Женщина, способная прыгнуть со скалы
23.10.2019 16:22
Женщина, способнаяПосле выхода на экраны фильма «Узник замка Иф» (экранизация романа «Граф Монте-Кристо») и криминальной драмы «Воры в законе» всё мужское население страны влюбилось в исполнительницу главных ролей, экзотическую красавицу восточного типа Анну Самохину. «Анна – очень страстная, эффектная, грациозная и сексуальная женщина, – так отзывались о Самохиной друзья. – Перед ней невозможно было устоять. Все её партнеры по сцене и киносъёмочной площадке влюблялись в неё по-настоящему».

С топором у двери

Родилась Анна Самохина (тогда Подгорная) в 1963 году в маленьком городке Гурьевске Кемеровской области, в простой рабочей семье. Отец – сталелитейщик с говорящим именем Владлен, мама служила в конструкторском бюро на заводе. Через год после рождения младшей дочери семья переехала в город Череповец Вологодской области. Родители устроились работать на металлургический комбинат.

Однажды Аню и её одноклассников повели с экскурсией на «завод» – посмотреть, как их родители и старшие братья трудятся на металлургическом производстве. Перед глазами девочки развернулось инфернальное зрелище – некое подобие ада, в котором, подобно чертям, в невероятной жаре, среди расплавленного металла и летящих искр, двигались призрачные тени. В этих демонических созданиях невозможно было различить черты близких людей. На Аню картина произвела сильное впечатление.

«Наша семья поселилась в семейном общежитии, – вспоминала Самохина. – Места было мало, поэтому мы с сестрой, как щенята, спали на матрасах в углу общей кухни. Отец пил так, что годам к тридцати стал законченным алкоголиком. Пьяные драки, крики, женский визг, мат и звон разбитого стекла – всё это было привычным для нас, не пугало и не удивляло. Люди спивались, а то и вешались, как, например, наша соседка».

Однажды, когда родители работали в ночную смену, в соседней комнате началась пьяная драка, и один из её участников стал стучать во все двери. Самохина рассказывала: «Люди были настолько перепуганы, что никто, конечно, не вышел. И вот он начал ломиться в нашу дверь. Сколько мне тогда было? Наверное, лет пять. Я помнила, что у родителей где-то под кроватью лежал топор. Побежала, вытащила его и встала у двери. Кто-то из соседей вызвал милицию, часа через два приехал наряд, этого человека забрали, но я так перепугалась, что просидела с топором в руках до утра, пока не пришли родители, и всё думала: вдруг он вернётся и сломает нашу дверь?»

Когда Анне было семь лет, отец умер. Мать воспитывала дочерей одна.

Страшилище с ушами

Об актёрской карьере Аня стала мечтать с тринадцати лет. В пятнадцать её мечта осуществилась – она поступила в Ярославское театральное училище. Во время учёбы познакомилась с однокурсником, 24-летним красавцем Александром Самохиным, и в шестнадцать лет вышла за него замуж.

В то время Анечка Подгорная понятия не имела о своей красоте. Одевалась бедно, была худенькой и маленькой, видела себя дурнушкой. «Красоткой я себя никогда не считала. Мне казалось, у меня всё не так, но я никогда на этом не зацикливалась. Много училась, была постоянно чем-то занята. Конечно, старалась выглядеть поинтереснее. Например, в восьмом классе начала завивать и осветлять волосы. Красок тогда не было, поэтому я осветлялась перекисью водорода. И усердствовала до тех пор, пока не стала рыже-жёлтого цвета».

По окончании училища в 1982 году супруги Самохины были направлены на работу по распределению в Ростов-на-Дону, в Ростовский ТЮЗ. «Она замечательно играла старушонок. Молодая, красивая девчонка, а согнётся в три погибели, ручонки дрожат, рот шамкает… Я, помню, обхохоталась, когда Анька на просмотре изобразила Бабу-ягу, – вспоминает коллега по театру Маргарита Лобанова. – Она ведь хорошая характерная актриса. Анчутку играла – это страшилище с огромными ушами. А ещё кикимору болотную».

Во «взрослых» спектаклях юной актрисе доставались эпизодические роли. В «Уик-энде с убийством» Анна, хорошенькая стройная девушка, прохаживалась по сцене с теннисной ракеткой. Была ещё юная стервочка Ляля, жестокая и красивая девушка в спектакле «Дорогая Елена Сергеевна» – о том, как группа выпускников доводит классную руководительницу до самоубийства.

Аня как-то незаметно для коллег умудрилась родить дочку Сашу, которую назвали в честь папы – Александра Самохина. «Саша Анечку боготворил, – говорит Маргарита Лобанова. – Они были красивой парой. Саша как-то не состоялся в актёрской профессии. Зато очень хозяйственный. Всю мебель в комнате сам сделал или переделал. У всех в комнатах столы-тумбочки стандартные, а у них – с витыми ножками. Поделки мастерил и продавал, чтоб лишнюю копеечку в семью принести».

Серая мышка

После рождения ребёнка роли Самохиной в театре тут же отдали другой актрисе, хотя Аня вышла на работу уже через два месяца после того, как стала мамой. У актрисы началась депрессия – ей казалось, что на карьере можно поставить крест, даже уговаривала мужа уехать за границу.

На главную роль в картине «Узник замка Иф» искали актрису восточной внешности. В поисках героини ассистенты Одесской киностудии прочёсывали провинциальные театры. Один заглянул в Ростов. В ТЮЗе ему подсказали: «Есть такая, Аня Самохина с раскосыми кошачьими глазами». И вручили адрес общаги.

Смотрины чуть было не провалились. Аня встретила гостя с киностудии (её никто не предупредил о визите) в халатике, тапочках и с тазом грязного белья. Ассистент потом признался, что даже отдалённо не увидел в той взлохмаченной обитательнице общаги красавицу Мерседес. И вежливо попрощался. Но Аня крикнула вслед ассистенту: «Я не всегда такая страшная! Подождите, у меня есть хорошие фото!»

В Одессе на пробах её сняли на советскую плёнку «Свема» производства Шосткинского химкомбината. Потом пришёл второй вызов. В этот раз на Анну выделили импортную плёнку «Кодак». Эффект был поразительный. На «Кодаке» Самохина выглядела настоящей красоткой.

«Странный взгляд раскосых глаз. Неясный и опасный. Нечто шальное проскальзывало в нём. Именно такой я хотел видеть свою Мерседес, – вспоминает режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич. – Самохина была гиперсексуальна! Передо мной стояла Мерседес, способная прыгнуть со скалы. На пробах я дал ей самую сложную сцену. Самохина, подавленная своими неудачами в кино, начала смущаться, выглядела просто забитой. Я думаю: ведь и раньше её пробовали, но роли не давали, значит, неслучайно. И тут Анна, заметив мой скептицизм, поняла, что сейчас всё потеряет, и с такой страстью прочитала монолог, в нём прозвучало столько страдания, что я ахнул».

После успеха фильма «Узник замка Иф» режиссёр Юрий Кара пригласил Самохину на главную роль в боевике «Воры в законе». Картина собрала в прокате около 40 миллионов зрителей. А критики разругали её в пух и прах: китч, примитив… Актриса вспоминала: «Я благодарна судьбе за то, что попала в этот фильм, он принёс мне популярность. Однако с героиней фильма у меня нет ничего общего – ни одного взгляда, шага. Я человек верующий, христианка. Много лет спустя смотрю на себя в этой картине и думаю: боже, какое чудовище! Но если бы меня снимали, какая я есть, то было бы совершенно неинтересно. Я обычный человек, не экзальтированный, не избалованный, не люблю больших компаний».

Классическая красавица

Среди дальнейших киноработ актрисы можно выделить роли в экранизации пьесы «Дон Сезар де Базан» (режиссёр Ян Фрид), где партнёрами Самохиной были Михаил Боярский и Юрий Богатырёв. А ещё – в исторической драме «Царская охота», снятой Виталием Мельниковым, в которой она сыграла княжну Тараканову. Классическая красота Самохиной удачно сочеталась с пышным антуражем костюмных фильмов.

В 1989 году, оставив ростовский театр, Самохина с мужем переехали в Ленинград. В городе на Неве Самохина устроилась в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, впоследствии получившего название «Балтийский дом».

К началу 90-х годов Самохина была уже одной из самых снимаемых актрис российского кино, причём все роли центральные. С 1990 по 1993 год она умудрилась сняться почти в трёх десятках картин самых разных жанров. Но в то время российское кино переживало кризис. Хотя фильмов снималось много, но успешных среди них практически не было. Самохиной всё чаще приходилось довольствоваться тем, что предлагали. К тому же многие картины даже не выходили на экран.

Анна Самохина – одна из самых красивых актрис российского кино, и режиссёры часто предлагали ей сыграть в эротических сценах. Она согласилась на это лишь однажды – в фильме «Царская охота». А после требовала, чтобы в откровенных сценах её заменяла дублерша.

Удивительно, что Анна Самохина в жизни умела быть и сексапильной красоткой, и незаметной серенькой мышкой. Она не любила, когда посторонние вдруг узнавали её на улице и клянчили автограф или приглашали в кафе.

Вне съёмок и театра Анна одевалась удивительно скромно и неброско. Красилась чуть-чуть. В таком виде её было невозможно заметить в толпе, а ей именно это и требовалось. Превращаясь в невидимку, могла гулять по улицам города, заходить в магазины и на рынки, делать покупки.

Люблю страшных!

Первая любовь случилась с Анной ещё в подростковом возрасте. Роман бурно обсуждала вся школа, и её маму не раз предупреждали: «Смотрите, догуляются!» Но, как вспоминала актриса, дело не дошло даже до поцелуя.

С первым мужем Анна прожила 15 лет. Как любой женщине, ей хотелось иметь рядом сильное плечо. Александра Самохина таковым назвать нельзя, он очень мягкий: «Как скажешь, дорогая, так и будет, решай сама». И Аня решала. В общем, брак, как часто бывает, разбился о быт. Но Александр недолго горевал. Поехал в родной Владикавказ, разыскал свою первую любовь Светлану – та после развода осталась с двумя детьми – и женился. Привёз их в Петербург, в отремонтированную квартиру.

В 1994 году Самохина вышла замуж за бизнесмена Дмитрия Конорова, владельца кафе в Санкт-Петербурге. Вместе они организовали новую киностудию «Диапазон», где Анна Самохина являлась художественным руководителем. Коноров помог актрисе организовать собственный ресторанный бизнес. Однако Самохина быстро поняла, что этот бизнес требует полной самоотдачи, чтобы дела шли хорошо, нужно постоянно следить за всем самой, а это сильно отвлекало её от творчества. После семи лет брака она с Дмитрием рассталась, а рестораны продала.

Любовные отношения Самохина имела в разные годы с актёром Арнисом Лицитисом, актёром и телеведущим Дмитрием Нагиевым, актёром и продюсером Константином Кулешовым. Роман с Лицитисом возник и развивался после съёмок «Узника замка Иф». С Нагиевым же она в 1995 году исполнила несколько песен и записала совместный музыкальный альбом.

О романах Анны знал её первый супруг Александр Самохин: «Дмитрий Нагиев не был для Анны серьёзным любовником. А вот с Лицитисом возникли серьёзные отношения. Но Арнис был порядочным человеком и не собирался уходить из семьи. Любовные связи у актёров – дело житейское. Мы по шесть месяцев находились в разных концах страны. И у меня тоже случались романы. Почему мы с Аней расстались? Не каждая женщина может устоять, когда ей предлагают золотые горы. Тех денег, которые я зарабатывал, было недостаточно. Вот она и выбрала себе другого спутника».

С 2004 года Анна Самохина жила фактическим браком с одним из своих старых приятелей, Евгением Фёдоровым (бывший заместитель начальника Пулковской таможни), но и эти отношения оказались неудачными, и в 2006 году они расстались.

«Я люблю не просто некрасивых, а даже страшных! – признавалась актриса. – У мужчин, обладающих красотой, с мозгами значительно хуже. Страшненькие компенсируют недостаток красоты чем-нибудь другим, что для меня значительно важнее… Мужчина моей группы крови – толстенький, маленький, лысый. Я им нравлюсь. Однажды Стас Садальский, увидев меня со вторым мужем, сказал: «О, красавица и чудовище», – и муж не мог ему этого простить всю оставшуюся жизнь».

Не женский характер

Чёрная полоса в жизни актрисы началась, когда Самохина решила построить собственный дом. Продав квартиру, собрав все сбережения и взяв огромный кредит в банке, она приступила к осуществлению ещё одной своей мечты. Близкие отговаривали её, считая затею авантюрой. Как оказалось, вовсе не напрасно.

Самохина нарвалась на мошенников. В итоге актриса потеряла все свои накопления. Для неё это оказалось тяжёлым ударом. Сегодня врачи говорят, что, возможно, именно этот стресс спровоцировал страшную болезнь Самохиной.

В ноябре 2009 года актриса обратилась к докторам с жалобой на боли в желудке. Результаты обследования повергли всех в шок. У Самохиной диагностировали последнюю стадию рака желудка. Анализируя причины болезни, врачи говорили, что спровоцировать её могли многочисленные диеты, которыми актриса увлекалась всю жизнь. Возможно, свою роль сыграло и курение: Самохина была заядлой курильщицей.

Курс химиотерапии только ухудшил состояние актрисы. Тогда она решила прибегнуть к нетрадиционным методам лечения, в частности, пробовала лечиться голоданием. Но болезнь уже приняла необратимый характер. Анна Самохина сгорела буквально за несколько месяцев. Актрисе было всего 47 лет. 10 февраля 2010 года Самохину похоронили в Санкт-Петербурге.

Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, вспоминая Анну Самохину, говорил: «Анна была замечательным человеком, весёлым, талантливым. Она была, как сверкающий бриллиант, но при этом обладала очень сильным, совсем не женским характером. Так страшно, что болезнь забирает у нас таких талантливых, таких молодых. Видимо, профессия актёра все же опасна, поскольку грешна. Они лицедействуют, создают образы, придумывают души, которые любят зрители. А может быть, просто эти люди слишком прекрасны для нашего мира».

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №42, октябрь 2019 года