СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Что такое настоящий феминизм, и как отличить его от фальшивого
Что такое настоящий феминизм, и как отличить его от фальшивого
21.11.2019 11:42
Что такое настоящий феминизм, и как отличить его от фальшивогоПожалуй, нет ни одного общественного движения, вокруг которого не собиралось бы столько пены. Идеи феминизма искажаются, как никакие другие. За что же и против чего на самом деле борются эти женщины?

Страшные, одинокие, злые
– Вы на съезд лесбиянок приехали? – спросила меня администратор гостиницы, когда я регистрировалась.
– Нет, на конференцию феминисток.

Дама поджала губы, словно подумала: разве это не одно и то же?

Коллеги потом шёпотом спрашивали: «А что, феминистки действительно все страшные, мужеподобные, одинокие и злые?» И очень удивлялись, когда узнавали, что конференцию организовали молодые, энергичные, умные, одна краше другой, сотрудницы Института философии. Все они замужем, имеют детей. Участницы конференции оказались им под стать.

Это случилось в конце восьмидесятых годов. Но и сегодня в представлении многих людей феминистки:
– против семьи, они хотят, чтобы работа для женщин была важнее;
– ненавидят мужчин и хотят их морально кастрировать;
– отказываются носить бюстгальтеры, брить подмышки, пользоваться косметикой;
– обращаются в суд, если мужчина поцеловал им руку или помог выйти из автомобиля;
– это извращенки;
– это те, кто устроил панк-молебен в храме Христа Спасителя;
– те, которые с голой грудью протестуют против чего-то там…

На самом деле всё это не имеет никакого отношения к феминисткам, которые спокойно делают своё дело и даже иногда добиваются успехов.

«Продаётся жена»
Сейчас такое трудно представить, но ещё в XIX веке женщина вообще не считалась полноценным человеком. Её воспринимали как нечто среднее между ребёнком и домашним животным. Сначала она принадлежала отцу, а после свадьбы – мужу. В Англии, например, можно было продать жену с аукциона. И, кстати, последний раз это случилось в 1913 году.

Даже лучшие умы того времени были уверены, что дамы – люди второго сорта. Фридрих Ницше, например, писал: «Если женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в её половой системе что-нибудь да не в порядке». Австрийский философ Отто Вейнингер считал, что «самый низкий мужчина выше самой достойной женщины».

В России было немногим лучше. Дамы не имели паспортов и по своим правам приравнивались к несовершеннолетним детям. Например, жена должна была следовать за супругом, если тот менял место жительства. Так что поступок жён декабристов, которые отправились за мужьями в Сибирь, возможно, не столько подвиг, сколько соблюдение норм того времени.

То есть женщина, как правило, была существом бесправным, она практически не имела возможности самостоятельно строить свою жизнь. За редким исключением вроде матери Тургенева, богатой помещицы Варвары Лутовиновой.

Но терпение человека не безгранично. И в конце XIX – начале ХХ века в США и Великобритании начались массовые митинги суфражисток, которые провозгласили: «Все мужчины и женщины созданы равными».

Вторая смена
Русские женщины получили гражданские права значительно раньше, чем их сёстры на Западе. Ведь в Европе даже право голосовать на выборах дамы получили лишь после Второй мировой войны, и то не везде и не сразу. В Швейцарии – в 1971 году, а в Лихтенштейне и вовсе в 1984-м.

У нас уже после Февральской революции женщины могли подавать свой голос на выборах. А с приходом к власти большевиков женщина получила дополнительные права, что фактически уравняло её с мужчиной. Казалось бы, больше не за что бороться.

Но вместе с правами пришли и обязанности. Теперь прекрасный пол стал трудиться наравне с сильным. Плюс рожать и растить детей, вести домашнее хозяйство. Учёные подсчитали, что на «вторую смену», то есть домашние дела, женщина тратит 23 года своей жизни. Это сейчас. А сколько она стояла у плиты до и после войны, когда быт был организован далеко не так хорошо, как теперь?

Фильмов, воспевающих сильных женщин, снимали много – да и попробуй в те времена не быть сильной. Но все сюжеты в основном сводились к тому, что в конце концов представительница прекрасного пола обретала своё «женское счастье».

Но уже стали появляться фильмы, где женщин волновали не только любовь и семья. Например, в картине «Светлый путь» героиня Любови Орловой, неграмотная деревенская девушка, становится передовой ткачихой, и её награждают орденом Ленина. В «Гусарской балладе» Шурочка и вовсе переодевается в корнета и идёт на войну. Там она доказывает, что может сражаться не хуже мужчин. В фильме «Начало» некрасивая и нелепая Паша Строганова становится актрисой, играет Жанну д’Арк и доказывает, что нельзя судить о человеке по его внешности.

Словом, к середине прошлого века в девичьих умах плотно укоренилась мысль: жизнь не ограничивается семьёй и любовью к мужчине, нам доступно всё её многообразие.

Контейнер для потомства
Это прозвучало как гром среди ясного неба. Я училась тогда в седьмом классе. Стояло лето, я листала какой-то журнал. И вдруг в глаза бросается фраза: «Высшее предназначение женщины – рожать детей».

Как? Почему? Нет, я не против детей, но как же профессия, путешествия, поиски смысла жизни и своего места в ней? Выходит, если ты женщина, то являешься не более чем контейнером для вынашивания потомства?

Я пыталась рассуждать. Если предназначение женщины – рожать детей, то главная функция мужчин – оплодотворять её. Но тогда чем же мы отличаемся от животных, смысл жизни которых умещается в три слова – родиться, размножиться, умереть? А зачем в таком случае нам даны разум, чувства, желания, воображение? Для контейнера достаточно всего лишь чётко функционировать физиологически.

В восьмидесятых годах снова начали говорить о том, что «женщина должна оставаться женщиной», «надо вернуть её к домашнему очагу». Ну а те, кто по каким-либо причинам не создал семью, считались «бракованными», «никому не нужными».

Но феминистки никогда не выступали против семьи. Они лишь пытались доказать обществу, что женщина должна иметь выбор: посвятить себя мужу, детям – или реализоваться каким-нибудь другим способом. И любое её решение достойно уважения.

Впрочем, все эти призывы «вернуть женщину к очагу» – разговоры в пользу бедных. Ни тогда, ни теперь общество не готово отказаться от огромного трудового ресурса, который представляют женщины. И начавшаяся перестройка это доказала.

На первый взгляд кажется, что в XXI веке проблемы, над которыми бились наши матери и бабушки, уже решены. Равные права мужчин и женщин закреплены законодательно. «Вторая смена» стала значительно легче: появилось много бытовой техники, недорогих кафе и ресторанов, а главное – изобрели одноразовые подгузники для детей.
Снят психологический прессинг: сегодня на одинокую женщину уже не смотрят как на «бракованную». Многие замужние дамы могут выбирать – работать, посвятить себя семье или совмещать одно с другим.

Появился новый тип женщин – они называют себя постфеминистками: свободные, напористые, сексуальные. Они хорошо зарабатывают, любят мужчин и часто используют женственность для достижения собственных целей. Типичные представительницы этого направления – героини сериала «Секс в большом городе».

«Сама виновата»

Но значит ли это, что феминизм исчерпал себя?

На самом деле ещё много нерешённых проблем. И главная в наше дни – это домашнее насилие. По данным правозащитного центра «Анна», примерно каждая пятая женщина страдает от побоев и издевательств в семье. В ленте новостей – что ни день, то сообщения одно страшнее другого: «муж отрубил жене руки», «бил её до тех пор, пока не умерла», «доцент пытался избавиться от фрагментов тела девушки».

Лишь пять процентов жертв насилия обращается в полицию. Женщина знает: там её не защитят, а муж придёт в ещё большую ярость.

Вот уже два года избиение женщины не является уголовным преступлением, за него грозят всего лишь штраф или административный арест. Закон о профилактике домашнего насилия обсуждается уже несколько лет. Сегодня он снова отправлен на доработку: Госдума усмотрела возможность злоупотребления со стороны жертв. Женщины – они такие: подобно унтер-офицерской вдове, могут сами себя высечь.

Изнасилование – ещё одна серьёзная проблема. По данным Генпрокуратуры России, в прошлом году было зафиксировано 3374 случая преступлений такого рода. По мнению правозащитников, эти цифры занижены вдвое: в полиции заводят только те дела, которые легко раскрыть. Кроме того, из восьми изнасилованных женщин обращается в правоохранительные органы только одна. Ей, только что пережившей шок, приходится по нескольку раз рассказывать во всех подробностях о случившемся. Проходить унизительную медэкспертизу. Опасаться мести насильника, который до суда остаётся на свободе.

А самое главное, на каждом этапе ей будут давать понять, что она «сама спровоцировала». Известно, что именно после обращения в полицию происходит самое большое количество самоубийств среди изнасилованных женщин.

А феминистки утверждают жёсткий принцип отношения к проблеме изнасилования: за своё поведение ответственен только сам насильник.

Предвижу вопрос: а почему общество должно защищать женщин? Они хотели равноправия, они его получили.

Ну, во-первых, потому что женщина слабее мужчины в физическом плане. Во-вторых, она вынашивает, рожает и растит ребёнка – её физиологические функции никто не отменял. И в этом положении она очень уязвима.

Шеф-ловелас
По некоторым данным, в нашей стране каждая четвёртая женщина в провинции и каждая третья в Москве и Санкт-Петербурге подвергалась домогательствам на работе. Некоторые признавались, что им приходилось заниматься сексом с начальниками, чтобы сохранить место работы. Другие рассказали, что были уволены из-за нежелания «понимать» намёки директора.

В российском законодательстве нет определения, что же такое сексуальное домогательство. А ведь это не только попытки изнасилования, но и сомнительные шутки, жесты, звуки, которые могут оскорбить и унизить, намёки на секс за продвижение по службе. Многие женщины сталкиваются с этим чуть ли не ежедневно и вынуждены лишь молча глотать обиду.

Когда разразился скандал с голливудским продюсером Харви Вайнстайном, некоторые наши дамы говорили: «Ну, феминистки совсем с ума сошли. Теперь мужчина будет бояться сделать комплимент – за это можно угодить за решётку».

Они, конечно, лукавят, наши дамы. Любая женщина отличит искренний комплимент от непристойного предложения или скабрёзной шутки. Это во-первых.

Во-вторых, о домогательстве можно говорить, только когда оно проявляется к человеку, зависящему от агрессора. Одно дело, если вам вслед присвистнет хулиган на улице. И другое – если так поведёт себя шеф. Начальнику вы не можете ответить так, как хотели бы, без риска потерять работу.

Все мужики – сво…?
Увы, многие инициативы феминисток не достигают цели именно потому, что их не поддерживают сами женщины. Некоторые из нас, сознательно или нет, считают себя людьми второго сорта – по сравнению с мужчинами. Так, например, лишь 7 процентов представительниц прекрасного пола хотят работать под руководством начальника-женщины. Остальные предпочитают подчиняться мужчине.

По опросам, женщины входят в наиболее нежелательную группу претендентов на власть. Отношение к дамам-политикам примерно такое же, как к очень молодым, очень старым, слишком богатым и к бывшей советской номенклатуре. Не случайно в высших эшелонах исполнительной власти женщин – ничтожное количество. Число женщин-депутатов в Госдуме составляет 14 процентов. В Совете Федерации их всего 4 процента. Но даже это малое количество дам у власти дистанцируется от женщин-избирателей, опасаясь, что защита женских интересов понизит политический статус.

Феминисток не понимали и не принимали во все времена. Более того, любой протест женщин или даже хулиганская выходка некоторых дам приписывается феминисткам, как это было с «Пусси Райот» или украинской группой «Фемен».

Но, может быть, самый большой урон движению наносят примкнувшие к нему мужененавистницы. Эти дамы не любят мужчин просто за то, что те существуют. Это они требуют отказаться от косметики, от помощи мужчины донести тяжёлые сумки или открыть перед ними дверь. Именно из-за таких деятельниц женское движение дискредитировано, а слово «феминистка» превратилось в ругательство.

На самом деле феминистки вовсе не против мужчин. И не считают, что все они – сво… Наоборот, они сочувствуют сильному полу. На мужчин ведь тоже давят стереотипы. Например, существует стереотип, что он должен содержать семью. А если женщина зарабатывает больше? Помните истерику Гоши в фильме «Москва слезам не верит», когда он узнал, что Катя – директор фабрики?

На Западе к такому раскладу относятся спокойно: сегодня ты получаешь больше и содержишь семью, а завтра, возможно, ситуация изменится.

Феминистки не стремятся к тому, чтобы мужчины и женщины поменялись ролями. Они хотят, чтобы люди избавились от ролей вообще. И жили так, как им удобно.

Сегодня положение понемногу меняется: я часто вижу молодых мужчин, которые гуляют в парке с детьми, делают покупки в супермаркетах. И женщин, которые настроены получить профессию, а не искать богатого мужа. Так что можно сказать: маленькие шаги феминисток медленно, но верно меняют наш мир к лучшему.

Нина РУСАКОВА,
Психолог
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru


Опубликовано в №46, ноябрь 2019 года