ведь цербер, она учёбу контролирует, жить спокойно не даёт, а папа – праздник, герой и друг. Осёл он, а не друг!

Моя знакомая работает в школе. Однажды она заметила, как ученик на уроке, высунув язык от усердия, вырисовывал на руке синего кита. Сразу заключила молодого человека в нежные объятия и увела в кабинет – для разговора по душам. Парень насупился, попыхтел, но выдал:
– Я чё, не понимаю, что ли? Я специально, чтобы этих гадов вывести на чистую воду и в полицию сдать! Уголовный кодекс выучил. Наизусть почти.

Приятельница со школьником провела беседу, пообщалась с мамой. А та на решения шустрая – настучала по голове, отрубила интернет, отобрала телефон.

Ещё в том классе учится Катька – красотка, танцовщица, отличница, звезда класса и школы. И вдруг знакомая видит – на Катиной страничке в интернете новая фотография, руки девочки с порезами. У подруги волосы дыбом встали от ужаса. Вызвала родителей, осторожно коснулась темы, показала фото. Мама в шоке, заплакала.

Выработали линию дальнейшего поведения в отношении девочки. А на следующий день прибежал папа и устроил истерику: да я на вас в суд подам, как вы могли заподозрить в таком мою принцессу! Еле-еле успокоили взволнованного мужчину, полтора часа с ним беседовали. Итог – осторожные беседы с девочкой привели к полной потере интереса к порезам и подобным гадостям. Не сразу, правда, пришлось не один раз разговаривать, выслушивать девочку.

Два раза я вставала в четыре утра и не спала до половины восьмого, сидела в интернете. Всё прислушивалась – не раздаются ли из комнаты сына какие-нибудь подозрительные звуки. Заходила к нему тихонько. Нет, на часах почти семь, а парень дрых без задних ног. Никаких новых переписок со странными заданиями больше не было. Получается, он всё же обманывал меня, когда говорил, что рано вставал по собственной воле.

У них в школе странное увлечение ранними подъёмами уже прошло. Но я всё равно под фальшивым именем отслеживаю школьные новости в соответствующей интернет-группе. Контроль с моей стороны теперь полный, но не афишируемый. Договорились с сыном, что он обязательно расскажет мне о каждом друге в интернете – кто такой и откуда взялся.

Из письма Ангелины
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №27, июль 2019 года