Этот сериал президент посмотрел за одну ночь
05.12.2019 00:00
Этот сериалОдин из лучших российских режиссёров Александр Митта, снявший такие замечательные фильмы, как «Друг мой, Колька!», «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Экипаж», откровенно признаётся, что не любит сериальное кино. И до работы над сериалом «Граница. Таёжный роман» вообще ни одной мыльной оперы не смотрел. А взяться за съёмки сериала его побудил трезвый расчёт: художественный фильм смотрят 50–70 тысяч зрителей, а сериалы привлекают к телеэкрану десятки миллионов. Расчёт режиссёра оправдался: многосерийный фильм «Граница. Таёжный роман» посмотрели 70 миллионов телезрителей. Потому что фильм получился великолепный.

Монте-Кристо с китайской границы

Ещё в 1997 году Александр Митта задумал кинофильм «Таёжный роман». Показал проект руководству канала ОРТ, но ему сказали: «Двухчасовой фильм нас не интересует, разверните в сериал, тогда возьмём». Режиссёр решил сохранить сценарий фильма, а для сериала придумал ещё две сюжетные линии – героинь Ренаты Литвиновой и Елены Пановой. В них меньше жёсткой энергии, зато больше иронии, юмора. Так сериал «Граница. Таёжный роман» стал первым совместным проектом Госкино и ОРТ. Телевидение дало деньги на саму съёмку сериала, а Госкино оплатил плёнку, звуковой киномонтаж, перезапись.

Позже на основе сериала был смонтирован полнометражный фильм «Таёжный роман», в котором сохранилась основная сюжетная линия, но были вырезаны некоторые эпизоды.

Стихи к песне, которая звучит в титрах «Ты неси меня, река», Митта написал сам, а исполняет её композитор и руководитель группы «Любэ» Игорь Матвиенко. Но оба оказались настолько скромны, что в титрах свои имена не поставили.
Вначале Митта предполагал сделать 12-серийный телефильм, действие которого должно было происходить в наши дни, а для того чтобы были понятны некоторые ситуации, первая серия, своего рода завязка сериала, относилась к 1970 году. Потом предполагалось продолжение: герой Гуськова не погибает, а через тридцать лет возвращается и начинает мстить своим врагам. Своего рода граф Монте-Кристо, только наоборот: злодей, вернувшийся, чтобы истребить людей, которые когда-то прервали его счастливую жизнь и обрекли на страшные мучения.

По этому проекту были написаны пять сценариев: два – Миттой, три – приглашёнными сценаристами. Но в ходе работы получилось так, что все восемь серий «Границы» выросли из той самой первой серии, действие которой происходит в 1970 году. К продолжению истории режиссёр остыл, оно стало казаться ему не очень интересным, тривиальным.

Моя мечта – поиграть в войнушку

В фильме разыгрываются настоящие шекспировские страсти. Три подруги, офицерские жёны, живут на границе в маленьком посёлке, у каждой своя судьба, свой характер. Но их объединяет не только трудная доля офицерских жён, но и то, что все они влюблены: Галя (Елена Панова) – в своего непутёвого мужа, Марина (Ольга Будина) – в молодого офицера, друга мужа, Альбина (Рената Литвинова) вообще постоянно забывает, что у неё есть муж, и страстно любит знаменитого певца Глинского, который приезжает с гастролями в их городок.

Посмотрев работу Алексея Гуськова в боевике «Волкодав», Митта писал роль капитана Голощёкина специально для него. У Алексея в роду все мужчины были офицерами, но сам он в армии не служил. Откосить помогла ошибка в медицинской карте. Там был записан диагноз: катаракта обоих глаз, и врачи решили, что болезнь приобретённая, значит, прогрессирует. А у Гуськова была катаракта врождённая и, следовательно, не представляла особой опасности.

Гуськовым сыгран поистине демонический персонаж – волевой и бесстрашный, эксцентричный и противоречивый. На протяжении всего фильма он шокирует зрителей своими поступками и взрывным характером.

В роли его жены Марины Голощёкиной Митта поначалу предполагал снимать Ингеборгу Дапкунайте, даже вёл с ней переговоры. Дапкунайте согласилась, а Митта передумал. Решил вообще не снимать в своём фильме всенародно любимых звёзд, и это притом что Дапкунайте была согласна работать бесплатно.

Марат Башаров, которому предложили роль лейтенанта Ивана Столбова, влюблённого в Марину, был в восторге от своей работы: «Наконец исполнилась заветная мечта моего детства: поиграть в войнушку в настоящем лесу, в настоящей форме и с настоящим оружием».

По совету своего сына на роль старшего лейтенанта Алексея Жгута режиссёр пригласил Михаила Ефремова. Герой Ефремова – разбитной, непутёвый парень, который не хочет служить в армии. Балагурит, пьёт. Проиграл в карты огромные по тем временам деньги – 20 тысяч рублей. Но тем не менее, персонаж очень понравился зрителям. Сам актёр считает, что здесь не только его заслуга: «Сценаристы очень хорошо выписали персонаж. К тому же я сам чем-то на него похож».

Роль Керзона, импресарио певца Глинского, Александр Митта писал в расчёте на Филиппа Киркорова. Но когда увидел Олега Безродного (продюсер Киркорова и Пугачёвой), то понял: лучше него никто эту роль не сыграет. И не ошибся.

Деньги и лягушки закупались мешками

Сценарий «Границы» режиссёр писал вместе с Зоей Кудрей («Ликвидация», «Адмиралъ», «Курсанты»). Работа над картиной началась с поисков места съёмок. А найти его было не так-то легко. Дело в том, что действие фильма происходит в семидесятые годы в дальневосточном гарнизоне на границе с Китаем, а следовательно, должна быть соответствующая обстановка: непроходимые леса, тайга, топкие болота и подходящие строения. На такую дальнюю командировку денег, разумеется, не было. К счастью, на Дальний Восток ехать не пришлось.

«Мой брат долгое время служил начальником гарнизона в Калужской области, – рассказывает Зоя Кудря. – Их военный городок делится как бы на старый и новый город. В старом городе уже лет двадцать не ремонтировали дома, и обстановка там такая, как нам и нужно было, – в духе семидесятых. К тому же городок окружают густые леса и болота. Я поговорила с братом и с Александром Миттой, на том и порешили: снимать будем в Шайковке». Таким образом не обозначенный на карте городок превратился в съёмочную площадку.

«Старый город» оказался действительно старым: полуразрушенные дома, облупленная краска, советская символика. Создавалось впечатление, что время здесь остановилось ещё лет тридцать назад. Все подъезды были исписаны нецензурными словами, и следовало бы вызвать маляра, но режиссёр решил: пусть сохранится реальный антураж. Оставили и все надписи перед клубом, памятки на стенах столовой, «Уголок контроля качества пищи» с фотографиями работников столовой и нормами суточного довольствия солдат: «макароны – 40 г., рыба – 120 г., поливитамины –1 г.».

В большом деревянном здании, напоминавшем барак, снимали квартиры трёх супружеских пар, вокруг которых и строится сюжет. После отъезда съёмочной группы окна заколотили, на дверях повесили замки, но это не помогло: большую часть оставшейся внутри мебели и реквизита всё равно растащили местные жители.

В одной из сцен герои Гуськова и Башарова увязают в болоте. В настоящем болоте снимать, конечно, было опасно. Тогда вырыли яму размером два на три метра, поставили туда деревянный ящик, наполнили жижей из соседнего болота, натаскали мха и ила. Но когда начали снимать, Митта крикнул: «Стоп! Не годится!» В кадре было видно, что берег совсем близко, ощущения опасности не возникало. Пришлось расширить яму, сделали ящик побольше. Актёры плюхнулись в эту гадость и барахтались в грязи два дня, пока снималась сцена. Под военной формой на них были специальные гидрокостюмы, но всё же приятного было мало. Боялись подцепить какую-нибудь заразу, но всё обошлось, только отмываться долго пришлось.

В эпизоде карточной игры в поезде в роли проигравшегося пассажира должен был сниматься Гарик Сукачёв. Накануне съёмок у Сукачёва разыгралась аллергия, отчего его невозможно было снимать даже в самом коротком эпизоде. Поскольку поезд для съёмок был уже заказан, Митте ничего не оставалось, как сняться в этой роли самому. Ситуация, похоже, действительно была безвыходная: Александр Наумович не принадлежит к числу режиссёров, которые любят мелькнуть в кадрах своего фильма, и камео здесь получилось совершенно случайно.

Кстати, деньги в фильме снимали настоящие. Разумеется, это были советские банкноты, не имеющие хождения в наши дни. Ассистенты за небольшую плату закупили на рынке целый мешок старых денег.

Купили и целый мешок лягушек, которые были необходимы для съёмок сцен на болоте и «опытов» капитана Голощёкина.

Ни одно земноводное в ходе съёмок не пострадало. Живыми вышли из огня и муравьи (в фильме фигурирует горящий муравейник), уцелели волки, которых в картине как бы убивают жутким способом. Стоимость полусотни лягушек обошлась группе в сумму большую, чем было заплачено иным актёрам. Лягушек два дня держали в мешке, а потом они начали «вянуть» и их пришлось отпустить.

Зато маленькая ящерка не стоила съёмочной группе ни копейки. Её отловил ассистент оператора, а затем ящерицу сняли в нескольких кадрах и отпустили.

Вообще в фильме было задействовано много живности. Кроме лягушек, ещё два ворона, ястреб, утки, зайцы, змея, муравьи и даже пиявки, а самое главное – волчата и волчица.

Я злой и страшный серый волк

С этими животными пришлось сложнее всего. Из Тамбовской области привезли пару двухмесячных волчат, а волка собирались брать из Театра зверей имени Дурова.

Начались съёмки. Настоящего волка группа не потянула финансово, дрессировщика вообще разбил радикулит. Была и ещё одна большая проблема: при работе с хищником пришлось бы огораживать большой участок леса, ибо даже цирковое животное, почувствовав свободу, могло рвануть на волю без предупреждения.

Тогда на съёмку вместе с дрессировщиком приехала собака породы хаски по кличке Метель. Волчата оказались очень дружелюбными, и Метель к концу съёмок стала им практически второй матерью: играла с ними, учила всяким собачьим повадкам. Но как только перед ней ставили миску с едой, обнажала челюсти, издавала грозный рык. Волчата смиренно ждали, пока их «мамаша» насытится. Именно этот факт и помог съёмочной группе снять рычащую, озлобленную волчицу.

По натуре Метель очень добрая собака. И еду у неё мог взять кто угодно, но только не четвероногие. Поэтому в фильме зритель видел её грозный звериный оскал, снятый крупным планом. Метель стояла в кадре пристёгнутой с помощью скрытого под шерстью ошейника, рядом с ней были зарыты в снег куриные кости, а из-под камеры к ней подносили волчат – так, чтобы их не было видно в кадре.

Сложной задачей было снять сцену нападения волчицы на капитана Голощёкина, изобразить настоящую схватку. Рисковать актёром было нельзя. Поэтому в этой сцене снялся кинолог, хорошо знающий повадки Метели. Но при этом собака всё равно не хотела бросаться на любимого хозяина. Тогда придумали такой трюк: под гимнастёрку дрессировщика поместили мешочек с куриными костями. Метель с разгону прыгала кинологу на грудь, тот прижимал её к себе, и они катились с трёхметрового обрыва.

И всё же природная доброта Метели не дала возможности полностью закончить съёмки. Когда ей надоело рычать и щетиниться, на помощь привезли её пятилетнюю маму Асю. В некоторых кадрах она дублировала четвероногую звезду сериала.

Также на счету у Аси была потрясающе отснятая финальная сцена, когда мёртвая волчица лежит на окровавленном капитане Голощёкине. Асю испачкали кетчупом, смешанным с гримёрной кровью, поскольку краска, используемая для людей, неправильно ложится на шерсть животного и даёт совсем другие оттенки. А чтобы придать собаке естественную неподвижность, пришлось сделать лёгкий наркоз под руководством опытного ветеринара.

Дрессировщик долго думал: как же сделать так, чтобы очаровательные хаски были внешне неотличимы от волков. Помогла сама Метель. Как-то, играя с мамой Асей, она заскочила в болотце и вылезла оттуда настоящим худым и облезлым таёжным волком. Тут же созрела идея испачкать собак в болотной грязи. Оставалось придать правильный окрас мордам. В ход пошёл самый обыкновенный растворимый кофе, перемешанный с золой. Получилось вполне реалистично.

Курьёз случился, когда снимали «погибшую» собаку. Пса-актёра усыпили, а рану изобразили при помощи клюквенного варенья. Прямо во время съёмки пёс вдруг пришёл в себя и принялся слизывать сладкое лакомство.

Эротику отменили

«Граница» была бы гораздо круче, если бы я снял ещё одну серию, – сетует режиссёр Александр Митта. – Но у нас закончились деньги и время. В сериале у Ренаты Литвиновой есть отличная сцена, где её героиня сходит с ума, но это всё быстро проходит. А я ещё придумал сцену, где она безнадёжно сумасшедшая, но когда к ней приходит любимый человек, вмиг выздоравливает. Точно знаю, что если б люди это увидели – слёзы просто хлынули бы из глаз».

Также поначалу были сняты эротические кадры с обнажённой Ренатой. Но в итоге всё полетело в корзину – продюсеры не позволили. Ведь «Границу» показывали в прайм-тайм, восемь часов вечера. Самое «детское» время.

Первыми зрителями фильма стали военнослужащие гарнизона в Шайковке. Они как профессионалы заметили некоторые ляпы, попавшие в сериал.

Офицеры, палящие в воздух и друг в друга, – явная сказка. Какой командир или замполит допустит такое? Разве только если в тюрьму очень хочется, ведь существует отчётность за патроны.

Если бы жена особиста (Альбина) крутила романы с солдатами, то в течение суток вместе с мужем, лишившимся погон, уехала бы назад, в родную деревню.

Странную героиню играет Татьяна Окуневская – чуть ли не фрейлину русской императрицы. Ведь на дворе семидесятые годы, а они с внучкой даже яичницу толком соорудить не могут. Неужели настолько оторваны от жизни?

В одной из серий мать-волчица нападает на молодого пограничника, нашедшего в логове её волчонка. Ему приходится от неё отбиваться и в итоге прикончить. На самом же деле волки-родители никогда не защищают волчат от человека: очень его боятся. Этот факт известен любому охотнику. Даже безоружный подросток может забрать волчат из логова.

По всему сериалу разгуливают офицеры Советской Армии – капитаны, майоры и полковники, а на головах у них красуются фуражки прапорщиков.

Неточности, конечно, есть, куда без них. Но фильм настолько полюбился зрителям, что на погрешности никто не обращает внимания. «Границу» смотрят вновь и вновь, восхищаются мастерством актёров, режиссёра, всей съёмочной группы. И никакое это не телевизионное «мыло», а полноценный многосерийный художественный фильм. Рассказывают, что президент Владимир Путин по совету домашних решил познакомиться с сериалом. Из-за большой занятости хотел посмотреть ночью только первую серию, но так увлёкся, что посмотрел сразу все восемь.

Режиссёру Александру Митте удалось создать удивительную, западающую в душу историю о любви. В «Границе» есть то, чего часто не хватает российскому кино и особенно сериалам: все герои – настоящие, за них переживаешь и радуешься, вместе с ними живёшь.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №25, июнь 2012 года