Стоп-кран трогать нельзя
10.11.2019 00:00
Иначе бабушку посадят в тюрьму

Стоп-кранМы с пятилетним внуком Максимом летом ездили в Новосибирск. Хотела, чтобы ребёнок прокатился на поезде, увидел метро, высотки, реку Обь и, главное, большой крытый аквапарк. Для меня катание с водных горок – самая большая радость, мечтала поделиться ею с Максимом. Правда, внук боялся отправляться в путь, он мальчик осторожный, но родители его уговорили.

Первым испытанием стала железная дорога: вокзал, суета, громкие объявления. И сам поезд напугал Максима. В вагоне он сначала прижался ко мне и, почти не двигаясь, тихо сидел на нижней боковой полке, даже не хотел общаться с девочкой Ксюшей, которая с мамой и тётей ехала в Анапу. Хотя обычно мой внук весьма галантный кавалер.

Освоился он через несколько часов. Ксюша научила его залезать на верхнюю боковую полку, потом Максим выяснил, как устанавливать столик внизу. Затем забрался наверх и уснул.

Утром сообщил:
– Мне понравилось спать под стук колёс. Поезд едет так быстро.

Сама я, честно говоря, спала плохо, всё время боялась, что Максим упадёт с верхней полки, лазила проверять, как он лежит. Кстати, среди ночи в вагон вошёл молодой мужчина в форме. Он выглядел встревоженным, сказал проводнице, протягивая билет:
– Нервничаю, ведь в первый раз еду поездом.

Проводница улыбнулась и повела его к месту, указанному в билете.

Лёжа на своей нижней полке, я подумала: «Молодец бабушка, что повезла внука. Теперь он не закричит через двадцать лет, входя в поезд, – впервые еду, спасите!»

Наш хостел, расположенный в высотном здании, находился в центре города. В номерах стояли обычные двухъярусные кровати, вызвавшие восторг у ребёнка. Сразу заявил:
– Спать буду наверху. У моего друга есть двухэтажная кровать, и у меня теперь тоже такая!

Максиму понравились и необычная мебель, и интересные настенные часы, и душевая кабина, которую он незамедлительно исследовал. Внуку было уютно в этом общежитии для путешественников, а что важнее радости ребёнка?

В первый день мы отправились на прогулочном теплоходе по Оби с высадкой на острове. Путешествие по реке понравилось обоим, только мне стало обидно, что не получилось сделать красивые снимки: Максим не любит фотографироваться, постоянно убегал из кадра.

На острове оборудован замечательный пляж. Пассажирам предложили остаться там, а потом вернуться к причалу и дождаться следующего рейса. Я была в восторге от аромата сосен, горячего песка. Но внук не дал мне вволю походить босиком по берегу, его не интересовал пляж, зато раздражали злые комары. Он хотел поскорее вернуться в город и взять напрокат самокат.

Оказавшись на Михайловской набережной, мы исполнили его желание. Лично я впервые каталась на самокате – в мои пятьдесят. Опыт оказался удачным, только довольно быстро устала.

Вечером гуляли по Новосибирску, город нам понравился: везде цветы и удивительное ощущение простора, широкие улицы, проспекты. Потом спустились в метро – в нашем краевом центре, Красноярске, его нет.

Максим возбуждённо вертел головой во все стороны, наблюдая, как состав нёсся через тоннель. Он не видел ничего, кроме чередования света и тьмы, не ощущал ничего, помимо скорости. Не замечая никого вокруг, болтал ногами, задевая сандаликами соседей. Люди улыбались.

На второй день пребывания в Новосибирске мы поехали в аквапарк. Максима заинтересовали браслеты, выданные на входе.

– Давай я своим браслетом закрою нашу кабинку, – предложил он.

Нехотя согласилась, чувствуя подвох. Но об этом позже.

В аквапарке Максим предпочёл находиться в детской зоне, оформленной в виде пиратского корабля. Ему понравились механизмы, вёдра и бочки, трубы и насосы, из которых бежала вода. Так и крутил многочисленные краны до позднего вечера, как настоящий водопроводчик. И был счастлив.

Горки, ради которых я привезла мальчика туда, заинтересовали его меньше – это если выразиться дипломатично. Спустившись с первой горки, он подбежал ко мне и сказал:
– Лера, она и так заворачивает, и в другую сторону… Я в шоке!
– Пойди на другую горку.
– Нет, – твёрдо сказал Максим. – Не хочу.

Да, главный жизненный принцип внука «предосторожность лучше лекарств». Он сам осторожен и требует этого от других. Всегда напоминает папе о необходимости пристегнуть ремень в машине, и папа выполняет. Кстати, один нехороший человек, которому Макс также напомнил о ремне безопасности, грубо ответил:
– Моя машина, что хочу, то и делаю. Не нравится, доставай из багажника свой самокат и езжай следом.

Но всё же пристегнулся.

Увы, ни бассейн с волнами, ни гидромассажные ванны, ни медленная река не воодушевили Макса, его полностью устраивала детская зона с пиратским кораблём. А главное, я так и не смогла затащить его в сауну и хаммам. Очевидно, стеклянные стены, за которыми виднелись люди, сидевшие на полках, напугали малыша.

А мне в хаммаме было хорошо! Там стоял плотный туман, густой белый пар окутывал помещение, ничего не было видно. И этот туман подействовал на меня волшебным образом: сесть бы, закрыть глаза, расслабиться, хотя бы на пять минуточек… Но внук, стоявший за дверью, чётко дал понять, что он сюда ни ногой.

Уходить из аквапарка Максим не хотел, отказывался наотрез. Но уже наступил поздний вечер, я была настроена серьёзно, внуку пришлось послушаться. Когда мы подошли к нашей кабинке, Макс попытался взять реванш. Насупившись, сказал:
– Открывай своим браслетом.
– Моим нельзя. Раз ты сам закрывал, можно только твоим.
– Ты меня рано домой уводишь, поэтому я тебе кабинку не открою!
– Но ведь там наши документы и деньги.

Этот аргумент подействовал, Максим приложил свой браслет к замку.

Потом была обратная дорога в Красноярск. Макс уже уверенно вёл себя на вокзале, сам катил наш чемодан. Когда ко мне подошёл мужчина и предложил услуги носильщика. Я кивнула на внука:
– У меня уже есть носильщик.

Сев в поезд, сказала Максиму:
– Мы посмотрели Новосибирск, нагулялись, накупались и завтра утром будем дома, а девочка Ксюша к этому времени только приедет в Анапу и окунётся в море. Представляешь, какая у нас большая страна?

В общем, путешествие удалось. Максим многое увидел впервые, изучил массу новых механизмов, в том числе выяснил, что стоп-кран в вагоне трогать нельзя, иначе бабушку посадят в тюрьму. Победил свой страх перед дорогой и поездом. А с горок прокатится в следующий раз.

Я узнала, что умею ездить на самокате, научилась залезать на верхнюю боковую полку и покупать жетоны в метро. И что Макс хороший попутчик в дороге, который поможет найти нужный путь и вовремя вытащит карточку из банкомата.

Вечером после приезда поговорила по телефону с подругой, та заметила:
– Чтобы отдохнуть, тебе надо ездить одной. Слышу по голосу – жалеешь: по горячему песку не походила, в хаммаме не посидела. У тебя был такой тяжёлый год, надо поправлять здоровье. Пусть родители возят мальчика.
– Да ты что, им некогда, бесполезно просить. Слушай, а самолёт ведь быстрее поезда? С радостью слетаю с внуком куда-нибудь. Я вообще обожаю авиацию, особенно момент, когда взлетаешь. И когда все аплодируют пилотам после посадки. Сама хлопаю всегда дольше и громче всех.

Нет-нет, я решила: буду путешествовать только с Максом. Он должен привыкнуть к дороге, потому что дорога – это жизнь.

Из письма Валерии Лудцевой,
г. Дивногорск, Красноярский край
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №45, ноябрь 2019 года