Заслуженная Муся Российской Федерации
25.07.2019 17:10
ЗаслуженнаяВ кинематографических кругах её в шутку называли «самой народной незаслуженной артисткой». Марию Виноградову очень любили простые зрители, но не хотели признавать чиновники от искусства. Своё первое и единственное официальное звание она получила только в 65 лет. Коллеги по профессии ласково называли её Мусей даже в почтенном возрасте, а ещё прозвали Мухой – за миниатюрность и какую-то детскую непосредственность характера. За более чем полвека работы в кино Муся снялась в 110 фильмах, переиграв множество ролей простых женщин – уборщиц, дежурных, соседок, деревенских тёток, старушек.

Ёжик в тумане

Виноградовой доставались в основном маленькие роли, но сыграны они были ярко, эксцентрично и запомнились надолго.

Мария Сергеевна с её «хрустальным» голосом принцессы пришлась впору мультипликации и дубляжу. Среди озвученных ею анимационных персонажей и дядя Фёдор из Простоквашина, и Ёжик в тумане, и ещё десятки рисованных и кукольных зверушек и человечков. Голосом актрисы говорят на русском языке такие звёзды советского и мирового кино, как Софико Чиаурели, Одри Хепбёрн, Джина Лоллобриджида. Почти все мальчики в зарубежных фильмах тоже были озвучены Виноградовой.

Но то, что она успела сделать в искусстве, демонстрирует лишь малую часть её возможностей. Чуть ли не единственная большая роль Виноградовой в фильме Николая Губенко «Из жизни отдыхающих» показала, каким диапазоном красок – от драмы до гротеска – владела эта уникальная актриса.

Увы, всё это оказалось не нужно нашему кинематографу.

Маша-Коза

Мария Виноградова родилась в 1922 году в городе Наволоки Ивановской области. Самая маленькая дочка в семье была и самой озорной. Её даже прозвали Маша-Коза: однажды девчонка перелезла через забор в чужой огород и там её так боднула коза, что та вылетела обратно.

С детства Муся любила всех копировать и передразнивать. Ей всегда хотелось выступать – в школе занималась в разных кружках, в хоре взрослых своим звонким мальчишеским альтом запевала: «Каховка, Каховка, родная винтовка…»

Впервые вышла на сцену в детском саду со стихотворением о Ленине. На маленькую девчушку нацепили огромный бант и вытолкнули к зрителям. Но она не засмущалась, читала довольно бойко.

После окончания десятилетки поехала поступать во ВГИК. Муся оплошала: начала читать набившую оскомину «Ворону и лисицу», а когда её остановили, принялась за «Стихи о советском паспорте», которые тоже читали все. Но крохотная девчушка не растерялась и зажигательно сплясала «Калинку». Комиссия была покорена: из нескольких десятков абитуриентов приняли только Мусю и двух парнишек.

Виноградова окончила второй курс, когда началась война. Институт эвакуировали в Алма-Ату. Студенты жили очень трудно, голодали. Ребята с художественного факультета рисовали поддельные продуктовые талоны, ведь тех 400 граммов хлеба, выдававшихся по карточкам, им, молодым, конечно не хватало.

В профессии

Работать в кино Муся начала ещё на первом курсе: её учитель Лев Кулешов снял ученицу в своей ленте «Сибиряки». А на четвёртом курсе, в 1943-м, Виноградова сыграла в фильме Кулешова «Мы с Урала» – об учениках ремесленного училища, работавших в дни войны в тылу. Мусина работа была заметной, темпераментной, но картину разругали критики, и на экраны её не выпустили.

После института Мария Виноградова устроилась в только что открывшийся Театр киноактёра, и вскоре её неожиданно пригласили сниматься в Польшу. Писательница и режиссёр Ванда Якубовская делала фильм об узницах нацистского концлагеря, Виноградова играла роль Нади, советской девушки-заключённой.

Вернувшись в Москву, Муся оказалась без работы – и это несмотря на диплом ВГИКа с отличием. Кулешов сделал своей ученице прописку в жилом доме киностудии имени Горького. Некоторое время студия платила за комнатушку, которую снимала актриса, но потом перестала. Виноградовой вместе с несколькими коллегами по театру пришлось поехать в Потсдам, в театр Группы советских войск в Германии. Три года, проведённые в ГДР, стали для актрисы хорошей профессиональной школой: ставился очень интересный репертуар – и классика, и современные пьесы.

Из Германии Виноградова снова вернулась на сцену Театра киноактёра, где играла до самого развала театра в 1991 году. Труппа была огромной – 200 человек, но реально работали единицы, остальные жили только гастрольными концертами и творческими встречами. Когда начался разлад и раздел труппы на два коллектива, Муся подала заявление об уходе.

Но Виноградова не потерялась – её всегда выручало кино. Снималась она непрерывно, иногда за год участвовала в нескольких картинах.

С особой теплотой Мария Сергеевна вспоминала работу с Василием Шукшиным в «Калине красной». Режиссёр поручил ей роль жены Петра, брата Любы – невесты Егора Прокудина. Шукшин очень любил, когда актёры на площадке импровизировали, а импровизация была коньком Муси Виноградовой. Она много чего напридумывала, это было снято. Но материала получилось почти на две серии и Шукшина заставили многое вырезать, в том числе и большинство сцен с Мусей.

Виноградову сниматься приглашали много, даже в 1990-е, когда начался развал кино. Она никому не отказывала – и не из-за жадности, а потому что просто не умела сказать «нет». И ещё потому, что знала: откажешься раз, два, а потом и приглашать перестанут – выпадешь из обоймы. С улыбкой говорила: «Наверное, никто не хочет играть бабушек, вот меня и вызывают». И свою очередную киностаруху старалась сделать озорной, острой на язычок – ведь так интереснее и актрисе, и зрителю. Такова, например, её медсестра Сергеевна в маленьком эпизоде фильма «Интердевочка».

Нечеловеческий голос

В детстве мама часто рассказывала Мусе сказки, в которых звери вели себя, как люди, разговаривали. Наверное, поэтому Виноградову потом потянуло к мультипликации, здесь она могла проявить свой весёлый характер, вволю поозорничать.

На «Союзмультфильм» Муся пришла ещё в конце 1940-х годов. В первый раз Виноградова озвучивала маленького котёнка, а её партнёра-кота играл знаменитый актёр Театра имени Вахтанова Рубен Симонов.

И её стали приглашать постоянно. В мультфильме сначала записывают звук, а потом прорисовывают движения, и чем интереснее сыграет актёр, тем ярче, выразительнее получится персонаж. Режиссёры дают актёрам полную свободу импровизации. Это была любимая стихия Муси Виноградовой, она находила множество неожиданных оттенков характеров, новые краски, какие не могла бы использовать в кино или театре.

Настоящей бедой актрисы было несовпадение её комической внешности с роскошным голосом – по этой причине играть героинь в кино и на сцене ей никогда не предлагали. И именно поэтому Мусе Виноградовой безумно нравилось дублировать героинь – победительных красавиц. Много лет она активно занималась дубляжом, работала по две смены в день. Муся продолжала озвучивать зарубежных красоток даже тогда, когда сама уже играла бабушек, – её голос продолжал оставаться молодым и красивым.

Дубляж в советские времена был очень серьёзной работой и делался, в отличие от современного озвучания, весьма качественно. Переводчик делал «рыбу» – дословный перевод текста, укладчик подгонял этот текст под артикуляцию губ актёров на экране, но самая трудная задача, конечно, возлагалась на актёра. Он ведь не просто читал текст за кадром: нужно было заново сыграть роль, пользуясь для этого только голосом.

Марии Виноградовой посчастливилось дублировать актрис в замечательных зарубежных картинах – американо-итальянской «Войне и мире» (1956), «Земляничной поляне» Ингмара Бергмана (1957), «Спартаке» Стэнли Кубрика (1960). Однажды Мусе даже довелось озвучить мужскую роль. Старенького артиста Георгия Тусузова, начинавшего эту работу, не решились лишний раз беспокоить, а позвонили Мусе, зная её склонность к подражанию.

Как-то раз в студию озвучания пришла американская актриса, сделавшая себе имя как раз на дубляже. На Западе, в отличие от нашей страны, нет актёров, занимающихся всем сразу: кто-то снимается в кино, кто-то работает в театре, на радио, телевидении, а другие озвучивают фильмы. Наши актёры в советские времена от скудости заработков старались подхалтурить везде. Американка рассказала, что смена у них продолжается три часа, при полном комфорте, с кофе, обедом, в уютных креслах, и деньги платят весьма приличные. Ничего этого у нас, разумеется, не было. Когда заокеанская актриса узнала, что Виноградова работает по 10–12 часов в день, она предположила, что та имеет гигантский доход. Муся не стала её разочаровывать.

Муж-антигерой

В конце 1940-х в ГДР Муся встретилась с Сергеем Головановым, замечательным характерным актёром. Вместе они работали в потсдамском театре, затем – в Театре киноактёра. Сперва долго присматривались друг к другу и поженились только через восемь лет. Поначалу семье негде было жить, снимали комнатку. В театре платили мало, в кино снималась только Муся, денег постоянно не хватало.

Виноградова любила ездить на «Мосфильм» на такси, а супруг запрещал жене так бездумно тратить деньги. Тогда Муся начала хитрить: ловила машину не у дома, а за углом, чтобы муж не увидел. Но Голованов догадался и как-то раз отправился за ней следом. Как только Виноградова подняла руку, он закричал: «Муся, я всё вижу!»

Сергей Петрович Голованов был старше жены на 13 лет. Когда-то в юности он окончил училище по специальности гипсолитчик и артистом быть вовсе не собирался. Но увлёкся самодеятельностью, играл в любительских коллективах, а потом перешёл в профессиональный театр. В начале войны Сергей Петрович ушёл на фронт, но через год его отозвали во фронтовой театр, который потом превратился в театр Группы советских войск в Германии.

Голованов с его аристократичными манерами и солидностью мечтал о сцене МХАТа, но не сложилось, и он оказался в Театре-студии киноактёра. Играл много и интересно, уже в начале 1950-х получил звание заслуженного артиста. С возрастом и по болезни Сергею Петровичу пришлось оставить сцену, из-за чего он сильно переживал.

Голованов обладал ярко выраженным типажом антигероя, поэтому занимали его в основном в отрицательных ролях: он играл фашистских офицеров, иностранцев, шпионов и вредителей. В кино начал сниматься поздно, после сорока пяти, но сразу стал очень заметен. Славу ему принесла роль шпиона-механика Горелова в очень популярном в своё время детективе «Тайна двух океанов», эта роль стала визитной карточкой Сергея Голованова.

Голованов дружил с актёром Станиславом Чеканом, оба обожали розыгрыши, был у них и коронный номер. Двое солидных мужчин заходили в вагон метро, садились, доставали газеты и начинали читать. Потом одновременно, словно по команде, начинали их яростно мять, шуршать на весь вагон. Неожиданно оба, опять же одновременно, успокаивались и продолжали читать как ни в чём не бывало. Разумеется, внимание всего вагона было в эти моменты приковано к двум эксцентричным личностям.

Характер у Сергея Голованова был сложный. С одной стороны – весельчак, лёгкий в общении человек, он частенько говорил своим близким: «Я ведь ангел, как я вас терплю?» С другой стороны – мог вспылить из-за любой мелочи, разругаться с близким другом на всю жизнь.

Дочь Оля родилась у супругов очень поздно: Мусе было 42, Сергею Петровичу за пятьдесят, и, как всякого позднего ребёнка, девочку безумно любили и баловали.

Когда Ольга пошла в актрисы, родители радовались и одновременно переживали, зная все подводные камни этой профессии. Ольга Голованова окончила ГИТИС, работала в Театре киноактёра, а после его развала стала заниматься озвучанием зарубежных фильмов – её голосом говорит Шарлота Йорк, героиня культового американского сериала «Секс в большом городе».

Гудбай, Америка

Мария Сергеевна Виноградова была очень энергичным, жизнерадостным человеком. Она всегда была готова работать, даже после двух инфарктов. Готова была куда-то бежать, выступать, иногда совершенно бесплатно. Обожала вкусно и много готовить, угощать гостей. Муся очень хорошо вязала, успевая заниматься этим на озвучании, когда дублировались части фильма, где она не была занята.

В московском доме на улице Черняховского жили только актёры и режиссёры, жили как одна большая семья – несмотря на ссоры и раздоры. Но к началу 1990-х жильцы дома начали уходить один за другим: Голованов, Гайдай, Пельтцер… В 1992-м в страшную автокатастрофу попали Майя Булгакова и Любовь Соколова. Булгакова скончалась в реанимации, а Соколова долгие месяцы пролежала в больнице.

Когда Любовь Сергеевна вернулась домой, Виноградова бегала к ней, делала массаж, растирала, кормила. И это притом что сама временами чувствовала себя очень неважно: пришла пора заняться собственным здоровьем, оставить работу и домашние дела, лечь на обследование, но это было не в её характере. А тут как раз предложили интересную работу – гастроли в Америке. За океаном Муся вместе с актёрами Театра имени Гоголя собиралась репетировать пьесу о Чернобыле.

В санаторий она всё же поехала, но лечение превратилось в работу: Виноградова давала там концерты с песнями и танцами. Домой вернулась ещё более уставшей, чем до лечения. Америки она так и не увидела.

Когда Мария Сергеевна умерла, многие отказывались верить: «Муха? Не может быть!» Ведь всего два дня назад её видели на «Мосфильме». Энергии и подвижности Муси завидовали даже молодые, поэтому весть о её смерти казалось неправдоподобной.

Похоронили Мусю, Муху, Марию Сергеевну Виноградову на Хованском кладбище, рядом с мужем. Коллег пришло много – Людмила Касаткина, Михаил Глузский, Любовь Соколова, Алексей Сафонов. Её все любили – из жизни ушла своеобразная актриса, добрый, талантливый человек.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №6, февраль 2012 года